СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одна и две буквы в суффиксах прилагательных, образованных от существительных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме: "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"

Просмотр содержимого документа
«Одна и две буквы в суффиксах прилагательных, образованных от существительных.»



Тема урока. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Цель урока: совместно с учащимися открыть правило: правописание одной и двух н в суффиксах прилагательных.

Задачи:

Образовательные

  • познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание суффиксов прилагательных»;

  • сформировать умения составлять алгоритм правописания одной и двух н в суффиксах прилагательных;

  • формировать умения находить изученную орфограмму в словах;

Развивающие

  • развивать умение правильно писать слова с изученной орфограммой.

  • развивать умения выделять главное, содействовать развитию самостоятельности учащихся;

  • развивать коммуникативные и творческие способности учащихся;

  • расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи прилагательных;

Воспитательные

  • формировать любознательность, пробуждать интерес ко всему, что нас окружает;

  • воспитывать чувство уважения к различным мнениям одноклассников.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Структура (этапы) урока:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение.

  3. Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе урока.

  4. Объяснение нового материала.

  5. Закрепление полученных знаний.

  6. Подведение итогов урока.

  7. Рефлексия.

  8. Оценивание.

Материальная база, оборудование урока:

  1. Презентация.

  2. Карточка с текстом «Зимняя сказка».

  3. Таблица «Оцени свою работу»

І. Организационный момент.

  1. приветствие;

  2. фиксация отсутствующих

  3. проверка подготовленности к уроку, организация внимания (перечислить, какой материал лежит на партах).


IІ. Подготовка к восприятию нового материала.


Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных. (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение)


Взгляните на доску, прочитайте предложения:


1.По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха.


2. Прошло лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях. (По К.Паустовскому).



IIІ. Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе урока.

  1. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.


— Найдите в этих предложениях прилагательные, образованные суффиксальным способом. От какой части речи они образовались?

— Почему одни слова пишутся с двумя Н, а другие – с одной?



  1. Мотивация.

— Ребята, не торопитесь с ответом. Подумайте и попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.

Сегодня на уроке мы изучим правило правописания одной и двух н в суффиксах прилагательных, а для этого обратимся к слайду.


IV. Объяснение нового материала.

  1. Наблюдение


Слайд №2


Н-нн в суффиксах прилагательных



осиный


кожаный


овсяный


тыквенный


авиационный


чугунный


ценный - ценна



—Ребята, выделите, пожалуйста, в словах суффиксы, сделайте вывод, в каких суффиксах пишется одна буква н, а в каких две.

— Сколько букв н пишется в кратких прилагательных? ( В кратких прилагательных пишется столько же букв н, сколько и в

полных:

туманная – туманна, спокойное – спокойно, законные – законны.


Но в краткой форме прилагательных мужского рода всегда пишется одно н:

мужественный – мужествен, осторожный – осторожен.

— Какое значение приобретают слова с суффиксами –ин-, -ан- (-ян-)?

― Используя таблицу, сформулируйте правило правописания изучаемой орфограммы.


Слайд №3


  1. Работа с учебником.

— Прочитайте правило в учебнике. Правильно ли вы сформулировали правило?

— Обратите внимание на правописание слов ветреная – ветряная.


Слайд № 4




Запомните!

Ветреный (ветер).

1. С ветром. Ветреный день. На улице ветрено.

2.Перен. Легкомысленный, пустой. Ветреный юноша. (Имеет краткую форму)

но: безветренный

Ветряной - приводимый в движение ветром. Ветряная мельница. (Не имеет краткой формы)



  1. Работа с таблицей.

×

— Составьте словосочетания прил. + сущ. При написании суффиксов прилагательных используйте таблицу.

Тарелка из дерева, рык зверя, кувшин из глины, писк комара, масло для машины, портфель из кожи, семейство львов, крыша из соломы, день без ветра, стакан из стекла, хвост мыши, стол для письма, берег из песка, каша из тыквы, тулуп из овчины, сок из клюквы


Слайд № 3


Н

НН

  1. -ин-

(принадлежность к кому-либо)

  1. -ан-, -ян- (сделанный из…

  1. -енн-

  2. -онн-


  1. -нн-


  1. н н-


Искл.: стеклянный

оловянный

деревянный


Искл.: ветреный




— Проверьте себя и поставьте оценку в оценочный лист.


Слайд №5



  1. Правописание непроизводных прилагательных.

– В русском языке есть прилагательные, которые вообще не имеют суффиксов и совершенно безвинно страдают, ведь их вечно путают и пишут неправильно. Запомните их:

С одной буквой н пишутся непроизводные имена прилагательные:

румяный, синий, зелёный, багряный, юный, пряный,

единый, рьяный, свиной, бараний, тюлений, сазаний;



V. Закрепление полученных знаний.


Буквенный диктант.

- Напишите в тетради в одну строку цифры от 1 до 10. Я буду читать вам слова на изученную орфограмму, но записывать их не нужно, под каждой цифрой вы напишите Н или НН, в зависимости от того, сколько их в слове.


Деревянный, песчаный, лебединый, лимонный, даль туманна, бараний, ветреный, глубинный, торфяной, революционный.


Проверьте себя и поставьте оценку в оценочный лист


Слайд №7



Проверь себя!


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

нн

н

н

нн

нн

н

н

нн

н

нн


Поставь себе оценку:

«5» – нет ошибок; «4» - 1; «3» – 2,3;

больше – «2».


  1. Работа с текстом. Карточки с текстом у учащихся на партах (буквы н в словах пропущены).

Учитель читает текст на фоне музыки под сменяющиеся слайды. (Голос учителя и музыка наложены на слайды)




Слайд № 8


Серебряная сказка

Сколько свежести, бодрости и красоты приносит зима.

В звёздные ночи лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями, пересечёнными звериными тропами.

Много красивого в зиме, но самое прекрасное – иней.

Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Я видела такой иней.

Деревья, скворечники, провода – всё было в инее и казалось чудесным. Придорожные былинки превратились в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминали ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки казались таинственными призраками.

Вечерело. Багряное солнце уходило за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ, волны сугробов, но в этот вечерний час красивее всего был пушистый иней. Заря, отполыхав, стала меркнуть, и из-за леса вылез серебряный щит луны, который ярко осветил снег.

А утренний ветер погубил серебряную сказку, но в эту зиму она часто возвращалась, и я навсегда полюбила иней – призрачную и хрупкую красоту русской зимы.


– О чем этот текст? Какова основная мысль текста?


Задание. Распределительный диктант: записать прилагательные на изученную орфограмму в два столбика: н – нн.


Башенный, каменная, именной, искусственный, соломенная, старинный, пенсионный, , звериный. ледяные, , обеденный, багряный


Слайд № 9




Распределительный диктант


серебряный

звериные
ледяные
багряный



башенный

каменная

именной

искусственный

соломенная

старинный

пенсионный

обеденный


Поставь себе оценку:

«5» – нет ошибок; «4» - 1; «3» – 2,3;

больше – «2».





VІ. Подведение итогов работы.

– От слов какой части речи образуются прилагательные на изученную орфограмму?

– Какую орфограмму мы с вами сегодня изучали на уроке?

– Расскажите о правописании одной и двух букв н в суффиксах прилагательных?

– Какова была цель сегодняшнего урока?

– Подумайте и скажите, научились ли вы правильно писать изученные суффиксы?



VIІ. Рефлексия.

― Ребята, у вас на партах таблица с планом нашего урока. Во второй колонке есть графа «Оцени свою работу». Прокомментируйте, с каким видом работы вы лучше всего справились. А над чем нужно поработать?

VIIІ. Оценивание.

Учитель комментирует оценки за урок.

IX. Д/З упр. № 296 (списать, вставить пропущенные буквы, распределить в два столбика, обозначить условия выбора изученной орфограммы).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!