СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Очерк. Фельетон. Эссе.( Уроки журналистики)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очерк. Фельетон. Эссе.( Уроки журналистики)

Просмотр содержимого документа
«Очерк. Фельетон. Эссе.( Уроки журналистики)»

Художественно-публицистические жанры Очерк. Фельетон. Эссе. МАОУ гимназия№4 г.Хабаровск  Буяло Ю.Ю.

Художественно-публицистические жанры

Очерк. Фельетон. Эссе.

МАОУ гимназия№4 г.Хабаровск

Буяло Ю.Ю.

3 жанровые подгруппы художественной публицистики: Философская публицистика Очерковая публицистика Сатирическая публицистика

3 жанровые подгруппы художественной публицистики:

Философская публицистика

Очерковая публицистика

Сатирическая публицистика

Особенности авторского взгляда в очерке - Автор может сдвигать события во времени, переносить их из одного места в другое. - Автор «догадывается» о мыслях и переживаниях своих героев. - Автор включает в текст очерка вставные новеллы – рассказы с вымышленными героями. - Автор вводит в среду реальных людей вымышленный персонаж, чаще всего своего «лирического героя».

Особенности авторского взгляда в очерке

- Автор может сдвигать события во времени, переносить их из одного места в другое.

- Автор «догадывается» о мыслях и переживаниях своих героев.

- Автор включает в текст очерка вставные новеллы – рассказы с вымышленными героями.

- Автор вводит в среду реальных людей вымышленный персонаж, чаще всего своего «лирического героя».

ВИДЫ ОЧЕРКА   Путевой очерк    Постепенное развертывание изображения: автор движется от села к селу, от города к городу, из страны в страну, постепенно накапливая впечатления и факты. Это могут быть и впечатления от одного города, от одного маршрута, знакомство с которым происходит постепенно   Предметом такого очерка выступает личность   Автор выясняет причины возникновения той или иной проблемы, пытается определить При этом наблюдение за развитием конфликта в очерке обычно сопровождается всевозможными переживаниями Портретный очерк Проблемный очерк

ВИДЫ ОЧЕРКА

Путевой очерк

Постепенное развертывание изображения: автор движется от села к селу, от города к городу, из страны в страну, постепенно накапливая впечатления и факты. Это могут быть и впечатления от одного города, от одного маршрута, знакомство с которым происходит постепенно

Предметом такого очерка выступает личность

Автор выясняет причины возникновения той или иной проблемы, пытается определить При этом наблюдение за развитием конфликта в очерке обычно сопровождается всевозможными переживаниями

Портретный очерк

Проблемный очерк

Композиция очерка Хроникальное построение очерка описание явлений, событий, человеческой жизни в их временной последовательности). очерк-исследование, анализ, где нет рассказа о событии, явлении или каком-либо отрезке жизни героя «во времени».Логика исследования. характеризуется наибольшей полифоничностью, многогранностью, многообразием употребляемых композиционных приемов и средств. Логическая последовательность. Свободная форма построения

Композиция очерка

Хроникальное построение очерка

описание явлений, событий, человеческой жизни в их временной последовательности).

очерк-исследование, анализ, где нет рассказа о событии, явлении или каком-либо отрезке жизни героя «во времени».Логика исследования.

характеризуется наибольшей полифоничностью, многогранностью, многообразием употребляемых композиционных приемов и средств.

Логическая последовательность.

Свободная форма построения

Жанровую природу очерка определяют   исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности Социологическое начало очерка Художественное начало очерка создание образной картины действительности, в которой ситуации, явления и характеры социально типизируются Публицистическое начало опора на факты, открытость, незавуалированность авторской позиции, прямота высказываемых мнений и оценок

Жанровую природу очерка определяют

исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности

Социологическое начало очерка

Художественное начало очерка

создание образной картины действительности, в которой ситуации, явления и характеры социально типизируются

Публицистическое начало

опора на факты, открытость, незавуалированность авторской позиции, прямота высказываемых мнений и оценок

3 основных типа авторского повествования. 1.   Повествование от третьего лица . Автор объективно описывает события, не участвуя в них. 2.   Повествование от первого лица единственного числа . Такое повествование имеет несколько разновидностей. А)    Повествователь Такой текст может строиться так, как будто автор заново переживает события, не зная его финала. Другой вариант – рассказ о событии как об уже свершившемся. Б)  Повествователь Автор оказывается на месте действия, изучает факты, документы, беседует с людьми и на глазах читателя реконструирует события, вырабатывает оценку. 3.   Повествование от первого лица множественного числа. плод коллективного творчества; может использоваться в наукообразных очерках. Часто «мы» появляется в путевых очерках, где автор ведет рассказ не только от своего имени, а от всех участников вояжа. участник события исследователь

3 основных типа авторского повествования.

1.   Повествование от третьего лица . Автор объективно описывает события, не участвуя в них.

2.   Повествование от первого лица единственного числа . Такое повествование имеет несколько разновидностей.

А)    Повествователь Такой текст может строиться так, как будто автор заново переживает события, не зная его финала. Другой вариант – рассказ о событии как об уже свершившемся.

Б)  Повествователь Автор оказывается на месте действия, изучает факты, документы, беседует с людьми и на глазах читателя реконструирует события, вырабатывает оценку.

3.   Повествование от первого лица множественного числа. плод коллективного творчества; может использоваться в наукообразных очерках. Часто «мы» появляется в путевых очерках, где автор ведет рассказ не только от своего имени, а от всех участников вояжа.

участник события

исследователь

 Фельетон Главная задача фельетона как жанра сатирического – разоблачение отрицательных фактов действительности и последующее их искоренение из жизни общества.  Выявить комичность факта, явления, ситуации – значит показать ее принципиальное противоречие с авторским идеалом. Как следует из теории литературы, сатира отрицает явление в основных его особенностях и подчеркивает его неполноценность. Достигается это путем резкого преувеличения или преуменьшения, т. е. при помощи нарушения обычных реальных форм явления.

Фельетон

Главная задача фельетона как жанра сатирического – разоблачение отрицательных фактов действительности и последующее их искоренение из жизни общества.

Выявить комичность факта, явления, ситуации – значит показать ее принципиальное противоречие с авторским идеалом. Как следует из теории литературы, сатира отрицает явление в основных его особенностях и подчеркивает его неполноценность.

Достигается это путем резкого преувеличения или преуменьшения, т. е. при помощи нарушения обычных реальных форм явления.

Способы создания комического эффекта в фельетоне Использование иронии. Использование каламбура Разрушение норм сочетаемости слов Использование индивидуально-авторских неологизмов. Использование сравнений. Использование индивидуальных перифразов. Перифраз – описательное выражение, заменяющее слово. Курячий роддом – инкубатор. Индивидуальная обработка фразеологизмов.

Способы создания комического эффекта в фельетоне

  • Использование иронии.
  • Использование каламбура
  • Разрушение норм сочетаемости слов
  • Использование индивидуально-авторских неологизмов.
  • Использование сравнений.
  • Использование индивидуальных перифразов. Перифраз – описательное выражение, заменяющее слово. Курячий роддом – инкубатор.
  • Индивидуальная обработка фразеологизмов.
ОСОБЕННОСТИ ЭССЕ  Особая актуализированность, соотнесенность с настоящим моментом Наличие образности, экспрессивности Диалогичность Мифотворчество Сложная сеть ассоциативных связей и парадокс как способ игры с читателем. Разнообразны литературные формы эссе, среди них: проповедь, статья,  дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово.

ОСОБЕННОСТИ ЭССЕ

Особая актуализированность, соотнесенность с настоящим моментом

Наличие образности, экспрессивности

Диалогичность

Мифотворчество

Сложная сеть ассоциативных связей и парадокс как способ игры с читателем.

Разнообразны литературные формы эссе, среди них: проповедь, статья,  дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово.

Советы для написания эссе

1.Для создания текста в жанре эссе необходима четкая и нестандартная (парадоксальность) авторская позиция.

2. Нужно определить характеристики автора – главного действующего лица эссе. Во-первых, обозначить для себя, в какой роли выступает реальный автор: человек социальный или частный. Во-вторых, необходимо установить отношения автора с читателем. От того, каким в результате станет образ автора, зависит все построение текста, его форма, композиция, лексика, приемы.

3. Определить, какой будет логика текста : интуитивной или хронологической. Здесь нужно учесть, что логика строится на интуиции только в том случае, если автор стремится «захватить» читателя собственными эмоциями, а не увлечь новой и оригинальной теорией. В противном случае логика развивается по примеру логики в аналитической статье: гипотеза – аргументы .

4. В эссе важен диалог с читателем (важен как для автора, так и для читателя). Метод, с помощью которого автор выстраивает этот диалог, выбирается индивидуально. Однако один из самых простых приемов – риторические вопросы: непроизвольно у читателя возникает желание на них ответить. Еще один метод, популярный в современной прессе (используется в молодежном разделе журнала «Журналист») – указывание координат автора (электронная почта, ICQ), чтобы читатель сумел донести свои мысли по поводу текста.

5. Эссе требует от автора определенного жизненного опыта , высокого интеллектуального уровня. Начинать работу над эссе рекомендуется с малых форм: зарисовок, записок и т.п. Необходимо усилить наблюдательность за окружающим миром, постоянно искать интересное в обычных вещах и заворачивать впечатления в слова, т.е. «набить» руку. Только после того как жанры, смежные с эссе, начнут получаться, следует пробовать себя в жанре эссе.