I. Вызов Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. | Приветствие. - Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с интересным рассказом, дома вы его ещё раз внимательно прочитали, а сегодня нам предстоит серьёзный разговор о прочитанном. Вы готовы к разговору? | Учащиеся поворачиваются друг к другу, произносят слова: Я готов к разговору, а ты? | 1 мин | | Коммуникативные ууд Готовы к уроку, психологический, эмоциональный настрой |
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний
| После прочтения рассказа «Старый петух Былымготовых», мы узнали о событиях, прочитанных в рассказе. 1.Ответьте на вопрос «Почему так называется рассказ»? 2. О каких событиях говорится в рассказе? 3. Назовите пословицы о семье, о счастье. - У кого счастье, у того и терпение. -У кого старики, у того порядок - Утро делит счастье - Старшего не зовут к себе, а идут к нему. | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. 1. Петух является тоже героем рассказа. 2.Имеет немаловажную роль в композиции сюжета. 3.Петух является символом дома, очага. Петух на Руси почитался как птица вещая, прогоняющая мрак ночи и приветствующая восход солнца. | 2 мин. | | Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; Личностные: осуществлять анализ объектов; находить |
3. Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: определение содержательных рамок урока. | Выдвигает проблему. Проводит параллель с ранее изученным материалом. 1. Как часто жизнь ставит перед нами сложные задачи. Появляются сложные проблемы. Как часто и дети, и взрослые совершают ошибки.. От нашего решения и выбора зависит то, как мы дальше будем жить. А не «перепрыгнули» мы выше себя? А не ставим ли мы свои амбиции выше счастья других, выше семейных ценностей? А не забываем ли мы свои традиции, обычаи, забываем, что является самым главным в жизни? 2.Включает презентацию. Слайд №3 А) Дом- это… (записываем в форме кластера) Б) Семья- это… Назовите семейные ценности ( домашнее задание) В) Как вы думаете, почему на экране появилось слово «обычай»? - Обратимся к словарю: обычай – это…. Г) Работа со словом «Традиции» Слайд 2 .В) Слово «Обряд»- это… | 1.Выдвигают предположение о теме урока, ставят цель, определяют задачу. 2.Участвуют в организованной учителем совместной деятельности, отвечают на мини-вопросы учителя 3.Работают с презентацией. 4. Отвечают на вопросы Дом символизирует счастье человека. Фундамент этого дома состоит из кирпичиков: семья, материальное благополучие, карьера, друзья, отдых и развлечения. Подумайте, какой из кирпичиков является самым важным для вас? Выберите то, без чего вы не сможете быть счастливым человеком Семейные ценности – это часть исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов и прадедов. Семейная ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. Идеальная семья немыслима без любви. Любовь – важнейшая семейная ценность. Это главная движущая сила развития человечества, то, ради чего существуем все мы, то, что подвигает человека к безрассудно-героическим поступкам. «Я люблю, а значит, я живу…» (В. Высоцкий). Семейными ценностями являются верность, уважение, память предков, традиции семьи. 4. Устанавливают связь между понятиями. 5. Определяют, что относится к семейным ценностям? | 2мин 5 мин. | презентация | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний |
4. Актуализация знаний. Постановка цели урока. Цели: -повторение изученного материала , необходимого для «открытия нового знания»; - выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. 5.Постановка проблемного вопроса. | Организация подводящего диалога об обычаях и обрядах адыгейского народа. 1. – Чему же мы должны научиться сегодня на нашем уроке? Давайте, ребята, выберем цель нашего урока. Перед вами листки с различными целями, выберите ту, которая относится к теме нашего урока. Учитель даёт избыточные цели, ученики должны промаркировать нужное. ( цели напечатаны на листках) Цели: познакомиться с понятиями “честность” и “искренность”; познакомиться с понятиями “гордость” и “гордыня”; узнать об обряде «Свадьба» познакомиться с понятиями “обычай” и “обряд”; узнать об обряде бракосочетания в Адыгее; узнать о вежливых словах, уметь употреблять их в разных жизненных ситуациях - Ребята, мы живем с вами в многонациональной стране. В России насчитываются более 180 народов. У каждого народа своя история, свои обряды, праздники, народные традиции 3.У каждого человека своя жизнь, своя судьба, свой выбор. Но каждый свой выбор сделал сам. Адыги для устойчивости семьи изначально обеспечивали свободу выбора молодым людям и девушкам У наших героев тоже своя судьба. Что повлияло на их судьбу? (свадьба, ее обряды, традиции, обычаи) 1.Что случилось, что было не так? Кто виноват в разногласии семей, молодых? А в современное время соблюдаются эти обряды? 1. Организация учебного диалога после смыслового чтения текста (домашнего чтения) и просмотра презентации. 2.Организация диалога Как вы думаете, о чём пойдёт разговор сегодня? Конечно, о том, как прошел обряд свадьбы. Как произошло событие? Может, что-то было сделано не так? Может не от души? 3.Да, вы правы. Родители были недовольны обрядом проведения. Разговор наш пойдёт о главных героях рассказа: О Молехан, Бачире, Зузе, бабушке. 4.Как сложилась их свадьба, счастье семейное? 5.Мы попробуем вместе найти ответ на вопрос: Что разрушает счастье молодой семьи? Работа с таблицей (причинно-следственные связи) – «фишбоун» Записываем проблемный вопрос | - участие в беседе, Формулируют цель урока на основе обобщения сказанного. (познакомиться с понятиями “обычай” и “обряд”; узнать об обряде бракосочетания в Адыгее) Формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни- «оставаться человеком в любых обстоятельствах» и изучать ситуацию, когда от поведения одних зависит жизнь других. (свадьба, ее обряды, традиции, обычаи)) Составление кластера « Обряд «Свадьба»: Расположение по порядку свадебных обрядов на доске.(кластер) А в современное время соблюдаются эти обряды? Что такое помолвка? Что такое бракосочетание? Прослушивание об обрядах адыгейской свадьбы. Дети самостоятельно описывают факты, события, причины. Отвечают, что же произошло не так. Как повели себя родители жениха и невесты. Ответы детей. Беседа по вопросам. Работа с таблицей (причинно-следственные связи) – «фишбоун 1 Проблемный вопрос «Что разрушает счастье молодой семьи? Ребята называют причины, находят факты. | 2 мин 2 мин. 5 мин. 2 мин. 4 мин. | Составление кластера в тетради Составление «фишбоуна» в тетради | Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод. осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные УУД: самоопределение. Умение выражать свои мысли. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты; Уметь воспринимать и анализировать текст. Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод. осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные УУД: самоопределение. Умение выражать свои мысли. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты; Уметь воспринимать и анализировать текст. |