Петрова Марина Петровна - учитель истории МОУ СОШ № 26 г.Уфа
Одаренные дети – будущее нашей Великой Родины.
(из опыта работы МОУ СОШ № 26 Советского района города Уфы)
Не секрет, что для работы с одарёнными детьми нужны особые методы и подходы. Хочу отметить, что сегодня, каждому из нас, предоставлена полная свобода педагогического творчества, позволяющая принимать самые необычные и эффективные педагогические решения. И всё же формы и методы развития доминирующих способностей детей - мы же не говорим только об изначально талантливых детях, наша задача – пополнить «смышленую гвардию»- так вот, эти методы не должны быть стандартными, общеприемлемыми во всех классах независимо от состава, уровня подготовки, возрастных особенностей учащихся. Успех может быть достигнут только собственной деятельностью учителя, собственным его направлением и чутьём, умениями и знаниями в области одарённости.
В этой сфере работы учителей нашей школы есть и положительный опыт, и трудности. По проблемам поиска и обучения одарённых детей, было принято решение открыть на базе школы опытно-экспериментальную площадку, которая работает по теме: «Формирование образовательной развивающей среды в условиях перехода к школе полного дня». Ученые Башкирского института развития образования прочли курс лекций по программе «Система выявления и развития одарённости детей в образовательном процессе». На этих курсах повышения квалификации учителей было уделено особое внимание классификации видов одарённости, методикам её диагностики, проблемам общения с одаренными детьми, прогнозам дальнейшего развития талантливого ребёнка. В своей работе мы стараемся использовать опыт наших коллег в городе, республике, а так же налаживаем межрегиональные связи.
За несколько лет работы была выявлена группа одарённых и талантливых детей школы – их не так много, но за ними тянутся те, которые, казалось бы, ещё вчера не интересовались исторической наукой. Они сначала помогают своим товарищам в текущей учебе, а потом берутся и за самостоятельное исследование. Трое учащихся школы в 2009 г. А. Иванов, С. Урманчеева, О. Кулакова стали стипендиатами премии президента Республики Башкортостан. А. Иванов был избран председателем Научного Общества Учащихся Советского района. Дети НОУ школы не раз являлись победителями и призёрами Республиканских, Всероссийских конкурсов и олимпиад.
Очевидно, что при наличии учебных планов, программ урок был, есть и ещё останется основной формой организации образовательного процесса в школе. Вместе с тем, конечно же, время, научно- технический и социальный прогресс в той или иной мере меняют всё, в том числе и учителей, и детей, и школу как образовательное учреждение, и урок в ней. Именно на уроке учителем закладывается интерес к изучаемой науке и именно на уроке у учителя появляется возможность выявить этот интерес у учащегося, разглядеть одарённость и его способности. Эффективность урока зависит во многом от таланта учителя. Достучаться до сердца каждого ученика нелёгкая задача для любого педагога.
Выбирая формы и методы обучения, педагог организует образовательный процесс таким образом, чтобы ребёнок не только усвоил материал, но и впитал в себя «разумное, доброе, вечное», нашёл средства для самовыражения.
Для тех, кто казалось, совсем не интересуется историей, им в тягость прочесть параграф в учебнике, мне, в моей практике, пришлось искать новый подход: из программы телепередач на неделю я выписываю программы и фильмы предпочтительно на историческую тему. Составляю таблицу (тема, дата, время и место для фамилии) и предлагаю детям выбрать тему, записать передачу или фильм на видеокассету или DVD, составить описание работы и оформить обложку, далее учащийся должен в течение 5-7 минут представить фильм и прокомментировать его. Для ученика «видеореферат» задание необычное и потому интересное, а для учителя еще один шанс заинтересовать, испытать в самостоятельной работе, поставить оценку, в конце концов, да и по желанию ученика можно пополнить наглядные пособия в кабинете.
Для того чтобы «подогреть» интерес к истории я давала на лето несложное задание – найти и сфотографироваться с предметом или на его фоне, уходящим из нашего быта, ну и найти объяснение, почему это происходит. Оказалось, не у всех, получается, увидеть старый зеркальный фотоаппарат с фотоувеличителем, телеграфный столб, телефонный аппарат с диском для набора, пейджер, да и мало ли чего. Осенью, те, кто выполнил задание, доложили о проделанной работе и сразу включились все. Оказалось все просто и интересно. От этого простого задания легко перешли к тезису о том, что история творится здесь и сейчас, и вокруг нас.
Еще, на мой взгляд, учитель не должен стараться сориентировать учащихся на изучение только своего предмета, он должен поддерживать интерес и к другим наукам, пытаясь органично сплести их интересы. Для этого во взаимодействии со своими коллегами можно разрабатывать интегрированные уроки, Нами, в частности, был разработан интегрированный урок с преподавателем математики Р.М. Валишиной «Присоединение Башкортостана к Русскому государству через призму квадратных корней». Разработка этого урока была представлена на III Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок», который проходил в городе Москве в 2008 г.
На развитие одарённости влияют многие факторы: и биогенетический, и социально-экономический, и педагогический – в их обязательном единстве. Причём, доминирующим считается педагогический – при прочих равных условиях.
Для этого очень важно взаимодействие педагога и родителей. Только вместе и в согласии с родителями учитель может разработать индивидуальный подход к ребёнку для развития его способностей и в дальнейшем помочь ему в профессиональной ориентации.
На примере своей дочери, обучавшейся тогда в гимназии №91 города Уфы, я как мать не без удовлетворения заметила, как повысилась самооценка ребенка после победы на всероссийском конкурсе «Одаренные дети России».
Любая победа, на конкурсах и олимпиадах разного уровня позволяет детям раскрепоститься, избавиться от комплексов и их уже не останавливают ни громкие названия Вузов, ни их расположение в столицах. Сегодня наши учащиеся охотно занимаются в классах при Нефтяном Государственном Техническом университете (дополнительное образование), обучаются на курсах Государственного университета Высшей Школы Экономики. Евсин Антон, учащийся 11класса посещает курсы второй год, за ним подтянулся и Иванов Алексей тоже учащийся 11 класса МОУ СОШ 26.
Но даже самая плодотворная совместная работа учителей и родителей не принесет ожидаемого результата без разжигания истинного интереса самого учащегося в какой-либо науке. Такой интерес, на мой взгляд, возможно, развить посредством самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, где они методом проб и ошибок на уровне азарта, состязательности, открывают пусть даже давно открытые вещи. Они это пропускают сквозь себя, начинают ощущать собственную значимость и опять же получают уверенность в собственных силах. Кроме того, выступая на конкурсах и олимпиадах, они приобретают навыки в написании и оформлении работ, использование наглядных материалов, выступление перед аудиторией сверстников и аргументированной полемики, что, несомненно, в будущем им должно пригодиться.
Задача учителя состоит в том, чтобы вызвать интерес к какой-либо теме, оказать помощь в подборе материалов для исследования, (музейных, литературных, кино и фото документов), но при этом сделать так, чтобы юный исследователь ощущал себя равным учителю в этом процессе. Важно для поддержания и закрепления интереса, учащихся к своей работе применять, по возможности, выезды на исторические места по исследуемой теме. В своей работе я практиковала следующие виды развития творчества детей: вместе с ребятами мы нашли фотографии старой Уфы, где не везде были подписи к зданиям, и ребятам в игровой форме было поручено, совместно с родителями, найти эти исторические места в городе, сфотографировать, узнать историю их постройки и дальнейшего использования. В последующем, мы распечатали фотографии, в виде совмещения современного и старинного снимка, оформив экспозицией кабинет истории.
Организовывая работу детей в НОУ, готовясь к Малой Академии наук учащихся, мы взяли тему для исследования «История золотодобычи Республики Башкортостан». Посетили современное золотодобывающее предприятие в Учалинском районе РБ, и каково же было удивление ребят, когда они узнали, что прежде чем начинать геологоразведочные работы, геологи изучают исторические материалы, хранящиеся в геологических фондах. Там где сейчас работают бульдозеры, экскаваторы и «Белазы», больше ста лет назад, наши деды по золотым жилам, по шурфам и рассечкам, укрепленным деревянными крепями, проползли на четвереньках. Дети узнали, что современными электронасосами можно «подавить водопритоки», которые наши предки выкачивали ушатами. Помимо массы впечатлений они привезли из той поездки –изношенные коврики для промывки золота, деревянный лоток для ручной промывки золота, старые чертежи и планы горных работ.
Дети с огромным интересом стали читать статьи В.Н. Макаровой - ведущего специалиста по истории золотодобычи нашего края. А когда учащиеся с ней познакомились лично! Надо видеть с каким удовольствием они делились с ней своими «артефактами» и как приятно было Вере Николаевне рассказывать заинтересованным ребятишкам по теме, да и больше того. Макарова работник Национального музея РБ и мы даже были приглашены на открытие экспозиции по истории старейшего рода золотопромышленников дореволюционной России Закира и Шакира Рамеевых. Узнали о легендарном руководителе треста «Башзолота» Филиппе Ульмасове, впоследствии репрессированном. Уровень золотодобычи при Ульмасове в Башкирии был наивысшим. Ни до него, ни после в крае столько золота не добывали. С этой работой Евсин Антон занял второе место на Малой Академии Наук учащихся в Республике.
Конечно, на режимное золотодобывающее предприятие мы бы просто так не попали, да и поездку в 400 км не просто осуществить с детьми. Мой муж, В.В. Петров, возглавлял это предприятие и мы благодарны ему за предоставленную возможность все увидеть своими глазами.
Но если бы не эта тема, то можно было бы исследовать историю «Бельского речного пароходства» или скажем «Железнодорожного депо», «Башнефть» да и мало ли интересного вокруг. На одни и те же вещи многие люди смотрят «разными глазами» - один скажет: «сладкий запах цветущей черемухи», а другой пробурчит: «типичный запах нитробензола» и оба будут правы. Важно помочь учащимся увидеть все грани окружающего мира, смело проверять «алгеброй гармонию» и наоборот. На многих крупных предприятиях есть свои музеи, где, увидев «юных исследователей» не то, что не пустят – наоборот подолгу не отпускают, завидев детский интерес. Приходится напоминать, что «им ещё уроки делать».
Было увлекательно работать по теме «История пожарных частей города Уфы». Собрали огромный материал, документы, посетили музей, действующие пожарные части города, взяли интервью у людей этой легендарной профессии. Всё это сложилось в единую картинку – теперь мы знаем, как зарождалось пожарное дело в городе и Республике, как опасна и сложна профессия пожарного. Конечно же, такая сопричастность у детей вызывает огромное уважение и повышает профессиональный интерес. Эта работа была представлена на МАН РБ, где А. Иванов получил диплом III степени; на Всероссийском конкурсе «Первые шаги в науке» - диплом II степени.
При написании исследовательской работы: «Наследие Свято-Успенского монастыря и Богородского храма» (на городской конференции МАН А. Евсин и Т. Ложкина заняли второе место) мы тоже посещали предмет исследования. Дети проделали трудоёмкую и кропотливую работу. Специфика духовного заведения в том, что Храмы сами являются музеями, носителями истории и все духовные реликвии, в основном старинные, и если обратить внимание ребят на их возраст, заставить задуматься над их как духовными, так и историческими ценностями! Тут их интерес не остановить. Большой интерес вызывали документальные и фотоархивные материалы, рассказывающие о жизни Храма и Монастыря. Особенно запомнились минуты общения с батюшкой. Воспитание, как сказал ребятам убелённый сединой священнослужитель, готовит человека для Вечности, образование – для временного служения. И я согласна, что воспитывать ребёнка нужно так, чтобы целью его жизни было служение ближнему. В этом – смысл человеческой жизни, и те знания, которые дети приобретут с годами, помогут духовному возрождению России.
Можно рекомендовать для развития интереса к предмету Интернет ресурсы и компьютерные игры, в том числе, в моем случае, форумы по военно-историческим играм, где они уже общаясь со сверстниками, полемизируют на тему истории вооружения, военной формы. Общаясь, обучают друг друга, при этом интересующиеся могут получить навыки в программировании и написании модификаций к играм. Но, предостерегаю, что лучше знать, то о чем собираешься говорить с подростком. Например, когда я собиралась порекомендовать культовую игру «Empire. Total War» (Империя. Тотальная война) мне пришлось заглянуть на форумы игры. Их оказалось три основных – один украинский («Сiчь») и два российских («Imperial» и «Internetwars.ru» , а самый «авторитетный»- англоязычный («TotalWarCenter»). Игра стратегическая, о войнах в Европе XVIII века. На форумах выяснила, что энтузиасты из подростков дописывают к этой игре различные дополнения (модификации) бурно их обсуждают, спорят о деталях военной формы Семеновского и Преображенского полков, о вооружении и соответствии истории... Такое ощущение, что труды А.В. Висковатова уже в школе изучают. Вот пример переплетения интересов школьника: и история, и информатика и хочешь - не хочешь английский язык! Можно, конечно, и проигнорировать эту область их интересов, но тогда мы снова будем с ними на разных языках говорить, опять область интересов не будет совпадать и как результат проблема «Отцов и детей!»
На самом деле информационные технологии – это, прежде всего умение пользоваться информационными сетями, работать с информацией как таковой, это стратегия принятия решений. Очень важно, чтобы компьютеризация не заглушила бы в наших детях творческие начала, которые надо обязательно развивать, а информационные технологии должны этому помогать.
Определение понятия одаренности, данное психологом К.К. Платоновым: «Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии». Это ещё раз подтверждает мысль о том, что для развития природных задатков, родителям и педагогам необходимо вместе выявлять и развивать талант у ребенка. Только их поддержка и понимание создают оптимальные условия для развития таланта у детей. Если ребенок проявляет способности в школе, то родители должны его понимать и поддерживать, создавая благоприятные условия для занятий.
Само понятие «одаренные дети» выражает собой не только Божий дар, но и наш каждодневный труд. Одаренность ребенка обогащает в первую очередь не его самого, а всё общество, весь народ. Нередко для ребенка его одаренность – помеха в общих забавах с другими детьми, поэтому приумножение их талантов есть и наша ответственность. Здесь важно не перестараться и не стремиться превратить наших детей в маленьких взрослых – пусть уровень их нагрузки и сложности исследований возрастают по мере их взросления.
Отрадно, что на уровне федеральных и региональных властей уделяется значительное внимание работе с одаренными детьми. Все прекрасно понимают, что сегодняшние дети – это будущие руководители федеральных и региональных и муниципальных учреждений и ведомств, от которых будет зависеть будущее нашей страны. В Республике Башкортостан успешно работает Республиканский центр выявления одаренных детей, созданный в 2000 году, проводит активную учебную, научно-методическую, исследовательскую и опытно-экспериментальную работу по выявлению и развитию способностей детей, определению приоритетных направлений развития одарённости.
Проводятся целевые курсы для педагогов и предметные сессии-погружения среди выявленных одаренных детей, обучение специалистов и родителей методам выявления и развития одаренности дошкольников, школьников и студентов, разрабатываются новые программы и методики.
Хотелось бы подвести итоги и дать некоторые рекомендации по работе с одаренными детьми:
1.Учитывая немаловажное значение учителя в системе образования, учителям, работающим с одаренными детьми, следует постоянно повышать образовательный уровень и развивать свои профессиональные качества.
2.По данным психологических исследований совместное обучение детей имеющих высокий умственный потенциал стимулирует процесс обучения, развивая детскую состязательность, прививая навыки аргументированной полемики и, тем самым, благотворно влияет на их самооценку. Поэтому, безусловно, следует создавать классы однородные по интеллекту.
3.На уроках активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая творческие и познавательные способности учащихся. Только когда перед учащимся возникает проблема - начинается активная самостоятельная работа мысли. Обучение должно носить творческий, а не репродуктивный характер. Учителям необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.
4.Эмоционально приятная деятельность влечет за собой высокую познавательную активность ребенка, что очень важно для развития его способностей. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха. Не требуйте от ребенка невозможного для него.
5.Учитывая повышенную эмоциональность одаренных детей, провоцирующую срывы, уязвимость, особенно в периоды проведения олимпиад, конкурсов, психологической службе необходимо проводить комплекс мер по защите эмоциональной сферы ребенка (учить общению, самоанализу и саморегуляции). Особое внимание следует уделить противодействию возникновения ничем необоснованной завышенной самооценки – так называемой «звёздной болезни».
Задача учителя истории видится мне в том, чтобы помочь учащимся извлечь из уроков истории не только факты академической науки, а в прямом смысле научиться извлекать «уроки истории», опыт человечества для того, чтобы по возможности избежать ошибок и заблуждений предшествующих поколений. Научиться видеть законы развития общества и на их основе планировать будущее. Не зря говорят, что в истории нет случайностей – есть не выявленные закономерности. Вот пусть сегодняшние одаренные дети открывают новое, планируют будущее и преумножают могущество нашей Родины, а мы им поможем.
5