СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обычаи, обряды и традиции русского народа

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

в разработке даны отличительные особенности понятий "обычаи", "традиция", "обряды"

Просмотр содержимого документа
«Обычаи, обряды и традиции русского народа»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ (ОРКСЭ)




Дата: 02.12.2021

Школа: №416

Класс: 4 «б»

Тема урока: Обычаи и обряды русского народа


Цели деятельности учителя:


  • формирование представления о понятиях: «обычай», «обряд», «помолвка», «венчание», «бракосочетание»;

  • формирование представления об особенностях обрядов русского народа.


Планируемые результаты: Предметные:
    • знать понятий: «обычай», «обряд», «помолвка»;

    • знать особенности обрядов;

    • уметь определять обряды: венчание, бракосочетание.

Личностные:
    • воспитание нравственно-этических взглядов;

    • формирование чувства гордости за свой народ;

    • воспитание уважения к ценностям русского народа.

Тип урока: «открытие» нового знания


Оборудование: программа: «Перспективная начальная школа»; учебник: учебник М. Т. Студеникин «Основы светской этики, 4 класс», презентация, раздаточный материал.

п/п

Этапы урока Методы и приемы

Хро номе траж


СОДЕРЖАНИЕ УРОКА


ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределен ия к деятельности МЕТОДЫ:

Словесный (беседа)

30 сек мин

-Здравствуйте, дети.


Приветствуют учителя

Л.:Самоопределение к деятельности


Р. саморегуляция

2.

Актуализация знаний и мотивация МЕТОДЫ:

Словесный (беседа)

Наглядный (презентация)

3 мин

-Ребята, мы с вами живём в огромной стране, с богатой и разнообразной культурой, которая сохранила очень много обрядов и обычаев. Со временем они немного изменились и преобразовались, но не потеряли своей истории.

-А вы знаете какие-нибудь обычаи и обряды?


Слушают учителя.



Рассказывают какие они знают обычаи и традиции.

Р: Способность к прогнозированию К: Выражение своих

мыслей с достаточной полнотой и точностью

3.

Постановка учебной

задачи МЕТОДЫ:

Словесный (беседа)

2 мин

-Ребята, подумайте, чему будет посвящён наш урок?

-Вы большие молодцы, тема нашего занятия: «Обычаи и обряды русского народа» (на слайде)

-Подумайте, что сегодня мы узнаем?

-Верно, сегодня мы:

1.Дадим определение понятиям «обычай» и «обряд» 2Узнаем обычаи и обряды русского народа.

-Сейчас откроем тетради, запишем тему нашего занятия:

«Обычаи и обряды русского народа»

-Обычаям и обрядам русского народа.



-Мы узнаем обычаи и обряды русского народа, узнаём, как они проводились.

Р.: планирование учебного сотрудничества Р. целеполагание

К.: умение правильно излагать свои мысли

4.

Открытие детьми нового знания

МЕТОДЫ:

Словесный (беседа, рассказ)

Наглядный (презентация, иллюстрация)

15 мин

-Для начала подумайте, что же это такое: обычай и обряд.

-Молодцы, вы были близки к правильному значению, но давайте посмотрим, что дано в учебнике. Откроем страницу…

-Кто громко и чётко прочитает нам эти два определения?

-Хорошо, а сейчас перепишем эти определения в тетрадь. Делаем все очень быстро.

-Обряды и обычаи русского народа входили в жизнь человека с момента его рождения. Но одним из самых красивых и удивительных обычаев считается, конечно же, русская свадьба.

-Вы знаете какие-нибудь свадебные обычаи и обряды?

-Обычай, это наверно какой-то праздник, то, что люди делают каждый год.

-Обряд, это какое-то действие. Ребёнок читает определения.

П: подведение под понятие, выведение следствий;



Л.: анализ, сравнение, синтез



П: определение основной и





-Раньше на Руси вопросы женитьбы решали родители, не интересуясь мнением молодых. Родители подбирали жениха и невесту, намечали время и место свадьбы. Жених и невеста до женитьбы могли и не знать друг друга.

-Ребята, а вы знали что свадьба состоит из нескольких обрядов?

-Самый первый обряд, это сватовство. Ребята, вы знаете, что это за обряд?

-На Руси было принято засылать сватов или сваху в дом понравившейся девушки. Сваты рассказывали родителям невесты насколько хорош жених, как будет счастлива она если будет его женой, родителям невесты преподносились различные подарки. Родители невесты сразу согласия на брак не давали, и сваты приходили еще два-три раза.

-А сейчас посмотрим видео фрагмент из очень известного фильма «Тихий Дон» нам покажут как проходил обряд сватовства. (Тихий Дон 1957 г.)

-После сватовства, если родители девушки согласились отдать ее в жены, невеста выходила на крыльцо и делала семь поклонов перед собравшимися у дома соседями и подругами. Это означало, что девушка окончательно просватана.

-Еще один свадебный обряд – обряд сводов.

- Вы, наверное, впервые слышите об этом обряде?

Перед тем как жениха и невесту отправляли к венцу проходил обряд сводов. Обряд сводов – соединение жениха и невесты.

-Давайте рассмотрим иллюстрацию (слайд). Обряд проводился посреди избы или во дворе и сопровождался специальными песнями. Дру́жка (друг жениха) подводил молодых друг к другу и связывал их руки полотенцем или

платком. Затем трижды обводил их по кругу.

-И, наверное, самый долгожданный день и обряд— это

венчание.

-Кто знает, что это такое?

-Венчание – это церковное бракосочетание.

Бракосочетание это церемония вступления в брак.

-Обряд венчания проводится в храме. Он получил такое название, потому что священник возлагает на головы молодых венцы – специальные короны для венчания. Стоя под венцом, молодые дают перед Богом друг-другу клятвы быть всегда верными и в горе, и в радость. И приэтом проходил обмен кольцами. После венчания молодая пара

считалась мужем и женой.


Ответы детей. Ответы детей.


Записывают в тетрадях определение.












Смотрят видео.






Ответы детей



Работают с иллюстрацией.





-Это вступление в брак, но только в церкви.

-Бракосочетание – вступление в брак.

второстепенной информации



П: извлечение необходимой информации из текста





К: Аргументация своего мнения; выражение своих

мыслей с достаточной полнотой и точностью





-Рассмотрим иллюстрации(слайд).

-Может быть какие-то обряды вам были знакомы?

-Давайте подумаем, сохранились ли они в наше время, соблюдают ли современные люди эти обряды?

-Как сейчас проходит сватовство?

-Верно, сейчас жених сам приходит в дом невесты, чтобы попросить руки у её родителей. Если отец не против, то объявляется помолвка.

-Может кто-нибудь из вас знает что это такое?

-Помолвка – это публичное объявление в кругу родственников о согласии молодых вступить в брак. Они становятся Женихом и невестой.

-Посмотрите на слайд, что это такое?

-А причем здесь каравай, мы же об обычаях и обрядах говорим?

-Каравай – это ещё один обычай, может вы знает какие- нибудь обряды с ним?

- В крестьянских семьях родители жениха с караваем встречали и поздравляли молодых. Считалось, чем больше будет каравай, тем счастливее жизнь молодожёнов. Мать держала каравай в руках на вышитом полотенце. Молодые отламывали от него по кусочку. Сохранилось поверье: у кого кусок больше, тот и будет верховодить в доме. Кто-нибудь слышал такую поговорку?

-Ещё раз посмотрим на каравай, какой он вкусный на вид, признайтесь, захотелось тоже испробовать тёплый, мягкий каравай?

-Какие ещё вы знаете обычаи и обряды русского народа или может вы сами с семьёй участвовали в них?






Ответы детей

-Наверное некоторые из них соблюдаются, такие как венчание.

-Жених с невестой сами себя выбирают, не приходят сваты.



-Это когда пара становится невестой и женихом.



-Каравай.

-Потому что есть обряды с ним. Ответы детей.






Ответы детей.



-Да

-Прыганье через костёр на Ивана

купала, сжигание чучела на масленицу, хороводы…



Динамическая пауза

2-3

мин

Потрудились – отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Выполняют движения






И сели на свои места. (под музыку)



5.

Первичное закрепление Методы: Словесный (беседа)

Наглядный (Иллюстрация

, презентация) Практический

5 мин

-Вот мы и узнали какие бывают свадебные обряды.

-Давайте поиграем!

-Я буду показывать вам картинки, а вы отвечать какой это обряд.

  1. картинка

  2. картинка

  3. картинка

  4. картинка

  5. картинка

-Молодцы! Вы отлично поработали!

Отвечают по картинкам



-невеста кланяется семь раз на крыльце подругам.

-Сватовство жениха к девушке.

-Обряд сводов.

-Венчание.

-Каравай, кто больше откусит, тот и будет главным в семье.

П: извлечение необходимой информации из текста П: осознанное

построение речевого выссказывания

П: построение логической цепи рассуждений,

доказательств

6.

Самостоятель ная работа с самопроверко й

Методы:

Практический парная) Словесный (слово учителя)

3 мин

-Сейчас вы поработаете самостоятельно. Закройте свои тетради. У вас на столах лежат карточки, вам необходимо дополнить высказывания.

-Проверьте свои работы.

-У кого ни одной ошибки или всего одна, поднимите руки. Вы можете поставить на полях карандашом себе пятёрку. Вы очень большие молодцы.

Самостоятельно работают в карточках. Осуществляют самопроверку.

Л: осознание ответственности дела Р.: контроль и оценка в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.


Р.: выполнение действий в соответствии с

требованиями учителя.

7.

Включение в систему

знаний, повторение МЕТОДЫ:

Словесный (Беседа)

Наглядный (презентация)

3-5

мин

-Поработаем с пословицами в парах. У вас пословицы, ваша задача определить к какому обряду они подходят. (сватовство, венчание, встреча хлебом-солью)

  • У вас товар, а у нас купец. (сватовство)

  • Хлеб-соль берём, а вас пировать зовём. (встреча хлебом - солью)

  • Жениху да невесте сто лет, да вместе. (венчание)

  • Вы видели сокола, а нам покажите сизую голубку. (сватовство)

  • Дай Бог вам любовь, да совет (венчание)

-Готовы? Проверим. (слайд)

-Ну что же, вы большие молодцы, со всем справились!

-Вашим домашнем заданием будет нарисовать каравай

Работают в парах

К.: умение правильно излагать свои мысли


Р.: выполнение действий в соответствии с требованиями учителя.

8.

Рефлексия деятельности МЕТОДЫ:

Словесный (беседа)

4 мин

-Ребята, наш урок подходит к концу, давайте вспомним о чем мы с вами говорили сегодня?

-На экране вы видите речевые опоры. Давайте оценим себя.

  • Сегодня на уроке я узнал…

  • Сегодня я научился…

  • Мне было непонятно…

-Об обычаях и обрядах русского народа.

-Да.

Р.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; волевая саморегуляция


К.: выражение своих



Наглядный (презентация)


  • У меня вызвало затруднение…

-Спасибо за урок, вы очень хорошие ребята, мне понравилось с вами работать.


мыслей с достаточной полнотой и точностью


Приложение №1

Тест.

1. Какие народные обычаи и обряды вам известны?____________________________________________________________________________________________________________________________

2. Соблюдает ли кто – либо в вашей семье обряды, обычаи, праздники? Укажите какие________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Знаете ли Вы рождественские обычаи?_____________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как вы думаете, соблюдаются ли в нашей местности какие – нибудь обычаи, обряды? Если да, то какие  именно?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Какие народные обычаи и обряды известны вам, связанные с рождением  ребенка?___________________________________________

6.Какие народные обычаи ты чтишь?______________________________________________________________________________________________________________________________

  7.Какие современные обычаи тебе известны?____________________________________________________________________________________________________________________________