4
Урок № 124
5 класс
27.04.22
Русский язык
Учитель Воробьёва Л.Н.
Тема. Однородные члены предложения
Цели урока:
Обучающие: вырабатывать навыки и умения в составлении предложений с однородными членами, тренировка в нахождении однородных членов;
Развивающие: развивать речь, память, внимание, наблюдательность, самостоятельность;
Воспитывающие: воспитание сознательного отношения к учебе, интереса к изучению русского языка и литературного чтения.
Личностные: потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
Регулятивные: анализировать, сравнивать, делать выводы, строить суждения.
Познавательные: распознавать в предложении смысловые отрезки – однородные члены.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.
Этапы урока.
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
1. Организационный момент. Актуализация знаний. Выявление учебной задачи.
- Рассмотрите схемы. Скажите, пожалуйста, к каким пунктуационным правилам они относятся. (Правила пунктуации при однородных членах)
1) [ О, О, О, О ].
2) [ О и О ].
3) [ О, а О ]
[ О, но О ].
4) [ и О, и О, и О ].
5) [ То О, то О, то О ]
[ Или О, или О ].
6) [… не только О, но и О ].
[… как О, так и О ].
7) [О: О, О, О].
8) [О, О, О - О ]
9) [О: О, О, О - …]
- Как вы думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний урок?
– Правильно, сегодня мы изучаем тему “Однородные члены предложения”.
- Что мы называем однородными членами предложения?
II. Повторительно – обучающая работа по пройденному материалу.
Графический диктант.
Задание. Поставьте в тетради цифры от 1 до 6 в два столбика; наличие запятой в предложении с однородными членами отмечать знаком “+”, отсутствие запятой между однородными членами – знаком “-”. (На обратной стороне доски работает учащийся.)
1. Много прочел, да мало учел.
2. Щи да каша – пища наша.
3. Голова завита, да не делом занята.
4. Снайпер бьет редко, да попадает метко.
5. Отсталый да ленивый всегда позади.
6. Мал золотник, да дорог.
Проверим. Ключ
1. + | 4. + |
2. – | 5. – |
3. + | 6. + |
– У кого есть ошибки? В каком предложении? Проведите замену союза.
– В каком стиле речи чаще всего используется союз да?
– Вы правы. Поэтому не случайно прозвучали пословицы – источник народной мудрости.
III. Самостоятельная работа.
Переработайте текст, который вам предлагается, так, чтобы он стал ярким, выразительным, эмоциональным, включив в него однородные члены. Те, кто нуждается в помощи, могут обратиться к словам для справок.
На слайде:
Зимний день ярок. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны.
Слова для справок: торопит, наряден, сказка, искрится, кусты, колдовство, провода.
– Прочитайте переработанный текст. (Зимний день и ярок, и наряден. Мороз торопит, подгоняет прохожих. Снег переливается, искрится серебром. Деревья и кусты, крыши домов и провода украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны, сказки и колдовства.)
– У кого иначе? Что изменилось? Благодаря чему?
– Однородные члены, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее экспрессивной. Но надо помнить и о том, что они “источник опасности”, так как при неправильном построении предложений с однородными членами могут быть допущены грамматические ошибки.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
IV. Работаем по группам. Каждая группа получит по одному предложению. Постарайтесь найти в этих предложениях однородные члены.
1 группа: Старый дуб часто навещали синицы, поползни и пищухи.
2 группа: Скачут в ветвях дуба нарядные сойки и лакомятся желудями.
3 группа: Густая крона укрывает птиц, жуков, бабочек, ос и паучков.
- Что интересного заметили, при разборе предложений? (однородными могут быть не только подлежащее и сказуемое, но и второстепенные члены предложения).
- Каковы же признаки однородных членов? (Отвечают на один и то же вопрос и относятся к одному и тому же слову)
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Списать, подчеркнуть однородные члены предложения.
Зима
Подула зима холодом, сорвала листья с деревьев и разметала их по дороге. Собрались птицы, покричали и полетели за высокие горы в теплые края. Остались только воробьи, вороны, галки, чижи и синички. Накинулась зима на зверей, запорошила снегом поля, завалила сугробами леса и посылает мороз за морозом. Морозы бойко бегут, сердито молотками постукивают по озерам, прудам, рекам и морям мосты строят.
VI. Рефлексия учебной деятельности
Однородные члены предложения
Отвечают на один и тот же вопрос
Относятся к одному и тому же члену предложения
Обычно выражены одной и той же частью речи
Являются одним членом предложения
Произносятся с перечислительной интонацией
- Что вам понравилось сегодня на уроке?
- Какие члены предложения мы называем однородными?
- Для чего нужны однородные члены предложения?
- Если вы в чём-то ещё не уверены, не огорчайтесь. Это тема не одного урока. У вас будет возможность хорошо во всём разобраться.
VII. Домашнее задание: правило на с.129, упр.523 или 525 (по выбору)