СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Однокоренные слова. Корень слова.» 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Однокоренные слова. Корень слова.» 2 класс»

Тема урока: Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

Тип урока: урок открытия нового знания


Цель: создание условий для ознакомления учащихся с понятиями «корень слова», «однокоренные слова» в процессе изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова»


Задачи:

  • Продолжить закрепление знания «ЖИ – ШИ пиши с буквой «И», правописания имён собственных

  • познакомить детей с понятием «корень слова», «однокоренные слова»; понимать лексическое значение однокоренных слов и корня в них;

  • формировать умения: находить корень в словах, однокоренные слова при выполнении упражнений;

  • закрепить у детей умение находить корень в словах, умение находить однокоренные слова и включить их в общую систему знаний и умений;

  • формировать умение планировать свою деятельность.

  • развивать устную и письменную речь, внимание, умение устанавливать причинно - следственные связи, контроль и самоконтроль.

  • воспитывать ценностное отношение к письму как виду речевой деятельности, уважительное отношение друг к другу; стремление к познанию нового.

Планируемые результаты:

1.Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель, планировать собственную деятельность по ее достижению, отбирать средства и способы ее выполнения, осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности.

2.Коммуникативные: взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и преподавателем в процессе решения учебных задач и проблем, формулировать и аргументировать собственную позицию

3.Познавательные: осуществлять поиск и анализ информации по заданным правилам грамматики, ориентироваться в различных источниках информации (словарь)

4.Личностные: самостоятельно оценивать и принимать решения, оценивать результаты учебной деятельности.



Ход урока:

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Доброе утро, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. Все ли на месте, учебник, дневник, тетрадь, пенал?

Прежде чем мы начнем наш первый урок после каникул, давайте посмотрим кто с каким настроением пришел?

Дима, а у тебя какое настроение? Саша? Семен? Артём? Почему?

Перед вами осеннее дерево. Давайте добавим немного листьев к нему.


Зеленый лист – у меня прекрасное настроение, за каникулы набрался сил на учебу.

Желтый - у меня хорошее настроение, я хорошо отдохнул на каникулах.

Красный – у меня плохое настроение, не успел отдохнуть за каникулы.


Отнесите свой листочек соответствующего цвета к дереву.


А знаете какое у меня сегодня настроение? У меня хорошее настроение, я думаю, что у нас с вами все получится на уроке.

Начинаем наше занятие.

И начнем с минутки чистописания.

(2 слайд) Посмотрите на слайд. На какие 2 группы мы можем разделить вторую строчку? (на слоги, и на соединение согласной с согласной). Пропишите у себя в тетради. (У ОВЗ образец красной ручкой)

Вспомните слова, в которых есть такие сочетания букв.



  1. Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока.



(3 слайд)

На слайде вы видите группы слов. В каждой группе найдите лишнее слово и объясните почему оно лишнее?

  1. Жир, жизнь, чулан, житель, пружина. (лишнее слово – чулан, так как здесь правило на чу-щу, а у остальных на жи-ши)



  1. Лена, Москва, ромашка, Иванов, Хабаровск. (Лишнее слово «ромашка», потому что все остальные слова – имена собственные.)

А что можете сказать о городе Хабаровске? А о Москве? (Хабаровск столица Хабаровского края, Москва- столица России).

А вот слово Лена это что? (имя девочки, одна из больших рек России ее длин 4400 км, находится она в Восточной Сибири)





(4 слайд)

  1. Гора, горный, гореть, горка



Что обозначает каждое слово? (лишнее слово «гореть» так как остальные связаны с горой)



Сегодня мы с вами узнаем, что объединяет оставшиеся слова и мы так же узнаем, что общего между словом и деревом (5слайд) Вспомните и назовите из каких частей состоит дерево. (крона, ветви с листьями, ствол, корень).



А без какой самой главной части растения не смогут выжить, эта часть питает растение, удерживает в почве (без корня)



Так и в словах есть часть, без которой они не смогут обойтись.

Сейчас у нас какой урок? (русский язык)

Нам дерево не нужно, а нужна его часть – корень.

Что осталось на доске? (слово , корень)



Сегодня мы должны ответить на вопрос, что такое корень слова? (отравляю в ключевые слова) это будут наши ключевые слова.



Какие вы бы задали еще вопросы? (Как найти корень слова)



(Слайд 6)



Давайте вернемся к нашим словам Гора, горка, горный.



А что такое гора? (обозначения возвышенности над ровной местностью)

Что такое горка? (маленькая гора)

Что такое горный? (воздух, хребет- горы расположенные рядами)

(слайд 7)

Как назвать маленькую горку? (горочка)

А большую большую? (горище)

Какой корень в этих словах? (гор)

С чем связаны эти слова? ( с горой)

А скажите, а эти слова похожи? Что у них общего? (общая часть гор)

Что спрятано в этой части? (значение слова)

Да действительно общую часть в словах принято называть корнем и выделять





Что такое корень слова? (общая часть слова)

(Слайд 8)

Давайте запишем и выделим корень в этих словах. Корень выделяем дугой простым карандашом.



У нас у всех есть мама, папа, у кого-то сестры, братья. В семье родственники похожи друг на друга. Семьи бывают разные, большие и маленькие. Вдумайтесь в значение слова родственники. Кого так называют? А знаете ли вы родственников из своего рода? Можете ли составить свою родословную: кем был ваш дед, прадед? Спросите об этом своих родителей и родных.

В русском языке тоже у слов есть родственники и называются они родственные слова их еще называют однокоренные слова. (в ключевые слова)

Какие они? (близкие по смыслу, имеют общую часть, то есть корень род).

Сформулируйте определение родственных слов. (у детей слова из определения, у ОВЗ эти слова пронумерованы)

(родственные , однокоренные слова – слова которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень)

Давайте все вместе повторим что такое однокоренные слова.

(Слайд 9)

Давайте поработаем с правилом на с 59 в учебнике. Поставили пальчик на правило. Я начну читать, а остальные внимательно следят. Когда я остановлюсь я назову, кто продолжит читать. А остальные следят. Теперь возьмите в руки простой карандаш и поставьте + над теми словами которые вы уже знаете и слышали сегодня на уроке. ? – поставьте над теми словами которые вам не знакомы.

Сколько частей в правиле?

О чем сообщается в первой части?

О чем сообщается во второй части?

О чем сообщается в третьей части?

Повторите, что такое корень слова?

Что такое однокоренные слова?



  1. Физкультминутка (слайд 10)

Сели, закрыли глазки, глубокий вдох , выдох, настроились на работу.



(слайд 11, 12)

Посмотрите на слайд. Пока мы делали физкультминутку пропали слова из правила. Давайте восстановим его. Один ученик называет одно слово, которое не хватает.

С ОВЗ с вопросами.

Корень слова – это какая часть в слове? (главная)

В ней заключено какое лексическое значение? (общее)

Лексическое значение каких слов? Как назовем слова, у которых один корень? (однокоренные)

Игра «пропуск в правиле»

Поиграем в игру, называется она «Пропуск в правило»

Теперь надо назвать правило по цепочке по одному слову. Один ученик одно слово.

(2 раза пропустить с классом, 3-й раз с ОВЗ.)



  1. Первичное усвоение новых знаний

(Слайд 13)

Прочитайте. Объясните являются ли однокоренными слова в каждой паре слов.

Лиса – леса, осина - осиновый, лень – ленивый, смелый – храбрый, оса- осина, горе – гористый, корм – кормить.

  1. Первичная проверка понимания.

(слайд 14) нужно ли слайд?



Перед вами карточки. Запишите слова по группам. Выделите корень.

Море

Светить

беленький

Моряк

Свет

Морской


Светлый

Белый

белеет



Запишите однокоренные слова по группам. Выделите корень.

ОВЗ Дать картинки: 1. снег, снеговик, снегурочка. 2. Рыба, рыбак, рыбалка, рыбный.

(Слайд 15) проверка.





  1. Первичное закрепление

(Слайд 16)

Как по другому называют однокоренные слова? (родственные)

Перед вами 2 группы слов, в какой группе записаны родственные слова? Почему?

Подберите родственные слова к слову мама. (мамуля, мамочка, маменька, мамуся, мамулечка, маменька).

Игра «найди пару»

Давайте сыграем в еще одну игру, называется она «Найди пару». Ко мне идут 3 помощника. Я им даю слово. У вас на столе карточки. Возьмите прочитайте свое слово. А ребята показывают своё. Найдите своих родственников.

Встаньте покажите нам какие семьи получились.

Почему ты пришел к этому человеку? (у нас один корень) (пару человек спросить)

Какие слова однокоренные? (слова с одинаковым корнем / слова с общей частью родственных слов).

А кто сможет мне назвать еще однокоренные слова к данным словам?



(слайд 17)

Найдите лишнее слово. Объясните почему?





  1. Рефлексия:

(слайд 18)



Наш урок подходит к концу.

Вспомните что мы хотели узнать в начале урока? (что такое корень, как найти корень слова)

Что такое корень слова? (да, это главная часть слова, в ней заключено лексическое значение)

А что такое однокоренные слова? (слова которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень)

Как по другому называют однокоренные слова? (родственные)

Как выделяем корень слова? (дугой)





А теперь давайте проверим какое настроение осталось после урока.

Зеленый лист – у меня прекрасное настроение.

Желтый - у меня хорошее настроение.

Красный – у меня плохое настроение.


Скажите, а у кого-нибудь изменилось настроение за урок? Почему? Дима, Семен, Саша у вас как с настроением?