Урок русского языка ( 4 класс)
Тема: Однородные члены предложения
( закрепление материала)
Цели: продолжить формирование умений выделять в предложениях однородные подлежащие и сказуемые; рассмотреть использование в предложениях союзов и определить, в каких случаях ставятся знаки препинания, а в каких нет; расширять словарный запас; воспитывать наблюдательность, внимание; уважение к домашнему труду.
Оборудование: отрывок из стихотворения Ю. Тувима « Овощи»; презентация( изображения овощей: капусты, картофеля, огурца, помидора, гороха, моркови,); стихотворение Н. Кончаловской « Показал садовод».
Ход урока
1 Минутка чистописания
2 Повторение изученного материала
- Ребята, какое сейчас время года? (Осень.)
-Как вы понимаете пословицу: « Сентябрь холоден, да сыт» ?
(В сентябре убирают урожай.)
-Правильно, сенью люди снимают урожай и делают запасы на зиму. Отгадайте загадки
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. ( Морковь.)
Был ребенок-
Не знал пеленок,
Стал стариком-
Сто пеленок на нем. ( Капуста.)
Без окон, без дверей
Полна горница людей. (Огурец.)
Зеленые мальчишки не спорят, не шумят,
Залезли в длинный домик и дружно сели в ряд. (Горох.)
Пусть невзрачен он на вид
И в земле сырой сидит.
Все равно он знаменит-
Все довольны, каждый сыт. (Картофель.)
Долго он зеленым был,
Набирался долго сил,
Но как только покраснел,
Я сорвал его и съел. (Помидор.)
- Ребята, как можно одним словом назвать капусту, огурец, горох, картофель, помидор ? (Овощи.)
-Запишите в тетрадях словарные слова и подчеркните непроверяемую гласную: горох, капуста, огурец, морковь, картофель, помидор, овощи.
-Сделать фонетический разбор слова « картофель» .
3 Актуализация знаний
- Прослушайте отрывок из стихотворения:
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох !
-Запишите стихотворение в тетради. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Что мы видим ?
( Два сказуемых)
- Как называются два или несколько сказуемых при одном подлежащем?
- Как называются такие сказуемые ? ( Однородными сказуемыми.)
-А есть ли в нашем стихотворении еще однородные члены предложения? ( Да.)
- Назовите их. ( Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла.)
-Как называются два или несколько подлежащих при одном сказуемом? ( Однородными подлежащими.)
- Назовите тему нашего урока ( Однородные члены предложения.)
4 Работа над изучаемым материалом
-Мы продолжаем изучение темы « Однородные члены предложения». Запишите в тетрадях под диктовку.
От чего зависит, поспел овощ или нет. От цвета? Не всегда. Помидор покраснел и стал сладким, вкусным. Горох хоть и остался зеленым, но уже поспел. Морковка же еще не выросла, а уже налилась сладостью. Капуста наращивает, копит свои листья все лето и осень.
-Давайте разберем третье предложение. Назовите подлежащее. ( Помидор.)
-Назовите сказуемые ( Покраснел и стал.)
- Почему мы не поставили между сказуемыми запятую?( Потому что между ними стоит союз и.)
-Сделайте вывод ( Если между однородными подлежащими или сказуемыми стоит союз и, запятая между ними не ставится.)
-Подчеркните подлежащие и сказуемые в четвертом предложении. (Подлежащее- горох, сказуемые- остался, поспел.)
- Посмотрите, какой союз стоит между однородными сказуемыми?( Но.)
-Какой знак мы поставили между однородными сказуемыми? (Запятую.)
-Сделайте вывод ( Между однородными сказуемыми и подлежащими ставится запятая, если они соединены союзом « но».)
-Разберите по членам предложения предпоследнее предложение. ( Морковка- подлежащее, не выросла и налилась - сказуемые.)
-Каким союзом связаны сказуемые? (Но.)
- Какой знак препинания мы поставили между однородными сказуемыми, соединенными союзом «но»? (Запятую.)
- Рассмотрите последнее предложение, которое мы записали. Определите подлежащее и сказуемое. ( Капуста- подлежащее, наращивает и копит - сказуемые.)
-Связаны ли сказуемые этого предложения союзами? (Нет.)
- Что мы поставили между сказуемыми в этом предложении? ( Запятую.)
- Сделайте вывод из проделанной нами работы. ( Между однородными подлежащими и однородными сказуемыми запятая ставится в том случае, если они соединены союзами «а», «но», и если между ними нет союза. Между однородными подлежащими и однородными сказуемыми запятая не ставится в том случае, если между ними стоит союз « и».
- Используя данные словарные слова , придумайте и запишите предложения, в которых однородные подлежащие соединены союзом «и».
(Учащиеся предлагают свои варианты; один из вариантов записывается на доске и в тетрадях, например: картофель и капуста нужны для приготовления борща.)
- Подчеркните подлежащее и сказуемое в этом предложении. ( Картофель и капуста- подлежащее, нужны- сказуемое.)
- Нужна ли запятая между однородными членами предложения? Почему? ( Нет, потому что между ними стоит союз «и».)
-Ребята, а кто у вас дома готовит борщи и супы? ( Мама, бабушка.)
-Ваши мамы и бабушки наверняка не только готовят, но и выполняют другую домашнюю работу. Как вы думаете, это можно считать трудом, ведь эта работа порою незаметна: борщ был, но его быстро съели, полы помыли, но через некоторое время они опять запачкались. Почему? (Да, потому что мамы и бабушки затрачивают на нее силы, время.)
-А вы помогаете родным в домашних делах?
- А теперь отдохнем и проведем физминутку.
Показал садовод
Вот такой огород,
(Ходьба на месте.)
Где на грядках, заселенных густо
( Поднимают и опускают плечи.)
Огурбузы росли, помидыни росли, ( Наклоны влево- вправо.)
Редисвекла, чеслук и репуста
( Наклоны вперед- назад.)
Сельдерей поспел, и морковь дозрел, (Выполняют приседания.)
Стал уже осыпаться спаржовник.
(Тянутся вверх, вставая на носочки.)
А таких баклачков да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
( Имитируют испуг.)
- Продолжаем работу, используя словарные слова. Придумайте предложения, в которых однородные подлежащие или сказуемые были бы соединены союзом «но».
( Учащиеся предлагают свои варианты; один из вариантов записывается на доске и в тетрадях, например: лук горчит, но приносит пользу.)
- Назовите однородные сказуемые. ( Горчит, приносит.)
-Почему мы поставили между однородными сказуемыми запятую? ( Потому что они соединены союзом «но».)
- Придумайте предложения, в которых однородные сказуемые или однородные подлежащие связаны союзом «а».
( Учащиеся предлагают свои варианты; один из вариантов записывается на доске и в тетрадях, например: помидор зреет долго, а хранится мало.)
- Назовите однородные сказуемые . ( Зреет, хранится.)
- Каким союзом связаны эти однородные члены предложения? ( а)
- Что мы поставим между однородными сказуемыми? ( Запятую.)
5 Подведение итогов
- О чем мы с вами говорили на уроке? ( Об однородных подлежащих и сказуемых.)
- Чем могут быть связаны однородные подлежащие и сказуемые в предложении? ( Союзами а, но, и,)
- В каком случае мы ставим запятую между однородными подлежащими и однородными сказуемыми? ( Если между ними нет союза или стоят союзы а, но.)
Домашнее задание
Придумать пять предложений, в которых бы однородные подлежащие или однородные сказуемые были бы соединены союзами и, а, но.
6 Рефлексия