СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Однородные члены предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует ФГОС и включает в себя актуализацию прежних знаний, формулировку темы и целей урока учащимися, сообщение нового материала, упражнения различного характера, подведение итогов, рефлексию. 

Просмотр содержимого документа
«Однородные члены предложения»

Девятое января.  Классная работа. Проверка готовности к уроку. Проверка домашнего задания. Вспомним: Какие предложения называются односоставными?

Девятое января. Классная работа.

  • Проверка готовности к уроку.
  • Проверка домашнего задания.
  • Вспомним: Какие предложения называются односоставными?
Повторение. Цифровой диктант.  Запишите номер и укажите тип односоставного предложения. 1. Самих нас совсем залепило и замело снегом… 2. У нас не любят по любому случаю говорить разные красивые фразы, особенно не вдумываясь в их смысл. 3. Проводите его в кормовой салон, развлеките несколько минут. 4. Немцы! Немецкий разъезд! 5. Третьего дня у Нины слегка ныло и даже похрустывало в шейном отделе – возможно, продуло на сквозняке. 6. Говорю одно, вижу другое, представляю третье, чувствую четвёртое, не могу вспомнить пятое. 7. В доме Епиходовых угощали теперь русской кухней. 1 Б. 2 3 Н.-Л. 4 О.-Л. Н. 5 Б. 6 7 О.-Л. Н.-Л.

Повторение. Цифровой диктант. Запишите номер и укажите тип односоставного предложения.

  • 1. Самих нас совсем залепило и замело снегом…
  • 2. У нас не любят по любому случаю говорить разные красивые фразы, особенно не вдумываясь в их смысл.
  • 3. Проводите его в кормовой салон, развлеките несколько минут.
  • 4. Немцы! Немецкий разъезд!
  • 5. Третьего дня у Нины слегка ныло и даже похрустывало в шейном отделе – возможно, продуло на сквозняке.
  • 6. Говорю одно, вижу другое, представляю третье, чувствую четвёртое, не могу вспомнить пятое.
  • 7. В доме Епиходовых угощали теперь русской кухней.

1

Б.

2

3

Н.-Л.

4

О.-Л.

Н.

5

Б.

6

7

О.-Л.

Н.-Л.

Сформулируем тему урока. Чем может быть осложнено простое предложение? К осложнённым относятся предложения: с однородными членами; с обособленными членами; с вводными и вставными конструкциями; с обращениями. Сравните черновую и окончательную редакции одного из предложений поэмы А. Пушкина «Цыганы». Там люди тесными толпами Не дышат запахом лугов. (Черновая редакция) Там люди в кучах, за оградой Не дышат утренней прохладой, Ни вешним запахом лугов... (Окончательная редакция) Употребление какой синтаксической конструкции помогло точнее описать жизнь людей в городе, представить её в деталях? Сформулируем тему урока.

Сформулируем тему урока.

  • Чем может быть осложнено простое предложение?
  • К осложнённым относятся предложения:
  • с однородными членами;
  • с обособленными членами;
  • с вводными и вставными конструкциями;
  • с обращениями.
  • Сравните черновую и окончательную редакции одного из предложений поэмы А. Пушкина «Цыганы».
  • Там люди тесными толпами Не дышат запахом лугов. (Черновая редакция)
  • Там люди в кучах, за оградой Не дышат утренней прохладой, Ни вешним запахом лугов... (Окончательная редакция)
  • Употребление какой синтаксической конструкции помогло точнее описать жизнь людей в городе, представить её в деталях? Сформулируем тему урока.

ОДНОРОДНЫЕ  ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ   Понятие об однородных членах Цели урока: углубить представления об однородных членах, закрепить навыки узнавания их в тексте, графического их изображения.

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  Понятие об однородных членах

Цели урока:

углубить представления об однородных членах, закрепить навыки узнавания их в тексте, графического их изображения.

Вспомним:

  • Однородные члены являются одинаковыми членами предложе­ния или разными? Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос или на разные вопросы? Однородные члены относятся к одному и тому же или к раз­ным членам предложения? Все ли члены предложения могут быть однородными? Зависят ли друг от друга однородные члены по смыслу и грам­матически? Как (какими языковыми средствами) выражается связь между однородными членами?
  • Однородные члены являются одинаковыми членами предложе­ния или разными?
  • Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос или на разные вопросы?
  • Однородные члены относятся к одному и тому же или к раз­ным членам предложения?
  • Все ли члены предложения могут быть однородными?
  • Зависят ли друг от друга однородные члены по смыслу и грам­матически?
  • Как (какими языковыми средствами) выражается связь между однородными членами?
  • Однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и выполняют одинаковую синтаксиче­скую функцию.
  • Однородные члены соединены между собой сочинительной связью (сочинительными союзами, перечислительной интона­цией).
  • Однородными могут быть и главные, и второстепенные чле­ны предложения. Однородные члены могут быть распространёнными, т. е. иметь при себе зависимые слова.
Потренируемся. Прочитайте предложения вслух, соблюдая перечислительную интонацию. Спишите, расставляя пропущенные запятые . Обозначьте значком х член предло­жения, к которому относятся однородные члены. С помощью условных обозначе­ний покажите, какими членами предложения они являются. 1. Очень богат русский язык словами отн..сящ..мися к временам года и к природным явлениям с ними связа(н, нн)ым. 2. Возьмём хотя бы ра(н, нн)юю весну. Нач..нают(?)ся оттепели ростепели капе­ли с крыш. 3. Снег делает(?)ся зернистым, ноздреватым ос..дает и чернеет. 4. Ув..дает земля. Так всё идёт пока первый мороз (не) схватит (не)скуёт землю... А там уже и зима с в(?)югами м..телями позёмкой снег..падом седыми морозами вешками на полях скрипом подрезов на розвальнях серым, снеговым небом. 5. Много у нас слов связа(н, нн)о с туманами ветрами обл..ками и водами. 6. Особенно богато представле(н, нн)ы в русском словаре реки с их плёсами бо­чагами паромами и перекатами. (По К. Паустовскому)

Потренируемся.

Прочитайте предложения вслух, соблюдая перечислительную интонацию. Спишите, расставляя пропущенные запятые . Обозначьте значком х член предло­жения, к которому относятся однородные члены. С помощью условных обозначе­ний покажите, какими членами предложения они являются.

1. Очень богат русский язык словами отн..сящ..мися к временам года и к природным явлениям с ними связа(н, нн)ым. 2. Возьмём хотя бы ра(н, нн)юю весну. Нач..нают(?)ся оттепели ростепели капе­ли с крыш. 3. Снег делает(?)ся зернистым, ноздреватым ос..дает и чернеет. 4. Ув..дает земля. Так всё идёт пока первый мороз (не) схватит (не)скуёт землю... А там уже и зима с в(?)югами м..телями позёмкой снег..падом седыми морозами вешками на полях скрипом подрезов на розвальнях серым, снеговым небом. 5. Много у нас слов связа(н, нн)о с туманами ветрами обл..ками и водами. 6. Особенно богато представле(н, нн)ы в русском словаре реки с их плёсами бо­чагами паромами и перекатами.

(По К. Паустовскому)

Подведем итог: Какие члены предложения называются однородными? Однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и выполняют одинаковую синтаксиче­скую функцию. Какой связью соединены между собой однородные члены предложения?  Однородные члены соединены между собой сочинительной связью (сочинительными союзами, перечислительной интона­цией). Все ли члены предложения могут быть однородными? Однородными могут быть и главные, и второстепенные чле­ны предложения. Однородные члены могут быть распространёнными, т. е. иметь при себе зависимые слова. Что было сложно? Какое задание понравилось-не понравилось на уроке?

Подведем итог:

  • Какие члены предложения называются однородными?
  • Однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и выполняют одинаковую синтаксиче­скую функцию.
  • Какой связью соединены между собой однородные члены предложения?
  • Однородные члены соединены между собой сочинительной связью (сочинительными союзами, перечислительной интона­цией).
  • Все ли члены предложения могут быть однородными?
  • Однородными могут быть и главные, и второстепенные чле­ны предложения. Однородные члены могут быть распространёнными, т. е. иметь при себе зависимые слова.
  • Что было сложно?
  • Какое задание понравилось-не понравилось на уроке?
Домашнее задание

Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!