СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обзор учебно-методического комплекса по биологии в соответствии с ФГОС ООО

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведенный обзор учебно-методического комплекса по предмету "Биология" в соответствии с ФГОС ООО был представлен на конференции методического объединения учителей биологии и химии Джидинского района по теме "Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя".

Просмотр содержимого документа
«Обзор учебно-методического комплекса по биологии в соответствии с ФГОС ООО»

Доклад по теме

«Обзор УМК по предмету «биология» в соответствии с ФГОС ООО»


  • 1 этап – педагог выбирает из общего количества линии учебников на основе предпочитаемого им принципа отбора содержания учебного материала (линейного или концентрического)

  • 2 этап – из числа оставшихся учитель выбирает только те линии учебников, которые соответствуют предлагаемому им подходу к отбору содержания учебного материала (системно –структурному или функциональному)

  • 3 этап – решив для себя вопрос о необходимости или, наоборот, отсутствии в необходимости вводного курса биологии на начальном этапе ее изучения, учитель оставляет ту или те линии учебников, которые соответствуют его взглядам

  • 4 этап – если после 3 этапа остается больше одной линии учебников, из числа выбранных педагогом, то он сравнивает их между собой, оценивая качество текста, аппарат организации усвоения учебного материала и аппарат ориентировки, и оставляет ту линию, которая в максимальной степени удовлетворяет необходимым требованиям


Изменения в обучении биологии по стандарту второго поколения

  • Новая структура предмета биологии 5-9 классов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности»;

  • Увеличена роль организации развития учебно-познавательной деятельности;

  • Введена система универсальных учебных действий (УУД): личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные;

  • Развитие УУД идёт в процессе овладения знаниями, т. о., знания из цели обучения становятся средством обучения и развития ученика;

  • Существенно сокращён объём биологических знаний

  • Введён деятельностный подход в организацию работы на уроке.

Концентрический курс

1. Пасечник В.В. Дрофа

1. Пасечник В.В. «Линия жизни». Просвещение

2.Трайтак Д.И. Мнемозина

2. Сонин Н.И. Дрофа

3. Пономарева И.Н. Линия «Биосфера». ВЕНТАНА-ГРАФ

3. Сухорукова Л.Н. Линия «Сферы». Просвещение

4. Романова Н.И. Линия «Ракурс». Русское слово

4. Сивоглазов В.И. Линия «Навигатор». Дрофа

5. Никишов А.И. Владос

6. Вахрушев А.А. Баллас

Линейный курс

1. ПономареваИ.Н. ВЕНТАНА-ГРАФ

1. Сонин Н.И. Дрофа

2. Романова Н.И. Линия «Вектор». Русское слово (для коррекционной школы)

  • Концентрический курс:

пропедевтическую ступень биологических знаний – 5 класс, систематический курс биологии – 6-9-е классы, профильное изучение предмета – 10-11-е классы. Т. е. с каждым годом дети углубляют уже полученные знания . Изучение «Человека» в 8 классе.

  • Линейный курс:

в 5-6 классах происходит становление первичного фундамента биологических знаний, 7 класс – изучение грибов, растений, бактерий, 8 класс – животных, 9 класс – человека, 10-11 класс – общей биологии.

Изучение биологии может начинаться как с хорошо себя зарекомендовавшего курса «Введение в естественно-научные предметы. 5 класс», авт. Плешаков А.А., Сонин Н.И. («Естествознание. 5 кл.»), бывшего курса «Природоведение. 5 класс», так и нового «Биология. Введение в биологию», авт. Сонин Н. И., Плешаков А. А.

Линия УМК «Сфера жизни» (концентрический вариант). «красная», потому что в оформлении обложек использованы ярко-красные плашки, четко выделяющиеся на общем белом фоне. В линию входят следующие учебники:

Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. Биология. Введение в биологию. 5 класс
А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. 5 класс

Н. И. Сонин. Биология. Живой организм. 6 класс
В. Б. Захаров, Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс
Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. Биология. Человек. 8 класс
С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 класс

В данной линии сохраняется существовавшая до переработки компоновка материала. Вводный курс в 5 классе выполняет пропедевтическую функцию. Новый учебник «Биология. Введение в биологию» рассчитан на преподавание предмета 1 час в неделю. В 6 классе закладывается фундамент общебиологических знаний, опираясь на который в 7–8 классах рассматривают все многообразие живого мира – от растений до человека. Разделение материала учебника 6 класса на основной и дополнительный позволяет использовать этот учебник и на 1, и на 2 часа в неделю. В 9 классе предлагается к изучению вводный курс общей биологии, который готовит учащихся к детальному и глубокому знакомству с этим разделом науки в старших классах. При переработке учебников под требования ФГОС материал, вошедший в учебник 9 класса, был значительно упрощен, чтобы у учащихся и учителей оставалось время для повторения предыдущих курсов биологии и подготовки к Государственной итоговой аттестации (ГИА).

Состав линии УМК «Живой организм» (линейный вариант), «синяя» линия:

  • А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. «Биология. Введение в биологию. 5 класс»

  • А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. 5 класс»

  • Н.И. Сонин, В.И. Сонина. «Биология. Живой организм. 6 класс»

  • Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс»

  • Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. «Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс»

  • М.Р. Сапин, Н.И. Сонин. «Биология. Человек. 9 класс»

Структура УМК возвращает учителя к традиционному способу компоновки материала. Курс 5 класса выполняет пропедевтическую функцию. В 6 классе вводятся основные понятия биологии; сокращение материала в учебнике и его разноуровневое представление позволяют преподавать курс и 1, и 2 часа в неделю. Далее детально изучается многообразие живого мира: в 7 классе – растения, грибы, бактерии; в 8 классе – животные; в 9 классе – человек. Особенностью линии является то, что все общебиологические знания, необходимые для успешной сдачи ГИА и для продолжения изучения предмета в старшей школе, логически включены в учебники, являясь неотъемлемыми элементами основного материала. Так, в учебник для 9 класса добавлен раздел «Человек и биосфера», а при изучении определённой группы живых организмов рассматриваются экологические и эволюционные аспекты этой части живой природы: экология растений (7 класс), экология животных (8 класс), экология человека (9 класс), эволюция растений (7 класс) и т.д. Созданные к учебникам обеих линий электронные приложения, ссылки на которые введены в методический аппарат, помогают усвоить новый материал и повторить изученное ранее; скачать их можно на сайте www.drofa.ru. Подготовлены новые рабочие тетради с тестовыми заданиями, составленными в полном соответствии с требованиями ГИА и ЕГЭ. К учебнику «Введение в естественнонаучные предметы» также выпущены альбом-задачник и тетрадь для оценки качества знаний, а к учебникам для 6 класса – тетради для лабораторных работ, тестовые задания и дидактические карточки.

  • В процессе изучения биологии по линиям Н.И. Сонина формируются представления об экологических проблемах и возможных путях их решения; прослеживается связь биологии с другими дисциплинами, способствующая формированию целостного представления о мире с точки зрения современной науки. Становлению гражданской идентичности служат сведения о российских исследователях, о роли отечественных учёных в развитии различных областей биологии, об истории заповедного дела на Руси и др. Практикоориентированность и личностная направленность содержания учебников повышают мотивацию школьников к изучению предмета.

  • Умение учащихся соотносить свои действия с планируемыми результатами отрабатывается в ходе лабораторных и практических работ; наличие критериев правильного выполнения заданий позволяет самостоятельно оценить полученный результат. Во все учебники включены задания по подготовке докладов и презентаций, с которыми необходимо выступить перед аудиторией. Общение со сверстниками происходит в процессе дискуссий, совместной исследовательской деятельности, работы над проектами.

  • Обе линии продолжаются учебниками В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Базовый уровень» для 10 и 11 классов (№ 2210, 2211), соответствующими ФГОС СОО и рассчитанными на преподавание 1 или 2 часа в неделю. Для изучения предмета на углублённом уровне (3–5 часов в неделю) можно использовать учебники В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Углублённый уровень» для 10 и 11 классов (№ 2202, 2203).

ЛИНИЯ УМК В.И. СИВОГЛАЗОВА «НАВИГАТОР»

Линия инновационных учебно-методических комплексов «Навигатор» представляет новое поколение учебной литературы для школ. Авторам удалось реализовать идею интеграции цифровых образовательных ресурсов с традиционным учебником и методическими материалами. Все компоненты линии связаны между собой системой навигации, что способствует совершенствованию навыков работы с различными источниками информации, учит находить сведения и превращать их в знания.

В состав линии УМК «Навигатор» входят учебники:

  • В.И. Сивоглазов, А.А. Плешаков. «Биология. 5 класс» (№ 1214);

  • В.И. Сивоглазов. «Биология. Живой организм. 6 класс» (№ 1215);

  • В.И. Сивоглазов, В.Б. Захаров. «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» (№ 1216);

  • В.И. Сивоглазов, М.Р. Сапин, А.А. Каменский. «Биология. Человек. 8 класс» (№ 1217);

  • В.Б. Захаров, В.И. Сивоглазов, С.Г. Мамонтов, И.Б. Агафонова. «Биология. Общие закономерности. 9 класс» (№ 1218).

Акцент организацию процесса её приобретения и осмысления учащимися. Методический аппарат разработан на основе системно-деятельностного подхода, дающего возможность организовать самостоятельную исследовательскую и оценочно рефлексивную деятельность школьников, формировать ключевые информационно Коммуникативные компетенции, развивать творческие способности. Цветовая индикация терминов в учебниках навигаторах на основные и дополнительные материалы позволяет выстраивать индивидуальные образовательные маршруты.

Мультимедийные пособия содержат анимацию, видеосюжеты, трёхмерные модели, тесты, проверочные интерактивные модули, лабораторные и практические работы. В учебники включены ссылки на интернет ресурсы. На ступени среднего (полного) общего образования линия ИУМК продолжается учебниками И.Б. Агафоновой, В.И. Сивоглазова «Биология. Общая биология» для 10 и 11 классов (№ 2197, 2198), рекомендованными Министерством образования и науки РФ для использования как на базовом (1-2 часа в неделю), так и на

углублённом (3–5 часов в неделю) уровне.


ЛИНИЯ УМК В.И. РОМАНОВА

Издательство «ДРОФА» выпускает учебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:

  • И.В. Романов, Р.А. Петросова. «Природоведение. 5 класс» (№ 43, Приложение № 3);

  • И.В. Романов, Р.А. Петросова. «Биология. Неживая природа. 6 класс» (№ 44);

  • И.В. Романов, Т.А. Козлова. «Биология. Растения. Грибы. Бактерии. 7 класс» (№ 45);

  • И.В. Романов, Е.Г. Фёдорова. «Биология. Животные. 8 класс» (№ 46);

  • И.В. Романов, И.Б. Агафонова. «Биология. Человек. 9 класс» (№ 47).

Материал изложен доступным для учащихся языком. Многоуровневый методический аппарат, подробное изложение лабораторных и демонстрационных работ, красочные иллюстрации, чёткая структуризация текста оптимизируют процесс обучения. Параграфы содержат вопросы на актуализацию знаний, обобщение нового материала, вопросы репродуктивного характера, вопросы и задания повышенной сложности, практические задания. В конце каждой главы приводится материал для повторения. Правила гигиены, приёмы первой помощи, профилактика заболеваний, здоровьесберегающие факторы – изучение этих и других материалов способствует социальной адаптации школьников. 


Учебно-методический комплекс «Линия жизни» представлена учебниками:

Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. Биология. 5-6 класс

    • Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. Биология. 7 класс

    • Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. Биология. 8 класс

    • Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. Биология. 9 класс

В основу авторской концепции положены идеи интеграции учебных предметов, преемственности начального и основного биологического образования.

Учебно-методический комплекс «Линия жизни» включает: программу, учебник, рабочую тетрадь, пособие для учителя. Наличие электронного приложения к учебникам позволяет использовать дополнительные материалы, не перегружая содержание учебника и не увеличивая его объем.

Линии преемственных УМК по биологии

НОО 1 – 4 классы ООО 5 – 9 классы С(П)ОО 10 – 11 классы

Виноградова Н.Ф.

Окружающий мир. Концентрический принцип изучения

Концентрический принцип изучения Базовый уровень

Пономарёва И.Н., Николаев И.В. И др. под ред. Пономарёвой И.Н.

Линейный принцип изучения Базовый уровень

Сухова Т.С., Строганов В.И., Пономарёва И.Н. и др. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Линия УМК «Живая природа»


Сухова Т.С., Дмитриева Т.А., Каменский А.А. и др. Каменский А.А. и др.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!