СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одежда донских казаков.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

История совершенствования донских казаков. 

Просмотр содержимого документа
«Одежда донских казаков.»

Районный (заочный) фестиваль казачьих традиций и обычаев в творчестве детей «Как у нас было на Дону»       Одежда донских казаков  Материал подготовила учительМуравейко Л.Г. Луговской филиал МБОУ Ковылкинской сош

Районный (заочный) фестиваль казачьих традиций и обычаев в творчестве детей «Как у нас было на Дону» Одежда донских казаков

Материал подготовила

учительМуравейко Л.Г.

Луговской филиал

МБОУ Ковылкинской сош

Одежда казаков — это своеобразный симбиоз народного костюма и военной формы. Сегодня я хочу предложить рассмотреть историю костюма донских казаков. Во все времена одежда донских казаков славилась уникальностью и красотой, которая менялась всю историю казачества. Жизнь донских казаков всегда была тесно связанна с военной службой, и это, конечно, нашло отражение в их костюме. По всей России было достаточно много казачьих войск. В них входили люди разной национальности, что неизбежно отражалось на их внешнем виде. В костюме донского воина сочетались русские, турецкие, татарские наряды. Благодаря этому костюмы всегда выглядели яркими и необычными. В гардеробе казака была как военная форма, так и повседневный наряд. Большое влияние на одежду имела кавказская народность. Лишь в середине XIX века была утверждена официальная форма.

Одежда казаков — это своеобразный симбиоз народного костюма и военной формы. Сегодня я хочу предложить рассмотреть историю костюма донских казаков. Во все времена одежда донских казаков славилась уникальностью и красотой, которая менялась всю историю казачества. Жизнь донских казаков всегда была тесно связанна с военной службой, и это, конечно, нашло отражение в их костюме. По всей России было достаточно много казачьих войск. В них входили люди разной национальности, что неизбежно отражалось на их внешнем виде. В костюме донского воина сочетались русские, турецкие, татарские наряды. Благодаря этому костюмы всегда выглядели яркими и необычными.

В гардеробе казака была как военная форма, так и повседневный наряд. Большое влияние на одежду имела кавказская народность. Лишь в середине XIX века была утверждена официальная форма.

 К концу Х VII века сложился традиционный тип мужского казачьего костюма, в который входили:   Зипун Кафтан Рубаха Шаровары Трухменка Сапоги

К концу Х VII века сложился традиционный тип мужского казачьего костюма, в который входили:

  • Зипун
  • Кафтан
  • Рубаха
  • Шаровары
  • Трухменка
  • Сапоги
Зипун – верхняя распашная зимняя одежда без ворота. Популярность зипунов можно объяснить удобством, особенно во время верховой езды — это объяснялось небольшими объемными размерами, а также мягкими климатическими условиями донского края. Под зипун надевался кафтан, спускавшийся ниже колен. Его шили из парчи, бархата или атласа. Дополнением к кафтану был пояс, украшенный золотом, или  турецкий кушак. Трухменка - высокая шапка с меховым верхом.

Зипун верхняя распашная зимняя одежда без ворота. Популярность зипунов можно объяснить удобством, особенно во время верховой езды — это объяснялось небольшими объемными размерами, а также мягкими климатическими условиями донского края. Под зипун надевался кафтан, спускавшийся ниже колен. Его шили из парчи, бархата или атласа. Дополнением к кафтану был

пояс, украшенный золотом, или

турецкий кушак.

Трухменка - высокая шапка

с меховым верхом.

Военная форма была введена в 1801 году. Форменная одежда состояла из куртки, шаровар, заправленных в сапоги,  пояса с портупеей, чекменя, шинели и кивера. Куртку, чекмень и шаровары шили  из синего сукна с красными выпушками и лампасами. У казаков лампас означал свободное состояние донцов, принадлежности их к казачьему сословию, а по цвету к войску.

Военная форма была введена в 1801 году. Форменная одежда состояла из куртки, шаровар, заправленных в сапоги, пояса с портупеей, чекменя, шинели и кивера. Куртку, чекмень и шаровары шили из синего сукна с красными выпушками и лампасами. У казаков лампас означал свободное состояние донцов, принадлежности их к казачьему сословию, а по цвету к войску.

Чекмень у казаков  — двубортный кафтан с прилегающим лифом, с отрезными передними полами до колен, с обшлагами на рукавах. Шился из неворсованного сукна синего цвета.  Расхожий чекмень  был длиной до колен, а праздничные — на 15 или 20 сантиметров длиннее.  Застёгивали чекмень  на левый бок: крючки пришивали на край правой полы, а петли — на левую.  Парадный чекмень носили в распашку  поверх бешмета и холодного оружия, а расхожий стягивали поясом, на  котором снаружи навешивалась шашка.

Чекмень у казаков  — двубортный кафтан с прилегающим лифом, с отрезными передними полами до колен, с обшлагами на рукавах. Шился из неворсованного сукна синего цвета. 

Расхожий чекмень  был длиной до колен, а праздничные — на 15 или 20 сантиметров длиннее. 

Застёгивали чекмень  на левый бок: крючки пришивали на край правой полы, а петли — на левую. 

Парадный чекмень носили в распашку

поверх бешмета и холодного оружия,

а расхожий стягивали поясом, на

котором снаружи навешивалась шашка.

Составляющие элементы военной одежды: шаровары – свободные штаны; папаха – меховая шапка; сапоги (или ноговицы); зимняя бурка – безрукавная верхняя  одежда; черкеска или бешмет –  кафтан, верхняя одежда; башлык – капюшон, который защищает в непогоду

Составляющие элементы военной одежды:

  • шаровары – свободные штаны;
  • папаха – меховая шапка;
  • сапоги (или ноговицы);
  • зимняя бурка – безрукавная верхняя

одежда;

  • черкеска или бешмет –

кафтан, верхняя одежда;

  • башлык – капюшон, который

защищает в непогоду

Казачья папаха это элемент одежды  зажиточных казаков, которые служили в конных казачьих частях и имели достаточно средств на покупку лошади, обмундирования, збруи. Пешие казаки, не имевшие возможность приобрести лошадь, вместо папахи носили кубанки из стриженой овчины с верхом из цветного сукна. Головной убор занимает особое место в комплекте мужской одежды донских казаков. Шапка или фуражка означали принадлежность его хозяина к казачеству и овеяны огромным количеством легенд и сказаний. Шапка – продолжение головы. Казак мог продать или пропить все, но только не крест, шапку и шашку. Форменная фуражка была синяя с красным околышем или кантом, а зимние шапки сохранили свой оригинальный, старо-казачий покрой. Они круглы и с низкой тульей.

Казачья папаха это элемент одежды  зажиточных казаков, которые служили в конных казачьих частях и имели достаточно средств на покупку лошади, обмундирования, збруи. Пешие казаки, не имевшие возможность приобрести лошадь, вместо папахи носили кубанки из стриженой овчины с верхом из цветного сукна.

Головной убор занимает особое место в комплекте мужской одежды донских казаков. Шапка или фуражка означали принадлежность его хозяина к казачеству и овеяны огромным количеством легенд и сказаний. Шапка – продолжение головы. Казак мог продать или пропить все, но только не крест, шапку и шашку.

Форменная фуражка была синяя с красным околышем или кантом, а зимние шапки сохранили свой оригинальный, старо-казачий покрой. Они круглы и с низкой тульей.

Женский костюм Х VIII века Особенности женской одежды на Дону объясняются происхождением казачек. Во второй половине XVII и первой половине XVIII века, в облике и одеянии женщин чувствовалось большое влияние Востока. Казаки женились на турчанках, татарках, черкешенках, которых они брали в плен.

Женский костюм Х VIII века

Особенности женской одежды на Дону объясняются происхождением казачек.

Во второй половине XVII и первой половине XVIII века, в облике и одеянии

женщин чувствовалось большое влияние Востока. Казаки женились на турчанках, татарках, черкешенках, которых они брали в плен.

Основную часть костюма казачки составляло платье- кубелек. Кубелек – распашная одежа, надевалась поверх рубахи. Верх платья застегивался  серебряными пуговицами. Параллельно для украшения шел второй ряд пуговиц. Рогатая кичка – головной убор. Чикилики – украшения - длинные нити, унизанные жемчугом, свисали с кички над ушами до плеч. Ичиги - узорные расписные татарские сапоги из мягкой цветной кожи.

Основную часть костюма казачки составляло платье- кубелек.

Кубелек – распашная одежа, надевалась поверх рубахи. Верх платья застегивался

серебряными пуговицами. Параллельно для украшения шел второй ряд пуговиц.

Рогатая кичка – головной убор.

Чикилики – украшения - длинные нити, унизанные жемчугом, свисали с кички над ушами до плеч.

Ичиги - узорные расписные татарские сапоги из мягкой цветной кожи.

 Кубелек носился с простой или шелковой рубахой с широкими рукавами, выпускавшимися из его рукавов. Подол рубахи и ее передняя часть также были видны. Кубелек казачки носили до середины 19 века. Подвязывался кубелек поясом ( татаур ) выше талии и состоял из соединенных между собой серебряных, позолоченных звеньев. Были также пояса из цветного бархата, расшитого жемчугом. Полы кубелека заходили одна за другую, не застегиваясь.

Кубелек носился с простой или шелковой рубахой с широкими рукавами, выпускавшимися из его рукавов. Подол рубахи и ее передняя часть также были видны.

  • Кубелек казачки носили до середины 19 века.
  • Подвязывался кубелек поясом ( татаур ) выше талии и состоял из соединенных между собой серебряных, позолоченных звеньев. Были также пояса из цветного бархата, расшитого жемчугом. Полы кубелека заходили одна за другую, не застегиваясь.
 В комплексе с платьями татарского покроя носили русские головные уборы: повойник или рогатую кичку.  Кичка («утка») — старинный головной убор замужних казачек; делался на твердой основе в форме лодочки, митры, широкой шапки с двумя или четырьмя рожками, а также в виде тиары, украшенной по верхним обрезам волнистыми фестонами-сороками. Нарядные кички делали из зеленого или бордового бархата, вышивали золотой и серебряной нитью, бисером, жемчугом, зажиточные казачки носили с сорокой чикилики, а на лоб — металлические украшения.

В комплексе с платьями татарского покроя носили русские головные уборы: повойник или рогатую кичку.

Кичка («утка») — старинный головной убор замужних казачек; делался на твердой основе в форме лодочки, митры, широкой шапки с двумя или четырьмя рожками, а также в виде тиары, украшенной по верхним обрезам волнистыми фестонами-сороками. Нарядные кички делали из зеленого или бордового бархата, вышивали золотой и серебряной нитью, бисером, жемчугом, зажиточные казачки носили с сорокой чикилики, а на лоб — металлические украшения.

К началу XX века преобладающим на Дону стал комплект женской одежды с юбкой и кофтой.

К началу XX века преобладающим на Дону стал комплект женской одежды с юбкой и кофтой.

Юбку с кофтой девушки начинали носить с 15 лет. Под верхние юбки надевали нижние юбки, иногда четыре-пять штук. Чем богаче была казачка, тем больше юбок.  Двенадцать прямых полотнищ  собиралась по талии мелкими складочками под обшивку с длинными концами. Нижний край юбки украшался оборкой ткани с кружевом. Из той же ткани, что и верхняя юбка, шилась кофта  сложного кроя. Застежка на мелкие пуговицы шла сбоку по пройме и по плечу. Небольшой стоячий воротник также застегивался сбоку. Длинный, присборенный у плеча рукав, широкий  до локтя, сужался к кисти. Кофту украшали  кружевом и прошивками, которые казачки называли батистовками, также жемчугом,  бисером, лентами и пуговицами.

Юбку с кофтой девушки начинали носить с 15 лет. Под верхние юбки надевали нижние юбки, иногда четыре-пять штук. Чем богаче была казачка, тем больше юбок.  Двенадцать прямых полотнищ  собиралась по талии мелкими складочками под обшивку с длинными концами. Нижний край юбки украшался оборкой ткани с кружевом. Из той же ткани, что и верхняя юбка, шилась кофта  сложного кроя. Застежка на мелкие

пуговицы шла сбоку по пройме и по

плечу. Небольшой стоячий воротник

также застегивался сбоку. Длинный,

присборенный у плеча рукав, широкий

до локтя, сужался к кисти. Кофту украшали

кружевом и прошивками, которые казачки

называли батистовками, также жемчугом,

бисером, лентами и пуговицами.

Шлычка — колпачок, особым образом кроеный, надевался на волосы так, чтобы спереди они были немного видны. Волосы собирались под шлычку узлом и поддерживали ее в приподнятом положении. Затягивалась шлычка на голове спереди продетой в нее тесемкой. Сшитая из дорогой яркой ткани, она украшалась вышивкой, блестками, стеклярусом. Шлычка была не видна и служила только остовом для повязывания  сверху платков или покрывалась шальником из  прозрачного шёлка.

Шлычка — колпачок, особым образом кроеный, надевался на волосы так, чтобы спереди они были немного видны. Волосы собирались под шлычку узлом и поддерживали ее в приподнятом положении. Затягивалась шлычка на голове спереди продетой в нее тесемкой. Сшитая из дорогой яркой ткани, она украшалась вышивкой, блестками, стеклярусом. Шлычка была не видна и служила только

остовом для повязывания

сверху платков или

покрывалась шальником из

прозрачного шёлка.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Используемая литература: https://www.livemaster.ru/topic/1106405-article-istoriya-kostyuma-donskih-kazakov-ot-zipuna-do-mundira http://fstanitsa.ru/way/odezhda-donskikh-kazakov-16-17-vv http://kazakdon.com/clothes/ Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. XVII - XX вв.: Ростов н/Д: изд-во «Приазовск i й Край», 2002. Донской народный костюм: О создании сценического костюма на основе донской народной одежды. Ростов-на-Дону, Ростовское книжное издательство, 1986. Народы Дона. Этнографические коллекции в собраниях музеев Ростовской области, альбом. Ростов-на-Дону, 2005.

Используемая литература:

  • https://www.livemaster.ru/topic/1106405-article-istoriya-kostyuma-donskih-kazakov-ot-zipuna-do-mundira
  • http://fstanitsa.ru/way/odezhda-donskikh-kazakov-16-17-vv
  • http://kazakdon.com/clothes/
  • Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. XVII - XX вв.: Ростов н/Д: изд-во «Приазовск i й Край», 2002.
  • Донской народный костюм: О создании сценического костюма на основе донской народной одежды. Ростов-на-Дону, Ростовское книжное издательство, 1986.
  • Народы Дона. Этнографические коллекции в собраниях музеев Ростовской области, альбом. Ростов-на-Дону, 2005.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!