Урок 56
Однородные члены предложения
Цели: развивать логическое и абстрактное мышление, опираясь на языковые единицы; умение выделять грамматические основы в предложениях, устанавливать связь между однородными членами предложения.
Ход урока
I. Чистописание.
Л Л Л Я Я Я
Люби, цени и знай свой язык!
Язык создан народом.
II. Повторение изученного материала.
Упражнение в употреблении и написании однородных членов предложения.
1) Запись под диктовку.
На столе лежали тетрадь и карандаш. В огороде росли лук, укроп, морковь, редис. Мальчик сидел за столом и раскрашивал картинки. На забор взлетел петух и закукарекал.
– Выделите грамматические основы в предложениях.
2) Постановка учебной задачи.
На доске записаны предложения:
Дети давали ежику хлеб, давали молоко, давали травку. Птицы живут в лесах, живут на болотах. В нашей стране много лесов, много полей, много степей.
Учитель. Сережа придумал предложения с однородными членами. Помогите ему определить, что в предложениях лишнее?
Спишите предложения в исправленном виде. Подчеркните однородные члены.
Чему мы будем учиться на уроке?
3) Исправление ошибок в употреблении однородных членов предложения.
Работа с текстом в упражнении 3 (учебник).
Вопросы и задания:
Прочитайте первое предложение.
– Поняли ли вы, что имел в виду Витя? Можно ли «жить» в 4 классе?
– Так зачем слова «живу» и «учусь» выступают как однородные сказуемые?
– Как исправить предложение, если имеется в виду, что Витя где-то живет и учится в 4 классе?
Прочитайте второе предложение.
– Можно ли любить любоваться чем-то?
– Как исправить предложение, если в нем говорится о том, что Витя что-то любит делать?
Сочетания «люблю любоваться», «масло масляное» нельзя признать удачными. Мы можем эти слова заменить словами, близкими по смыслу и значению, то есть какими словами? (Синонимами.)
Физкультминутка
Подберите синонимы к слову любоваться. (Засматриваться, заглядеться, глядеть не наглядеться.)
Подберите синоним к слову люблю. (Обожаю.)
– Можно ли для исправления ошибки сказать такое предложение?
Я очень обожаю любоваться природой и рисовать ее.
Конечно нельзя, так как появляется дублирование. Обожаю – это значит очень люблю, то есть дважды повторяется слово очень.
– Согласитесь ли вы с таким исправлением ошибки?
Я очень заглядываюсь на природу и рисую ее.
Тоже не очень хорошо. Какой выход? Проблема!
Надо убрать из предложения слова, которые мешают. Что получится?
Я любуюсь природой и люблю рисовать ее.
– Какая же ошибка в 3-м предложении? Найдите ее.
– Какие слова мы относим к понятию «сладости»? «Котлеты»?
– Как вы исправите предложение?
– Что вы можете сказать о словах оробела и испугалась? (Это синонимы.)
Поэтому необходимо исправить конструкцию: либо убрать однородность, либо добавить какое-то другое сказуемое. (Заплакала, закричала.)
– Может ли расти бурьян и покосившиеся заборы?
Это логически не сочетаемые понятия.
– Как можно исправить предложение?
III. Итог урока.
– Какую важную работу мы проделали на уроке?
– Для чего важно правильно употреблять слова в предложении?
Домашнее задание: упражнение 1 (учебник).