СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Очерк "Волшебная сила искусства"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Очерк "Волшебная сила искусства"»





МОУ «Пронская средняя общеобразовательная школа»

Пронского района Рязанской области







Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности».

Тематическое направление: «Произведение изобразительного искусства, отражающие геноцид мирного населения в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».



Очерк

Волшебная сила искусства.









Выполнила ученица 7 класса

Шулик Анна.

Учитель: Старикова Г.А.



Пронск 2023 год

Ах, война,

Что ты сделала, подлая?

Б.Окуджава

Война – тяжелейшее испытание не только для страны, армии, защищающей её, но и для каждого человека. Многие произведения художественной литературы привлекают внимание читателя к трагедии тех, кто в то суровое время был наименее защищён: дети, женщины, старики. О них написаны книги, сняты кинофильмы, сложены песни.

Летом прошлого года мне посчастливилось посетить знаменитую своими шедеврами московскую Третьяковскую галерею, где, глядя на полотна известных русских художников, я поняла смысл строчки из стихотворения Б.Окуджавы «Ах, война, что ты сделала, подлая».

Картина А.А.Пластова «Фашист пролетел» заставила содрогнуться, сердце сжалось от жалости и… ненависти. Удивительно, но я долго искала того, в «честь» которого названо произведение. Оказалось, это едва заметный силуэт самолёта на горизонте. Но масштаб его злодеяний огромен. На переднем плане вижу: лежит парнишка лет 8-10, уткнувшись в пожухлую траву. Рядом с ним – убитые животные. А уцелевшие испуганно разбежались по кустам, по небольшой берёзовой рощице. И только верный пёс, тоскливо воя, понял, что хозяина больше нет. Сначала можно подумать: он прилёг отдохнуть, но струйки крови, стекающей из раны на голове, говорят о самом страшном.

Почему так поступил немецкий лётчик? Что сделал ему деревенский пастушок? А стадо, за которым присматривал мальчик? Такая боль и недоумение! Но ответ очевиден: он – фашист! Фашист, для которого нет ничего святого, дорогого, даже детской жизни. Ф.М.Достоевский, известный русский писатель, сказал: «Счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребёнка». Видимо, фашист никогда не читал Достоевского. Он просто убил мальчика, расстрелял из пулемёта, пролетая над поляной.

Долго будут ждать жители деревни возвращения пастушка со стадом, пойдут искать, и предстанет пред их взором страшная, бесчеловечная картина убийства беззащитного ребёнка.

Полотно С.В.Герасимова «Мать партизана», созданное в 1943 году, вызывает иные чувства. В центре холста – противостояние двух «миров»: женщина – мать, дающая человеку жизнь, и гитлеровский офицер, отбирающий её. Крестьянка стоит перед мучителем, тяжело опустив натруженные руки, но с гордо поднятой головой. Она – само человеческое достоинство: в простой одежде, босая, но не склонившаяся перед фашистом, готовым ударить её хлыстом. Я уверена, женщина не боится своего мучителя, напрасно он ждёт от неё сведений о партизанах. Неведомо ему, изнеженному немецкому офицеру, на что способна русская женщина, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». Изо всех сил рвётся к ней сын, стараясь защитить мать. Нет, не нуждается она в его помощи, это за ней, как за всей Россией, землёй-матушкой, стоят односельчане, за ней – последнее слово в этом поединке. Гордость переполняет моё сердце. Вновь вспоминаются слова Н.А.Некрасова: «Есть женщины в русских селеньях…, в беде не сробеет, спасёт…». Конечно, гитлеровец не пощадит мать, расстреляет сына и других жителей деревни. Но нравственная победа, правда - на стороне женщины. Допрос героини и жестокая расправа с непокорными происходят на фоне разгромленной войной, вытоптанной чужими сапогами, потерявшей краски деревенской улицы.

Пройдёт время, фашистов прогонят с родной земли, и долго будут заживать раны: и физические, и душевные. Что оставили после себя захватчики? Только разруху, горе и смерть беззащитных людей: детей, женщин, стариков. Об этом говорит картина Т.Г.Гапоненко «После изгнания фашистских оккупантов».

Здесь я вижу трагическую сцену прощания жителей деревеньки с замученными жертвами немецких захватчиков. Кто же эти несчастные? Солдаты регулярной Красной Армии? Партизаны? Нет! В центре полотна – снятый с виселицы старик, к его бездыханному телу, рыдая, припала женщина. Рядом лежит девочка в светлом платьице, розовыми бантиками в косичках. Стоят бедные старики и старушки и никак не могут осознать всей беды. А главное – за что? Мальчик, глядя на то, как ломают виселицу, с которой только что сняли казнённых, думаю, никогда не забудет зверств фашистов и мечтает отомстить за смерть ни в чём не повинных односельчан. Невозможно выразить словами то горе, которое испытывают крестьяне сожжённой деревеньки. Среди стариков, женщин и детей я замечаю пожилого солдата, обнажившего седую голову. Видимо, за его плечами нелёгкий воинский путь, а впереди – новые испытания. Я верю, что трудности не смогут согнуть этого человека. Невозможно сломить могучую силу русского народа.

Скоро наступит весна, придёт замечательный праздник День Победы, 78-ая его годовщина. Волшебная сила искусства состоит в том, что картины А.А.Пластова, С.В.Герасимова, Т.Г.Гапоненко и других художников о Великой Отечественной войне могут правдиво нам рассказать о душевной красоте, силе, моральной и физической стойкости мирного населения, проявленные в те далёкие годы, и о фашистских злодеяниях, направленных на уничтожение жителей нашей страны.

И сегодня я, как когда-то поэт-фронтовик А.Т.Твардовский, призываю:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда об этом не забудем!




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!