СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Однородные члены предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование умений выделять в предложениях однородные подлежащие и сказуемые; осуществлять постановку запятых при однородных членах предложения. Расширять словарный запас.

Просмотр содержимого документа
«Однородные члены предложения.»

Урок русского языка ( 4 класс)

Тема: Однородные члены предложения

( закрепление материала)

Цели: продолжить формирование умений выделять в предложениях однородные подлежащие и сказуемые; рассмотреть использование в предложениях союзов и определить, в каких случаях ставятся знаки препинания, а в каких нет; расширять словарный запас; воспитывать наблюдательность, внимание; уважение к домашнему труду.

Оборудование: отрывок из стихотворения Ю. Тувима « Овощи»; презентация( изображения овощей: капусты, картофеля, огурца, помидора, гороха, моркови,); стихотворение Н. Кончаловской « Показал садовод».

Ход урока

1 Минутка чистописания

2 Повторение изученного материала

- Ребята, какое сейчас время года? (Осень.)

-Как вы понимаете пословицу: « Сентябрь холоден, да сыт» ?

(В сентябре убирают урожай.)

-Правильно, сенью люди снимают урожай и делают запасы на зиму. Отгадайте загадки

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. ( Морковь.)

Был ребенок-

Не знал пеленок,

Стал стариком-

Сто пеленок на нем. ( Капуста.)

Без окон, без дверей

Полна горница людей. (Огурец.)

Зеленые мальчишки не спорят, не шумят,

Залезли в длинный домик и дружно сели в ряд. (Горох.)

Пусть невзрачен он на вид

И в земле сырой сидит.

Все равно он знаменит-

Все довольны, каждый сыт. (Картофель.)

Долго он зеленым был,

Набирался долго сил,

Но как только покраснел,

Я сорвал его и съел. (Помидор.)

- Ребята, как можно одним словом назвать капусту, огурец, горох, картофель, помидор ? (Овощи.)

-Запишите в тетрадях словарные слова и подчеркните непроверяемую гласную: горох, капуста, огурец, морковь, картофель, помидор, овощи.

-Сделать фонетический разбор слова « картофель» .

3 Актуализация знаний

- Прослушайте отрывок из стихотворения:

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох !

-Запишите стихотворение в тетради. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Что мы видим ?

( Два сказуемых)

- Как называются два или несколько сказуемых при одном подлежащем?

- Как называются такие сказуемые ? ( Однородными сказуемыми.)

-А есть ли в нашем стихотворении еще однородные члены предложения? ( Да.)

- Назовите их. ( Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла.)

-Как называются два или несколько подлежащих при одном сказуемом? ( Однородными подлежащими.)

- Назовите тему нашего урока ( Однородные члены предложения.)

4 Работа над изучаемым материалом

-Мы продолжаем изучение темы « Однородные члены предложения». Запишите в тетрадях под диктовку.

От чего зависит, поспел овощ или нет. От цвета? Не всегда. Помидор покраснел и стал сладким, вкусным. Горох хоть и остался зеленым, но уже поспел. Морковка же еще не выросла, а уже налилась сладостью. Капуста наращивает, копит свои листья все лето и осень.

-Давайте разберем третье предложение. Назовите подлежащее. ( Помидор.)

-Назовите сказуемые ( Покраснел и стал.)

- Почему мы не поставили между сказуемыми запятую?( Потому что между ними стоит союз и.)

-Сделайте вывод ( Если между однородными подлежащими или сказуемыми стоит союз и, запятая между ними не ставится.)

-Подчеркните подлежащие и сказуемые в четвертом предложении. (Подлежащее- горох, сказуемые- остался, поспел.)

- Посмотрите, какой союз стоит между однородными сказуемыми?( Но.)

-Какой знак мы поставили между однородными сказуемыми? (Запятую.)

-Сделайте вывод ( Между однородными сказуемыми и подлежащими ставится запятая, если они соединены союзом « но».)

-Разберите по членам предложения предпоследнее предложение. ( Морковка- подлежащее, не выросла и налилась - сказуемые.)

-Каким союзом связаны сказуемые? (Но.)

- Какой знак препинания мы поставили между однородными сказуемыми, соединенными союзом «но»? (Запятую.)

- Рассмотрите последнее предложение, которое мы записали. Определите подлежащее и сказуемое. ( Капуста- подлежащее, наращивает и копит - сказуемые.)

-Связаны ли сказуемые этого предложения союзами? (Нет.)

- Что мы поставили между сказуемыми в этом предложении? ( Запятую.)

- Сделайте вывод из проделанной нами работы. ( Между однородными подлежащими и однородными сказуемыми запятая ставится в том случае, если они соединены союзами «а», «но», и если между ними нет союза. Между однородными подлежащими и однородными сказуемыми запятая не ставится в том случае, если между ними стоит союз « и».

- Используя данные словарные слова , придумайте и запишите предложения, в которых однородные подлежащие соединены союзом «и».

(Учащиеся предлагают свои варианты; один из вариантов записывается на доске и в тетрадях, например: картофель и капуста нужны для приготовления борща.)

- Подчеркните подлежащее и сказуемое в этом предложении. ( Картофель и капуста- подлежащее, нужны- сказуемое.)

- Нужна ли запятая между однородными членами предложения? Почему? ( Нет, потому что между ними стоит союз «и».)

-Ребята, а кто у вас дома готовит борщи и супы? ( Мама, бабушка.)

-Ваши мамы и бабушки наверняка не только готовят, но и выполняют другую домашнюю работу. Как вы думаете, это можно считать трудом, ведь эта работа порою незаметна: борщ был, но его быстро съели, полы помыли, но через некоторое время они опять запачкались. Почему? (Да, потому что мамы и бабушки затрачивают на нее силы, время.)

-А вы помогаете родным в домашних делах?

- А теперь отдохнем и проведем физминутку.

Показал садовод

Вот такой огород,

(Ходьба на месте.)

Где на грядках, заселенных густо

( Поднимают и опускают плечи.)

Огурбузы росли, помидыни росли, ( Наклоны влево- вправо.)

Редисвекла, чеслук и репуста

( Наклоны вперед- назад.)

Сельдерей поспел, и морковь дозрел, (Выполняют приседания.)

Стал уже осыпаться спаржовник.

(Тянутся вверх, вставая на носочки.)

А таких баклачков да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

( Имитируют испуг.)

- Продолжаем работу, используя словарные слова. Придумайте предложения, в которых однородные подлежащие или сказуемые были бы соединены союзом «но».

( Учащиеся предлагают свои варианты; один из вариантов записывается на доске и в тетрадях, например: лук горчит, но приносит пользу.)

- Назовите однородные сказуемые. ( Горчит, приносит.)

-Почему мы поставили между однородными сказуемыми запятую? ( Потому что они соединены союзом «но».)

- Придумайте предложения, в которых однородные сказуемые или однородные подлежащие связаны союзом «а».

( Учащиеся предлагают свои варианты; один из вариантов записывается на доске и в тетрадях, например: помидор зреет долго, а хранится мало.)

- Назовите однородные сказуемые . ( Зреет, хранится.)

- Каким союзом связаны эти однородные члены предложения? ( а)

- Что мы поставим между однородными сказуемыми? ( Запятую.)

5 Подведение итогов

- О чем мы с вами говорили на уроке? ( Об однородных подлежащих и сказуемых.)

- Чем могут быть связаны однородные подлежащие и сказуемые в предложении? ( Союзами а, но, и,)

- В каком случае мы ставим запятую между однородными подлежащими и однородными сказуемыми? ( Если между ними нет союза или стоят союзы а, но.)

Домашнее задание

Придумать пять предложений, в которых бы однородные подлежащие или однородные сказуемые были бы соединены союзами и, а, но.

6 Рефлексия






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!