Художественно-публицистические жанры
Очерк. Фельетон. Эссе.
МАОУ гимназия№4 г.Хабаровск
Буяло Ю.Ю.
3 жанровые подгруппы художественной публицистики:
Философская публицистика
Очерковая публицистика
Сатирическая публицистика
Особенности авторского взгляда в очерке
- Автор может сдвигать события во времени, переносить их из одного места в другое.
- Автор «догадывается» о мыслях и переживаниях своих героев.
- Автор включает в текст очерка вставные новеллы – рассказы с вымышленными героями.
- Автор вводит в среду реальных людей вымышленный персонаж, чаще всего своего «лирического героя».
ВИДЫ ОЧЕРКА
Путевой очерк
Постепенное развертывание изображения: автор движется от села к селу, от города к городу, из страны в страну, постепенно накапливая впечатления и факты. Это могут быть и впечатления от одного города, от одного маршрута, знакомство с которым происходит постепенно
Предметом такого очерка выступает личность
Автор выясняет причины возникновения той или иной проблемы, пытается определить При этом наблюдение за развитием конфликта в очерке обычно сопровождается всевозможными переживаниями
Портретный очерк
Проблемный очерк
Композиция очерка
Хроникальное построение очерка
описание явлений, событий, человеческой жизни в их временной последовательности).
очерк-исследование, анализ, где нет рассказа о событии, явлении или каком-либо отрезке жизни героя «во времени».Логика исследования.
характеризуется наибольшей полифоничностью, многогранностью, многообразием употребляемых композиционных приемов и средств.
Логическая последовательность.
Свободная форма построения
Жанровую природу очерка определяют
исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности
Социологическое начало очерка
Художественное начало очерка
создание образной картины действительности, в которой ситуации, явления и характеры социально типизируются
Публицистическое начало
опора на факты, открытость, незавуалированность авторской позиции, прямота высказываемых мнений и оценок
3 основных типа авторского повествования.
1. Повествование от третьего лица . Автор объективно описывает события, не участвуя в них.
2. Повествование от первого лица единственного числа . Такое повествование имеет несколько разновидностей.
А) Повествователь Такой текст может строиться так, как будто автор заново переживает события, не зная его финала. Другой вариант – рассказ о событии как об уже свершившемся.
Б) Повествователь Автор оказывается на месте действия, изучает факты, документы, беседует с людьми и на глазах читателя реконструирует события, вырабатывает оценку.
3. Повествование от первого лица множественного числа. плод коллективного творчества; может использоваться в наукообразных очерках. Часто «мы» появляется в путевых очерках, где автор ведет рассказ не только от своего имени, а от всех участников вояжа.
участник события
исследователь
Фельетон
Главная задача фельетона как жанра сатирического – разоблачение отрицательных фактов действительности и последующее их искоренение из жизни общества.
Выявить комичность факта, явления, ситуации – значит показать ее принципиальное противоречие с авторским идеалом. Как следует из теории литературы, сатира отрицает явление в основных его особенностях и подчеркивает его неполноценность.
Достигается это путем резкого преувеличения или преуменьшения, т. е. при помощи нарушения обычных реальных форм явления.
Способы создания комического эффекта в фельетоне
- Использование иронии.
- Использование каламбура
- Разрушение норм сочетаемости слов
- Использование индивидуально-авторских неологизмов.
- Использование сравнений.
- Использование индивидуальных перифразов. Перифраз – описательное выражение, заменяющее слово. Курячий роддом – инкубатор.
- Индивидуальная обработка фразеологизмов.
ОСОБЕННОСТИ ЭССЕ
Особая актуализированность, соотнесенность с настоящим моментом
Наличие образности, экспрессивности
Диалогичность
Мифотворчество
Сложная сеть ассоциативных связей и парадокс как способ игры с читателем.
Разнообразны литературные формы эссе, среди них: проповедь, статья, дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово.
Советы для написания эссе
1.Для создания текста в жанре эссе необходима четкая и нестандартная (парадоксальность) авторская позиция.
2. Нужно определить характеристики автора – главного действующего лица эссе. Во-первых, обозначить для себя, в какой роли выступает реальный автор: человек социальный или частный. Во-вторых, необходимо установить отношения автора с читателем. От того, каким в результате станет образ автора, зависит все построение текста, его форма, композиция, лексика, приемы.
3. Определить, какой будет логика текста : интуитивной или хронологической. Здесь нужно учесть, что логика строится на интуиции только в том случае, если автор стремится «захватить» читателя собственными эмоциями, а не увлечь новой и оригинальной теорией. В противном случае логика развивается по примеру логики в аналитической статье: гипотеза – аргументы .
4. В эссе важен диалог с читателем (важен как для автора, так и для читателя). Метод, с помощью которого автор выстраивает этот диалог, выбирается индивидуально. Однако один из самых простых приемов – риторические вопросы: непроизвольно у читателя возникает желание на них ответить. Еще один метод, популярный в современной прессе (используется в молодежном разделе журнала «Журналист») – указывание координат автора (электронная почта, ICQ), чтобы читатель сумел донести свои мысли по поводу текста.
5. Эссе требует от автора определенного жизненного опыта , высокого интеллектуального уровня. Начинать работу над эссе рекомендуется с малых форм: зарисовок, записок и т.п. Необходимо усилить наблюдательность за окружающим миром, постоянно искать интересное в обычных вещах и заворачивать впечатления в слова, т.е. «набить» руку. Только после того как жанры, смежные с эссе, начнут получаться, следует пробовать себя в жанре эссе.