СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Однородные члены предложения, связанные союзами

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации отрабатывается навык постановки запятой при однородных членах предложения, разграничение простых осложнённых предложений и сложносочинённых.

Просмотр содержимого документа
«Однородные члены предложения, связанные союзами»

    Однородные члены предложения,  связанные сочинительными союзами, и знаки  препинания при них   Евдокимова Н.Н., МБОУ «Калиновская ООШ Омского муниципального района Омской области»

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и знаки препинания при них

Евдокимова Н.Н., МБОУ «Калиновская ООШ Омского муниципального района Омской области»

Мобилизующий этап Многие животные занесены в Красную книгу и нуждают­ся в бережном отношении к себе. Журавли занесены в Красную книгу.  Значит,  Познакомьтесь с записью. Определите, что здесь написано, и сформулируйте задание к упражнению.

Мобилизующий этап

  • Многие животные занесены в Красную книгу и нуждают­ся в бережном отношении к себе.
  • Журавли занесены в Красную книгу. Значит,
  • Познакомьтесь с записью. Определите, что здесь написано, и сформулируйте задание к упражнению.
    Здесь написано незаконченное рассуждение (умозаключение). Нужно составить третью часть и закончить рассуждение. Значит, журавли нуждаются в бережном отношении к себе.

  • Здесь написано незаконченное рассуждение (умозаключение). Нужно составить третью часть и закончить рассуждение.
  • Значит, журавли нуждаются в бережном отношении к себе.
Определение темы и цели урока Выделите синтаксическую конструкцию, которой нет во втором и третьем предложениях, но она имеется в пер­вом предложении составленного рассуждения. Многие животные занесены в Красную книгу и нуждают­ся в бережном отношении к себе. Журавли занесены в Красную книгу. Значит, журавли нуждаются в бережном отношении к себе.    Скажите, как она называется, какими союзами связываются между собой ее части, какая проблема может возникнуть при их использова­нии, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Определение темы и цели урока

  • Выделите синтаксическую конструкцию, которой нет во втором и третьем предложениях, но она имеется в пер­вом предложении составленного рассуждения.
  • Многие животные занесены в Красную книгу и нуждают­ся в бережном отношении к себе. Журавли занесены в Красную книгу. Значит, журавли нуждаются в бережном отношении к себе.
  • Скажите, как она называется, какими союзами связываются между собой ее части, какая проблема может возникнуть при их использова­нии, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
В первом предложении есть однородные члены. Они связа­ны между собой сочинительными союзами. При их использо­вании может возникнуть проблема постановки знаков пре­пинания. Значит, тема сегодняшнего урока: Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами и знаки препинания при них.
  • В первом предложении есть однородные члены. Они связа­ны между собой сочинительными союзами. При их использо­вании может возникнуть проблема постановки знаков пре­пинания. Значит, тема сегодняшнего урока: Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами и знаки препинания при них.
Отталкиваясь от темы и используя опорную за­пись, сформулируйте цель урока. Цель : * познакомиться с группами  ,  ; узнать,.. учиться. Цель урока: познакомиться с группами сочинительных со­юзов, соединяющих однородные члены; узнать, в каких случа­ях при них ставятся знаки препинания; учиться правильно использовать полученные знания на практике.
  • Отталкиваясь от темы и используя опорную за­пись, сформулируйте цель урока.
  • Цель : * познакомиться с группами , ;
  • узнать,..
  • учиться.
  • Цель урока: познакомиться с группами сочинительных со­юзов, соединяющих однородные члены;
  • узнать, в каких случа­ях при них ставятся знаки препинания;
  • учиться правильно использовать полученные знания на практике.
Актуализация знаний Подумайте, какой учебный материал необходимо вспомнить для успешного изучения новой темы. Необходимо вспомнить, что такое однородные члены и со­чинительные союзы . Что такое однородные члены предложения? Что вам известно о сочинительных союзах?

Актуализация знаний

  • Подумайте, какой учебный материал необходимо вспомнить для успешного изучения новой темы.
  • Необходимо вспомнить, что такое однородные члены и со­чинительные союзы .
  • Что такое однородные члены предложения?
  • Что вам известно о сочинительных союзах?
Изучение нового материала Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.(А. Пушкин) Слышался шум бора да (и) движение поезда вдали. Не разрешай себе ни зазнайства, ни чванства.(По А. Чехову) Лист в лесу не только сочен, но густ и зелен. Прочитайте предложения первой группы. Выде­лите в них однородные члены, назовите сочинительные союзы, соединяющие их между собой. Подумайте, как они называют­ся, если их основная функция — соединение однородных членов

Изучение нового материала

  • Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.(А. Пушкин)
  • Слышался шум бора да (и) движение поезда вдали. Не разрешай себе ни зазнайства, ни чванства.(По А. Чехову)
  • Лист в лесу не только сочен, но густ и зелен.
  • Прочитайте предложения первой группы. Выде­лите в них однородные члены, назовите сочинительные союзы, соединяющие их между собой. Подумайте, как они называют­ся, если их основная функция — соединение однородных членов

Виднелись или ( иль ) песчаные равнины, или (иль) далёкие горы. Отъезд состоится либ о сегодня, либо завтра. Маяк то вспыхивал, то погасал беззвучно. Вечером пошел не то дождь, не то мокрый снег. Прочитайте предложения второй группы. Выде­лите в них однородные члены, назовите сочинительные союзы, соединяющие их между собой. Подумайте, как они называют­ся, если их основная функция — разделение однородных членов
  • Виднелись или ( иль ) песчаные равнины, или (иль) далёкие горы. Отъезд состоится либ о сегодня, либо завтра. Маяк то вспыхивал, то погасал беззвучно. Вечером пошел не то дождь, не то мокрый снег.
  • Прочитайте предложения второй группы. Выде­лите в них однородные члены, назовите сочинительные союзы, соединяющие их между собой. Подумайте, как они называют­ся, если их основная функция — разделение однородных членов
Человек не за красивое хорош, а за хорошее красив. Погода стояла пасмурная, но не дождливая. Лес у нас рядом, да (но) не грибной. Прочитайте предложения третьей группы. Выде­лите в них однородные члены, назовите сочинительные союзы, соединяющие их между собой. Подумайте, как они называют­ся, если их основная функция — противопоставление однородных членов.

Человек не за красивое хорош, а за хорошее красив. Погода стояла пасмурная, но не дождливая. Лес у нас рядом, да (но) не грибной.

  • Прочитайте предложения третьей группы. Выде­лите в них однородные члены, назовите сочинительные союзы, соединяющие их между собой. Подумайте, как они называют­ся, если их основная функция — противопоставление однородных членов.
Познакомьтесь с соответствующим материалом учебника. Добавьте сочинительные союзы, которые не встретились в наших наблюдениях. А теперь поговорим о постановке запятой между однород­ными членами.
  • Познакомьтесь с соответствующим материалом учебника. Добавьте сочинительные союзы, которые не встретились в наших наблюдениях.
  • А теперь поговорим о постановке запятой между однород­ными членами.
Прочитайте предложения: Не месяц, а звезды появились на небе. И месяц, и звезды появились на небе. Как месяц, так и звезды появились на небе. Скажите, в каких случаях ставится запятая между однород­ными членами? Прочитайте следующую группу предложений: Месяц, и звезды появились на небе. На небе появятся звезды или месяц. Скажите, когда не ставится запятая между соединительны­ми и разделительными союзами. Прочитайте параграф 43,стр. 118.
  • Прочитайте предложения:
  • Не месяц, а звезды появились на небе.
  • И месяц, и звезды появились на небе.
  • Как месяц, так и звезды появились на небе.
  • Скажите, в каких случаях ставится запятая между однород­ными членами?
  • Прочитайте следующую группу предложений:
  • Месяц, и звезды появились на небе.
  • На небе появятся звезды или месяц.
  • Скажите, когда не ставится запятая между соединительны­ми и разделительными союзами.
  • Прочитайте параграф 43,стр. 118.
Закрепление изученного Упражнение 1 И дань души влюбленной несут Байкалу с давних лет ры­бак и труженик-ученый и живописец и поэт. (А. Твардовский) Звезды начали меркнуть и небо стало заволакиваться не то тучами не то туманом. Голоса раздавались то близко то далеко то слышался те­нор то бас. Человек оставшись один в лесу обыкновенно или разгова­ривает сам с собой или свистит или поет или сшибает пал­кой сухие сучья. (К. Паустовский) В сухие дни цветы нужно поливать а в жаркие — укры­вать от солнца. И видишь ты радуясь и любуясь синий свод неба да солнце да лес. (Ссс) ( PC ( ПС ) Прочитайте предложения. Рассмотрите схему. Сформули­руйте задание к упражнению.

Закрепление изученного

  • Упражнение 1
  • И дань души влюбленной несут Байкалу с давних лет ры­бак и труженик-ученый и живописец и поэт. (А. Твардовский)
  • Звезды начали меркнуть и небо стало заволакиваться не то тучами не то туманом.
  • Голоса раздавались то близко то далеко то слышался те­нор то бас.
  • Человек оставшись один в лесу обыкновенно или разгова­ривает сам с собой или свистит или поет или сшибает пал­кой сухие сучья. (К. Паустовский)
  • В сухие дни цветы нужно поливать а в жаркие — укры­вать от солнца.
  • И видишь ты радуясь и любуясь синий свод неба да солнце да лес.
  • (Ссс)
  • ( PC
  • ( ПС )
  • Прочитайте предложения. Рассмотрите схему. Сформули­руйте задание к упражнению.
Предложения нужно выписать в следующем порядке: снача­ла те, в которых однородные члены соединяются соединитель­ными союзами. Затем — разделительными и, наконец — про­тивительными. Поставить недостающие знаки препинания. Работа в парах Вспомните правило о постановке за­пятой перед союзами при однородных членах. Дополнительные задания к упражнению: Найдите признак для исключения каждого написанно­го предложения. Назовите орфограммы, которых нет в односоставном предложении. Укажите слова с морфемами, которые отсутствуют в сло­ве видишь .
  • Предложения нужно выписать в следующем порядке: снача­ла те, в которых однородные члены соединяются соединитель­ными союзами. Затем — разделительными и, наконец — про­тивительными. Поставить недостающие знаки препинания.
  • Работа в парах
  • Вспомните правило о постановке за­пятой перед союзами при однородных членах.
  • Дополнительные задания к упражнению:
  • Найдите признак для исключения каждого написанно­го предложения.
  • Назовите орфограммы, которых нет в односоставном предложении.
  • Укажите слова с морфемами, которые отсутствуют в сло­ве видишь .
Итог урока Оцените свою деятельность на уроке, закончив предложения: Было трудно определять, ... Было интересно определять ... Теперь я могу …

Итог урока

  • Оцените свою деятельность на уроке, закончив предложения:
  • Было трудно определять, ...
  • Было интересно определять ...
  • Теперь я могу
Итог урока Оцените свою деятельность на уроке, закончив предложения: Было трудно определять, в каких случа­ях ставятся знаки препинания. Было интересно определять группы сочинительных со­юзов, соединяющих однородные члены. Теперь я могу правильно использовать полученные знания на практике.

Итог урока

  • Оцените свою деятельность на уроке, закончив предложения:
  • Было трудно определять, в каких случа­ях ставятся знаки препинания.
  • Было интересно определять группы сочинительных со­юзов, соединяющих однородные члены.
  • Теперь я могу правильно использовать полученные знания на практике.
Дома Стр.118 , упр.250

Дома

  • Стр.118 , упр.250


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!