СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Очерк жизни и творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. Роман "История одного города".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературы по теме "Очерк жизни  и творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. Роман "История одного города".

Просмотр содержимого документа
«Очерк жизни и творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. Роман "История одного города".»

Урок усвоения новых знаний.

Обзор жизни и творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина.Роман «История одного города».

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

Ребята, сегодня у нас с вами новая тема. Но прежде чем приступить к знакомству с новой темой, я хотела бы освежить знания уже изученного вами материала и провести небольшой фронтальный опрос.

-Посмотрите на портреты писателей, кого вы узнали? Слайд 2

-Соотнесите произведение и героя: Слайд 3.

Пьеса «Гроза» Роман «Отцы и дети» Роман «Обломов»

Обломов Катерина Штольц Тихон Захар Кабаниха Базаров Павел Петрович Кирсанов,Анна Сергеевна Одинцова

-Самопроверка по правильной таблице. Оценка.-

Молодцы ,вы отлично справились с работой.

3.Формирование новых понятий.

-Как я уже вам сказала, сегодня у нас новая тема. А вот о ком пойдет речь, я хочу, чтобы вы догадались сами. В качестве подсказки я предлагаю прочитать вам высказывание Максима Горького об этом писателе:

«Он шёл в ногу с жизнью, ни на шаг не отставая от неё, он пристально смотрел в лицо ей и – горько пророчески хохотал над всеми и всем. Это не смех Гоголя, а нечто гораздо более оглушительное, правдивое, более глубокое и могучее» .

-О ком говорит М. Горький?

Вывод: совершенно верно. Речь идет о Михаиле Евграфовиче Салтыкове-Щедрине

4.Работа с портретом писателя.

Перед вами портрет Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.Этот портрет принадлежит кисти Ивана Николаевича Крамского.

Коллекционер Павел Третьяков решил создать в своем музее галерею выдающихся соотечественников, которые внесли свой вклад в развитие России. Портрет Салтыкова-Щедрина, предназначавшийся для нее, был заказан Ивану Николаевичу Крамскому. Зимой 1877 года художник начал работу над полотном. Оно было закончено довольно быстро. Однако в первой версии Крамской изобразил только голову писателя, а Третьякову хотелось получить поясной портрет, где было бы видно руки писателя. Чтобы угодить ему, Крамской переделал работу, и в 1879 году портрет Салтыкова-Щедрина был принят заказчиком и помещен в галере

На холсте мы видим выдающегося русского писателя. Это мужчина в возрасте. Он переплел руки и смотрит на зрителя глубоким задумчивым Колористически художник решил портрет в темных приглушенных тонах. Из общей гаммы выделяются лишь серьезное лицо писателя и ослепительно-белые манжеты сорочки. Портрет Салтыкова-Щедрина Крамской создал в свойственной ему манере. Простота и выразительность композиции, ясность линий призваны подчеркнуть психологические характеристики писателя. Портрет Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина по праву занял достойное место в Третьяковской галерее.

5.Эпиграфом к уроку я взяла слова самого писателя :

«Я люблю Россию до боли сердечной и

даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России».

(М.Е. Салтыков-Щедрин)

6.Слово учителя.

Наследие писателя велико. Сам Салтыков-Щедрин подчас скромно оценивал свою роль в литературе. «Писания мои, - размышлял он, - до такой степени проникнуты современностью, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем, то именно и единственно как иллюстрация этой современности». Но сатирические типы писателя пережили свою эпоху.

«Сказки для детей изрядного возраста», «Губернские очерки», роман «Господа Головлевы», «История одного города»-вот лишь малый список произведений писателя.

7.Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока: произведение М. Е. Салтыкова - Щедрина «История одного города» как художественно-политическая сатира.

Сегодня мы не только познакомимся с биографией писателя, но и более подробно познакомимся с его произведением «История одного города»: узнаем историю создания произведения, поговорим о теме и идее произведения, его композиции, жанре.

8.Скажите, пожалуйста, как понять смысл литературного произведения? Что для этого нужно?

(Ребята предлагают свои варианты ответа на вопрос).

Чтобы понять смысл произведения, важно знать: биографию автора, его мировоззрение, содержание текста; необходимо уметь: определять тему и идею, анализировать средства выразительности.

9.Обзор жизни и творчества. Просмотр видеопрезентации о Салтыкове-Щедрине.

10.Работа по вопросам после просмотра.

11.В формулировке темы встретилось слово «сатира». Что такое сатира?

Сатира. Сатирические приемы. (Слайд № 7, 8)

Сатира – обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде.

Какие сатирические приемы вам знакомы?

12.Работа со схемой «Сатирические приемы».Запишите в тетрадь названия сатирических приемов и ,пользуясь словарями ,дайте их толкование.

Гипербола (от греческого hyperbole – преувеличение) – литературный прием, преувеличение. Например, с помощью гиперболы часто создавал образы В, Маяковский. Например, “Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива”.

Гротеск – такой художественный прием, в котором сочетается на контрасте фантастическое и реальное. Например, в произведениях Гоголя “Нос” и Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Аллегория (от греческого allos – иной и agoreuo – говорю) – один из тропов, воплощение отвлеченного понятия, явления или идеи в конкретном образе. Например, в баснях Крылова “Стрекоза” – аллегория легкомыслия.

Аллюзия (от латинского allusio – намек) – одна из форм иносказания, использование какой-либо фразы в качестве намека на общеизвестный факт. У Маяковского “Такого отечества такой дым разве уж настолько приятен” – фраза является намеком на высказывание Чацкого, героя комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”: “И дым отечества нам сладок и приятен”.

Эзопов язык – особый вид иносказания; язык намеков, маскирующий мысль и помогающий передавать ее, несмотря на запрещение. Эзопов язык – это своего рода словесная тайнопись

Вывод: эти и другие приемы помогают понять идею произведения, проблемы, позицию автора.

Именно эти приемы использовал Салтыков -Щедрин впроизведении «История одного города».

13. «История одного города»

А)Замысел произведения.

Над произведением работал с 1869 по 1870 год, печатал в журнале «Отечественные записки». Автор использовал жанр летописи, которая будто бы была найдена издателем. Писатель сохранил основные особенности стиля и оформления исторического сказания: указывает точные даты существования города Глупова 1731 – 1826, в юмористической форме рассказывает о происхождении глуповцев, перечисляет градоначальников, подчеркивает их «достоинства», печатает указы и уставы правителей, как бы доказывая достоверность найденного «памятника». На самом деле Щедрин в иносказательной форме повествует о государственном устройстве России в период с 18 по 19 в. Известно, что в 1730 году началось правление Анны Иоанновны (при которой по сути царствовал ее фаворит Бирон), а к 1826 году завершилось движение декабристов.

Цель создания произведения – создать обобщенный образ России.

Работая над «Историей одного города», Салтыков – Щедрин использовал свой разносторонний опыт государственной службы, глубокие знания по истории. В построении книги использует историческую монографию. В первой части дается общий очерк глуповской истории; во второй – содержатся главы, посвященные описанию жизни градоначальников, в которых узнаются правители России и их ставленники: в образе Негодяева – Павел 1, Грустилова – Александр 1, в Угрюм – Бурчееве – военный министр Аракчеев.

Вывод: таким образом , произведение состоит из 2 частей.

Б) Тема, идея произведения.

«История одного города» – произведение новаторское, далеко вышедшее за рамки художественной сатиры. Салтыков-Щедрин, как истинный патриот своей страны, не мог оставаться безучастным наблюдателем происходящего в России.

В своём романе он затронул довольно острую тему – обличение несовершенств политического устройства российского государства, при котором угнетённый народ смиренно принимает своё рабское положение и считает это единственно правильным и возможным.

Идея произведения заключается в том, что бессознательное поклонение народа самодержавной власти и нежелание брать на себя ответственность.

В)Жанровое своеобразие.

Салтыков-Щедрин -сатирик, а искусство сатиры требует от писателя смелости и бескомпромиссности. Писатель освоил и крупные ,и малые сатирические жанры :роман, фельетон, сказку, пьесу, рассказ, пародию. Показав историю в зеркале сатиры, писатель позволил иначе смотреть на мир. Он ввел в мировую литературу сатирическую хронику.

Автор использовал жанр летописи, которая будто бы была найдена издателем. Писатель сохранил основные особенности стиля и оформления исторического сказания: указывает точные даты существования города Глупова 1731 – 1826, в юмористической форме рассказывает о происхождении глуповцев, перечисляет градоначальников, подчеркивает их «достоинства», печатает указы и уставы правителей, как бы доказывая достоверность найденного «памятника». На самом деле Щедрин в иносказательной форме повествует о государственном устройстве России в период с 18 по 19 в. Известно, что в 1730 году началось правление Анны Иоанновны (при которой по сути царствовал ее фаворит Бирон), а к 1826 году завершилось движение декабристов.



«История…» написана в форме повествования летописца-архивариуса о прошлом вымышленного города Глупова.

-Посмотрите в «Толковом словаре» значение слов «архивариус» и «хроника».

Архивариус -это хранитель архива.

Архив - учреждение, где хранятся старые документы, оконченные дела.

Хроника-историческое описание событий в хронологической последовательности.

Роман «История одного города» состоит из 16 глав, и все они якобы написаны разными авторами. После первой публикации автором был произведён тщательный анализ произведения, в ходе которого была изменена его композиция. Так, Михаил Евграфович поменял местами некоторые главы, а также добавил приложение «Письмо в редакцию», в котором отреагировал на критику в свой адрес.

Роман начинается со слов самого Салтыкова-Щедрина, которому якобы случайно попалась историческая летопись о вымышленном городе Глупове и его жителях.

После небольшого вступления начинается рассказ от лица вымышленного летописца о происхождении глуповцев. Читатель знакомится с историей возникновения государственного строя в Глупове. Племенная вражда, поиск правителя и дальнейшее порабощение граждан занимают целое столетие.

В «Описи градоначальникам» представлена краткая характеристика 22 правителей, которые в разное время руководили глуповцами.

В последующих главах даётся описание наиболее выдающихся градоначальников – правителей Глупова: Беневоленского, Брудастого, Двоекурова, Негодяева, Грустилова, Угрюм-Бурчеева и других.

В финале романа публикуются «Оправдательные документы», которые по сути представляют собой назидание другим градоначальникам.



14.А теперь давайте проверим, как вы хорошо поняли сюжет произведения.

Проведем опрос-викторину.

Итак, давайте вспомним, где развивается действие в романе?

- В городе Глупове.

– Что же за город привлёк внимание писателя? Где был заложен он? Каково место расположения?

"...Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым..."1 (Глава «О корени происхождения глуповцев».)

– Каковы границы города Глупова?

- Границы города неопределённые, непонятные, то это уездный городишко с прилегающим к нему выгоном для скота (рассыльный прибывает в Глупов "из Губернии", новый градоначальник тоже), то выясняется, что это город скорее губернский (в трактате Микаладзе встречаем фразы: "В одной из приволжских губерний градоначальник был роста трёх аршин с вершком... В другой губернии столь же рослый градоначальник..." – глава «Оправдательные документы. О благовидной всех градоначальников наружности».), то границы города расширены до пределов всей России ("Выгонные земли Византии и Глупова были до такой степени смежены, что византийские стада почти постоянно смешивались с глуповскими, и из этого выходили беспрестанные пререкания"). (Глава «Войны за просвещение». )

– Кто населял город Глупов?

- Глупов населяли странные люди, похожие на горожан, встречаем мы здесь и купечество, и интеллигенцию, и даже глуповский бомонд. А порой вдруг оказывается, что жители этого города... пашут, сеют, пасут скот и живут в избах.

– В чем особенность этого города?

- Это город условный, иносказательный. Город – гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны всей страны, всего государства. В этом обобщённом образе совмещены деревни, сёла, уездные и губернские города, столицы Российской империи.



– Как же возник этот город? Обратитесь к главе «О корени происхождения глуповцев», расскажите легенду о возникновении Глупова.

- Щедрин рисует гротесковую картину возникновения Глупова, строительным материалом для которой в значительной мере послужила сатирически переосмысленная легенда о "добровольном" призвании славянами варяжских князей.

– Из легенды мы узнали, что основали город головотяпы. Почему их так называли?

- "Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку «тяпать» головами обо всё, что бы ни встретилось на пути..." (Глава «О корени происхождения глуповцев».)

– С чего же начали головотяпы наведение порядка?

- "Началось с того, что Волгу толокном замесили, потом телёнка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили..." (Глава «О корени происхождения глуповцев». .) Но невозможно такими нелепыми действиями добиться порядка, и они обращаются к князю.

Дальнейшие главы представляют собой описание жизни глуповцев при самовластии. Сатирик воссоздаёт город Глупов на разных этапах его существования, при разных правителях. Например, глава «Опись градоначальников» даёт целую вереницу их. И снова люди вроде бы как люди: и фамилии есть, и имя – отчество, и чин. И качествами некоторые из них наделены вполне правдоподобными. В то же время сплошь и рядом быль переплетается с фантастикой.

- Чем знаменательны градоначальники? Образы градоначальников необычны, фантастичны.

Сам Салтыков – Щедрин, объясняя смысл своего обращения к фантастике, подчёркивал, что « фантастичность рассказов немало не устраняет их …воспитательного значения и что опрометчивая самонадеянность летающего градоначальника может даже и теперь послужить спасательным предостережением для тех из современных администраторов, которые не желают быть преждевременно уволенными от должности».

15.Давайте поиграем в игру. Нужно будет по описанию угадать градоначальников

Б р у д а с т ы й, Дементий Варламович. Назначен был впопыхах и имел в голове некоторое особливое устройство, за что и прозван был "Органчиком". Это не мешало ему, впрочем, привести в порядок недоимки, запущенные его предместником. Во время сего правления произошло пагубное безначалие, продолжавшееся семь дней, как о том будет повествуемо ниже.

П ф е й ф е р, Богдан Богданович, гвардии сержант, голштинский выходец. Ничего не свершив, сменен в 1762 году за невежество.

Н е г о д я е в, Онуфрий Иванович, бывый гатчинский истопник. Размостил вымощенные предместниками его улицы и из добытого камня наст роил монументов. Сменен в 1802 году за несогласие с Новосильцевым, Чарторыйским и Строговым (знаменитый в свое время триумвират) насчет конституций, в чем его и оправдали последствия.

П е р е х в а т-З а л и х в а т с к и й, Архистратиг Стратилатович, майор. О сем умолчу. Въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки.

Г р у с т и л о в, Эраст Андреевич, статский советник. Друг Карамзина. Отличался нежностью и чувствительностью сердца, любил пить чай в городской роще и не мог без слез видеть, как токуют тетерева. Оставил после себя несколько сочинений идиллического содержания и умер от меланхолии в 1825 году. Дань с откупа возвысил до пяти тысяч рублей в год

П р ы щ, Иван Пантелеич. Оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным предводителем дворянства.

У г р ю м-Б у р ч е е в, бывалый прохвост. Разрушил старый город и построил другой на новом месте.

Б о р о д а в к и н, Василиск Семенович. Градоначальничество сие было самое продолжительное и самое блестящее. Предводительствовал в кампании против недоимщиков, причем спалил тридцать три деревни и, с помощью сих мер, взыскал недоимок два рубля с полтиною. Ввел в употребление игру ламуш и прованское масло; замостил базарную площадь и засадил березками улицу, ведущую к присутственным местам; вновь ходатайствовал о заведении в Глупове академии, но, получив отказ, построил съезжий дом. Умер в 1798 году, на экзекуции, напутствуемый капитан-исправником.

16.Просмотр мультфильма.

17. Синквейн.

А теперь давайте составим обобщенный портрет градоначальников.И в этом нам поможет Синквейн.

1-ая строка обозначает предмет разговора

2-ая строка — два прилагательных, характеризующих предмет разговора

3-я строка — три глагола, отвечающих за его действие

4-ая строка — короткое предложение, раскрывающее суть происходящего

5-ая строка — синоним главного слова

18.Домашнее задание. Подготовить

19.Рефлексия.

Прием «Фразеологизм или пословица». Необходимо подобрать выражение, соответствующее восприятию урока.

«Слышал краем уха»

«Вложил душу»

«Бил баклуши»

«Работал за троих»

«Как белка в колесе»

«Старался изо всех сил»

«Хлопал ушами»

«Просиживал штаны»

«Валял дурака»

«Трудился в поте лица»

«Шевелил мозгами»

«Считал ворон»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!