МОУ «Гимназия эстетического профиля»
Обычаи разных народов
(окружающий мир, 1 класс)
Учитель: Родина О.А.
Смоленск
2009
Цель: познакомить учащихся с обычаями разных народов, формировать представление об их разнообразии.
Задачи:
Воспитывать уважение к людям других национальностей.
Воспитывать культуру общения при проведении дискуссий.
Развивать память, связную речь.
Учить работать с текстом, задавать вопросы по содержанию прочитанного, устанавливать связь текста с иллюстрациями.
Учить, опираясь на помощь взрослых, находить материалы по заданной теме.
Оборудование:
ПК, проектор, экран.
Мультимедийная презентация по теме урока.
Политическая карта мира.
Выставка книг по теме урока.
Альбомы, подготовленные учащимися.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Стадия вызова.
- Посмотрите на карту и вспомните, какую тему мы обсуждали на прошлом уроке. («Люди живут в разных странах»)
- Сколько государств на Земле? (Около 200)
- Чем отличаются друг от друга жители разных стран? (Внешний вид, язык, пища, одежда, праздники…)
- Отличие людей по внешнему виду мы уже обсуждали. Выберите из данных слов обобщающее для оставшихся понятий: обычаи, страны, народы.
- Что такое «обычай»?
- Обычай – это общепринятый порядок, установившиеся правила поведения (С.И.Ожегов).
- Определим тему урока.
- Что можно узнать на этом уроке?
- Как достигнуть цели урока?
3. Стадия осмысления.
- Самостоятельно прочитайте текст на странице 39 и подготовьте вопросы по его содержанию. (Учащиеся обмениваются вопросами.)
- Найдите в тексте и зачитайте ответ на вопрос «Почему разные народы имеют такие особенности?»
- Рассмотрите рисунки. Какой из них связан с текстом учебника?
- Рассмотрите центральный рисунок. В какой стране мужчины во время национальных праздников надевают клетчатые юбки, длинные гольфы и специальные туфли?
- Прочитайте названия праздников.
- Посмотрите на экран. Знакомы ли вам эти фотографии?
- Расскажите о масленице.
- Что вы знаете о карнавале?
- О каком обычае мы не упомянули?
- Прочитайте задание внизу страницы.
- Обсудите этот вопрос с родителями и с одноклассниками.
- Сегодня мы путешествуем по разным странам, чтобы больше узнать об обычаях их жителей.
- Какой транспорт больше всего подходит для этого?
Физкультминутка.
Руки ставим все вразлёт, появился самолёт.
Мах крылом туда-сюда, делай раз и делай два.
Руки в стороны держи, и на друга посмотри.
Опускай руки вниз.
По местам скорей садись.
- Сегодня мы подробнее остановимся на 3 вопросах темы: национальная кухня, одежда и праздники разных народов.
- Слово предоставляется группе «Кулинары». («Модельеры», «Затейники»)
Минута отдыха.
- Закройте глаза, опустите головы и представьте себе ту страну, обычаи которой вам показались особенно интересными.
4. Стадия закрепления.
- Проверим, как вы были сегодня внимательны.
- Прошу лидеров групп получить карточки с вопросами по теме урока.
- Зачитайте вопросы для своей группы.
- Каждая группа получает не более 3 минут на обсуждение ответов.
- Прошу лидеров групп зачитывать вопросы вслух и называть отвечающего.
(Ответы на вопросы.)
- Вы хорошо справились с заданиями и заслужили аплодисменты.
5. Стадия рефлексии.
- Подведём итоги урока.
- Рассмотрите выставку книг и творческих работ, подготовленную к уроку.
(Рассказ о выставке)
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Удалось ли нам достичь цели?
- Прошу вас закончить высказывание. («За истекшие 40 минут…», «Сегодня я извлёк для себя…», «Для каждого человека важно…»)
- Для каждого человека важно, чтобы его понимали. Как вы думаете, могут ли такие разные люди понять друг друга?
- Что для этого нужно делать?
- Крепче подружиться, лучше понять друг друга нам поможет хорошая песня.
(Звучит песня «Большой хоровод»)
Карточка №1
Назовите традиционные блюда русской кухни.
Выполните задание №35 в рабочей тетради. (Стр.42)
Как называется костюмированный праздник в Бразилии и Мексике?
Карточка №2
Назовите самые известные блюда итальянской кухни.
Как называется традиционная женская одежда в Индии?
Как празднуют Новый год в Мьянме?
Карточка №3
Какой традиционный столовый прибор используют жители Японии?
Назовите национальную одежду шотландских мужчин.
Как называется праздник проводов зимы в России?