8 класс
ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(2 часа)
Цели урока: 1) научить видеть опознавательные признаки однородных членов предложения;
2) формировать навык постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами;
3) развитие критического мышления в ходе выполнения практической работы.
Ход урока
Оргмомент. Работа над ошибками, допущенными в диагностической работе.
Постановка целей урока.
Приём «Мозговой штурм». Совсем недавно я тоже сидела за таким вот столом. Давайте пофантазируем и представим, что стол умеет говорить. Если бы стол умел говорить, он много интересного рассказал бы о своем владельце. (Дети делают свои предположения. Слайд – стол в рабочем кабинете А. С. Пушкина. Хозяина данного стола не называю).
Перед нами фотография, сделанная мной в известном российском доме - музее. Охарактеризуйте владельца этого стола 1 - 2 предложениями. Единственное условие: по структуре предложения должны соответствовать указанным схемам.
[О, О, О, О]. [И О, и О, и О].
Учитель: Составленные предложения связаны с темой, которая заявлена на уроке. Однако требуется уточнение. Так как урок наш – урок обобщения и систематизации знаний, мы расширим возможности этой темы и во второй половине урока выполним практическую работу.
III. Орфографическая «пятиминутка».
По-французски, по-царски, по-моему, дебаты, аттестат, иллюстрированный, эпилог, дебют, аудитория, информировать, шинель, гениальный, большинство, искусный, фантазия, героизм, воображение, искусство, трамвай, впечатление, кавалерия, лауреат, транслировать, впечатляющий, кандидат, сезон, экспериментальный, байдарка, ландшафт, свидетельство, режиссёр.
ІV. Мотивация учебной деятельности
Учитель (читает лингвистическую сказку-миниатюру).
В студии телевидения проходила встреча с Однородными членами предложения.
- Скажите, кто из вас будет первым отвечать на вопросы? – спросил ведущий.
- На любые вопросы мы отвечаем только вместе.
- Что вы делаете в предложении?
- Выполняем работу одного из членов предложения.
- Кто из вас старший в группе?
- Мы все абсолютно равноправны и обычно подчиняемся нашему руководителю - одному из членов предложения. (На экране предложение: Мастерская ремонтирует радиоприёмники, телевизоры, магнитофоны, проигрыватели.) Сейчас вы видите нашу работу в роли дополнения, а руководит нами Сказуемое ремонтирует.
- Можете ли вы работать без руководителя?
- Да, можем самостоятельно трудиться в роли Подлежащего. (На экране предложение Радиоприёмники, телевизоры, магнитофоны и проигрыватели требуются всегда…)
- Наконец, что вы хотите пожелать нашим зрителям?
- Ставить между нами запятые, если мы не соединены союзами.
- А если есть союзы или обобщающие слова?
- Нам не хватит времени на ответ: мы подчиняемся нескольким правилам! Советуем почитать учебник «Русский язык».
Дружной компанией вышли Однородные члены предложения из студии телевидения. Вот уж, действительно, однородные.
Учитель: Почему однородные члены предложения получили такое название?
V. Создание проблемной ситуации. Работа со схемой на доске.
Задания:
Расшифруйте схему.
Придумайте к ней словосочетание на тему «Орлёнок».
VI. Понятие об однородных членах предложения. Работа с материалом учебника.
Упражнение 334. Выполнение по рядам. Проверка у интерактивной доски.
Выражение белгородский кисель означает «ловкий обман» и связанно с событиями Древней Руси. Однажды Белгород осадили печенеги и долго стояли под стенами крепости. У осаждённых начали кончаться припасы, и тогда кто-то предложил остроумный выход. Жители стали собирать остатки муки и отрубей и затем сварили из них студенистую жидкость. Этот кисель вылили в колодец, неподалёку вкопали бочку с остатками мёда и после этого пригласили печенегов для переговоров. Те увидели два бездонных колодца с едой, очень удивились и сочли это за чудо. Поняв, что измором они город не возьмут, враги сняли осаду и отступили от Белгорода.
В старину на Руси отливка колоколов была нелёгким и дорогостоящим делом. Нередко металл трескался, и колокол не имел мелодичного звона. Родился обычай, во время отливки колокола придумывать и распространять самые нелепые слухи. По мнению мастеров, чем невероятнее слух, тем звончей и красивей по звучанию получится колокол. Постепенно слова лить колокола превратились во фразеологизм и стали передавать значение «обманывать», «бессовестно врать», «рассказывать небылицы».
Турусами в Древнем Риме называли громоздкие сооружения (в)виде башен, применявшиеся в военных действиях. Турусы передвигались на колёсах и устрашали осаждённых. Рассказы о наводящих страх и ужас механизмах распространялись по всему миру и дошли до Руси. Но русские не верили в существование таких машин и считали это откровенным обманом. Так родилось выражение турусы на колёсах и стало использоваться в значении «неправда», «ложь».
VII. Обобщение, систематизация и контроль знаний обучающихся.
1. Практическая работа № 1. Предложения с однородными членами
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос. Являются одним и тем же членом предложения, соединены между собой сочинительной связью, то есть равноправны и независимы друг от друга. Могут быть соединены сочинительными союзами, произносятся с интонацией перечисления.
Повторяющиеся слова__________________________________ не являются!
Измените текст, распространяя его однородными членами предложения.
Стояло … лето. … солнце пылало. В небе пусто и голо: ни …, ни … . … (деревья) в лесу свернули лист, задыхались от зноя. … (животные) попрятались по своим норам. Лишь изредка услышишь то …, то … . Дожди шли стороной.
(По В. Потанину)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перед вами предложения с неоднородными определениями. Графически докажите, что эти определения неоднородные.
Первый золотистый луч скользит по вершинам гор.
Вдоль поляны росли вековые длинные сосны.
На столе стоял букет из скромных полевых цветов.
Я живу в большом каменном жёлтом доме.
Замените однородные члены предложения синонимическими конструкциями.
Любители природы тонко разбирались в соловьином пении и строго различали разные соловьиные «школы».
Деепричастный оборот: Любители природы, разбираясь в соловьином пении, строго различали разные соловьиные «школы».
Причастный оборот: Разбиравшиеся в соловьином пении любители природы строго различали разные соловьиные «школы».
Причастный оборот: Любители природы, разбиравшиеся в соловьином пении, строго различали разные соловьиные «школы».
Деепричастный оборот: Разбираясь в соловьином пении, любители природы строго различали разные соловьиные «школы».
Сложноподчинённое предложение: Любители природы, которые разбирались в соловьином пении, строго различали разные соловьиные «школы».
Сложноподчинённое предложение: Любители природы строго различали разные соловьиные «школы», потому что разбирались в соловьином пении.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков (наклеек) показать, насколько оказалась доступной и усвоенной тема урока.