СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Однородные члены предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок вырабатывает навыки и умения в составлении предложений с однородными членами, развивает речь, память, внимание, наблюдательность, самостоятельность.

Просмотр содержимого документа
«Однородные члены предложения»

4


Урок № 124

5 класс

27.04.22

Русский язык

Учитель Воробьёва Л.Н.

Тема. Однородные члены предложения

Цели урока:

Обучающие: вырабатывать навыки и умения в составлении предложений с однородными членами, тренировка в нахождении однородных членов;

Развивающие: развивать речь, память, внимание, наблюдательность, самостоятельность;

Воспитывающие: воспитание сознательного отношения к учебе, интереса к изучению русского языка и литературного чтения.

Личностные: потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Регулятивные: анализировать, сравнивать, делать выводы, строить суждения.

Познавательные: распознавать в предложении смысловые отрезки – однородные члены.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Этапы урока.

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1. Организационный момент. Актуализация знаний. Выявление учебной задачи.

- Рассмотрите схемы. Скажите, пожалуйста, к каким пунктуационным правилам они относятся. (Правила пунктуации при однородных членах)

1) [ О, О, О, О ].

2) [ О и О ].

3) [ О, а О ]

[ О, но О ].

4) [ и О, и О, и О ].

5) [ То О, то О, то О ]

[ Или О, или О ].

6) [… не только О, но и О ].

[… как О, так и О ].

7) [О: О, О, О].

8) [О, О, О - О ]

9) [О: О, О, О - …]

- Как вы думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний урок?

– Правильно, сегодня мы изучаем тему “Однородные члены предложения”.

- Что мы называем однородными членами предложения?

II. Повторительно – обучающая работа по пройденному материалу. 

  Графический диктант.

Задание. Поставьте в тетради цифры от 1 до 6 в два столбика; наличие запятой в предложении с однородными членами отмечать знаком “+”, отсутствие запятой между однородными членами – знаком “-”. (На обратной стороне доски работает учащийся.)

1. Много прочел, да мало учел.

2. Щи да каша – пища наша.

3. Голова завита, да не делом занята.

4. Снайпер бьет редко, да попадает метко.

5. Отсталый да ленивый всегда позади.

6. Мал золотник, да дорог.

Проверим. Ключ

1. +

4. +

2. –

5. –

3. +

6. +

– У кого есть ошибки? В каком предложении? Проведите замену союза.

– В каком стиле речи чаще всего используется союз да?

– Вы правы. Поэтому не случайно прозвучали пословицы – источник народной мудрости.


III. Самостоятельная работа.


 Переработайте текст, который вам предлагается, так, чтобы он стал ярким, выразительным, эмоциональным, включив в него однородные члены. Те, кто нуждается в помощи, могут обратиться к словам для справок.

На слайде:

Зимний день ярок. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны.

Слова для справок: торопит, наряден, сказка, искрится, кусты, колдовство, провода.

– Прочитайте переработанный текст. (Зимний день и ярок, и наряден. Мороз торопит, подгоняет прохожих. Снег переливается, искрится серебром. Деревья и кусты, крыши домов и провода украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны, сказки и колдовства.)

– У кого иначе? Что изменилось? Благодаря чему?

– Однородные члены, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее экспрессивной. Но надо помнить и о том, что они “источник опасности”, так как при неправильном построении предложений с однородными членами могут быть допущены грамматические ошибки.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.


IV. Работаем по группам. Каждая группа получит по одному предложению. Постарайтесь найти в этих предложениях однородные члены.

1 группа: Старый дуб часто навещали синицыпоползни и пищухи.

2 группа: Скачут в ветвях дуба нарядные сойки и лакомятся желудями.

3 группа: Густая крона укрывает птицжуковбабочекос и паучков.

- Что интересного заметили, при разборе предложений? (однородными могут быть не только подлежащее и сказуемое, но и второстепенные члены предложения).

- Каковы же признаки однородных членов? (Отвечают на один и то же вопрос и относятся к одному и тому же слову)

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Списать, подчеркнуть однородные члены предложения.

Зима

Подула зима холодом, сорвала листья с деревьев и разметала их по дороге. Собрались птицы, покричали и полетели за высокие горы в теплые края. Остались только воробьи, вороны, галки, чижи и синички. Накинулась зима на зверей, запорошила снегом поля, завалила сугробами леса и посылает мороз за морозом. Морозы бойко бегут, сердито молотками постукивают по озерам, прудам, рекам и морям мосты строят.


VI. Рефлексия учебной деятельности

Однородные члены предложения

Отвечают на один и тот же вопрос

Относятся к одному и тому же члену предложения

Обычно выражены одной и той же частью речи

Являются одним членом предложения

Произносятся с перечислительной интонацией

- Что вам понравилось сегодня на уроке?

- Какие члены предложения мы называем однородными?

- Для чего нужны однородные члены предложения?

- Если вы в чём-то ещё не уверены, не огорчайтесь. Это тема не одного урока. У вас будет возможность хорошо во всём разобраться.

VII. Домашнее задание: правило на с.129, упр.523 или 525 (по выбору)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!