СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обычные семьи, особые дети. Профессиональное просвещение для педагогов, работающих с особенными детьми.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для педагогов о психолого - педагогическких особенностях детей с нарушениями развития.

Просмотр содержимого документа
«Обычные семьи, особые дети. Профессиональное просвещение для педагогов, работающих с особенными детьми.»

«Консультирование родителей  детей с ограниченными  возможностями здоровья»

«Консультирование родителей детей с ограниченными возможностями здоровья»

5 стадий переживания горя (Э. Кюблер-Росс)

1.Отрицание. Когда человек узнаёт о потере, он переживает шок.

Непонимание, несогласие, неверие в то, что это произошло именно с

ним ( «Это какая-то ошибка», «Не может быть,» «Это сон» ). Отрицание

случившегося факта – это отчаянная попытка защититься от реальности,

сохранить прежнюю жизнь и свой покой.

2. Гнев, агрессия. Сильное чувство гнева – это реакция на разрушение

того, что было важно и дорого; неуёмное желание наказать того, кто к

этому разрушению причастен.

3. Торг или желание договориться. Когда гнев, агрессия не даёт

желаемых результатов, человек старается найти пути возвращения к

прошлому, ищет то, что могло бы изменить случившееся, исправить

непоправимое.

4. Депрессия. На данной стадии человек впадает в уныние: ему не хочется

никого видеть, ни с кем разговаривать, ничего не хочется делать. Мысли

о будущем только в мрачном свете, понимание полной безнадёжности.

Депрессивное состояние может перейти в клиническую депрессию,

если близкие люди ему не помогут, либо он сам не поймёт, что эту

душевную боль и горе нужно прожить и пережить.

Появление ребенка с ОВЗ в семье – «горе»   5. Принятие. Каким бы не было сильным горе, приходит время, когда человек начинает осознавать и принимать новую реальность, понимать, что это неизбежно и с этим надо продолжать жить. Начинает контролировать ситуацию и принимать новые решения.  Другой жизни не будет… Поэтому не ждите последнего взгляда на  океан, на звёзды, на любимого человека. Наслаждайтесь всем этим  сейчас! (Элизабет Кюблер-Росс) • В семье, воспитывающей особого ребенка, горе — не сиюминутная трагедия, а один из компонентов, составляющих ежедневную жизнь семьи. В. В. Ткачева выделила три типа родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья • Сложность наступает, когда на каком-то этапе происходит зацикливание  , во многом это зависит от индивидуальных особенностей родителя.

Появление ребенка с ОВЗ в семье – «горе»

5. Принятие. Каким бы не было сильным горе, приходит время,

когда человек начинает осознавать и принимать новую реальность,

понимать, что это неизбежно и с этим надо продолжать жить.

Начинает контролировать ситуацию и принимать новые решения.

Другой жизни не будет… Поэтому не ждите последнего взгляда на

океан, на звёзды, на любимого человека. Наслаждайтесь всем этим

сейчас! (Элизабет Кюблер-Росс)

• В семье, воспитывающей особого ребенка, горе — не

сиюминутная трагедия, а один из компонентов, составляющих

ежедневную жизнь семьи. В. В. Ткачева выделила три типа

родителей, воспитывающих детей с ограниченными

возможностями здоровья

Сложность наступает, когда на каком-то этапе происходит

зацикливание , во многом это зависит от индивидуальных

особенностей родителя.

Существует несколько портретов  родителей детей с ОВЗ (по В.В.Ткачёвой)   1. Авторитарный тип 2. Невротический тип 3. Психосоматический тип

Существует несколько портретов родителей детей с ОВЗ (по В.В.Ткачёвой)

  • 1. Авторитарный тип
  • 2. Невротический тип
  • 3. Психосоматический тип

авторитарный тип

Активная жизненная позиция,

трудности

- неумение сдерживать свой гнев и раздражение, импульсивность собственных поступков, склонность к

руководствуется своими

- противопоставление себя социальной среде (специалистам, педагогам, адми-нистрации, родственникам, якобы не принявшим их ребенка;

ссорам и скандалам;

собственными убеждениями, а не

- в отношениях с ребенком могут использовать достаточно жесткие формы взаимодействия, вплоть до

рекомендациями специалистов.

холодности или отстраненности от его проблем;

- неприятие индивидуальности ребенка в целом, отказу замечать особенности в развитии ребенка;

Свойственно стремление

преодолевать проблемы,

- выдвигают нереальные требования к своему ребенку,

направляют свои усилия на поиски

не соответствующие его возможностям, неправильное

- настойчивое стремление всегда ориентироваться

только на свои личностные жизненные установки, что не позволяет им увидеть реальные перспективы развития ребенка.

лучшего врача, лучшей больницы,

понимание возможного пути развития больного ребенка;

лучшего метода лечения, лучшего

педагога, знаменитых экстрасенсов

и народных целителей. Они

обладают умением не видеть

преграды на своем пути и

уверенностью в том, что когда-либо

может произойти чудо и с их

ребенком. Создают родительские

ассоциации и общества. Упорно

преследуют цель оздоровления,

обучения и социальной адаптации

своего ребенка.

невротический тип

Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция. В личности невротичных родителей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты.

трудности

Это проявляется в стремлении избегать трудных жизненных ситуаций, а в отдельных случаях и в отказе от решения проблем. У части таких родителей постоянно сохраняется тревожный фон настроения, присутствуют излишние опасения чего-либо, что может повредить ребенку. Чрезмерно фиксируются на отсутствии выхода из создавшегося положения. Оправдывают собственную бездеятельность в отношении развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специалистов, родственников. Следуют жизненной формуле: пусть все идет в жизни, как идет. Жизнь воспринимается ими как загубленная рождением в семье аномального малыша, а будущее ребенка рисуется ими как бесперспективное и малоинтересное.

- большие трудности в принятии

- не понимают того, что некоторые

проблемы ребенка и не развивается

- стремятся оградить ребенка от всех

недостатки, возникающие у ребенка,

стремление к ее преодолению;

вторичны и являются результатом уже не болезни, а их собственной бездеятельности;

возможных проблем, и даже от тех из них, которые он может решить собственными силами;

- удовлетворяются тем, что ребенок

- стремятся скрыть дефект ребенка и

обучается делать что-то сам, и считают,

что большего от него ждать нечего;

выдать желаемые результаты развития за действительные;

- гиперболизируют проблемы своего

ребенка, отрицают возможности

разрешения хотя бы их части.

психосоматический тип Эти родители эмоционально более трудности лабильны. Им свойственны частые - проблема ребенка переживается ими - стремление «положить собственное смены полярных настроений. изнутри; - зачастую сами становятся специалис-тами для собственного ребенка, активно включаясь в его жизнь: повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребенка. Отсутствует аффективная форма здоровье на алтарь жизни своего ребенка»; реагирования на проблему стресса, как у первых и вторых. В большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность.

психосоматический тип

Эти родители эмоционально более

трудности

лабильны. Им свойственны частые

- проблема ребенка переживается ими

- стремление «положить собственное

смены полярных настроений.

изнутри;

- зачастую сами становятся специалис-тами для собственного ребенка, активно включаясь в его жизнь: повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребенка.

Отсутствует аффективная форма

здоровье на алтарь жизни своего ребенка»;

реагирования на проблему стресса,

как у первых и вторых.

В большинстве случаев ведут себя

корректно, сдержанно, а иногда

замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность.

Стадии

авторитарный тип

1.Отрицание

невротический тип

2. Гнев

Если зацикливание на этой

психосоматический тип

3. Торг

В большинстве случаев

стадии, очень трудно

Чаще всего зацикливание на

Обычно адекватно

Зацикливание на этой стадии

4. Горе

этой стадии. Не желание

Быстрый переход в

легкая переориентация с

перейти на другую стадию.

быстрый переход в

Зацикливание на этой

следующую стадию.

Если удается перейти на эту

чаще всего, не может

«кто виноват» на «что

воспринимает

признавать трудности, из-

(Совместная диагностика;

5.Принятие

Зацикливание на этой

стадии из-за склонности

стадию, то легко переходит

веские аргументы;

Чаще переход в

следующую стадию.

аргументированную

перейти на следующую

делать».

за не способности их

стадию, так как не позволяет

винить себя и

на следующую.

информацию и переходит

Зацикливание на этой стадии

следующую стадию не

стадии из-за неумения

преодолевать. (Возможно,

перспективы ребенка, если

видеть перспективу

себе горевать, плакать,

затруднен

из-за перенаправления

замкнутости.

на следующую стадию.

не прилагать усилия; совет

с согласия родителя,

проблемы на себя

показывать свою слабость.

очень авторитетного

привлечение других

членов семьи, близких для

специалиста).

активизации родителя).

Принимающие родители   Авторы книги «Обычные семьи, особые дети» М. Селигман и Р.Б. Дарлинг говорят о том, что родители, принимающие ребенка с диагнозом: • способны относительно спокойно говорить о проблемах ребенка; • способны сохранять равновесие между проявлением любви к ребенку и поощрением к его самостоятельности; • родители способны к сотрудничеству со специалистами — составлять краткосрочные и долгосрочные планы; • у родителей имеются личные интересы, не связанные с ребенком; • они способны наказывать ребенка при необходимости,  не испытывая чувства вины; • родители не проявляют к ребенку гиперопеки или чрезмерной строгости. Конструктивная позиция – активное участие в решение проблем, приобретение ресурсов, изменение ситуации. Если что-то пока изменить нельзя, то родители принимают это и контролируют. В остальном же активно действуют.

Принимающие родители

Авторы книги «Обычные семьи, особые дети» М. Селигман и

Р.Б. Дарлинг говорят о том, что родители, принимающие

ребенка с диагнозом:

• способны относительно спокойно говорить о проблемах ребенка;

• способны сохранять равновесие между проявлением любви к

ребенку и поощрением к его самостоятельности;

• родители способны к сотрудничеству со специалистами —

составлять краткосрочные и долгосрочные планы;

• у родителей имеются личные интересы, не связанные с ребенком;

• они способны наказывать ребенка при необходимости,

не испытывая чувства вины;

• родители не проявляют к ребенку гиперопеки или

чрезмерной строгости.

Конструктивная позиция – активное участие в решение

проблем, приобретение ресурсов, изменение ситуации. Если

что-то пока изменить нельзя, то родители принимают это и

контролируют. В остальном же активно действуют.