Одна страна- одна судьба( народы моего города)
Жетысу- большой по численности регион Казахстана.Здесь проживают люди разных национальностей . История проживания в этом регионе некоторых этносов (народов) насчитывается тысячелетиями, некоторые обосновались десятки лет назад. Подавляющее большинство –казахи. Их предки – саки, усуни выбрали этот район для своей жизни еще в период до нашей эры. В 1854 году во время продвижения русских войск в Старший жуз, здесь было основано укрепление Верный. С тех пор русские переселенцы обрели свою вторую родину на берегах Большой и Малой Алматинок и берегах семи рек.
За Тянь-Шаньскими хребтами находится Кыргызстан. А казахский и киргизский народы издавна являются соседями . Еще в старину , многие киргизские семьи выбрали для своего места жительства Семиречье.
В 1941 году , когда немецкие фашисты напали на СССР ( Казахстан тогда входил в Союз), многие русские, украинские и белорусские семьи были отправлены подальше от войны в Казахстан., в том числе и Алматы.Война закончилась победой в 1945 году . Украинские, русские, белорусские семьи стали возвращаться домой, но большое их количество осталось жить и работать в Жетысу. Они привыкли к городу, людям, которые помогли им, согрели в тяжелые для всех время.
Проходя по улицам городов и сел региона можно увидеть вывески, рекламу , надписи на уйгурском и дунганском языках. Откуда , когда появились здесь представители этих народностей?
В 19 веке на территории Западного Китая существовало Дунганское ханство и Уйгурский султанат. На их земли наступали , подчиняя своей власти , правители китайской Цинской империи. В то же время территория Алматы и области вошла в состав Российской империи. Чтобы не обострять отношения с Китаем, россия решила передать часть земель Илийского края. По Петербургскому соглашению 1881 года жителям этого района (дунганам и уйгурам)было предоставлено право выбора места жительства. Основная масса населения приняло решение переселиться из Китая. С 1881 по 1884 ггю в Семиречье и район Алматы переселилось 45 тысяч уйгуров и 5 тысяч дунган. Ученые – путешественники Ш.Уалиханов , Н. Пржевальский и другие оставили свои научные описания о духовной культуре (музыке, песне и т. д. ) уйгуров и дунган.
Вот так и увеличивалось количество этносов на благодатной семиреченской земле.
А главным богатством страны является гордый н талантливый, искренний, доброжелательный и миролюбивый казахский народ, известный тем, что никогда не начинал войн, умел давать достойный отпор врагам и в течение многих веков совершивший скачек от кочевой цивилизации к вершинам современного прогресса. Под сенью выстраданной веками государственности он объединил в одну семью десятки братских этносов и воистину стал в противоречивое время межнациональных противоречий лабораторией дружбы и взаимопонимания народов.
Человек не выбирает Отечество. И коль судьбой нам выпало жить именно под казахстанским небом, дорожить именно этой землей, то и следует приумножать ее плодородие в самом широком смысле этого слова и писать новую историю возрождения в созвучном эпохе духе. Наша земля может рожать и хлеб, и добрые помыслы, и великие деяния.
Казахстанцы особенно умеют ценить доброту, доверие и любовь ближних. Наверно потому, что жизнь в степной Ойкумене веками приучала к тому, что человек без поддержки и участия окружающих похож на одинокое дерево в пустыне, которое может зачахнуть в любой миг, не пустив новой поросли. Не потому ли превыше всех благ мы ценим мир добрых человеческих отношений, которыми славится наш Казахстан.
Не случайно именно на нашей щедройсемиреченской земле, которая может разнообразием своего ландшафта приласкать взор степняка и горца, леснянина и поморца, сложился редкостный сплав людей, пришедших к единому восприятию этого величественного жизненного пространства и соответствующему духовному родству, порожденному простором материнской земли. Ведь душа человека сродни окружающему его пространству. И если исходить из этого, то наших соотечественников отличает широта души, привязанность к отчей земле, умение хранить дружбу и согласие. Именно поэтом}’ наш Казахстан являет собой прекрасную площадку неуловимого слияния культур и традиций.
Слияние доброе истоков
Тем не менее, мы всегда помним, что истоки у нас разные. И если казахский народ дал название этой земле и издревле связал с ней свою судьбу, то и новые поколения пустивших здесь корни землепроходцев, искателей романтики и вынужденных переселенцев чувствуют себя здесь не временными гостями. Умение жить сообща проистекает из сути наших народов..
Поэтому нам приходится считаться с многочисленным составом современного Семиречья, который породил особую психологию и менталитет людей. И что удивительно, суровый казахстанский континент — иначе и не скажешь о громадных пространствах на стыке Азии и Европы — породил не только особый сплав людей, но и казахстанский патриотизм. Человеку извне трудно понять, чем привязывает к себе казахстанская земля, если по ней тоскуют на берегах Рейна и Иордана, как по материнской купели, наши бывшие соотечественники.
Это говорит о том, как важно для нас не только существование отчей земли, но и населяющих ее людей. Поэтому трудно представить нашу область без оказавшихся здесь по воле судьбы немцев, корейцев, ингушей и представителей многих-многих других народов, гонимых когда-то тоталитарной системой, но всегда чувствовавших сердечность и доброту древних хозяев этой земли. Да и сами они, находясь в изгнании, многому научили нас, казахов. Немцы — аккуратности и практичности, корейцы — рачительному обращению с землей, ингуши — своей этнической солидарности. Не менее полезные качества мы перенимали и у других народов, учились у них строить и содержать дома, выращивать различные культуры и готовить соленья, перенимали семейное воспитание. Это чисто в житейском плане.
А если брать более масштабно, то трудно представить освоение промышленного потенциала Жетысу без участия других народов. Вспомним хотя бы о том, что современный Алматы, возникший на месте древнего казахского поселения и казачьего военного укрепления, возводился руками представителей многочисленных национальностей. Строительство Турксиба, эвакуации военных лет, когда семиреченская земля пригрела семьи многих известнейших людей из мира искусства и культуры, последующие миграционные процессы влили соки в этот город, превратив его в крупнейший политический, культурный и индустриальный центр республики.
Жетысу — земля древней цивилизации с удивительной и неповторимой историей. Здесь тесно переплелись судьбы кочевых и оседлых племен, взаимно обогащались и преображались культуры и религии. Проходили торговые пути, связывавшие Восток и Запад.Здесь много памятников древности. Взаимовлияние культур и традиций всегда обогащало народы. Как не вспомнить об этой расхожей истине, говоря, например, о таких выдающихся личностях отечественной истории и культуры, как Чокан и Абай. Это они привнесли в философию степного народа демократическое и культурное влияние Запада.
Именно свойственное казахам отношение к родной земле, ее традициям, многоукладности и многоликости помогало вместе пережить тяжелейшие этапы новой истории, делить беды и тяготы, радости и достижения. Под обновляющимся зданием нашего общего дома был крепкий фундамент общности наших судеб.
Вот теперь под единым шаныраком живут и трудятся люди разных национальностей, но все они составляют единый народ Казахстана.
Издревне сохраняются традиции и обычаи казахского народа. К какой бы национальности ты не относишься, должен знать традиции и обычаи народа той земли, которая тебя взрастила . Не зная культуры того народа, с которым ты живешь бок о бок, ты не станешь культурным человеком. Так знай, чти и помни традиции всех народов, населяющих наш регион.
Традиции и обряды

Обычаи и традиции являются важной составной частью культуры любого народа. В каком-то смысле они – основа единства нации и передаются из поколения в поколение. Традиции и обряды казахского народа формировались на протяжении долгих столетий под влиянием кочевого образа жизни. Сегодня у молодежи растет интерес к своему прошлому, и это естественный процесс: люди должны знать историю своих предков и того места, где живут, помнить и передавать потомкам свои традиции.
Гостеприимство – главная черта казахской культуры и казахских обычаев. Радушное отношение к гостям ставилось превыше всего: их угощали чаем и традиционными блюдами казахской кухни. В суровых степных условиях традиции гостеприимства значили очень много и способствовали установлению хороших отношений между разными родами, а также сглаживали конфликты и препятствовали их появлению.
Второй характерной чертой казахской культуры является уважительное (а местами даже трепетное) отношение к старшим. Детям с самых ранних лет прививают почитание старшего поколения, учат послушанию их мудрым мыслям. Еще одна положительная черта казахской культуры: настоящий казах никогда не оставит своих близких и родственников в беде. Казахи не без гордости отмечают, что соблюдают данные традиции и по сей день.
Прием гостей
Конаккаде – «испытание искусством». Согласно этой традиции, хозяин дома вправе попросить гостя спеть или сыграть на музыкальном инструменте. Этот обычай – не столько действительно испытание, сколько способ весело провести время во время застолья.
Той дастархан – особое торжество, которое может быть организовано как самостоятельный праздник или во время другого праздника. Во время той дастархан проходят различные состязания: спортивные (в том числе скачки), песенные, музыкальные.
Ерулик – небольшой праздник в честь новоселья, устраиваемый соседями. Торжество способствует адаптации в новом коллективе, в новых условиях. Кроме того, соседи помогают новоселам наладить быт.
Конакасы – традиция, связанная с угощением гостей. В казахской культуре гости делятся на три типа: арнайы конак (приглашенный гость), кудайы конак (случайный гость) и кыдырма конак (нежданный гость). Для приема каждого из них существовали специальные ритуалы, причем в давние времена против хозяина дома могли быть применены даже особые «штрафные санкции», если он нарушал нормы гостеприимства.
Взаимопомощь
Жылу – оказание помощи пострадавшим в результате несчастий или стихийных бедствий. Каждый сочувствующий жертвует пострадавшим деньгами, одежду и другие необходимые вещи.
Белкотерер – угощение пожилых людей, для которых готовятся очень вкусные мягкие блюда (казы, жент, творог, манты и т.п.). Обычно обязанность возлагается на младших членов семьи, способствуя воспитанию в них уважения к старшим.
Асар – просьба о помощи. Если у семьи возникли срочные дела или неотложная работа, она может попросить помощи у родственников. Взамен, когда дела завершены, семья накрывает для них пышный стол.
Вступление в брак
Кудалык – сватовство, которое предшествует любой свадебной церемонии. Сваты должны договориться с родителями невесты о ее замужестве. Сваты преподносят подарки отцу невесты, которые выступают в качестве «задатка» за девушку.
Шеге шапан – обычай, согласно которому отец невесты вручает сватам свой халат, если согласен отдать дочь в жены. В качестве альтернативы может выступать приготовление куйрык бауыра.
Кыз узаты – проводы невесты. Сваты приезжают в дом девушки вечером, в день перед началом свадебной церемонии. Число гостей обязательно должно быть нечетным. С утра после прощания сваты уводят невесту в дом жениха.
Келин тусиру – обряд встречи невесты, во время которого исполняется традиционная песня наставлений и пожеланий.
Рождение и воспитание ребенка

Сундетке отыргызу – обрезание, проводимое, когда ребенку исполняется 5-7 лет. Мулла, которого в этот день приглашают в юрту, проводит обряд. По случаю сундетке отыргызу устраивается большой праздник, а мулла получает щедрое вознаграждение за свои труды. Гости дарят подарки ребенку и его родителям.
Есим кою, ат кою – имянаречение. Исполнение обряда поручают самым уважаемым людям, которые не только нарекают ребенка тем или иным именем, но и благословляют его.
Шильдехана – торжество в честь рождения ребенка.
Тусау кесу – день, когда ребенок сделал первый шаг. В этот день самый старый и уважаемый в ауле человек приглашается в юрту, где перерезает специально связанные для данного обряда веревки на ногах у ребенка. Считается, что благодаря этому ритуалу ребенок в будущем будет красиво ходить, быстро бегать и замечательно ездить верхом.
Кыркынан шыгару – купание младенца в соленой воде и поливание 40 ложками ритуальной воды, а также первая стрижка волос и ногтей. Обряд проводится на 40 день жизни малыша.
Преподнесение подарков
Байгазы – подарок человеку, приобретшему обновку.
Бес жаксы – единовременный составной подарок, который включает в себя верблюда (кара нар), скакуна (жуйрик ат), дорогой ковер (калы килем), алмазную саблю (алмас кылыш) и соболью шубу (булгын ишик).
Ат мингизип шапан жабу – высокий гость, посетивший аул, в знак уважения получает от жителей коня и дорогой халат из верблюжьей шерсти.
Суйинши – традиция дарить что-нибудь путнику, принесшему в дом добрую весть.
Древние обычаи 
Бастангы – старинный аналог современных вечеринок, который проводился среди молодежи после отъезда старших членов семьи. Во время праздника желали путникам, чтобы в пути их не настигли болезнь или горе.
Туган жерге аунату – человека, вернувшегося из долгого путешествия, следовало обвалять в родной земле.
Ашамайга мингизу – семилетнему мальчику дарили коня и камчу. После этого обряда ребенок провозглашался джигитом, а старики благословляли молодого наездника.
Вот такие казахские обычаи и традиции сохранились у казахского народа.
Задания :
Узнай историю своего проживания в регионе Жетысу, городе или селе.. Представители каких национальностей есть в вашей семье.
Выясните , к каким народам относятся ваши друзья, одноклассники. Какие обычаи своих народов они знают. Каквы элементы их национальной одежды? Какие национальные музыкальные инструменты у них сохранены? Какие народные танцы, песни , мелодии исполняют в семьях?
Попробуйте связаться по Интернету с родственниками вашей национальности в других странах. Узнайте об их жизни , месте проживания. Расскажите о себе и своем городе, селе .
Какие традиции твоего народа сохранились в вашей семье.
Напишите эссе:»Традиции и обычаи казахского народа»
Проведите эксурсию в город Алматы и посетите Музей истории Алматы . Познакомьтесь с историей народов, населяющих нашу Алматинскую область.
Посетите Историко-краеведческий музей имени М. Тынышпаева в Талдыкоргане .