МБОУ «Усть-Пристанская СОШ имени А.М. Птухина»
«Один день из жизни»
Экскурсия
для детей младшего школьного и дошкольного возраста
Учитель начальных классов
Лавлинских Е.Г.
С. Усть-Чарышская Пристань
2018 г.
Место проведения: «Комната старины» в здании начальной школы
Цели:
знакомить детей со старинными вещами и их применением в быту;
воспитывать у детей чувство уважения к людям старшего поколения;
воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России
развивать любознательность, внимательность, наблюдательность;
формировать бережное отношение к истории своей страны и ее наследию;
формировать у учеников опыт публичного выступления;
развивать чувство гордости за свой народ, за его силу духа.
Учитель: Сегодня я, руководитель музея старинных вещей Лавлинских Елена Григорьевна, приглашаю вас на экскурсию в «Комнату старины», где мы с ребятами моего класса ведём работу по изучению своего края в процессе исследования, поиска старинных вещей, сбора экспонатов, встречаемся со старожилами села, учителями и выпускниками школы.
Во время экскурсии вы узнаете названия старинных вещей и их применение в быту.
- Как вы думаете, нужно вам это знать?
- Можно ли эти сведения отнести к истории?
- Обязательно ли человеку знать историю своего народа?
- Как люди изучают историю?
Экскурсию для вас проведут Юля, Соня, Наташа и Полина – участники кружка «Мой край родной».
Если у кого-то возникнут вопросы, вы можете их задать после рассказа девочек.
Методика проведения экскурсии.
Экскурсовод начинает рассказ и по ходу рассказа демонстрирует вещи, о которых упоминает.
Жили- были Акулина Яковлевна и Митрофан Кузьмич.
Каждый день Акулина Яковлевна вставала утром рано вместе с солнышком. Она надевала свою повседневную одежду: платье, фартук, платок. Под платок уберет расчесанные гребнем волосы, посмотрится в зеркало: все в порядке. Можно готовить завтрак.
В доме была большая русская печь. Её-то и в первую очередь затопляла бабушка. Потом брала чугунок, складывала все необходимые для супа продукты, заливала водой. Когда дрова в печи прогорали, она выгребала их кочергой, брала чугуны ухватом и ставила в печь, закрывая заслонкой. Бывало Акулина Яковлевна пекла блины для любимых внуков на сковороде. Горячую сковороду удобно было брать специальным ухватом – чаплей. А по праздникам печка пекла румяные пироги на противне. А какой вкусный хлебушек бабушка вынимала из печи. Расформованные из теста булки она сажала лопатой прямо на под, предварительно подметенный метлой, чтобы был чистый. Не зря печь занимала большое место в избе.
Дошло время до самовара. В него наливалась вода. Внутрь трубы укладывались угольки, щепки, шишки. Все это горело, а вода грелась. Заварник заправляла травками: душицей, зверобоем, листиками смородины, малины.
Воды в доме не было, и Акулина Яковлевна носила воду из колодца вёдрами на коромысле.
Бельё стирала в корыте, позже в ванне при помощи стиральной доски. Высушенное бельё Акулина Яковлевна в молодости гладила при помощи валика и рубеля. А позже для глажки белья использовались угольные утюги, а ещё позже – электрические.
После завтрака наша хозяйка занималась уборкой в доме.
На чисто вымытые полы стелила самотканые половики. Когда- то в доме устанавливали ткацкий станок и ткали половики, ткани из шерстяных или льняных нитей. А иногда разрезали (или разрывали) на полоски старые вещи и получались веревочки для ткачества половиков. Ткацкий станок был сложным, в нем имелось множество деталей и приспособлений. Одно из них – челнок, куда наматывали нити.
Чтобы получить шерстяную нитку, наши хозяева держали овец. Два раза в год овец стригли специальными ножницами. Руно, снятое с овец, освобождали от мусора (чесали), сворачивали в кудель и привязывали к гребню, устанавливали в донце и начинали тянуть нитку, скручивая на веретено или на прялку.
В доме Акулины Яковлевны висели красивые занавески, шторы, полотенца, рушники, салфетки, подзоры на кровать, скатерть, сшитые на машинке, вышитые своими руками. Часто это делалось еще в молодости для приданого, когда девушку отдавали замуж. Приданое складывали в сундуки и хранили до свадьбы. Сундуки могли запирать на ключ.
А чем же занимался Митрофан Кузьмич? Много ему довелось повидать на своём веку. А под старость он работал пастухом. Он также вставал рано, брал с собой воды, еды в узелок и выгонял стадо овец. Вечером овцы возвращались в пригон на ночлег. Всё лето они ночевали в пригоне, огороженном забором. На этом стойбище образовывался толстый слой навоза. На следующее лето высохший навоз нарезали лопатой на кубики. Получались кизяки – хорошее топливо для печи. Был и другой способ получения кизяков из навоза от домашнего скота – при помощи специального станка.
После работы дедушка любил заняться кузнечным делом. Для этого у него были разные приспособления. Одно из них маленькая наковаленка.
Вечером Акулина Яковлевна и Митрофан Кузьмич собирались за самоваром, вспоминали былые годы, молодость, как справляли праздники, ходили зимними вечерами на посиделки, где девушки занимались рукоделием, а парни балагурили, развлекали девчат. На таких вот посиделках и были вышиты эти необычные картины.
Вот и закончился день. Осталось прочитать молитву перед иконой и лечь спать. А завтра будет новый день.
Учитель:
- Ребята, понравился вам рассказ?
- Что нового вы узнали из рассказа девочек?
- Кому захотелось узнать поподробнее об истории какой-либо вещи?
Я хочу сказать, что через некоторое время будет готова книга, подготовленная участниками кружка «Мой край родной», которая называется «Жили-были». В ней можно будет узнать историю старинных вещей. Вы уже сейчас можете рассмотреть некоторые странички.
А немного позже участники кружка «Мой край родной» запишут диск с фото и видеоматериалами. У вас будет возможность, например, просмотреть презентацию о возникновении самовара или увидеть ролик о «жизни» угольного утюга.
А если у ваших родных или знакомых есть старинные вещи, то сообщите им о том, что эти вещи могут занять достойное место в нашем музее.
В нашей комнате старины есть место, где мы размещаем поделки детей декоративно-прикладного творчества. Своими руками здесь изготовлены куклы, сплетены в технике макраме поясок, отделка панно, связана крючком шкатулка, сотканы пояса. А еще здесь размещена экспозиция рисунков учеников на тему «Русский национальный костюм».
Спасибо за внимание!
5