ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Одаренному ученику – одаренный педагог».
НОЯБРь 2018 Г.
План проведения педагогического совета
Цель:
- Проанализировать имеющийся собственный опыт по распознаванию способностей и раннему выявлению одаренных детей с целью дальнейшей корректировки своей работы;
- Разработать конкретные рекомендации для учителей по работе с одаренными детьми;
- Привлечь внимание всех педагогов к необходимости разработки и апробации собственной модели работы с одаренными детьми .
Задачи:
- Проанализировать и обсудить теоретические аспекты проблемы одаренности на основе критического осмысления собственных представлений по данному вопросу.
- Проанализировать имеющийся психолого-диагностический аппарат, методики для научно обоснованного и квалифицированного отбора детей, относящихся к этой категории.
- Проанализировать результаты работы кружков, секций, факультативов на предмет ориентации их деятельности на развитие творческого потенциала одаренных детей.
- Разработать рекомендации в помощь учителю, содержащие различные методы и формы работы с одарёнными детьми для полного раскрытия их способностей.
План проведения педсовета
- Вступительное слово. Открытие заседания педагогического совета.
- Одаренному ученику - одаренный учитель (из опыта работы учителей истории и обществознания).
- Система работы с одаренными лицеистами. Интеллектуальная одарённость: реалии, проблемы, перспективы 2015-16 уч.г..
- Анализ работы МБУ лицея №76 им. В.Н. Полякова за 1 четверть 2015-16 уч.года.
- Формирование одаренности через внеурочную деятельность.
- Порядок проведения ГИА в 2016 года
- Интернет-безопасность в лицее.
- Нормативно-правовое обеспечение и трудовое законодательство.
Одарённость -
это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок -
это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Эксперимент
Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» те, что не нравятся.
- Дисциплинированный.
- Неровно успевающий.
- Организованный.
- Выбивающийся из общего темпа.
- Эрудированный.
- Странный в поведении, непонятный.
- Умеющий поддержать общее дело.
- Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
- Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
- Занятый своими делами (индивидуалист).
- Быстро, «на лету» схватывающий.
- Не умеющий общаться, конфликтный.
- Общающийся легко, приятный в общении.
- Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
- Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
- Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
Каких «+» у Вас больше?
Если чётных «+» больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.
На практике такие учителя встречаются редко!
Классификации
Существуют две крайние точки зрения
“ все дети являются
одаренными”
“ одаренные дети
встречаются
крайне редко”
Инструментальный (характеризует способы его деятельности)
Мотивационный
(характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности)
Признаки одаренности охватывают
два аспекта поведения
одаренного ребенка:
Признаки инструментального аспекта поведения одаренного ребенка :
- Наличие специфических стратегий деятельности.
- Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.
- Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности видеть в сложном простое, а в простом - сложное .
- Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
Признаки мотивационного аспекта поведения одаренного ребенка :
- Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности либо к определенным формам собственной активности, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
- Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.
- Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
- Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
- Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Критерии, положенные
в основу классификации
видов одаренности
вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики
уровень достижений
степень сформирован-ности одаренности
особенности возрастного развития
широта проявлений в различных видах деятельности
форма проявления
Основные виды деятельности детей
Виды одарённости по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы»
Практическая деятельность
Познава-тельная деятель-ность
- одаренность в ремеслах
- спортивная
- организацион-ная
Художественно-эстетическая деятельность
интеллек-туальная одаренность
Коммуникативная деятельность
- хореографическая
- сценическая
- литературно-поэтическая
- изобразитель-ная
- музыкальная
Духовно-ценностная деятельность
- одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов
- одаренность в служении людям
Виды одарённости по критерию «степень сформированности одарённости»
психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.
- Потенциальная одаренность –
это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
Виды одарённости по критерию «форма проявления»
проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы “ сама по себе ” ), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме.
Виды одарённости по критерию «широта проявления в различных видах деятельности»
- Общая (интеллектуальная) одаренность
проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности.
обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.)
Психологическим ядром являются интеллектуальные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.
Виды одаренности по критерию “особенности возрастного развития”
Виды одарённости по критерию «уровень достижений ребёнка»
- Способности, превышающие средний уровень способностей их сверстников, в незначительной мере.
- Весьма яркие интеллектуальные, художественные, коммуникативные или какие-то другие способности и склонности.
- Способности, настолько превосходящие среднюю возрастную норму , что это позволяет говорить о таких детях, как о детях с исключительной, особой одаренностью .
Таким образом, одаренность оказывается многомерным по своему характеру явлением .
Реалии
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЛИЦЕЯ В РАБОТЕ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТЬЮ
Стратегическая цель школы – переход системы педагогического содействия развитию одаренности из режима управления в режим самоуправления.
Воспитательная цель – воспитание личности, обладающей интерактивными, коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
Образовательная цель – расширение единого образовательного пространства школы для социально-значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
Развивающая цель - развитие способности одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей нашего региона, нашей страны и самой личности.
ЦЕЛЯМИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
- Выявление одаренных детей;
- Создание условий, способствующих их оптимальному развитию.
В нашей школе на развитие одаренности направлены:
- Программа развития лицея
- Воспитательная программа
- Программа «Здоровье»
- Обновление содержания образования (ФГОС)
- Преподавание факультативных и элективных курсов
- Кружковая деятельность
- Школьная газета
В нашем лицее создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей:
система творческих конкурсов
Творческие проекты
МБОУ СОШ №65
Заочные
олимпиады, проекты, конкурсы
Школьная газета
«Бригантина»
Российские, региональные, школьные олимпиады
Ученические научно-практические конференции
Результаты муниципального этапа всероссийской олимпиады
Результаты муниципального этапа всероссийской олимпиады
Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью.
Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.
Проанализируйте пожалуйста таблицу
«Одарённый ребёнок».
Сформулируйте проблемы в работе с одаренными детьми и возможные пути их решения.
Научно – методические основы обновления содержания работы с одаренными детьми
Одарённость
Концепция «обогащенного обучения»
Джозефа Рензулли
Концепция «обогащенного обучения»
Джозефа Рензулли
Основная задача учителя - помочь каждому обучающемуся ставить перед собой посильные задачи, отвечающие его интересам, и овладевать исследовательскими навыками, необходимыми для решения этих задач.
Стратегия обогащения включает несколько направлений:
- Расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание,
- углубление этих знаний,
- развитие инструментария получения знаний.
Обогащение обучения направлено на развитие творческого мышления .
Стратегия обогащения использует следующие техники:
- мозговой штурм,
- метод проектов,
- исследовательская деятельность,
- развитие личностных характеристик,
- упражнения на релаксацию.
Особое значение придается корректирующим, развивающим и интегративным программам.
Развивающие программы направлены на улучшение состояния эмоциональной сферы (ролевой тренинг, обсуждения в малых группах).
Интегративные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты. Они направлены на обсуждение жизненных ценностей или связанные с исследованием проблемы самоактуализации.
Концепция «свободоспособности»
О. Газмана
Принципы концепции свободоспособности (О. Газман) дают возможность одаренному ребенку свободы выбора собственной образовательной траектории (маршрута). Индивидуальный учебный план открывает одаренным детям перспективу перехода от индивидуального образовательного маршрута к индивидуальному образованию.
Стратегия ускорения обучения одаренных детей через обогащение содержания образования
Вертикальное обогащение по ступеням обучения в рамках выбранного предмета
Индивидуальная стратегия ускорения обучения
Горизонтальное обогащение через дополнительный
материал в рамках традиционных курсов
Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета.
Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний.
В результате одаренный ребенок получает:
- дополнительный материал к традиционным курсам,
- большие возможности развития мышления и креативности,
- развивает умение работать самостоятельно.
Принципы обучения одаренных детей
- применение междисциплинарного подхода;
- углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
- насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
- поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
- поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
- поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;
- оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов,
- установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин,
- установка на готовность к риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.
Требования к учебному материалу
Учебный материал
Соответствие
Научность
Расширен-
Дискуссион-
Междисци-
Практичес-
ное
разнообразию
плинарный
кая
ный
направлен-
контекст
интересов
объём
содержание
ность
учащихся
Проблемы
Проблемы
- Особенности, присущие одарённому ребёнку.
- Методы, способы выявления и обнаружения одарённых детей.
- Разработка программ обучения для интеллектуально одарённых детей.
- Какие условия необходимо создать для учения одарённого ребёнка.
- Формы и методы работы с одарёнными детьми.
Особенности
- Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных учащихся – сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;
- Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
- Испытывают радость от умственного труда;
- Высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и не традиционность мышления.
После выявления одаренности детей работа с ними должна вестись:
- учителями – предметниками , создающими атмосферу эмоциональной включенности, возбуждающими интерес к предмету;
- наставником (руководитель секции НОУ, учитель – предметник, классный руководитель, психолог, …) – помогает в научно – исследовательской работе по выбранной теме;
- классным руководителем -координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося, обеспечивает необходимое общение, связь с родителями.
В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:
- возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,
- публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».
Методы выявления
- наблюдение (в школе, во внешкольной деятельности;
- специальные психодиагностические тренинги;
- экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, одноклассниками;
- проведение “пробных” уроков по специальным программам;
- включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
- экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
- организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.;
- проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Программы обучения должны:
1) включать изучение широких (глобальных) тем и проблем,
2) использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания.
3) предполагать изучение проблем “открытого типа”,
4) в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;
5) поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
6) обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;
7) предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети);
Программы обучения должны:
8) включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания “рабочих мест” при лабораториях, музеях и т.п.;
9) обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества;
10) способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;
11) включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом индивидуального своеобразия личности каждого одаренного ребенка.
Перспективы
Проведение целенаправленных наблюдений за учебой и внеурочной деятельностью учащихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путем:
- обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
- знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;
- выявление мнения родителей о склонностях, круг е интересов, особенностях личностного развития их ребенка;
- периодический сбор сведений среди учителей – предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников;
- подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности;
- длительное наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;
- проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.
К любому ребёнку следует относиться
с надеждой и ожиданием...
Решение
- Согласиться с точкой зрения, что задача учителя создавать условия и атмосферу для развития, вдохновения, поощрения, стимулирования, облегчения процесса развития творческих начал в своем ученике. Каждому учителю целенаправленно формировать эту атмосферу в процессе преподавания своего предмета.
- Включить в план работы кафедр и МО изучение методических приемов, способствующих развитию наиболее важных способностей и умений у учащихся.
- Рекомендовать заведующим кафедр и руководителям МО включить в план работы знакомство с рекомендациями по выработке исследовательских наклонностей у детей.
- Развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
- Эффективнее внедрять в образовательное пространство альтернативный вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»;
- Стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
- Совершенствовать здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие компоненты образовательного пространства лицея;
- Создать базу данных способностей и результатов деятельности одарённых детей;
- Повышать уровень и качество школьного образования через идеи гуманной и личностно-ориентированной педагогики.