СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, образованных от  существительных.

Тип урока: урок открытия  новых знаний и способов действий

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Цели урока.

1.  Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание суффиксов прилагательных».

2.   Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую  зоркость.

3.    Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к  Родине, природе,  чувство прекрасного, приобщить к музыке, живописи, совершенствовать читательский вкус.

4.   Развивающие: обогащать  словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

                        Планируемые результаты:

познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД:  установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Средства обучения:  компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.

 

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Добрый день, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Я уверена, что мы с вами во время работы на уроке покорим сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач! 

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число.

2. Запись числа учащимися в тетрадях.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений

1. Блиц-опрос «Подскажи словечко»( слайд №2).

1) Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает…  и отвечает на вопросы….

2) Имена прилагательные изменяются по…

3) Прилагательные по значению делятся на  разряды …

2. Буквенный диктант ( задание -слайд №3 и распечатка, оценка - №4).

Задание: определить разряды прилагательных, сделать буквенную запись в тетради  ( К, О или П).

 

1. гусиная лапа, 

2. золотое кольцо,

3. прекрасный вечер,

4. зимнее небо,

5. свежий снег,

6. заячий хвост,

7. деревянная ложка,

8. медвежий след,

9. веселый нрав.

 

 

  1. Подготовка к изучению нового материала
  • Как образовались слова?(слайд №5 три щелчка).

ЛЕБЕДИНЫЙ – ЛЕБЕДЬ (-ИН-)

КОЖАНЫЙ – КОЖА (-АН-)

ГЛИНЯНЫЙ – ГЛИНА (-ЯН-)

ТРАДИЦИОННЫЙ – ТРАДИЦИЯ (-ОНН-)

КЛЮКВЕННЫЙ – КЛЮКВА    (-ЕНН-)

КАМЕННЫЙ – КАМЕНЬ   (-Н-)

ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ (-Н-)

  • От слов какой части речи все эти прилагательные образованы? 2 щелчок

От существительных.

  • Итак, каким способом образованы все эти слова?

Суффиксальным.

  • Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных? 3 щелчок

Есть Н-НН.

  • Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. ( слайд №6)

Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

  • Какова цель нашего урока? ( слайд №7)

Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

  1. Объяснение нового материала.

1. Формулировка проблемного вопроса. Выдвижение гипотез.

  • Обратите внимание! (слайд №8)
  • Почему в одних прилагательных будем писать Н, а в других НН? 
  • От чего будет зависеть правописание Н и НН в прилагательных?
  • Для удобства я объединила слова в группы с суффиксами одного цвета.
  • Посмотрите на эти группы.

В первой группе с красными суффиксами написана Н, во второй группе – НН,  если одна Н в корне, а другая в суффиксе – пишется в слове НН.

 

  • А сейчас посмотрите на следующую группу слов. (Слайд №9 – 1-й щелчок)
  • Эти слова нужно запомнить.
  • Как вы думаете, почему? Что в них особенного?

В суффиксе –ЯН- написано НН.

  • Как можно назвать эту группу слов?  2-ой щелчок

Исключения

2. Знакомство с параграфом учебника

 

  • Посмотрите параграф 46 стр. 20, В нем есть информация, о которой мы пока ничего не сказали. Найдите ее.

В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных.

  1. Первичное закрепление.
  1. Анализ примеров из упражнения 337 учебника (выписать в две колонки прилагательные с одной и двумя буквами Н)у доски и в тетрадях.

 

  1. Физкультминутка.

Мы опять сидеть устали,

На зарядку дружно встали.

Руки в боки, смотрим вправо,

Поворот налево плавный.

Поднимаем мы колени, занимаемся без лени.

Поднимаем их повыше, может быть коснемся крыши.

Наклоняемся до пола.

Прогибаемся поглубже.

Вправо – влево три наклона

Повторяем снова дружно.

От души мы потянулись и на место вновь вернулись.

 

  1. Закрепление
    1. Попарно обсудите и вставьте  на месте пропусков буквы Н или НН, пользуясь правилом. Задание - слайд №10 и распечатка, проверка - №11
  • Самопроверка, выставление отметки.
    1. Работа по рядам Образуйте от данных существительных прилагательные, выделяя суффиксы ( задание слайд№ 12, проверка – №13): 

 1ряд: сон, мужество, глубина;

 2ряд: шерсть, закон, листва;

 3 ряд: солома, туман, олово

  • Оцените себя
    1. Работа с бланками «Цветной» диктант» – работа в парах.

Приготовьте бланки для «цветного» диктанта. ( задание слайд№ 14, проверка – №15): 

Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН – оставьте белым.

 

  1. Ледяная фигура                      
  2. Былинный герой
  3. Деревянный дом
  4. Ржаной хлеб
  5. Румяное лицо
  6. Авиационный перелёт
  7. Мужественный человек
  8. Кожаная куртка

 

 

  1. Посмотрите на экран(слайд № 16).  Поставьте в свои «дневники» оценку в соответствии с ключом.
  • Поднимите руки, кто получил «5», «4», «3».
  • Что запомнилось больше всего на сегодняшнем уроке?
  • Какие слова-исключения можете назвать?
  • Какой вывод можно сделать о правописании н и нн в суффиксах прилагательных?

 

  1. Рефлексия деятельности (слайд №17).

Ребята, на бланке ответов в разделе «Рефлексия» есть прямоугольничек, закрасьте его в тот цвет, который соответствует тому, как вам работалось на уроке, был ли урок полезным, интересным для вас.  («Зеленый цвет» означает «мне было комфортно работать», «я понял изучаемый материал полностью», «синий цвет» - «мне что-то мешало, я отвлекался», «при изучении темы возникли трудности, остались непонятные моменты», «красный цвет» - «я устал, было неинтересно», «я почти не понял изучаемую тему»).  

  1. Домашнее задание (слайд №18): 1. Выучить правило на стр. 20,

                                                           2. На выбор:

  • Выполнить упражнение 339,
  • Составить словарный диктант на изучаемое правило.

Просмотр содержимого документа
«Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных Урок русского языка в 6 классе Автор: Кузьменко Ольга Вениаминовна , учитель русского языка и литературы МОУ «Райсеменовская СОШ», Московская область, Серпуховский район, д. Райсеменовское

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

Урок русского языка в 6 классе

Автор: Кузьменко Ольга Вениаминовна ,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Райсеменовская СОШ»,

Московская область, Серпуховский район, д. Райсеменовское

«Подскажи словечко» 1) Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает … … ... и отвечает на вопросы … … … 2) Имена прилагательные изменяются по … … … 3) Прилагательные по значению делятся на разряды … … …

«Подскажи словечко»

1) Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает … … ... и отвечает на вопросы … … …

2) Имена прилагательные изменяются по … … …

3) Прилагательные по значению делятся на разряды … … …

Буквенный диктант Задание: определить разряды прилагательных, сделать буквенную запись в тетради ( К, О или П).

Буквенный диктант

Задание: определить разряды прилагательных, сделать буквенную запись в тетради ( К, О или П).

Оцени задание: 1 правильный ответ – 1 балл.

Оцени задание:

1 правильный ответ – 1 балл.

Как образовались слова? Лебединый← Кожаный← Глиняный← Традиционный← Клюквенный← Каменный← Старинный←  (- ИН -) (- АН -)  (- ЯН -)  (- ОНН -)  (- ЕНН -)  (- Н -)  (- Н -) лебедь кожа глина традиция клюква камень старина

Как образовались слова?

Лебединый←

Кожаный←

Глиняный←

Традиционный←

Клюквенный←

Каменный←

Старинный←

(- ИН -)

(- АН -)

(- ЯН -)

(- ОНН -)

(- ЕНН -)

(- Н -)

(- Н -)

лебедь

кожа

глина

традиция

клюква

камень

старина

Одна и две буквы Н  в суффиксах прилагательных

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных

Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных

Обратите внимание! Лебединый← Кожаный← Глиняный← Традиционный← Клюквенный← Каменный← Старинный← лебедь (- ИН -) кожа (- АН -) глина (- ЯН -) традиция (- ОНН -) клюква (- ЕНН -) камень (- Н -) старина (- Н -)

Обратите внимание!

Лебединый←

Кожаный←

Глиняный←

Традиционный←

Клюквенный←

Каменный←

Старинный←

лебедь (- ИН -)

кожа (- АН -)

глина (- ЯН -)

традиция (- ОНН -)

клюква (- ЕНН -)

камень (- Н -)

старина (- Н -)

Слова-исключения ОЛОВЯ НН ЫЙ СТЕКЛЯ НН ЫЙ ДЕРЕВЯ НН ЫЙ ВЕТРЕ Н ЫЙ ЗАПОМНИ!

Слова-исключения

ОЛОВЯ НН ЫЙ

СТЕКЛЯ НН ЫЙ

ДЕРЕВЯ НН ЫЙ

ВЕТРЕ Н ЫЙ

ЗАПОМНИ!

Попарно обсудите и вставьте на месте пропусков буквы Н или НН, пользуясь правилом. исти…ый маши…ый производстве…ый стекля…ый безветре…ый пусты…ый станцио…ый глиня…ый лу…ый бараба…ый овся…ая  

Попарно обсудите и вставьте на месте пропусков буквы Н или НН, пользуясь правилом.

  • исти…ый
  • маши…ый
  • производстве…ый
  • стекля…ый
  • безветре…ый
  • пусты…ый
  • станцио…ый
  • глиня…ый
  • лу…ый
  • бараба…ый
  • овся…ая

 

Проверьте себя и оцени! Верно выполненное задание в парах – 2 балла (с одной или двумя ошибками – 1 балл). исти НН ый маши НН ый производстве НН ый стекля НН ый ветре Н ый пусты НН ый станцио НН ый глиня Н ый лу НН ый бараба НН ый овся Н ая  

Проверьте себя и оцени!

Верно выполненное задание в парах – 2 балла

(с одной или двумя ошибками – 1 балл).

  • исти НН ый
  • маши НН ый
  • производстве НН ый
  • стекля НН ый
  • ветре Н ый
  • пусты НН ый
  • станцио НН ый
  • глиня Н ый
  • лу НН ый
  • бараба НН ый
  • овся Н ая

 

Образуйте от данных существительных прилагательные:

Образуйте от данных существительных прилагательные:

Оцени задание: 1 правильный ответ – 1 балл.

Оцени задание:

1 правильный ответ – 1 балл.

ЦВЕТНОЙ ДИКТАНТ Внимание !  Н   НН Ледя(н,нн)ая скульптура Были(н,нн)ый богатырь Деревя(н,нн)ый стол Ржа(н,нн)ой хлеб Румя(н,нн)ое яблоко Авиацио(н,нн)ый полет Клюкве(н,нн)ый сок Кожа(н,нн)ая куртка

ЦВЕТНОЙ ДИКТАНТ

Внимание ! Н НН

  • Ледя(н,нн)ая скульптура
  • Были(н,нн)ый богатырь
  • Деревя(н,нн)ый стол
  • Ржа(н,нн)ой хлеб
  • Румя(н,нн)ое яблоко
  • Авиацио(н,нн)ый полет
  • Клюкве(н,нн)ый сок
  • Кожа(н,нн)ая куртка

Проверь себя и оцени! Нет ошибок – 3 балла Одна ошибка – 2 балла Две-три ошибки – 1 балл

Проверь себя и оцени!

Нет ошибок – 3 балла

Одна ошибка – 2 балла

Две-три ошибки – 1 балл

Оценки за урок ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: «5» - 21-23 балла; «4» - 20-22 балла; «3» – 17-192 баллов.

Оценки за урок

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:

«5» - 21-23 балла;

«4» - 20-22 балла;

«3» – 17-192 баллов.

Рефлексия «мне было комфортно работать», «я понял изучаемый материал полностью»   «при изучении темы возникли трудности, остались непонятные моменты»  «я устал, было неинтересно», «я почти не понял изучаемую тему»

Рефлексия

«мне было комфортно работать», «я понял изучаемый материал полностью»

«при изучении темы возникли трудности, остались непонятные моменты»

«я устал, было неинтересно», «я почти не понял изучаемую тему»

Домашнее задание: Выучить правило на стр. 20, На выбор: Выполнить упражнение 339, Составить словарный диктант на изучаемое правило.  Успехов!

Домашнее задание:

  • Выучить правило на стр. 20,
  • На выбор:
  • Выполнить упражнение 339,
  • Составить словарный диктант на изучаемое правило.

Успехов!

Список используемых источников Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 6 класс / Под редак­цией М.М.Разумовской. - М.:Дрофа,2004 Русский язык. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009 Уроки русского языка в 6 классе: поурочные планы по программе М. М. Разумовской./сост. О. А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2007

Список используемых источников

  • Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 6 класс / Под редак­цией М.М.Разумовской. - М.:Дрофа,2004
  • Русский язык. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009
  • Уроки русского языка в 6 классе: поурочные планы по программе М. М. Разумовской./сост. О. А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2007


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!