Конспект ОД
по звуковой культуре речи
в подготовительной группе
на тему:
«Весну выручаем!»
Программное содержание:
развитие речевого дыхания;
закрепить умение различать на слух и в произношении звуки [в] и [в’];
закрепить умение четко произносить звуки [в] и [в’], в словах и фразе;
продолжать дифференцировать изолированные звуки, по твердости-мягкости;
закрепить умение находить место звуков в заданных словах;
воспитывать умение работать в коллективе, выдержку;
Методы и приемы:
игровой — сюрпризный момент, словесный, наглядный.
Оборудование:
картинки на звуки [в] и [в’], картинки деревьев, синие и зеленые квадраты.
Демонстрационный материал:
конверт с заданиями.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне. И послушайте стихотворение.
«Хорошо в лесу в апреле»
Хорошо в лесу в апреле:
Пахнет лиственною прелью,
Птицы разные поют,
На деревьях гнёзда вьют;
На полянах медуница
Выйти к солнышку стремится,
Между травами сморчки
Поднимают колпачки;
Набухают веток почки,
Пробиваются листочки,
Начинают муравьи
Поправлять дворцы свои.
- Понравилось вам стихотворение? Какие слова вам больше всего запомнились и понравились?
- Какими словами можно определить, что стихотворение о весне? «Пахнет лиственною прелью…», чем же это пахнет, вы знаете? Это запах прелой листвы. Так вот:
«Хорошо в лесу в апреле:
Пахнет лиственною прелью…»
Дети:
1. Развитие речевого дыхания.
Воспитатель: Давайте скажем все вместе, но на одном дыхании. 3 раза
Сейчас только девочки… 2 раза
Теперь только мальчики… 2 раза
Воспитатель: Очень хорошо.
- Ребята, сегодня по дороге в детский сад меня встретил Лесовичок, он рассказал мне, что с весной произошла неприятность, ее в лесу задержал сильный порывистый ветер, он не хочет, чтобы в город приходило весеннее тепло. Весна попросила Лесовичка обратиться к вам за помощью. Как вы думаете, мы сможем выручить Весну?
- Давайте попробуем. Для этого, нам нужно выполнить все задания, которые передала весна Лесовичку. Вы готовы помочь?
Дети: Да, готовы!
Первое задание - развитие фонематического слуха.
- Послушайте рассказ про весну, в котором поселилась песенка ветра. Лесовичок просит вас найти все эти слова. Как звучит песенка большого ветра?
Дети: В-В-В (твердо)
Воспитатель: А маленького?
Дети: В’ В’ В’ (мягко)
Воспитатель: Если услышите песенку маленького ветра – показываете зеленый квадрат, а большого – синий.
Читаю рассказ …
«Пришла весна»
Автор: Толстой Лев Николаевич
Пришла весна. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца апрельского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.
В садах пухнут почки на ветках. Они покачиваются от свежего ветра и чуть слышно шепчут свою весеннюю песню.
И лес, и сад по-особому пахнут — зеленью, оттаявшей землей, чем-то свежим.
В весеннем лесу дышится легко и свободно. Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес.
Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.
Воспитатель: Вы меня порадовали.
Второе задание - дифференциация изолированных звуков.
- Посмотрите, это большое дерево, на него подул сильный ветер, какая у него песенка получится?
(Показываю картинку большого дерева).
Дети: В-В-В
- А это - маленькое дерево, на него дует слабый ветерок. И песенка у него получается звонкая, веселая…
(Показываю картинку маленького дерева).
Дети: В’ В’ В’
- Давайте споем все вместе. (3 раза)
- Поем песенку, то большого ветерка, то маленького.
Сейчас только девочки… 2 раза
Теперь только мальчики… 2 раза
Артем Ц, Катя С, Лера О. … по 1 разу (индивидуальные ответы)
Третье задание - дифференциация в словах.
- Посмотрите на доске 4 картинки (2 – с твердым звуком, 2 – с мягким) в названии которых поселилась песенка ветра. В этом слове песенка какого ветра?
Дети: Большого
Воспитатель: Правильно. Напомните мне песенку.
Дети: В-В-В
Воспитатель: - Фишкой какого цвета обозначим?
Дети: Синей фишкой.
Воспитатель: А здесь?
Дети: Маленького
Воспитатель: Правильно. Напомните мне и эту песенку.
Дети: В’ В’ В’ зеленой фишкой
- Очень хорошо. Сейчас вы, на своих местах вспомните слова, в которых поселилась песенка ветра большого или маленького, и по одному подойдете, произнесете ваше слово, чтобы все услышали вашу песенку, которая поселилась в вашем слове, возьмете фишку нужного вам цвета и прикрепите к нужному дереву...
Воспитатель: Замечательно. Давайте отдохнем, к нам ветерок прилетел…
Физ. минутка:
Ветер дует нам в лицо. (помахать руками на лицо)
Закачалось деревцо. (покачаться из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише. (присесть, помахать руками вверх-вниз)
Деревцо всё выше, выше. (потянуться вверх)
Четвертое задание - дифференциация во фразе.
- Давайте произнесем все вместе чистоговорку медленно, потом быстро.
«У Вали — ваза, у Вени – венок»
Воспитатель: - Произносим все вместе медленно, потом быстро.
Воспитатель: Хорошо, а теперь попробуем произнести фразы с разной интонацией.
Грустно: У Вали — ваза, у Вени – венок.
Радостно: У Вали — ваза, у Вени – венок.
С удивлением: У Вали — ваза, у Вени – венок.
Сердито: У Вали — ваза, у Вени – венок.
Задумчиво: У Вали — ваза, у Вени – венок.
Спокойно: У Вали — ваза, у Вени – венок .
- Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями. Я думаю, мы весну выручили. Ветер, наконец, ее отпустит и наступит долгожданная весна.
- А сейчас давайте вспомним, с каким звуком мы сегодня работали? Подводится итог занятия.