СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обустройство России.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обзор публицистической статьи Н.В.Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями ."Взгляды Н.В.Гоголя на на обустройство России .

Просмотр содержимого документа
«Обустройство России.»

ТЕМА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В. ГОГОЛЯ НА ПРИМЕРЕ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ».

Тема прошлого , настоящего и будущего ; тема государственного устройства является наиболее важной в творчестве Н.В. Гоголя . В публицистической книге « Выбранные места из переписки с друзьями » она занимает центральное место .

Книга была написана в то время , когда стремительно расширялись границы государства , когда Россия достигла успехов во внешней политике и обрела выход на мировую арену – все это привело к росту национального самосознанья , воплотившееся в различных сферах государственной жизни и культуры . На этом фоне довольно плачевно выглядят картины , которые рисует Гоголь в своем произведении , где он показывает глубокий кризис государства Николая 1 , всей его феодально-бюрократической системы . В книге дана ужасающая картина идущего к краху государства .Н.В. Гоголь пишет : «Уже крики на бесчинства , неправды и взятки – не просто негодованье благородных на бесчестных , но и вопль всей земли … ».

В период бурного нарастания революционных событий в Европе , обострившихся до предела социальных и политических противоречий в России , Гоголь предлагал довольно спорные средства достижения взаимопонимания и умиротворения противоборствующих сил . Гоголь был против насильственного переустройства жизни .Считал ,что не революциями и разрушениями преобразуется общество , не переменой внешних обстоятельств , а переменами во внутреннем мире человека . В письме Белинскому Гоголь писал : «…Общество образуется из само собою , общество слагается из единиц .Надобно , чтобы каждая единица исполнила должность свою … Нужно вспомнить человеку что он вовсе нематериальная скотина , но высокий гражданин высокого небесного гражданства . Покуда он хоть сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданина , до тех пор не придет в порядок и земное гражданство .»

Рецепты , которые пытается здесь давать Гоголь , не вызывают сомнений в своем утопизме , но при всем том нельзя не признать , что нравственный максимализм писателя , его мучительная любовь к своей родине позволили ему высказать здесь столько горькой правды о ее состоянии , сколько в русской подцензурной печати до него еще не говорилось . Эта книга пострадала от цензуры больше , чем любое из гоголевских произведений . Понимая , что изменить жизнь « никакими силами и орудиями » внешнего характера невозможно , писатель полем битвы объявляет за нее человеческую душу . Средством борьбы в этой битве оказываются самовоспитание , сила личного примера и слово , во всем его многообразии его форм : художественное , учительное и просто душевное . « Вы очень хорошо знаете , что приставить нового чиновника для того , чтобы ограничить прежнего в его воровстве , значит сделать двух воров на место одного. Да и система ограничения - самая мелочная система. Человека нельзя ограничить человеком ; на следующий год окажется надобность ограничить и того , который приставлен для ограниченья , тогда ограниченьям не будет конца … Нужно развязать каждому руки , а не связывать их ; нужно напирать на то , чтобы каждый держал сам себя в руках…».

В своей публикации Н.В. Гоголь ратует за укоренение монархического строя. Для разрешения этого вопроса особенно для нас интересна статья «О лиризме наших поэтов , где Н.В. Гоголь утверждает преимущество монархического строя перед республиканским . « Зачем нужно ,-пишет Н.В. Гоголь , ссылаясь на мнение А.С. Пушкина ,-чтобы один из нас стал выше самого закона ? Затем , что закон – дерево ; в законе слышит человек что-то жесткое и небратское . С одним буквальным исполнением закона недалеко уйдешь , нарушить же или не исполнить его никто из нас не должен , для этого-то и нужна высшая власть , умягчающая закон, которая может явиться людям только в одной полноценной власти .» Н.В .Гоголь очерчивает перед самодержавием круг подвижнических обязанностей монарха . « Все полюбивши в своем государстве до единого человека всякого сословья и званья, «-пишет Н.В. Гоголь .Он впервые в литературе обратил внимание на своеобразное отношение как русского народа , так и русского поэта к царю . Отношение трепетное , благоговейное , полное любви и преклонения .И Гоголь задает вопрос : « Откуда взялась эта любовь?

Видимо , действительно , русский человек , настолько уверовал в то , что монарх- помазанник божий , что его слова , его помыслы , действия , поступки были для русского человека святы . Вот , вероятно , где зародыш безынициативности , безвольности , бездействия русского человека . Безропотное выполнение сказанного «свыше» .

Не преувеличивает ли возможности монарха Гоголь ? «Все полюбивши в своем государстве , до единого человека всякого сословья и звания , и обративши все , что ни есть в нем , как бы в собственное тело свое , возболев духом о всех , скорбя ,рыдая , молясь день и ночь о страждущем народе своем , государь приобретет тот всемогущий голос любви , который один только может быть доступен разболевшемуся человечеству и которого прикосновение будет не жестко его ранам ,который один только может внести примирение во все сословия и обратить в стройный оркестр государство . Там только исцелиться вполне народ , где постигнет монарх высшее значение свое – быть образом Того на земле , Который Сам есть любовь « . Как видим , налицо полная идеализация монарха .Но вместе с тем мы понимаем , что эти строки могли иметь в свое время очень важное значение .Это было довольно смело –поучительное напутствие для царей .Мне думается , что и сейчас людям , обладающим определенной властью было бы весьма полезно почитать Н.В. Гоголя . Книга «поучает не только монарха «.Мы встречаем поучительные наставления к различным слоям общества ( к губернатору ,помещику ,писателю ,артисту и т. д.)И приходим к единому выводу : « Общество образуется само собою , общество слагается из единиц .Надобно , чтобы каждая единица исполнила должность свою ..»(из письма Гоголя Белинскому ).

В книге Н.В. Гоголь выступает как государственный человек .стремящийся к наилучшему устройству страны .где каждый должен исполнять свой долг на своем месте и тем глубже осознавать свою ответственность , чем выше это место . И, видимо ,не случайно это разнообразие адресатов писем –от светской женщины до государя .

Наиболее прямолинейно идея неограниченных возможностей духовного совершенствования человека выражена в статье « Христианин идет вперед». Ее главная линия глубоко оптимистическая и гуманистическая вера в силу человеческого духа , способного к преодолению любых трудностей .В своих «Мыслях , приходящих при чтении Библии « он писал : »Когда будет такое перерождение в человечестве из гнусных пороков к святой и беспорочной духовной жизни , то не нужно будет прибегать к законам , людьми установленными ,но они будут руководимы внутренним гласом совести ,и одного слова будет достаточно , чтобы возыметь новую веру друг к другу . Основная мысль гоголевской статьи о том ,что христианин должен всю жизнь учиться и совершенствоваться ,- была одобрена Н.Г. Чернышевским , который после чтения статьи Гоголя записывает в своем дневнике : «Мне кажется , что главная мысль христианства есть любовь и что эта идея вечная «.

Основную мысль статьи подхватывает и развивает в своем творчестве Л.Н .Толстой , оценивая гоголевское произведение на 5+ .

В.Г. Белинский же считает , что преобразование общества возможно только революционным путем .В своей статье « Письмо к Гоголю « он пытается не только опровергнуть идеи Гоголя , но и освещает программу революционеров-демократов Белинский призывал Гоголя во имя любви к России порадоваться вместе с ним падению его « зловредной « книги , отказаться от презренной участи прислужника престола .Он напоминал Гоголю о благородной исторической миссии , выпавшей на долю русской литературы ,патриотическом долге писателей , на которых взирали в России , как на « единственных вождей , защитников спасителей от мрака самодержавия ,православия и народности «. В.Г. Белинский в своем письме ратует за уничтожение крепостного права , отмену телесного наказания , введение по возможности , строгого выполнения существующих законов . От писателя В.Г. Белинский требует просвещения народа ,» пробуждения в нем жгучей ненависти к бесчеловечным порядкам , невежеству , религиозным предрассудкам . Белинский не верит в нравственное перерождение человека на данном этапе и утверждает , что только революционная борьба способна усовершенствовать общество . Возможно , Белинский прав , вряд ли в ту конкретно-историческую эпоху возможно было нравственное перерождение человека .

В наше время мы снова подошли к вопросу о нравственном возрождении общества .Именно сейчас очень актуально звучат слова Гоголя о том , что « нужно вспомнить человеку что он …высокий гражданин высокого небесного гражданства . Покуда он хоть сколько –ни будь не будет жить жизнью небесного гражданина ,до тех пор не придет в порядок и земное гражданство.

Гениальность Н.В. Гоголя заключается в том , что он пророчески верно осветил наиболее важные вопросы , касающиеся преобразования общества . Художник призывает отказаться от политической борьбы и заняться нравственным самоусовершенствованием , положив в его основу религиозную мораль – христианскую добродетель и смирение .

Говоря о любви Гоголя к России , о его неразрывной связи с народом русским , с родиной судьба которой была ему до боли душевной близка А. Белый писал :»Непостижимо , неестественно связан с Россией Гоголь может быть , более всех писателей русских и не с прошлой вовсе Россией , а с Россией сегодняшнего , а еще более завтрашнего дня .»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!