СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Одно из средств дополнительного образования для повышения интереса детей подготовительной группы к обучению — квест-технологии.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самое главное, это то, что квесты помогают нам активизировать детей. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество.

Просмотр содержимого документа
««Одно из средств дополнительного образования для повышения интереса детей подготовительной группы к обучению — квест-технологии.»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества муниципального образования – Путятинский муниципальный район Рязанской области












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Тема: «Одно из средств дополнительного образования для повышения интереса детей подготовительной группы к обучению — квест-технологии.

Срок обучения 1 год.










Автор-составитель

Фролкина Л.Ф. —

Педагог дополнительного

Образования МБУ ДО ДДТ









Путятино

2022 год.


Аналитическая справка.

Актуальность темы предлагаемой работы: Современная концепция образования нацеливает педагогов на формирование целостной системы универсальных учебных навыков и умений. Интерактивная игра — наиболее эффективная и оригинальная образовательная технология, которой под силу создать благоприятные условия для активизации у детей интереса к познавательной деятельности и стремления с увлечением решать проблемные задачи. Кроме того, формат игры пробуждает командный дух, стимулирует гибкость поведения детей, поиск неординарных решений, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми.

Квест (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний, универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, активизирующая соревновательные механизмы в психике ребёнка, самостоятельность действий и способствующая полному погружению в происходящее. Интерактивная игра — это эффективная и оригинальная образовательная технология.

Значение квест-игр: обучают умению планирования и прогнозирования; закладывают основы самоанализа; воспитывают навыки коллективного сотрудничества; развивают волевые качества и целеустремлённость; создают благоприятную эмоциональную среду, способствующую релаксации, снятию нервного напряжения и психологического напряжения; способствуют формированию творческой, физически здоровой личности с активной жизненной позицией.

Объект работы: дополнительное образование в подготовительной группе.

Предмет исследования: возможности квест-технологий для повышения интереса детей подготовительной группы к обучению.

Цель работы: создание благоприятных условий для активизации у детей интереса к познавательной деятельности и стремления с увлечением решать проблемные задачи.

Гипотеза работы:

Если:

  • изучить квест-технологию,

  • выявить особенности ее использования в подготовительной группе ДОУ;

  • обеспечить профессиональную готовность педагогов дополнительного образования, работающих с детьми подготовительной группы ДОУ, к использованию в образовательном процессе квест-технологии;

  • системно использовать в образовательном процессе подготовительной группы ДОУ педагогическую квест-технологию, то будет достигаться более высокий уровень сформированности познавательного интереса детей дошкольного возраста (подготовительной группы).

Задачи исследовательской работы: активизировать интерес детей к познанию окружающего мира; помочь детям усвоить новые знания и закрепить ранее изученные; создать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации; воспитывать взаимопонимание и чувство товарищества, формировать умение решать конфликты; способствовать развитию мышления, речи, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков; стимулировать инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность.

Научный руководитель: директор МБУ ДО ДДТ М.В. Краснухина

Исследовательская база: МБДОУ Путятинский детский сад «Березка»

Сроки исследования: 1 год.

Этапы исследовательской работы

Эффективность исследовательской деятельности во многом обусловлена соблюдением последовательности основных этапов исследования.

В научно-педагогической литературе встречается различное количество и различные названия этапов исследовательской работы.

Один из возможных вариантов может быть такой: подготовительный, практический, контрольно-оценочный.

Подготовительный этап

Функции: диагностическая, прогностическая и организационная.

Содержание деятельности на этапе:

- анализ образовательного процесса и/или его частей и его результатов;

- выявление степени несоответствия между требуемым состоянием образовательного процесса и/или его частей и его результатов и реальным состоянием дел на практике;

- выявление причин выявленного несоответствия;

- конструирование проблемного поля (уточнение и окончательная формулировка проблем, требующих решения);

- поиск идей для решения выявленных проблем;

- поиск научных консультантов, партнеров, заключение договоров;

- поиск средств решения выявленных проблем (учебников, программ, методик, технологий, оборудования и пр.);

- создание единого информационного поля среди участников исследования;

- распределение обязанностей между участниками исследования, создание проектных команд;

- подготовка необходимой нормативно-правовой базы (приказов, программы исследовательской работы, планов работы всех участников исследования, определение критериев и показателей результативности исследовательской работы);

- создание, приобретение необходимого ресурсного обеспечения исследовательской работы.

Результат этапа: мотивационная, информационная и организационная готовность участников исследования к деятельности на практическом этапе.

Практический этап

Функции: исполнительская.

Содержание деятельности на этапе:

- реализация программы исследовательской работы в целом и планов исследования работы проектными командами и каждым участником исследования в частности;

- изучение теоретической, научно-методической литературы, соответствующей выбранному направлению исследования;

- - определение промежуточных результатов исследовательской работы;

- обсуждение проблем, возникающих в процессе исследования, и возможных путей их решения;

- внесение изменений, дополнений в программу исследования.

Результат этапа: апробация в образовательном процессе механизмов (технологий, методик, принципов, приемов, способов…).

Контрольно-оценочный этап

Функции: аналитическая, коррекционная.

Cодержание деятельности:

- самоанализ результатов исследования и соотнесение их с заявленными целями, зафиксированными в программе исследования;

- внешняя экспертиза итоговых результатов исследовательской работы;

- взаимооценка итоговых результатов деятельности проектных групп и конкретных участников исследовательской работы.

В случае несоответствия полученных результатов планируемым, реализуется коррекционная функция, которая возвращает исследователей в практический этап.

Результат этапа: внедрение механизмов (принципов, приемов, способов…) какого-то процесса в деятельность образовательной организации.

Планируемый результат: дети в ходе игры научатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать, нестандартно мыслить, предлагать варианты выполнения заданий, проявляя любознательность, смекалку, находчивость, сообразительность, с увлечением решать проблемные задачи, применяя свои знания и умения как новые, так и ранее изученные.

Риски исследовательской работы

п/п

Возможные риски

Пути предупреждения рисков

1.

Риски, связанные с недостаточными ресурсами для организации зон для различных видов деятельности, которыми дети подготовительной группы будут заниматься во время дополнительного образования

Заблаговременное планирование необходимых ресурсов для организации зон для различных видов деятельности, которыми дети подготовительной группы будут заниматься во время дополнительного образования

2.

Недостаточная готовность кадров к использованию технологии дополнительного образования

Опережающая подготовка кадров.

Разработка специальной программы методической работы

Управление программой: Управление реализацией программы исследовательской работы предполагает задействование следующих механизмов:

- подготовка приказов, регламентирующих организацию экспериментальной работы;

- создание научно-координационного (координационного) совета;

- подготовка ежегодных планов исследовательской работы, направленных на реализацию программы исследования;

- мониторинг результатов исследовательской деятельности;

- выполнение само- и взаимооценки участниками исследования, инициирование внешней экспертизы результатов и продуктов исследовательской работы.

Содержание.

Введение.

1. Знакомство с квкст-технологиями и их видами.

2. Создание условий организации квест-игр.

3. Итоги применения квест-технологий в дополнительном образование.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

В современном мире образование должно участвовать в подготовке людей новой формации, которые органично вольются во всемирное сообщество. Поэтому необходимо уделить большое внимание, в первую очередь, развитию личности ребенка. Задачей дополнительного образования является дать возможность обучающимся проявить свои таланты и творческий потенциал всем без исключения.

Дополнительное образование детей это прежде всего механизм поддержки индивидуализации и самореализации личности, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей и семьи. Оно существенно расширяет спектр предоставляемых возможностей и обеспечиваемых результатов. Использование новых технологий в воспитательном процессе является так же достаточно актуальной на современном этапе развития общества. Изменения в обществе влекут за собой изменения в системе воспитания: подбор новых средств, приемов, методов, рассмотрение новых методик, технологий.

Квест является игровой педагогической технологией, т.е. игровой формой взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию (закреплению) необходимых знаний, умений и навыков для выполнения заданий, основываясь на компетентном выборе альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета. Квест - это игровая технология, которая имеет четко поставленное дидактическое задание, игровой замысел, обязательно имеет ведущего (наставника) и четкие правила.

Определяющие характеристики игровой технологии квеста:

  • осуществление дополнительных образовательных задач через игровую деятельность;

  • целенаправленная мотивация эмоциональной и интеллектуальной активности воспитанника;

  • исследовательский характер дополнительной образовательной деятельности;

  • развитие информационной и медиа грамотности.

Квест оказывает неоценимую помощь педагогу в дополнительном образовании, предоставляя возможность разнообразить процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

Самое главное, это то, что квесты помогают нам активизировать детей. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, помогать. Все это способствует сплочению детского коллектива.

Для решения поставленных цели и задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, качественный анализ результатов.

1. Знакомство с квест-технологиями и их видами

Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета. Можно считать, что первые квесты появились еще в эпоху древних цивилизация и сопровождают человечество всю его историю. Ведь, квест - это головоломка, а головоломки людям приходилось разгадывать во все времена. В разное время появлялись легенды, слагались сказки о том, как люди пытаются отыскать клад, зарытый пиратами и оставившими зашифрованную карту или, верили, что можно найти сказочное дерево или какой-либо предмет, которые могут принести счастье и т.п.

Квесты и педагогика существовали параллельно и не были связаны между собой. Только с внедрением в образование компьютерных технологий произошла революция в этом вопросе.

Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии был предложен летом 1995 года Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего.

Ученый разрабатывал инновационные приложения для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Квестом он назвал сайт, содержащий проблемное задание и предполагающий самостоятельный поиск информации в сети Интернет.

По мнению многих ученых, таких как, Я.С. Быховский, М.А. Бовтенко, П.В.Сысоев, Б. Додж, Т. Марч в основе квест технологий лежит деятельность по формированию информационных и коммуникативных компетентностей дошкольников. При применении квест-технологии дети проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость. Квест, как недавно определившаяся педагогическая технология, совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, игры, и соответственно, решает ряд задач, возложенных на вышеперечисленные технологии.

В работах отечественных ученых не было единого взгляда на сущность квеста, что и не удивительно, поскольку, на тот момент она, являясь сравнительно новой технологией в педагогике. Проблемой квестов в нашей стране занимались Андреева М. В., Быховский Я. С., Николаева Н. В. и другие.

Если говорить о квесте, как о форме организации образовательного процесса в детском саду, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений.

На сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов квест-технологий. При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет, и то образовательное пространство, где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут.

Квесты по числу участников:

  • одиночные;

  • групповые.

По содержанию:

  • сюжетные;

  • несюжетные.

По структуре сюжетов:

  • линейные, основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша;

  • штурмовые, когда участники получают задачу, подсказки для её решения, но пути решения выбирают сами, что зачастую служит стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений;

  • кольцевые, когда это тот же линейный квест, но заключённый в круг. В этом случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своему пути к финишу.

По форме проведения:

  • соревнования;

  • проекты;

  • исследования;

  • эксперименты.

Все виды квестов, в свою очередь, решают образовательные, развивающие и воспитательные задачи:

  • закрепление знаний по теме и усвоение новых;

  • развитие таких качеств, как инициативность, самостоятельность;

  • повышение мотивации к образованию;

  • развитие творческих умений и определенных навыков, в том числе исследовательских;

  • развитие положительных качеств характера;

  • формирование навыков взаимопомощи и взаимодействия с одногруппниками.

Вне зависимости от вида квеста, их объединяют одни преимущества:

  1. Такие игры очень нравятся детям, что позволяет в непринужденной форме развивать познавательный интерес воспитанников.

  2. В ходе игры дети получают одинаковые впечатления, которые могут потом совместно обсудить.

  3. Игровой процесс позволяет преподнести порой скучные и неинтересные знания в такой форме, что дети с удовольствием запоминают новый материал.

  4. Дети учатся работать в группе слаженно, ведь именно от этого будет зависеть конечный результат. А это способствует сплоченности маленького коллектива.

Тщательно организованные квест-игры очень актуальны в дополнительном образовании. Это инновационная форма организации дополнительной образовательной деятельности детей в подготовительной группе, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.


2. Создание условий организации квест-игр.

В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образовательным областям, и реализуются разные виды деятельности:

  • игровая;

  • коммуникативная;

  • познавательно-исследовательская;

  • двигательная;

  • изобразительная;

  • музыкальная;

  • восприятие художественной литературы и фольклора.

Квесты для дошкольников должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи. Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений детей. Для этого педагогу дополнительного образования следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации занятия. Главное преимущество квеста в том, что такая форма ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя, четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.

Структура квеста представляет собой следующую последовательность:  


1. Введение - вступление, где четко описаны главные роли участников и сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

2. Задание - четко определен итоговый результат самостоятельной работы (задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы; анонсирована проблема, которую нужно решить; определена позиция, которая должна быть обоснована; указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).

3. Ресурсы - список информационных ресурсов (в электронном виде, на компакт-дисках, видео/аудио носителях, в бумажном виде, раздаточный материал и т.д.), необходимых для выполнения задания.

4. Процесс работы - описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).

5. Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения заданий квеста. Критерии оценки зависят от типа образовательных задач, которые решаются в квесте.

6. Заключение - раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками квеста. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся на дальнейшее изучение и исследование учебного материала.

Этап

Содержание деятельности

Порядок выполнения.

-бонусы

-штрафы

Оценка. Приз. Рефлексия (подведение итогов и оценка задания)

Педагог дополнительного образования ориентируется на 4 вида рефлексии для оценки занятия:

  1. Коммуникационная - обмен мнениями и новой информацией между детьми и педагогов;

  2. Информационная - приобретение детьми нового знания;

  3. Мотивационная - побуждение детей к дальнейшему расширению информационного поля;

  4. Оценочная - соотнесение новой информации и уже имеющихся у детей знаний, высказывание собственного отношения, оценка процесса.

Механизмом стимулирования рефлексии могут быть вопросы для беседы: «Что нового узнали?», «Что было интересно?», «Что вас удивило?», «Что было трудно?», «Все ли у вас получилось так, как хотелось?».

Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

  • Маршрутный лист (на нем могут быть просто нарисованы последовательно станции и где они расположены; на таких «остановках» педагог дополнительного образования может загадать загадки, ребусы, сказать зашифрованное слово, ответы и будут обозначать то место, куда надо последовать);

  • «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены рисунки, обозначающие название того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

  • Карта (схематическое изображение маршрута);

  • «Волшебный экран» (планшет, экран или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники);

  • Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т.п.

Для того, чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:

  • все игры и задания должны быть безопасными;

  • задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;

  • задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;

  • игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;

  • следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;

  • дети должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся;

  • роль педагога в игре - направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.

Алгоритм проведения квест-игры

1. Определить цели и задачи квест-игры.

2. Определить целевую аудиторию (педагоги, дети, родители), ресурсы, выбрать место проведения игры.

3. Определить количество команд.

4. Разработать легенду игры, ее формат и правила, написать сценарий (конспект).

5. Рассчитать количество организаторов и помощников.

6. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута.

7. Подготовить задания, раздаточный материал, необходимое снаряжение и реквизит для квест-игры.

8. Проведение игры.

9. Обобщение и презентация результатов квест-игры.

10. Провести анализ полученных результатов.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Таким образом, квест становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать занятие. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, весёлым, игровым. Структура игры включает в себя: постановку цели; планирование; реализацию цели и анализ результатов. Структура игры определяет: роли, которые выбрали участники игры; игровые действия, как способ реализации этих ролей; игровое использование предметов, замещение реальных вещей игровыми; реальные отношения между игроками; сюжет - сфера деятельности, условно созданная в игре. Педагог определяет образовательные цели квеста, формирует сюжетную линию. Педагог оценивает не только конечный результат, а и сам процесс деятельности ребенка, обеспечивает организацию поисково-исследовательской деятельности и т.д. Так занятие дополнительного образования, дает возможность ознакомить детей с материалом в игровой форме.


3. Итоги применение квест-технологий в

дополнительном образовании детей.

При анализе особо был выделен критерий «умение участвовать в обсуждении». Так как этот критерий подразумевает умение ребенка слышать и слушать друг друга, разумно и доброжелательно возражать взрослым, умение отстаивать свою позицию. Это было важно и с точки зрения межличностных отношений между воспитанниками.

Итак, внедрение квест-технологии стало отличной возможностью увлекательно и оригинально организовать занятия дополнительного образования в детском саду. При подборе методических разработок обращалось внимание на содержание сценариев квестов, их структуру, насыщенность дидактическим материалом, оборудованием, принципы построения. Опыт коллег помог обратить внимание на сложности, встречающиеся при организации квестов (правильно определить цель и задачи квеста, мотивация, найти помощников, большая затрата времени на организацию). Но при этом было подчеркнуто, что все элементы образовательного квеста, подчинены общей учебной задаче. В процессе прохождения дети узнают что-то новое, приобретают навыки групповой работы и самоорганизации. Очень важно задействовать всех участников игры, давая им возможность проявить свои индивидуальные качества. По итогам анализа, можно сделать вывод о том, что квесты являются современной и эффективной формой обучения, так как направлены на индивидуализацию образовательной деятельности, развитие самостоятельности ребенка, его инициативности, поисковой активности.

Таким образом, содержание работы по внедрению квест-технологии, как дополнительного образования в практику работы с детьми старшего дошкольного возраста строится в соответствии с основными педагогическими принципами. Чем лучше продуман сценарий квеста, дидактический и раздаточный материал, тем эффективнее будет результат.


Заключение

В настоящее время в дополнительном образовании активно используется разнообразные инновационные технологии. Все более популярными становятся приключенческие игровые квесты.

Квест-технология вызывает большой интерес среди специалистов дополнительного образования и является примером современных технологий. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.

Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. В процессе поиска дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, где закрепляются навыки основных видов движений, воспитывается командный дух, честность, упорство, дружеское отношение друг к другу, так, как только команда, которая выполнила правильно задание может продолжить путь дальше. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в группе, в музыкальном зале, так и на природе, то есть практически в любой обстановке.

Работа по теме данного опыта началась с изучения инновационных технологий, используемых в работе с детьми дошкольного возраста. Проведя анализ собранного материала, выбор был оставлен на квест-технологии. Была изучена методическая литература по данному вопросу. А также освоена структура, принципы и условия организации квестов в работе с детьми дошкольного возраста. Проработав год с применением квест-технологии, были замечены определенные изменения: дети активно включались в процесс квестов, стремились работать в команде и добиваться результата, доводить начатое дело до конца. В процессе работы с детьми решались следующие задачи:

- вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;

- развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;

- воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:

- доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка;

- системность - задания должны быть логически связаны друг с другом;

- эмоциональная окрашенность заданий;

- разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес;

- использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста;

- наличие видимого конечного результата и обратной связи.

При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить три основных условия:

1. Игры должны быть безопасными.

2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.

3. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.

При формировании РППС учитывалось, что это пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить, т.к. предметно-развивающая среда является «пусковым механизмом» для творческой активности. Создание такой среды - первый шаг к достижению поставленной цели.

В ходе реализации квест-игры осуществлялась интеграция образовательных областей, комбинировались разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решались образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника. Квест-технология нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.

Таким образом, в ходе проведения деятельности дополнительного образования в форме квест-технологии все дети включаются в игру, исчезает скованность, напряжение, пассивность в поведении. Ребенок чаще проявляет инициативу, воображение, применяет логическое мышление, начинает мыслить нестандартно. Такая игра помогает детям организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне, способствует проявлению любознательности и самостоятельности. Возникающие в игре проблемы дети решают самостоятельно. Квесты дают возможность педагогам разнообразить игровую деятельность дошкольников.

Квест-технология одно из интересных средств, направленных на обучение и воспитание детей дошкольного возраста, как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием дополнительного образования.

Список литературы

  1. Авдеева, Ю. В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет [Текст]: пособие для воспитателей, педагогов-психологов ДОУ, родителей / Ю. В. Авдеева, - М.: Сфера, 2012.-63 с.

  2. Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст]:  /Управление ДОУ. - 2012. - №5.

  3. Карпюк, Г. А. Реализация права ребенка на игру [Текст]: //Старший воспитатель. - 2007 - №6.

  4. Колесникова, И. В. Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ»  [Текст]: справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2015, стр. 48-59.

  5. Комарова, Т. С., Зацепина, М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада  [Текст]: пособие для педагогов, методистов // Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. - Мозаика-Синтез Москва, 2010, стр.

  6. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателей // Н. А. Короткова.- Линка-Пресс Москва, 2015, стр. 208

  7. Осяк, С. А. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Текст]: / С.А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.

  8. Ошкина, А. А Квест-игра - культурная практика детей дошкольного возраста [Текст]: педагогам дошкольных образовательных организаций // А. А. Ошкина. – 2018г, 279-282с.

  9. Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю., Моисеева, М. В., Петров, А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /[Текст]:  учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

КВЕСТ-ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС».

Цель: развивать познавательную активность, любознательность и самостоятельность детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

образовательные: формировать навыки вычислительной деятельности; упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10; закреплять представления о форме, цвете, величине.

развивающие: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, речи, внимания; развивать познавательный интерес, воображение, смекалку, зрительную память; способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.

воспитательные: воспитывать взаимовыручку, товарищество, дружелюбие, справедливость, интерес к математическим знаниям; налаживанию межличностных отношений между детьми; поощрять проявление самостоятельности в выборе решений; вызвать желание принимать участие в игре; воспитывать умение понимать учебную задачу.

Предварительная работа: решение логических задач, составление и решение задач на сложение и вычитание, д/и «Цифры», д/и «Подбери фигуру», чтение стихов об осенних месяцах, счет в прямом и обратном порядке.

Оборудование: карта, картинка с изображением леса, карточки с изображением геометрических фигур, карточки с цифрами, карточки с загадками, мост из геометрических фигур, аудиозапись с заданиями Кикиморы, магнитофон, корзинка с грушами.

ХОД ИГРЫ: В группу к детям приходит осень.

Осень: Здравствуйте, мои дорогие ребята! Вы меня узнали? (Ответы детей.) Я шла поздравить вас с началом осени и несла вам свои осенние подарки, но злая Кикимора их украла, когда я отдыхала на лесной полянке. Ребята, поможете мне их отыскать? (Ответы детей.)

Осень: Но помните, что Кикимора живет далеко и добраться до нее не легко. Дорога наша будет трудна, ведь на пути будут встречаться препятствия. А чтобы нам было легче найти дорогу, у меня есть карта. (Дети рассматривают карту).

Педагог дополнительного образования: Давайте внимательно посмотрим на карту. Сначала мы должны пройти Геометрический лес, потом выйдем на поляну Головоломок, переберемся через болото Знаний, затем по мосту перейдем через реку и выйдем к дому Кикиморы.

ЗАДАНИЕ 1. Геометрический лес.

Педагог ДО: Мы попали в загадочный Геометрический лес (картинка с лесом). Посмотрите из каких фигур он состоит. (Прямоугольник, треугольник, круг, овал.)

Педагог ДО: Давайте посчитаем: – сколько солнышек; – сколько грибов под высокой елкой; – сколько грибов под низкой елкой; – сколько елочек; – сколько березок; – что находится по центру; – что находится справа вверху; – что находится слева внизу и т. д. (Дети выполняют задание. Затем рассматривают карту и находят на пути поляну Головоломок).

ЗАДАНИЕ 2. Поляна Головоломок.

Педагог ДО: Вот мы и пришли на поляну Головоломок. Где же спрятаны задания? (На модулях (двух кубах) разложены задания: карточки с геометрическими фигурами и цифрами. Дети находят карточки. Рассматривают их).

Педагог ДО: Ребята, посмотрите, на карточки. Что на них изображено? Назовите изображенные геометрические фигуры. (Ответы детей.)

Педагог ДО: Определите, каких фигур не хватает в пустых клетках, и заполните их. (Дети выполняют задание).

Педагог ДО: Посмотрите на карточку с цифрами. Назовите, какие цифры вы на ней видите? (Ответы детей.)

Педагог ДО: Посчитайте сколько 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9? Дети выполняют задание.

Педагог ДО: Молодцы, быстро и правильно справились с заданием! А теперь перечислите, какие геометрические фигуры изображены на карточках? Найдите, какая фигура лишняя? (Дети отвечают на вопросы и выполняют задание).

Педагог ДО: И с этими заданиями мы справились. Куда же нам идти дальше? Давайте посмотрим на карту. Дети рассматривают карту, определяют направление движения. Идут на болото Знаний.

ЗАДАНИЕ 3. Болото Знаний.

Педагог ДО: Кикимора заколдовала кочки. Не на каждую кочку можно наступить. Чтобы узнать, на какие кочки можно наступать, нужно решить задачки.

1. Четыре овечки на травке лежали, потом две овечки домой убежали. А ну-ка, скажите скорей: сколько овечек теперь? (2)

2. Шесть веселых поросят у корытца в ряд стоят! Тут один улегся спать – поросят осталось… (5)

3. Пять пушистых кошек улеглись в лукошке. Тут одна к ним прибежала, сколько кошек вместе стало? (6)

4. Шесть цветочков у Наташи, и еще два дал ей Саша. Кто тут сможет счесть, сколько будет два и шесть? (8)

Педагог ДО: Ребята, чтобы пройти через болото, нам можно наступать только на те цифры, которые у нас получились 2, 5, 6 и 8. (Дети перебрались через болото. Следующий пункт на карте – мост через реку).


КВЕСТ-ИГРА «ПО СЛЕДАМ СКАЗОК»

Цель: развивать познавательную активность, любознательность, мотивацию, творческие способности, самостоятельность детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

образовательные: формировать умение составлять целое из частей, используя операции анализ и синтез; продолжать формировать умение высказывать предположения; закреплять и расширять знания детей о сказках.

развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, интонационную выразительность речи; обогащать словарный запас; поощрять желание детей искать способы решения проблемной ситуации;

воспитательные: воспитывать взаимовыручку, товарищество, дружелюбие, справедливость; поощрять проявление самостоятельности в выборе решений.

Предварительная работа: чтение детям сказок, просмотр мультипликационных фильмов, выставка книг со сказками, слушание аудиозаписи сказок.

Оборудование: большая книга сказок, коврик, контейнер с песком, кубы, атрибуты к сказкам, контейнер с рыбками и водой, карточки с заданиями, набор матрешек, волшебный сундучок, сказочная печь, пазлы с тематикой сказок, фломастеры, ватман, картинки сказочных героев (Золушка, Муха-Цокотуха, Незнайка, Лисичка-сестричка, щука), фонограммы песен из мультфильмов и сказок.

ХОД ИГРЫ: Педагог ДО рассматривает книги в книжном уголке и, как бы случайно, обнаруживает, что в самой большой книге потерялись все сказки.

Педагог ДО: Что же это за волшебство? Как вы думаете, куда потерялись все сказки? (Ответы детей.)

Педагог ДО предлагает детям отправиться по следам сказок, найти и собрать их, правильно выполнив все задания. Дети совместно с педагогом ДО перемещаются в музыкальный зал, оформленный в сказочном стиле. Педагог ДО сообщает детям, что задания находятся где-то в сказочных атрибутах, но их нужно найти. Задания могут выполняться в том порядке, в котором их найдут дети.

ЗАДАНИЕ 1.

«Путаница» (задание находится в контейнере с песком). Необходимо распутать названия сказок: «Щи из топора», «По медвежьему веленью», «Синяя шапочка», «Кот в тапочках», «Два поросенка», «Лиса и цапля», «Волк и четверо котят», «Сестрица Дашенька и братец Вовочка», «Мальчик с ладошку», «Сивка-Мурка».

ЗАДАНИЕ 2.

«Собери сказку» (задание находится в печке). Из пазлов нужно собрать иллюстрации к сказке и назвать ее.

ЗАДАНИЕ 3.

«Волшебные предметы» (задание находится в аквариуме: прикреплено к одной из рыбок; дети вылавливают рыбок удочками из игры «Рыболов».) Перед детьми четыре портрета героев сказок, картинки различных предметов и вещей сказочных героев. Детям необходимо «вернуть» сказочному герою его вещи: туфелька, скалочка, шляпа, золотой ключик, самовар, красная шапочка, щука.

ЗАДАНИЕ 4.

«Угадай героя из песни» (задание находится в одной из матрешек). Детям предлагается послушать песенки и угадать героя, сказку или мультипликационный фильм по сказке: Винни-Пух (муз. М. Вайнберга, сл. Б. Заходера); Красная шапочка (муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Ким); Бременские музыканты: песенка Трубадура (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина), Буратино: песенка (муз. А. Рыбников, сл. Ю. Энтина); Незнайка (муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина).

ЗАДАНИЕ 5.

«Мастерская художника» (задание находится в волшебной шкатулке). За определенное время (песочные часы) детям нужно, сидя на полу, нарисовать на большом листе ватмана портрет сказочного героя – Бабы Яги (каждый ребенок рисует отдельные детали).

Затем педагог ДО сообщает детям, что они справились со всеми заданиями и сказки вернулись в любимую большую книгу. Дети совместно с педагогом рассматривают книгу со сказками, обсуждают: – Где побывали? – Какие задания выполняли? – Довольны ли своими результатами? – Что получилось, а над чем еще нужно поработать? – Что понравилось больше всего?