«Консультирование родителей детей с ограниченными возможностями здоровья»
5 стадий переживания горя (Э. Кюблер-Росс)
1.Отрицание. Когда человек узнаёт о потере, он переживает шок.
Непонимание, несогласие, неверие в то, что это произошло именно с
ним ( «Это какая-то ошибка», «Не может быть,» «Это сон» ). Отрицание
случившегося факта – это отчаянная попытка защититься от реальности,
сохранить прежнюю жизнь и свой покой.
2. Гнев, агрессия. Сильное чувство гнева – это реакция на разрушение
того, что было важно и дорого; неуёмное желание наказать того, кто к
этому разрушению причастен.
3. Торг или желание договориться. Когда гнев, агрессия не даёт
желаемых результатов, человек старается найти пути возвращения к
прошлому, ищет то, что могло бы изменить случившееся, исправить
непоправимое.
4. Депрессия. На данной стадии человек впадает в уныние: ему не хочется
никого видеть, ни с кем разговаривать, ничего не хочется делать. Мысли
о будущем только в мрачном свете, понимание полной безнадёжности.
Депрессивное состояние может перейти в клиническую депрессию,
если близкие люди ему не помогут, либо он сам не поймёт, что эту
душевную боль и горе нужно прожить и пережить.
Появление ребенка с ОВЗ в семье – «горе»
5. Принятие. Каким бы не было сильным горе, приходит время,
когда человек начинает осознавать и принимать новую реальность,
понимать, что это неизбежно и с этим надо продолжать жить.
Начинает контролировать ситуацию и принимать новые решения.
Другой жизни не будет… Поэтому не ждите последнего взгляда на
океан, на звёзды, на любимого человека. Наслаждайтесь всем этим
сейчас! (Элизабет Кюблер-Росс)
• В семье, воспитывающей особого ребенка, горе — не
сиюминутная трагедия, а один из компонентов, составляющих
ежедневную жизнь семьи. В. В. Ткачева выделила три типа
родителей, воспитывающих детей с ограниченными
возможностями здоровья
• Сложность наступает, когда на каком-то этапе происходит
зацикливание , во многом это зависит от индивидуальных
особенностей родителя.
Существует несколько портретов родителей детей с ОВЗ (по В.В.Ткачёвой)
авторитарный тип
Активная жизненная позиция,
трудности
- неумение сдерживать свой гнев и раздражение, импульсивность собственных поступков, склонность к
руководствуется своими
- противопоставление себя социальной среде (специалистам, педагогам, адми-нистрации, родственникам, якобы не принявшим их ребенка;
ссорам и скандалам;
собственными убеждениями, а не
- в отношениях с ребенком могут использовать достаточно жесткие формы взаимодействия, вплоть до
рекомендациями специалистов.
холодности или отстраненности от его проблем;
- неприятие индивидуальности ребенка в целом, отказу замечать особенности в развитии ребенка;
Свойственно стремление
преодолевать проблемы,
- выдвигают нереальные требования к своему ребенку,
направляют свои усилия на поиски
не соответствующие его возможностям, неправильное
- настойчивое стремление всегда ориентироваться
только на свои личностные жизненные установки, что не позволяет им увидеть реальные перспективы развития ребенка.
лучшего врача, лучшей больницы,
понимание возможного пути развития больного ребенка;
лучшего метода лечения, лучшего
педагога, знаменитых экстрасенсов
и народных целителей. Они
обладают умением не видеть
преграды на своем пути и
уверенностью в том, что когда-либо
может произойти чудо и с их
ребенком. Создают родительские
ассоциации и общества. Упорно
преследуют цель оздоровления,
обучения и социальной адаптации
своего ребенка.
невротический тип
Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция. В личности невротичных родителей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты.
трудности
Это проявляется в стремлении избегать трудных жизненных ситуаций, а в отдельных случаях и в отказе от решения проблем. У части таких родителей постоянно сохраняется тревожный фон настроения, присутствуют излишние опасения чего-либо, что может повредить ребенку. Чрезмерно фиксируются на отсутствии выхода из создавшегося положения. Оправдывают собственную бездеятельность в отношении развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специалистов, родственников. Следуют жизненной формуле: пусть все идет в жизни, как идет. Жизнь воспринимается ими как загубленная рождением в семье аномального малыша, а будущее ребенка рисуется ими как бесперспективное и малоинтересное.
- большие трудности в принятии
- не понимают того, что некоторые
проблемы ребенка и не развивается
- стремятся оградить ребенка от всех
недостатки, возникающие у ребенка,
стремление к ее преодолению;
вторичны и являются результатом уже не болезни, а их собственной бездеятельности;
возможных проблем, и даже от тех из них, которые он может решить собственными силами;
- удовлетворяются тем, что ребенок
- стремятся скрыть дефект ребенка и
обучается делать что-то сам, и считают,
что большего от него ждать нечего;
выдать желаемые результаты развития за действительные;
- гиперболизируют проблемы своего
ребенка, отрицают возможности
разрешения хотя бы их части.
психосоматический тип
Эти родители эмоционально более
трудности
лабильны. Им свойственны частые
- проблема ребенка переживается ими
- стремление «положить собственное
смены полярных настроений.
изнутри;
- зачастую сами становятся специалис-тами для собственного ребенка, активно включаясь в его жизнь: повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребенка.
Отсутствует аффективная форма
здоровье на алтарь жизни своего ребенка»;
реагирования на проблему стресса,
как у первых и вторых.
В большинстве случаев ведут себя
корректно, сдержанно, а иногда
замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность.
Стадии
авторитарный тип
1.Отрицание
невротический тип
2. Гнев
Если зацикливание на этой
психосоматический тип
3. Торг
В большинстве случаев
стадии, очень трудно
Чаще всего зацикливание на
Обычно адекватно
Зацикливание на этой стадии
4. Горе
этой стадии. Не желание
Быстрый переход в
легкая переориентация с
перейти на другую стадию.
быстрый переход в
Зацикливание на этой
следующую стадию.
Если удается перейти на эту
чаще всего, не может
«кто виноват» на «что
воспринимает
признавать трудности, из-
(Совместная диагностика;
5.Принятие
Зацикливание на этой
стадии из-за склонности
стадию, то легко переходит
веские аргументы;
Чаще переход в
следующую стадию.
аргументированную
перейти на следующую
делать».
за не способности их
стадию, так как не позволяет
винить себя и
на следующую.
информацию и переходит
Зацикливание на этой стадии
следующую стадию не
стадии из-за неумения
преодолевать. (Возможно,
перспективы ребенка, если
видеть перспективу
себе горевать, плакать,
затруднен
из-за перенаправления
замкнутости.
на следующую стадию.
не прилагать усилия; совет
с согласия родителя,
проблемы на себя
показывать свою слабость.
очень авторитетного
привлечение других
членов семьи, близких для
специалиста).
активизации родителя).
Принимающие родители
Авторы книги «Обычные семьи, особые дети» М. Селигман и
Р.Б. Дарлинг говорят о том, что родители, принимающие
ребенка с диагнозом:
• способны относительно спокойно говорить о проблемах ребенка;
• способны сохранять равновесие между проявлением любви к
ребенку и поощрением к его самостоятельности;
• родители способны к сотрудничеству со специалистами —
составлять краткосрочные и долгосрочные планы;
• у родителей имеются личные интересы, не связанные с ребенком;
• они способны наказывать ребенка при необходимости,
не испытывая чувства вины;
• родители не проявляют к ребенку гиперопеки или
чрезмерной строгости.
Конструктивная позиция – активное участие в решение
проблем, приобретение ресурсов, изменение ситуации. Если
что-то пока изменить нельзя, то родители принимают это и
контролируют. В остальном же активно действуют.