Тема урока: ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ БЫВАЮТ ОДНОРОДНЫМИ
УМК «Гармония»
Русский язык. К тайнам нашего языка.
4 класс
по учебнику М.С. Соловейчик
Бабченкова А.А. - учитель начальных классов
МБОУ Глубокинская казачья СОШ №1
п.Глубокий Каменского района Ростовской области
Цель: обучать построению предложений
с однородными членами, выбору
союзов в них и постановке
знаков препинания.
Проверка домашнего задания.
– Прочитайте из домашнего задания предложения,
соответствующие схемам.
,
,
– Что вы можете сказать о постановке знаков препинания
в этих предложениях?
– Какие звуки вы написали над выделенными буквами в словах
О Т БИЛ, С БЕГАТЬ?
д
з
]
]
[
[
- В какой части слова они находятся?
Работа по теме урока.
1. Упражнение 473.
– Какие произведения Н. Носова вы читали?
– Вспомните рассказ « Дружок » . Что за история приключилась?
– Дополните предложение из этого рассказа, используя рисунок.
– Какой союз вы считаете более уместным употребить в этом предложении?
– Чем необычно это предложение?
– Назовите первую группу. Каким членом предложения являются однородные члены?
– К какому слову они относятся?
– Назовите вторую группу. К какому слову относятся эти однородные члены?
– Какими членами предложения они являются?
– Запишите предложение в тетрадь, помня о правилах постановки запятой.
2. Работа в парах (упр. 477)
(по учебнику)
3. Упражнение 475.
– Найдите в тексте предложение, соответствующее
схеме на с. 59 (задачник).
– Выпишите его. Что о постановке знака можете сказать?
– Составьте схему пятого предложения.
Физкультминутка
4. Игра « Подбери союз » .
- Вставьте в предложения пропущенные союзы, покажите
зависимость однородных членов.
Ветер по морю гуляет … кораблик подгоняет.
Любит кошка рыбку … в воду лезть не хочет.
Мультфильм был не цветной … черно-белый.
Держи голову в холоде … ноги в тепле.
Надо, надо умываться по утрам … вечерам.
Мальчик был очень слабый … смелый … настойчивый.
– Объясните постановку не только союзов, но и знаков препинания.
4. Игра « Подбери союз » .
- Вставьте в предложения пропущенные союзы, покажите
зависимость однородных членов.
Ветер по морю гуляет кораблик подгоняет.
Любит кошка рыбку в воду лезть не хочет.
Мультфильм был не цветной черно-белый.
Держи голову в холоде ноги в тепле.
Надо, надо умываться по утрам вечерам.
Мальчик был очень слабый смелый настойчивый.
и
, но
, а
, а
и
, но
и
IV. Самостоятельная работа по выбору.
а) Придумайте и запишите предложения с однородными членами:
– с союзом А;
– с союзом НО;
– с союзом И;
– с одиночным союзом ИЛИ;
б) Спишите, расставив знаки препинания.
– Подчеркните однородные члены предложения.
Лист?я обл.тели с б.резы а остались на дуб. .
Ноч?ю мес.ц св.рка.т и все осв.ща.т.
Ос.нью звезды свет.т ярк. но хол.дно.
П.т.мнело н.хмурилось небо.
Дети с.брали букеты из л.монных и красных и оранжевых лист?ев.
Осен?ю ё. з.бира.тся в нору енота или барсука.
V. Итог урока.
– Опираясь на какие признаки, вы доказываете, что
выделенные вами члены предложения – однородные?
– Расскажите о знаках препинания при однородных членах.
Домашнее задание:
упражнение № 478