СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одаренный ребенок - кто он? Развитие технического и инженерного мышления.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одаренность.

Интеллект + Креативность = Одаренность?

Виды одаренности.

Степень одаренности.

Условия развития одаренности.

Типы характеров одаренных детей

Причины уязвимости одаренных детей

Развитие технического и инженерного мышления

 

 

Просмотр содержимого документа
«Одаренный ребенок - кто он? Развитие технического и инженерного мышления.»

«Одаренный ребенок»-кто он? Развитие технического и инженерного мышления»   Педагог-психолог МКУ ДО СЮТ Городецкая Анастасия Ивановна

«Одаренный ребенок»-кто он? Развитие технического и инженерного мышления»

Педагог-психолог

МКУ ДО СЮТ

Городецкая Анастасия Ивановна

Одаренность системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с  другими людьми суммарное, общее личностное  свойство человека.

Одаренность

  • системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с

другими людьми

  • суммарное, общее личностное

свойство человека.

Интеллект + Креативность = Одаренность? Креативность – способность придумывать нечто новое представляющее определенную ценность, способность преодолевать традиционные представления и стереотипы и создавать продукты и идеи, опережающие свое время. . Интеллект – общий термин для обозначения способностей, необходимых для выполнения широкого спектра заданий; способность извлекать пользу из своего прошлого опыта; способность усваивать новую информацию и приспосабливаться к новым ситуациям

Интеллект + Креативность = Одаренность?

Креативностьспособность придумывать нечто новое представляющее определенную ценность, способность преодолевать традиционные представления и стереотипы и создавать продукты и идеи, опережающие свое время.

. Интеллектобщий термин для обозначения способностей, необходимых для выполнения широкого спектра заданий; способность извлекать пользу из своего прошлого опыта; способность усваивать новую информацию и приспосабливаться к новым ситуациям

Виды одаренности По виду деятельности Интеллектуальная Коммуникативная Художественно- эстетическая Духовно-ценностная Практическая По форме проявления Явная Скрытая

Виды одаренности

По виду деятельности

  • Интеллектуальная
  • Коммуникативная
  • Художественно- эстетическая
  • Духовно-ценностная
  • Практическая

По форме проявления

  • Явная
  • Скрытая
Одаренные дети Интеллектуальные способности выше среднего уровня; Творческие способности; Способность к быстрому усвоению и отличная память; Любопытство и любознательность; Стремление к знаниям; Высокая личностная ответственность; Самостоятельность суждений; Позитивная Я-концепция

Одаренные дети

  • Интеллектуальные способности выше среднего уровня;
  • Творческие способности;
  • Способность к быстрому усвоению и отличная память;
  • Любопытство и любознательность;
  • Стремление к знаниям;
  • Высокая личностная ответственность;
  • Самостоятельность суждений;
  • Позитивная Я-концепция
Степень одаренности Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч. Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %. Третья — собственно одаренные (15‑25 %). Остальные дети входят в пределы нормы (70 %)

Степень одаренности

  • Перваясверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.
  • Втораявысокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %.
  • Третьясобственно одаренные (15‑25 %).
  • Остальные дети входят в пределы нормы (70 %)
Условия развития одаренности Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается. К 8 годам достигается 90% развития интеллекта; По результатам диагностики интеллект 12 -летних подростков и уч-ся 11 -х классов существенно не  отличаются.

Условия развития одаренности

  • Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается.
  • К 8 годам достигается 90% развития интеллекта;
  • По результатам диагностики интеллект 12 -летних подростков и уч-ся 11 -х классов существенно не

отличаются.

Типы характеров одаренных детей 1-й тип подвижный, веселый, коммуникабель-ный, открытый, с хорошим речевым развитием, лидер, фантазер. 2-й тип  замкнутый, тихий,  размышляющий,  застенчивый пугливый.

Типы характеров одаренных детей

  • 1-й тип подвижный, веселый, коммуникабель-ный, открытый, с хорошим речевым развитием, лидер, фантазер.
  • 2-й тип

замкнутый, тихий,

размышляющий,

застенчивый пугливый.

Причины уязвимости  одаренных детей Стремление к совершенству Ощущение неуязвимости   Нереалистические цели.   Сверхчувствительность.   Потребность во внимании взрослых.   Нетерпимость.

Причины уязвимости одаренных детей

  • Стремление к совершенству
  • Ощущение неуязвимости
  •   Нереалистические цели.
  •   Сверхчувствительность.
  •   Потребность во внимании взрослых.
  •   Нетерпимость.
Техническое мышление Комплекс интеллектуальных процессов и их результатов, которые обеспечивают решение задач профессионально-технической деятельности.

Техническое мышление

Комплекс интеллектуальных процессов и их результатов, которые обеспечивают решение задач профессионально-технической деятельности.

Развитие технического мышления сопровождается развитием технических способностей, которые представляют собой взаимосвязанные и проявляющиеся независимо друг от друга личностные качества: способности к пониманию техники, к обращению с техникой, к изготовлению технических изделий  к техническому изобретательству.

Развитие технического мышления

  • сопровождается развитием технических способностей, которые представляют собой взаимосвязанные и проявляющиеся независимо друг от друга личностные качества:
  • способности к пониманию техники, к обращению с техникой,
  • к изготовлению технических изделий
  • к техническому изобретательству.
Инженерное мышление Это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции.

Инженерное мышление

Это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции.

Этапы инженерного мышления постижение социальных потребностей в новых технических средствах и технологии производства; освоение культурных ценностей, инженерного опыта, естественнонаучных и технических знаний; формирование инженерной задачи и ее решение; проектирование, обеспечение функционирования технических средств.

Этапы инженерного мышления

  • постижение социальных потребностей в новых технических средствах и технологии производства;
  • освоение культурных ценностей, инженерного опыта, естественнонаучных и технических знаний;
  • формирование инженерной задачи и ее решение;
  • проектирование, обеспечение функционирования технических средств.

Развитие технического и инженерного мышления

  • Метод временных ограничений  (МВО) – основывается на учете существенного влияния временного фактора на умственную деятельность (впрочем, не только на умственную). Опыты показали, что при неограниченном времени решения задачи субъект может находить несколько вариантов, продумывать в деталях свои действия, а также искомые качества и структуры объектов и т.п. При лимитированном времени, как правило, решение, или может упрощаться – субъект ограничивается использованием того, что он лучше всего знает.
  • Метод мозгового штурма  (ММШ) – заключается в том, что задачу предлагается решить группе учащихся, и на первом этапе решения они выдвигают различные гипотезы, порой даже абсурдные. Набрав значительное количество предложений, детально прорабатывают каждое из них. Данный метод развивает групповое мышление (работу в коллективе), позволяет делиться личным опытом в решении подобных задач между членами группы.
  • Метод внезапных запрещений  (МВЗ) – заключается в том, что испытуемому на том или ином этапе запрещается использовать в своих построениях какие-то механизмы (например, при решении задач на построение кинематических цепей использовать те или иные передачи или определенную разновидность - зубчатую или только зубчатую цилиндрическую, коническую, червячную).
  • Метод скоростного эскизирования  (МСЭ) – так или иначе, включатся во все инструкции, когда предлагается учащимся решать новые задачи и ставится цель диагностировать особенности их мыслительной деятельности. В подобных случаях по инструкции требуется как можно чаще рисовать все то, что обучающиеся представляют мысленно в тот или иной момент. Может быть предложено непрерывно «рисовать» процесс размышления – изображать все конструкции, которые приходят в голову.

Развитие технического и инженерного мышления

  • Метод новых вариантов  (МНВ) – заключается в требовании решать задачу по-другому, найти новые варианты, решения. Это всегда вызывает дополнительную активизацию деятельности, нацеливает на творческий поиск, тем более что можно просить найти новый вариант и тогда, когда уже имеется пять-шесть и более решений.
  • Метод информационной недостаточности  (МИН) – применяется тогда, когда ставится задача особой активизации деятельности на первых этапах решения. В этом случае исходное условие задачи представляется с явным недостатком данных, необходимых для начала решения, так, в условии задачи могут быть опущены те или иные существенные функциональные и структурные характеристики как задаваемых, так и искомых данных (направления движения, форма, скорости вращения). Важной модификацией этого приема является использование различных форм представления исходного условия известно, в наиболее удобном виде условие конструкторской задачи включает в себя текст и схему (рисунок).
  • Метод информационной перенасыщенности  (МИП) – основывается соответственно на включении в исходное условие задачи заведомо излишних сведений. Разновидностью этого метода является подсказка, подаваемая устно и содержащая в себе лишние данные, лишь затемняющие полезную информацию.
  • Метод абсурда  (МА) – заключается в том, что предлагается решать заведомо невыполнимую задачу. Типичными вариантами абсурдных задач являются задачи на построение вечного двигателя. Можно применять и задачи, так сказать, относительно абсурдные (например, предложить сконструировать устройство, которое можно применять совершенно с другой целью, чем это требуется по условию).
  • Метод ситуационной драматизации  (МСД) – заключается в том, что в зависимости от конкретного педагогического замысла и текущего решения задачи вводятся определенные изменения в ход решения. Эти изменения предназначены для затруднения деятельности обучающегося и могут быть самыми разнообразными, начиная от вопросов, которые задает преподаватель («вопросы-помехи»), и кончая разными не предусмотренными обычной процедурой требованиями. Метод внезапных запрещений является разновидностью данного метода.
Рекомендации родителям   Прислушивайтесь к вопросам ребёнка, отмечайте, чем ребёнок предпочитает заниматься, наблюдайте за его естественными интересами и изучайте их.  Выявлять такие интересы, которые у Вас с ребёнком могут совпадать, для успешного их развития. Необходимо организовать дополнительные занятия по развитию той или иной сферы интересов , в которой ребенок проявляет себя в большей степени.

Рекомендации родителям

  • Прислушивайтесь к вопросам ребёнка, отмечайте, чем ребёнок предпочитает заниматься, наблюдайте за его естественными интересами и изучайте их.
  • Выявлять такие интересы, которые у Вас с ребёнком могут совпадать, для успешного их развития.
  • Необходимо организовать дополнительные занятия по развитию той или иной сферы интересов , в которой ребенок проявляет себя в большей степени.
Желаем удачи Вам и Вашим детям!!!

Желаем удачи Вам и Вашим детям!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!