Тема урока:
Одинаковые или разные?
Сравнение фонетики, лексики и грамматики английского и якутского языка.
Цели урока:
- Обучение правильному произношению и грамматически верному построению предложений.
- Развитие навыков чтения, перевода и формирование коммуникативных навыков на обоих языках.
- Воспитание толерантного отношения к представителям другой культуры и уважительного отношения к своей.
Задачи урока:
- Исследовать звуки (фонетику) английского и якутского языка.
- Исследовать слова (лексику) языков.
- Исследовать грамматику английского и якутского языка.
- Читать и переводить с якутского языка на английский и наоборот.
- Придумать и разыграть диалог по конкретной ситуации общения.
Речевая разминка
1.8 гласных звуков
А , Ы, О, У, Э, И, Ɵ , Y
2. 8 долгих гласных звуков
АА, ОО, УУ, ЫЫ, ЭЭ, ƟƟ, ИИ, YY
3. Прочитайте скороговорку
Elizabeth’s birthday is on the third Thursday of this month
Фонетика Задание №1
Прочитайте следующие якутские слова:
иэ – биэс, биэ, лиэнтэ, элиэ, эбиэс, эриэхэ
ыа – ыал, тыал, сыап, сыал, кырыа, сыа
уо – уол, дуоска, суол, остуол, моркуоп, куобах, хормуоска
ʏɵ - кʏɵл, мʏɵт, кʏɵрчэх, курʏɵ, тʏɵрт, yтʏɵ, сʏɵгэй
Прочитайте следующие английские слова:
[ iə ] – hear, appear, clear, disappear, engineer
[ au ] – about, account, cow, how, flower, cloud
[ ou ] – note, close, slow, snow, over, own, only, open, go
[ eə ] – wear, affair, air, where, anywhere, care, chair
Что вы заметили общего?
В обоих языках есть дифтонги
Фонетика Задание №2
Прочитайте следующие слова:
баар – бар sheep - ship
киир – кир eat- it
муус – мус bean - bin
таас – тас dark - duck
хаас – хас port - pot
маас – мас green - grin
Изменится ли смысл слова, если вы прочитаете без удвоенного или долгого звука?
Что вы заметили общего?
В обоих языках существуют долгие и краткие гласные,
замена долгих гласных краткими меняет значение слова
Фонетика Задание №3
Прочитайте следующие слова:
Эhэ, саhыл, чаhы, быhах, халбаhы, саҥа, туруҥ, олоруҥ, кƟрyҥ, барыҥ, дьиэ, дьахтар, дьууппа, дьаама, Дьокуускай
House, hat, horse, he, Holland, jam, jacket, joy, enjoy, George, sing, English, Washington, morning, evening
Что вы заметили общего?
В обоих языках есть одинаковые звуки [h], [ʤ], [ɳ]
Лексика Задание для первой группы
Найдите и соедините похожие слова.
Переведите их.
букубаар man
мин house
куоска ABC-book
ураhа cat
Что они означают?
Лексика Задание для второй группы
Найдите и соедините похожие слова.
Переведите их.
тиис money
хаас school
манньыат teeth
оскуола goose
Что они означают?
Грамматика Задание для первой группы
Переведите на русский язык эти выражения.
- Бар мантан!
- Кэл манна!
- Come here!
- Go home!
Иди отсюда!
Иди сюда!
Иди сюда!
Иди домой!
Что вы заметили общего?
В обоих языках существуют отдельные слова для обозначения движения ОТ кого-то и К кому-то.
Грамматика Задание для второй группы
Прочитайте и переведите на русский язык.
Бу биhиги кылааспыт. Биhиги кылааспыт киэ ҥ , сырдык уонна сылаас. Манна уон биэс паарта турар. Остуол, устуул, дуоска, ыскаап баар.
Edinburgh is the capital of Scotland. It is one of the most well-known cities in the UK. There is a famous fortress in the centre of the city –Edinburgh Castle. It is the symbol of the capital and Scotland.
С какого языка вам было легче переводить? Почему?
A MINUTE OF POETRY
Чтение и перевод
Кто быстрее?
Прочтите и
переведите текст на
другой язык
(английский или якутский).
На каком языке было легче читать? Почему?
С какого языка было легче переводить? Почему?
МИН ДЬОНУМ
MY FAMILY
Коммуникативное задание
Вспомним о речевом этикете
Доброе утро - Yтyɵ сарсыарда – Good morning!
Добрый день – Yтyɵ кyн – Good afternoon!
Добрый вечер –Yтyɵ киэhэ – Good evening!
Здравствуй – Дорообо – Hello!
До свидания – Кɵрсyɵххэ диэри – Good bye!
Спасибо – Баhыыба – Thank you!
Пожалуйста – Баhаалыста – You are welcome!
Извини – Бырастыы гын – Excuse me!
Желаю успеха – Ситиhиилэн – Good luck!
Спокойной ночи – Утуйан сынньан – Good night!
Коммуникативное задание
Составьте диалоги на якутском и английском языках на тему «В школе». Узнайте, как дела у собеседника, сколько сегодня у вас уроков, какие это уроки. Не забудьте поздороваться и попрощаться.
Итоги урока
1.Что общего вы увидели в фонетике, лексике и грамматике этих языков?
2. Как вы думаете, почему языки похожи? А почему нет?
3.Нужно ли изучать языки и для чего?
4. Какое задание было для вас самым интересным?
5. Какое задание было самым трудным?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- затруднялся
- на уроке было скучно и непонятно
- на уроке было интересно. Я узнал много нового.
БАhЫЫБА