СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Однородные члены предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели, которые преследует методическая разработка: 1) научить  видеть  опознавательные  признаки  однородных  членов  предложения; 2) формировать  навык  постановки  знаков  препинания  в предложениях  с  однородными  членами; 3)  развитие  критического мышления в ходе выполнения практической работы.

Конспект урока содержит практическую работу по изученной теме.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОЧП»

8 класс

ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(2 часа)


Цели урока: 1) научить видеть опознавательные признаки однородных членов предложения;

2) формировать навык постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами;

3) развитие критического мышления в ходе выполнения практической работы.


Ход урока

  1. Оргмомент. Работа над ошибками, допущенными в диагностической работе.

  2. Постановка целей урока.

Приём «Мозговой штурм». Совсем недавно я тоже сидела за таким вот столом. Давайте пофантазируем и представим, что стол умеет говорить. Если бы стол умел говорить, он много интересного рассказал бы о своем владельце. (Дети делают свои предположения. Слайд – стол в рабочем кабинете А. С. Пушкина. Хозяина данного стола не называю).

Перед нами фотография, сделанная мной в известном российском доме - музее. Охарактеризуйте владельца этого стола 1 - 2 предложениями. Единственное условие: по структуре предложения должны соответствовать указанным схемам.

[О, О, О, О]. [И О, и О, и О].

Учитель: Составленные предложения связаны с темой, которая заявлена на уроке. Однако требуется уточнение. Так как урок наш – урок обобщения и систематизации знаний, мы расширим возможности этой темы и во второй половине урока выполним практическую работу.


III. Орфографическая «пятиминутка».

По-французски, по-царски, по-моему, дебаты, аттестат, иллюстрированный, эпилог, дебют, аудитория, информировать, шинель, гениальный, большинство, искусный, фантазия, героизм, воображение, искусство, трамвай, впечатление, кавалерия, лауреат, транслировать, впечатляющий, кандидат, сезон, экспериментальный, байдарка, ландшафт, свидетельство, режиссёр.


ІV. Мотивация учебной деятельности

Учитель (читает лингвистическую сказку-миниатюру).

В студии телевидения проходила встреча с Однородными членами предложения.

- Скажите, кто из вас будет первым отвечать на вопросы? – спросил ведущий.

- На любые вопросы мы отвечаем только вместе.

­- Что вы делаете в предложении?

- Выполняем работу одного из членов предложения.

- Кто из вас старший в группе?

- Мы все абсолютно равноправны и обычно подчиняемся нашему руководителю - одному из членов предложения. (На экране предложение: Мастерская ремонтирует радиоприёмники, телевизоры, магнитофоны, проигрыватели.) Сейчас вы видите нашу работу в роли дополнения, а руководит нами Сказуемое ремонтирует.

- Можете ли вы работать без руководителя?

- Да, можем самостоятельно трудиться в роли Подлежащего. (На экране предложение Радиоприёмники, телевизоры, магнитофоны и проигрыватели требуются всегда…)

- Наконец, что вы хотите пожелать нашим зрителям?

- Ставить между нами запятые, если мы не соединены союзами.

- А если есть союзы или обобщающие слова?

­- Нам не хватит времени на ответ: мы подчиняемся нескольким правилам! Советуем почитать учебник «Русский язык».

Дружной компанией вышли Однородные члены предложения из студии телевидения. Вот уж, действительно, однородные.


Учитель: Почему однородные члены предложения получили такое название?


V. Создание проблемной ситуации. Работа со схемой на доске.










Задания:

  1. Расшифруйте схему.

  2. Придумайте к ней словосочетание на тему «Орлёнок».


VI. Понятие об однородных членах предложения. Работа с материалом учебника.

Упражнение 334. Выполнение по рядам. Проверка у интерактивной доски.


  1. Выражение белгородский кисель означает «ловкий обман» и связанно с событиями Древней Руси. Однажды Белгород осадили печенеги и долго стояли под стенами крепости. У осаждённых начали кончаться припасы, и тогда кто-то предложил остроумный выход. Жители стали собирать остатки муки и отрубей и затем сварили из них студенистую жидкость. Этот кисель вылили в колодец, неподалёку вкопали бочку с остатками мёда и после этого пригласили печенегов для переговоров. Те увидели два бездонных колодца с едой, очень удивились и сочли это за чудо. Поняв, что измором они город не возьмут, враги сняли осаду и отступили от Белгорода.

  2. В старину на Руси отливка колоколов была нелёгким и дорогостоящим делом. Нередко металл трескался, и колокол не имел мелодичного звона. Родился обычай, во время отливки колокола придумывать и распространять самые нелепые слухи. По мнению мастеров, чем невероятнее слух, тем звончей и красивей по звучанию получится колокол. Постепенно слова лить колокола превратились во фразеологизм и стали передавать значение «обманывать», «бессовестно врать», «рассказывать небылицы».

  3. Турусами в Древнем Риме называли громоздкие сооружения (в)виде башен, применявшиеся в военных действиях. Турусы передвигались на колёсах и устрашали осаждённых. Рассказы о наводящих страх и ужас механизмах распространялись по всему миру и дошли до Руси. Но русские не верили в существование таких машин и считали это откровенным обманом. Так родилось выражение турусы на колёсах и стало использоваться в значении «неправда», «ложь».


VII. Обобщение, систематизация и контроль знаний обучающихся.

1. Практическая работа № 1. Предложения с однородными членами


Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос. Являются одним и тем же членом предложения, соединены между собой сочинительной связью, то есть равноправны и независимы друг от друга. Могут быть соединены сочинительными союзами, произносятся с интонацией перечисления.

Повторяющиеся слова__________________________________ не являются!


Измените текст, распространяя его однородными членами предложения.

Стояло … лето. … солнце пылало. В небе пусто и голо: ни …, ни … . … (деревья) в лесу свернули лист, задыхались от зноя. … (животные) попрятались по своим норам. Лишь изредка услышишь то …, то … . Дожди шли стороной.

(По В. Потанину)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Перед вами предложения с неоднородными определениями. Графически докажите, что эти определения неоднородные.


Первый золотистый луч скользит по вершинам гор.


Вдоль поляны росли вековые длинные сосны.


На столе стоял букет из скромных полевых цветов.


Я живу в большом каменном жёлтом доме.


Замените однородные члены предложения синонимическими конструкциями.


Любители природы тонко разбирались в соловьином пении и строго различали разные соловьиные «школы».

Деепричастный оборот: Любители природы, разбираясь в соловьином пении, строго различали разные соловьиные «школы».

Причастный оборот: Разбиравшиеся в соловьином пении любители природы строго различали разные соловьиные «школы».

Причастный оборот: Любители природы, разбиравшиеся в соловьином пении, строго различали разные соловьиные «школы».

Деепричастный оборот: Разбираясь в соловьином пении, любители природы строго различали разные соловьиные «школы».

Сложноподчинённое предложение: Любители природы, которые разбирались в соловьином пении, строго различали разные соловьиные «школы».

Сложноподчинённое предложение: Любители природы строго различали разные соловьиные «школы», потому что разбирались в соловьином пении.


VIII. Итог урока. Рефлексия.

Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков (наклеек) показать, насколько оказалась доступной и усвоенной тема урока.



Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по ОЧП 8 класс»

8 класс

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1


Тема: Предложения с однородными членами


Однородные члены предложения отвечают _________________. Являются ___________________ членом предложения, соединены между собой _________________, то есть _____________________________________. Могут быть соединены __________________________, произносятся ________________________.

Повторяющиеся слова__________________________________ не являются!


Измените текст, распространяя его однородными членами предложения.

Стояло … лето. … солнце пылало. В небе пусто и голо: ни …, ни … . … (деревья) в лесу свернули лист, задыхались от зноя. … (животные) попрятались по своим норам. Лишь изредка услышишь то …, то … . Дожди шли стороной.

(По В. Потанину)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Перед вами предложения с неоднородными определениями. Графически докажите, что эти определения неоднородные.


Первый золотистый луч скользит по вершинам гор.


Вдоль поляны росли вековые длинные сосны.


На столе стоял букет из скромных полевых цветов.


Я живу в большом каменном жёлтом доме.


Замените однородные члены предложения синонимическими конструкциями.


Любители природы тонко разбирались в соловьином пении и строго различали разные соловьиные «школы».

Деепричастный оборот: Любители природы,_______________________________, строго различали разные соловьиные «школы».

Причастный оборот: __________________________ любители природы строго различали разные соловьиные «школы».

Причастный оборот: Любители природы, ________________________________________, строго различали разные соловьиные «школы».

Деепричастный оборот: ____________________________________, любители природы строго различали разные соловьиные «школы».

Сложноподчинённое предложение: Любители природы, которые ____________________, строго различали разные соловьиные «школы».

Сложноподчинённое предложение: Любители природы строго различали разные соловьиные «школы», потому что _______________________________________________.





ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1


Тема: Предложения с однородными членами


Однородные члены предложения отвечают _________________. Являются ___________________ членом предложения, соединены между собой _________________, то есть _____________________________________. Могут быть соединены __________________________, произносятся ________________________.

Повторяющиеся слова__________________________________ не являются!


Измените текст, распространяя его однородными членами предложения.

Стояло … лето. … солнце пылало. В небе пусто и голо: ни …, ни … . … (деревья) в лесу свернули лист, задыхались от зноя. … (животные) попрятались по своим норам. Лишь изредка услышишь то …, то … . Дожди шли стороной.

(По В. Потанину)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Перед вами предложения с неоднородными определениями. Графически докажите, что эти определения неоднородные.


Первый золотистый луч скользит по вершинам гор.


Вдоль поляны росли вековые длинные сосны.


На столе стоял букет из скромных полевых цветов.


Я живу в большом каменном жёлтом доме.


Замените однородные члены предложения синонимическими конструкциями.


Любители природы тонко разбирались в соловьином пении и строго различали разные соловьиные «школы».

Деепричастный оборот: Любители природы,_______________________________, строго различали разные соловьиные «школы».

Причастный оборот: __________________________ любители природы строго различали разные соловьиные «школы».

Причастный оборот: Любители природы, ________________________________________, строго различали разные соловьиные «школы».

Деепричастный оборот: ____________________________________, любители природы строго различали разные соловьиные «школы».

Сложноподчинённое предложение: Любители природы, которые ____________________, строго различали разные соловьиные «школы».

Сложноподчинённое предложение: Любители природы строго различали разные соловьиные «школы», потому что _______________________________________________.


Просмотр содержимого презентации
«К уроку»

Море г...рело и его дно казалось сост..яло из хрусталя освещё(н,нн)ого снизу лу(н,нн)ым огнём. Свет разл..вался до г..р..зонта и там св..ркало небо как бы затянутое серебря(н,нн)ым туманом. Широкий свет медле(н,нн)о мерк однако после недолгой темн..ты и покоя море опять превр..щалось в незн..комое звез..ное небо броше(н,нн)ое к нашим ногам.  Ми…иарды звёзд сотни млечных путей то плавали над водой то погружались потухая на самое дно то разг..рались всплывая на поверхность воды.

Море г...рело и его дно казалось сост..яло из хрусталя освещё(н,нн)ого снизу лу(н,нн)ым огнём. Свет разл..вался до г..р..зонта и там св..ркало небо как бы затянутое серебря(н,нн)ым туманом. Широкий свет медле(н,нн)о мерк однако после недолгой темн..ты и покоя море опять превр..щалось в незн..комое звез..ное небо броше(н,нн)ое к нашим ногам.

Ми…иарды звёзд сотни млечных путей то плавали над водой то погружались потухая на самое дно то разг..рались всплывая на поверхность воды.

Орфографическая пятиминутка

Орфографическая пятиминутка

(главное слово) Х определение определение определение

(главное слово)

Х

определение

определение

определение

Упражнение 334 ВЫР … ЖЕНИЕ

Упражнение 334

ВЫР … ЖЕНИЕ

Практическая работа №1 Предложения с однородными членами

Практическая работа №1

Предложения с однородными членами

Древо моего успеха

Древо моего успеха


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!