СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Один день из жизни". Экскурсия по школьному музею.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий экскурсии по школьному музею старинных вещей ориентирован на детей младшего школьного и дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Один день из жизни. Экскурсия по школьному музею»





МБОУ «Усть-Пристанская СОШ имени А.М. Птухина»










«Один день из жизни»


Экскурсия

для детей младшего школьного и дошкольного возраста


Учитель начальных классов

Лавлинских Е.Г.






С. Усть-Чарышская Пристань

2018 г.





       Место проведения: «Комната старины» в здании начальной школы


   Цели: 

  • знакомить детей со старинными вещами и их применением в быту;

  • воспитывать у детей чувство уважения к людям старшего поколения;

  • воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России

  • развивать любознательность, внимательность, наблюдательность;

  • формировать бережное отношение к истории своей страны и ее наследию;

  • формировать у учеников опыт публичного выступления;

  • развивать чувство гордости за свой народ, за его силу духа.


Учитель: Сегодня я, руководитель музея старинных вещей Лавлинских Елена Григорьевна, приглашаю  вас на экскурсию в «Комнату старины», где мы с ребятами моего класса ведём работу по изучению  своего края в процессе исследования, поиска старинных вещей, сбора экспонатов, встречаемся  со старожилами села, учителями и выпускниками школы.

Во время экскурсии вы узнаете названия старинных вещей и их применение в быту.

- Как вы думаете, нужно вам это знать?

- Можно ли эти сведения отнести к истории?

- Обязательно ли человеку знать историю своего народа?

- Как люди изучают историю?

Экскурсию для вас проведут Юля, Соня, Наташа и Полина – участники кружка «Мой край родной».

Если у кого-то возникнут вопросы, вы можете их задать после рассказа девочек.






Методика проведения экскурсии.


Экскурсовод начинает рассказ и по ходу рассказа демонстрирует вещи, о которых упоминает.



Жили- были Акулина Яковлевна и Митрофан Кузьмич.

Каждый день Акулина Яковлевна вставала утром рано вместе с солнышком. Она надевала свою повседневную одежду: платье, фартук, платок. Под платок уберет расчесанные гребнем волосы, посмотрится в зеркало: все в порядке. Можно готовить завтрак.

В доме была большая русская печь. Её-то и в первую очередь затопляла бабушка. Потом брала чугунок, складывала все необходимые для супа продукты, заливала водой. Когда дрова в печи прогорали, она выгребала их кочергой, брала чугуны ухватом и ставила в печь, закрывая заслонкой. Бывало Акулина Яковлевна пекла блины для любимых внуков на сковороде. Горячую сковороду удобно было брать специальным ухватом – чаплей. А по праздникам печка пекла румяные пироги на противне. А какой вкусный хлебушек бабушка вынимала из печи. Расформованные из теста булки она сажала лопатой прямо на под, предварительно подметенный метлой, чтобы был чистый. Не зря печь занимала большое место в избе.

Дошло время до самовара. В него наливалась вода. Внутрь трубы укладывались угольки, щепки, шишки. Все это горело, а вода грелась. Заварник заправляла травками: душицей, зверобоем, листиками смородины, малины.

Воды в доме не было, и Акулина Яковлевна носила воду из колодца вёдрами на коромысле.

Бельё стирала в корыте, позже в ванне при помощи стиральной доски. Высушенное бельё Акулина Яковлевна в молодости гладила при помощи валика и рубеля. А позже для глажки белья использовались угольные утюги, а ещё позже – электрические.

После завтрака наша хозяйка занималась уборкой в доме.

На чисто вымытые полы стелила самотканые половики. Когда- то в доме устанавливали ткацкий станок и ткали половики, ткани из шерстяных или льняных нитей. А иногда разрезали (или разрывали) на полоски старые вещи и получались веревочки для ткачества половиков. Ткацкий станок был сложным, в нем имелось множество деталей и приспособлений. Одно из них – челнок, куда наматывали нити.

Чтобы получить шерстяную нитку, наши хозяева держали овец. Два раза в год овец стригли специальными ножницами. Руно, снятое с овец, освобождали от мусора (чесали), сворачивали в кудель и привязывали к гребню, устанавливали в донце и начинали тянуть нитку, скручивая на веретено или на прялку.

В доме Акулины Яковлевны висели красивые занавески, шторы, полотенца, рушники, салфетки, подзоры на кровать, скатерть, сшитые на машинке, вышитые своими руками. Часто это делалось еще в молодости для приданого, когда девушку отдавали замуж. Приданое складывали в сундуки и хранили до свадьбы. Сундуки могли запирать на ключ.

А чем же занимался Митрофан Кузьмич? Много ему довелось повидать на своём веку. А под старость он работал пастухом. Он также вставал рано, брал с собой воды, еды в узелок и выгонял стадо овец. Вечером овцы возвращались в пригон на ночлег. Всё лето они ночевали в пригоне, огороженном забором. На этом стойбище образовывался толстый слой навоза. На следующее лето высохший навоз нарезали лопатой на кубики. Получались кизяки – хорошее топливо для печи. Был и другой способ получения кизяков из навоза от домашнего скота – при помощи специального станка.

После работы дедушка любил заняться кузнечным делом. Для этого у него были разные приспособления. Одно из них маленькая наковаленка.

Вечером Акулина Яковлевна и Митрофан Кузьмич собирались за самоваром, вспоминали былые годы, молодость, как справляли праздники, ходили зимними вечерами на посиделки, где девушки занимались рукоделием, а парни балагурили, развлекали девчат. На таких вот посиделках и были вышиты эти необычные картины.

Вот и закончился день. Осталось прочитать молитву перед иконой и лечь спать. А завтра будет новый день.

Учитель:

- Ребята, понравился вам рассказ?

- Что нового вы узнали из рассказа девочек?

- Кому захотелось узнать поподробнее об истории какой-либо вещи?

Я хочу сказать, что через некоторое время будет готова книга, подготовленная участниками кружка «Мой край родной», которая называется «Жили-были». В ней можно будет узнать историю старинных вещей. Вы уже сейчас можете рассмотреть некоторые странички.

А немного позже участники кружка «Мой край родной» запишут диск с фото и видеоматериалами. У вас будет возможность, например, просмотреть презентацию о возникновении самовара или увидеть ролик о «жизни» угольного утюга.

А если у ваших родных или знакомых есть старинные вещи, то сообщите им о том, что эти вещи могут занять достойное место в нашем музее.

В нашей комнате старины есть место, где мы размещаем поделки детей декоративно-прикладного творчества. Своими руками здесь изготовлены куклы, сплетены в технике макраме поясок, отделка панно, связана крючком шкатулка, сотканы пояса. А еще здесь размещена экспозиция рисунков учеников на тему «Русский национальный костюм».

Спасибо за внимание!

5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!