Районный (заочный) фестиваль казачьих традиций и обычаев в творчестве детей «Как у нас было на Дону» Одежда донских казаков
Материал подготовила
учительМуравейко Л.Г.
Луговской филиал
МБОУ Ковылкинской сош
Одежда казаков — это своеобразный симбиоз народного костюма и военной формы. Сегодня я хочу предложить рассмотреть историю костюма донских казаков. Во все времена одежда донских казаков славилась уникальностью и красотой, которая менялась всю историю казачества. Жизнь донских казаков всегда была тесно связанна с военной службой, и это, конечно, нашло отражение в их костюме. По всей России было достаточно много казачьих войск. В них входили люди разной национальности, что неизбежно отражалось на их внешнем виде. В костюме донского воина сочетались русские, турецкие, татарские наряды. Благодаря этому костюмы всегда выглядели яркими и необычными.
В гардеробе казака была как военная форма, так и повседневный наряд. Большое влияние на одежду имела кавказская народность. Лишь в середине XIX века была утверждена официальная форма.
К концу Х VII века сложился традиционный тип мужского казачьего костюма, в который входили:
- Зипун
- Кафтан
- Рубаха
- Шаровары
- Трухменка
- Сапоги
Зипун – верхняя распашная зимняя одежда без ворота. Популярность зипунов можно объяснить удобством, особенно во время верховой езды — это объяснялось небольшими объемными размерами, а также мягкими климатическими условиями донского края. Под зипун надевался кафтан, спускавшийся ниже колен. Его шили из парчи, бархата или атласа. Дополнением к кафтану был
пояс, украшенный золотом, или
турецкий кушак.
Трухменка - высокая шапка
с меховым верхом.
Военная форма была введена в 1801 году. Форменная одежда состояла из куртки, шаровар, заправленных в сапоги, пояса с портупеей, чекменя, шинели и кивера. Куртку, чекмень и шаровары шили из синего сукна с красными выпушками и лампасами. У казаков лампас означал свободное состояние донцов, принадлежности их к казачьему сословию, а по цвету к войску.
Чекмень у казаков — двубортный кафтан с прилегающим лифом, с отрезными передними полами до колен, с обшлагами на рукавах. Шился из неворсованного сукна синего цвета.
Расхожий чекмень был длиной до колен, а праздничные — на 15 или 20 сантиметров длиннее.
Застёгивали чекмень на левый бок: крючки пришивали на край правой полы, а петли — на левую.
Парадный чекмень носили в распашку
поверх бешмета и холодного оружия,
а расхожий стягивали поясом, на
котором снаружи навешивалась шашка.
Составляющие элементы военной одежды:
- шаровары – свободные штаны;
- папаха – меховая шапка;
- сапоги (или ноговицы);
- зимняя бурка – безрукавная верхняя
одежда;
кафтан, верхняя одежда;
- башлык – капюшон, который
защищает в непогоду
Казачья папаха это элемент одежды зажиточных казаков, которые служили в конных казачьих частях и имели достаточно средств на покупку лошади, обмундирования, збруи. Пешие казаки, не имевшие возможность приобрести лошадь, вместо папахи носили кубанки из стриженой овчины с верхом из цветного сукна.
Головной убор занимает особое место в комплекте мужской одежды донских казаков. Шапка или фуражка означали принадлежность его хозяина к казачеству и овеяны огромным количеством легенд и сказаний. Шапка – продолжение головы. Казак мог продать или пропить все, но только не крест, шапку и шашку.
Форменная фуражка была синяя с красным околышем или кантом, а зимние шапки сохранили свой оригинальный, старо-казачий покрой. Они круглы и с низкой тульей.
Женский костюм Х VIII века
Особенности женской одежды на Дону объясняются происхождением казачек.
Во второй половине XVII и первой половине XVIII века, в облике и одеянии
женщин чувствовалось большое влияние Востока. Казаки женились на турчанках, татарках, черкешенках, которых они брали в плен.
Основную часть костюма казачки составляло платье- кубелек.
Кубелек – распашная одежа, надевалась поверх рубахи. Верх платья застегивался
серебряными пуговицами. Параллельно для украшения шел второй ряд пуговиц.
Рогатая кичка – головной убор.
Чикилики – украшения - длинные нити, унизанные жемчугом, свисали с кички над ушами до плеч.
Ичиги - узорные расписные татарские сапоги из мягкой цветной кожи.
Кубелек носился с простой или шелковой рубахой с широкими рукавами, выпускавшимися из его рукавов. Подол рубахи и ее передняя часть также были видны.
- Кубелек казачки носили до середины 19 века.
- Подвязывался кубелек поясом ( татаур ) выше талии и состоял из соединенных между собой серебряных, позолоченных звеньев. Были также пояса из цветного бархата, расшитого жемчугом. Полы кубелека заходили одна за другую, не застегиваясь.
В комплексе с платьями татарского покроя носили русские головные уборы: повойник или рогатую кичку.
Кичка («утка») — старинный головной убор замужних казачек; делался на твердой основе в форме лодочки, митры, широкой шапки с двумя или четырьмя рожками, а также в виде тиары, украшенной по верхним обрезам волнистыми фестонами-сороками. Нарядные кички делали из зеленого или бордового бархата, вышивали золотой и серебряной нитью, бисером, жемчугом, зажиточные казачки носили с сорокой чикилики, а на лоб — металлические украшения.
К началу XX века преобладающим на Дону стал комплект женской одежды с юбкой и кофтой.
Юбку с кофтой девушки начинали носить с 15 лет. Под верхние юбки надевали нижние юбки, иногда четыре-пять штук. Чем богаче была казачка, тем больше юбок. Двенадцать прямых полотнищ собиралась по талии мелкими складочками под обшивку с длинными концами. Нижний край юбки украшался оборкой ткани с кружевом. Из той же ткани, что и верхняя юбка, шилась кофта сложного кроя. Застежка на мелкие
пуговицы шла сбоку по пройме и по
плечу. Небольшой стоячий воротник
также застегивался сбоку. Длинный,
присборенный у плеча рукав, широкий
до локтя, сужался к кисти. Кофту украшали
кружевом и прошивками, которые казачки
называли батистовками, также жемчугом,
бисером, лентами и пуговицами.
Шлычка — колпачок, особым образом кроеный, надевался на волосы так, чтобы спереди они были немного видны. Волосы собирались под шлычку узлом и поддерживали ее в приподнятом положении. Затягивалась шлычка на голове спереди продетой в нее тесемкой. Сшитая из дорогой яркой ткани, она украшалась вышивкой, блестками, стеклярусом. Шлычка была не видна и служила только
остовом для повязывания
сверху платков или
покрывалась шальником из
прозрачного шёлка.
Спасибо за внимание
Используемая литература:
- https://www.livemaster.ru/topic/1106405-article-istoriya-kostyuma-donskih-kazakov-ot-zipuna-do-mundira
- http://fstanitsa.ru/way/odezhda-donskikh-kazakov-16-17-vv
- http://kazakdon.com/clothes/
- Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. XVII - XX вв.: Ростов н/Д: изд-во «Приазовск i й Край», 2002.
- Донской народный костюм: О создании сценического костюма на основе донской народной одежды. Ростов-на-Дону, Ростовское книжное издательство, 1986.
- Народы Дона. Этнографические коллекции в собраниях музеев Ростовской области, альбом. Ростов-на-Дону, 2005.