«ОБЖ-малышам»
Формирование основ безопасной
жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
Актуальность проекта: Одной из приоритетнейших и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского и др.
Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения. Идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни. Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от всего перечисленного выше.
Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.
Правила поведения, и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда: город, сельская местность, домашняя обстановка – диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.
Большинство воспитанников проживает в неблагополучных, пожароопасных микрорайонах, где дома и окружающая среда могут стать причиной больших неприятностей. В городе ведется различное строительство домов и дорог, в непосредственной близости находятся дороги, лес. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует и обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного экологического неблагополучия.
Цель проекта: способствовать усвоению детьми общепринятых норм и правил поведения, безопасности, жизнедеятельности в повседневной жизни.
Задачи проекта:
• сформировать основные правила личной безопасности
• обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей
• развивать познавательные способности; творческие способности; воображение, мышление; коммуникативные навыки
• научить детей оказать помощь себе и пострадавшим
• воспитывать личностные навыки безопасного поведения в социуме и в быту
Длительность проекта: длительный.
Участники проекта: дети средней группы №6 «Золушка», воспитатели: Лазуренко Наталья Александровна, родители воспитанников ГБОУ Школа № 2065 СПДС №5.
Предполагаемый результат:
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
- умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
- знание правил безопасного поведения на улицах города.
- умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
- умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
- умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
- способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
- представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Этапы проекта:
1 этап- Подготовительный
постановка целей и задач будущего проекта воспитателями;
создание необходимых условий для реализации проекта;
информирование родителей о теме проекта.
2 этап – Планирование
изучение теоритических основ;
обсуждение и составление плана работы над проектом;
3 этап – Основной
совместная деятельность с детьми;
взаимодействие педагогов со специалистами ДОУ,(музыкальный работник, физкультурный работник, ст.воспитатель.);
работа с родителями.
4 этап – Заключительный
анкетирование родителей;
обобщение опыта работы(оформление папки-передвижки);
участие в педагогических совещаниях;
презентация по итогам работы.
«Паутинка проекта»
Речевое развитие | - Обогащение активного словаря - составление рассказов по проблемной ситуации - обучение детей вызову «Службы спасения» и умению вести ролевой диалог - разбор проблемных ситуаций и обыгрывание детьми |
Познавательное развитие | -развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; -формирование познавательных действий, становление сознания; -развитие воображения и творческой активности; -формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира |
Социально-коммуникативное | -усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; -развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; -становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; -развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, -формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, -формирование уважительного отношения сообществу детей и взрослых; -формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. |
Художественно-эстетическое | -стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; -реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.). |
Физическое развитие | -становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). -становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; |
Реализация проекта:
Навыки безопасного поведения в социуме.
Вид деятельности | Деятельность | Сроки проведения | Ответственные |
Познавательное-исследовательская | -«Острые и колющиеся предметы»- рассматривание иллюстраций -«Электроприборы в доме» - «Твоя безопасность» К.Ю.Белая с.7) -«Опасные ситуации с опасными предметами» -составление рассказов по теме «Что можно и что нельзя делать, когда ты дома остался один» -правила поведения в группе -рассказы детей по сделанным альбомам (как пользуются твои родители электроприборами) | Сентябрь октябрь | Лазуренко Н.А. |
Коммуникативная | -рассматривание и чтение «Твоя безопасность. Как вести себя дома и на улице» К.Ю.Белая | | |
изобразительная | Рисование: Какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, какими умеешь уже пользоваться (соотнести картинки) Аппликация:-изготовление альбома «Какими предметами нельзя пользоваться?»; Хранение опасных предметов | | |
Игровая | -«Сказка о двух братьях Иване и Митрофана» «Твоя безопасность» К.Ю.Белая с.5) -дид. Игра «Опасные ситуации» | | |
Работа с родителями | -беседы о важности данной проблемы -статья «Чему должны научить детей педагоги и родители» (Безопасность в квартире) -изготовление для родителей стенда «Что нельзя приносить в детский сад» острые и колющиеся предметы) -Создание рисунков взрослых на тему «Опасные предметы дома» (план комнаты, где может возникнуть опасность для детей) | | |
Формирование навыков и умений адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Вид деятельности | Деятельность | Сроки проведения | Ответственные |
Познавательное-исследовательская | -«Как человек огонь приручил» -«Мы – пожарные» -«Спасаем своих друзей» -Пожароопасные предметы Н.Н.Авдеева «Безопасность» с.55 (загадки) -Пожар Н.Н.Авдеева «Безопасность» с.61 | Ноябрь декабрь | Лазуренко Н.А. |
Коммуникативная | С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», К.Чуковский «Путаница», Л.Толстой «Пожарные собаки» | | |
изобразительная | Рисование: -по сказке «Кошкин дом», -«Когда бывает добрый, а когда злой огонь» | | |
Игровая | -дид. игра «Огонь - добрый и злой» -обыгрывание различных ситуаций | | |
Работа с родителями | -статья «Если начался пожар, а взрослых нет дома…» -статья «Пожарная безопасность на даче» -« Чему должны научить детей педагоги и родители?» («Пожар в доме») - конкурс рисунков «Спички детям не игрушка» | | |
Формирование навыков обращения с животными.
Вид деятельности | Деятельность | Сроки проведения | Ответственные |
Познавательное-исследовательская | -«Польза домашних и диких животных» -«Укусы животных. Что делать?» -«Контакты с животными иногда бывают опасны! | Январь февраль | Лазуренко Н.А. |
Коммуникативная | Чтение «Безопасность» Авдеева Н.Н. -Приключение Стобеда | | |
изобразительная | Рисование: -по сказке «Кошкин дом», | | |
Игровая | -п/игра «Лохматый пес» -дид. игра «Кому что нужно» -Третий лишний и почему. | | |
Коструирование | -совместное создание плаката «Осторожно, злые животные!» | | |
Работа с родителями | -Статья «Домашние животные в доме» - изготовление альбома «собака-друг человека» | | |
Формирование у детей навыков и умений вести себя правильно в окружающей среде и беречь её.
Вид деятельности | Деятельность | Сроки проведения | Ответственные |
Познавательное-исследовательская | -Экскурсии в лес, на берег реки. -«Если бы я был лесником…»(придумать 3 дела, которые можно осуществить в лесу) -«Кто живет в грибном домике» - «Отдых на природе» - правила поведения в лесу ,уборка после пикника., -рассматривание ядовитых и лекарственных растений.(«Твоя безопасность»К.Ю. Белая, с.15,20) -Грибы: съедобные и несъедобные» -рассматривание плаката «Грибы» - беседа -явления природы – рассматривание иллюстраций деревьев, в которое реже ударяет молния. («Твоя безопасность» К.Ю. Белая) -составление рассказов по теме : «Что может произойти, если соберешь ядовитые растения, грибы, ягоды?» | Март апрель | Лазуренко Н.А. |
Коммуникативная | - Чтение энциклопедии о ядовитых грибах и ягодах -Чтение «Сказка о том, как рождаются родник, ручей и река» -Чтение «Два леса» | | |
изобразительная | Рисование: -съедобные и несъедобные грибы -раскрась ядовитые ягоды -изготовление плаката «Два леса» -заготовки животных, птиц, деревьев для изготовления Поляны | | |
Музыка | -«Слушание звуков природы- шум ветра, журчание плеск воды, шум дождя, треск огня в костре, звуки раскатов грома и т.д.- продолжить ситуацию, что может случиться после этих явлений природы. | | |
Игровая | -загадки о грибах и ягодах. Свободная тема работы- «Что можно сделать из природного материала?» -рассмотри рисунок и найди безопасное место в лесу, в поселке , в поле. («Твоя безопасность»К.Ю. Белая, с.12) -Что лишнее? (классификация) -дид.игра «Беречь и охранять природу», «Одень по погоде» дид. игра «Кому что нужно» -Третий лишний и почему. | | |
Конструирование | - Сбор природного материала Изготовление и прорисовывание дорожных знаков -аппликация «дорожные знаки» – изготовление из природного материала - Лепка грибов и ягод -аппликация – Рассели по лесам. Макет «Поляна» | | |
Работа с родителями | -статья «Пожарная безопасность в лесу» -Конкурс «Оригинальная поделка из природного материала -фотовыставка «Моя семья на природе» | | |
Формирование навыков правильного поведения на улицах города.
Вид деятельности | Деятельность | Сроки проведения | Ответственные |
Познавательно-исследовательская | В общественном транспорте Цель: Ознакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте. -Дорожные знаки Цель: научить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки. (Пешеходная дорожка, пешеходный переход, движение пешеходов запрещено, дорожные работы и другие.)Н.Н.Авдеева с.117 «Безопасность» -Игры во дворе дома Цель: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома ,научить их необходимым мерам предосторожности Н.Н.Авдеева с.122 «Безопасность» -«Для чего нужен жезл» чтение «Влиятельная палочка!» Правила дорожного движения. -«О шлагбауме» «Три сигнала светофора» -Знаки дорожного движения - Предупреждающие, Запрещающие,Предписывающие, Информац-указательные» - «Придумываем названия улицам» Рассказы детей о том, что видели во время прогулок | Май | Лазуренко Н.А. |
Коммуникативная | -«Дорожные знаки» Ц.знакомство с дорожными знаками, о назначении светофора. -«Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы»Ц.ознакомить с опасными ситуациями, возникающими на тротуарах, меры предосторожности. Н.Н.Авдеева «Безопасность на улицах и дорогах» с.19. *Анализ ситуаций: определить , кто в первую очередь должен уступить место другому. Например, если едут: Молодой человек и инвалид Мальчик школьного возраста и женщина с сумками Молодой человек и молодая женщина Молодая женщина, мальчик и старушка. – во всех случаях обосновать свои ответы; -«Как веселые человечки учили веселую азбуку. -«Если бы…» -«Правила дорожногоДвижения» «Моя улица»С.Михалков «Велосипедист»С.Михалков(заучивание) Рассматр. альбомов по правилам дорож.движ-я -«Мяч» С.Маршак(Заучивание); -«Тайны дорожных знаков» -придумать свои ситуации | | |
изобразительная | Рисование: -Выставка рисунков «Наши дороги» | | |
Игровая | -дид. игра «Дорожные знаки» -«Угадай, какой это знак запрещающий или указательный?» -«Узнай что за здания?» (предприятия нашего поселка) с/р игра «Машины» (используя модули). -«Авария на дороге» -К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся? | | |
Конструирование | Изготовление жезла регулировщика из картона -Изготовление и прорисовывание дорожных знаков -аппликация «дорожные знаки» | | |
Работа с родителями | Анкетирование «Я и мой город» -Составление плана-схемы своего двора «Опасные и благоприятные участки для игр во дворе» Выставка литературы | | |