УРОК- ПАРАД ЗНАНИЙ Однородные члены предложения.
8 «Б» класс.
15 февраля 2013 год
Цели:
- Повторить сведения об однородных членах предложения и знаках препинания при них.
- Совершенствовать умение определять роль ОЧП в речи, способствовать формированию коммуникативных навыков.
- На материалах тематических текстов повышать познавательный интерес и общую культуру учащихся.
Город однородных членов
Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А.И.Куприн
Проблемный вопрос:
С какой целью писатели и поэты используют в своих произведениях предложения с однородными членами?
Часто в художественной речи при помощи однородных членов образуются ряды эпитетов, которые являются ярким средством словесной наглядности. Так, в стихотворении А.Пушкина «К морю» читаем:
Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег.
В произведении «Осень» находим такие строки:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Употребление ряда однородных определений – эпитетов (скучный, неподвижный брег; тихая, блистающая краса) помогает поэту полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость.
В романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкин, используя однородные члены, рисует эмоциональный портрет героини:
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Эта же синтаксическая конструкция позволяет поэту дать ёмкость, краткое описание интерьера, быта помещика:
Все было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде ни пятнышка чернил.
Итак, однородные члены предложения являются ярким средством словесной наглядности и играют важную роль в описаниях пейзажа, интерьера, черт характера, внешности или отдельных предметов.
Сильным и эффективным средством воздействия, средством усиления выразительности речи являются фигуры речи. При употреблении однородных членов возможно многосоюзие .
Ярким примером многосоюзия является следующий отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Полтава» :
Пирует Петр .
И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский лик его прекрасен
При кликах войска своего…
Повтор союза И перед однородными членами усиливает интонацию перечисления, замедляет темп речи, делает ее плавной, тем самым обращает внимание слушателей на перечисляемые понятия.
На фоне многосоюзия обретает выразительность и такая стилистическая фигура, как бессоюзие .
Пример бессоюзия находим в «Полтаве» :
Швед, русский – колет,
рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон …
Эта стилистическая фигура придает высказыванию стремительность, динамичность, напряженность. Кроме того, бессоюзное перечисление предметных названий создает впечатление быстрой смены картин.
Еще одно синтаксическое средство выразительности речи – парное соединение однородных членов.
В роли однородных членов нередко употребляются антонимы . Выразительным примером этого приёма стала характеристика героев романа А.С.Пушкина – Онегина и Ленского.
Они сошлись. Волна и камень ,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
И последняя стилистическая функция однородных членов - создание комического эффекта.
Часто писатели включают в ряд однородных членов разнородные понятия, как – то:
Андрей Петрович Гринев выписал из Москвы годовой запас вина, прованского масла и француза, мосье Бопре, для воспитания Петруши. Под надзором Савельича на двенадцатом году Петруша выучился русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля.
Вывод: однородные члены предложения, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее точной, ясной, выразительной. И роль их в устной и письменной речи исключительно разнообразна .
Изобразительно – выразительная роль предложений с однородными членами :
- Яркое средство словесной наглядности.
- Стилистические фигуры речи:
а) многосоюзие, бессоюзие;
б) парное соединение однородных членов.
3. Средство создания комического.
Площадь
Литературного творчества
- В чём помогают писателю однородные члены предложения?
Определите их роль в тексте.
- Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами.
(И.С.Тургенев «Ася»)
Запятая при ОЧП ставится:
1.При повторяющихся соединительных и разделительных союзах :
Сказки любят и дети, и взрослые . и О, и О.
2. Перед одиночным противительным союзом:
Это была не ель, а пихта. О, а О.
3. При попарном соединении:
В нас самих утешение и отчаяние, рай и пустыня.
О и О, О и О.
4. Перед второй частью двойного союза: как…так и; не так…как; не только…но и; не столько…сколько; настолько…насколько; хотя и…но; если не…то …
Люблю кататься как на коньках, так и на лыжах. как О, так и О.
5. При бессоюзном соединении: О, О, О...
Клумбу украшали розы, гладиолусы, георгины..
О, О, О.
2 . Звон якорных цепей… металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой… дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крик грузчиков, матросов и таможенных солдат – все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня.
(М.Горький «Челкаш»)
Запятая при ОЧП не ставится:
- При одиночном соединительном или разделительном союзе: О или О…
Добрый человек помнит свои грехи и забывает своё добро. О и О.
2. Во фразеологическом обороте: и смех и горе; и стар и млад; и так и эдак; ни рыба ни мясо…
3. ГЛАГОЛЫ в одинаковой форме: зайду проведаю.
4. Неоднородные определения.
Нет ничего прекраснее теплых материнских рук.
3. Перед домом в темноте разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождем, звездами, угасали и снова вспыхивали.
(А.С.Пушкин «Дубровский»)
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
- [ : O,O,O]
- [ : O,O,O]
- [ , например : O,O,O]
- [ , например : O,O,O]
а именно :
как-то :
- [O, O, O - ]
- [O, O, O - ]
- [ : O,O,O - …] [ О,О,О – словом, ]
- [ : O,O,O - …]
- [ О,О,О – словом, ]
одним словом
короче говоря и др.
Знаки препинания при
обобщающих словах.
а именно
:
.
,
.
и
Шары были разных цветов: красные, синие и желтые .
это
-
.
,
,
и
В зоопарке живут тигры, львы, слоны и обезьяны – разные звери .
Старые фруктовые деревья : яблони, груши, сливы – росли прямо перед домом.
…
.
:
,
,
-
Некоторые виды рыб, а именно:
карпы, лещи, – легко
разводятся в прудах.
[ , а именно : O,O, - …]
И небо, и поля, и воздух – словом, всё стало жёлтым от зноя.
[ И О, и О, и О – словом, … ]
Роль однородных членов предложения в речи.
- создание психологического портрета героя;
- создание иллюзии движения;
- создание изобразительно-выразительных средств языка.
3 б.
Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами
1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный) .
2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий.
(В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель) .
3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение) .
4. Нарушение порядка слов при использовании составных союзов: не только – но и, как – так и. (Я не только читаю газеты , но и журналы ).
5. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение. (Поэт знакомится и внимательно изучает фольклор).
Площадь редакторов.
- Император был смелым, решительным, но иногда жестокий.
2. Слова судьи завораживали силой, пугают
строгостью.
3. Мы были в кино, парке и стадионе.
- Меня не только интересуют повести, но и стихи.
- Однородные прилагательные, являющиеся именной частью составного сказуемого, должны иметь одинаковую форму.
- Однородные сказуемые должны стоять в одном времени, выбор зависит от контекста.
3) Нельзя опускать разные предлоги при перечислении однородных членов предложения.
Ответы:
4) Нарушение порядка слов при использовании составного союза не только – но и.
Сочинительные союзы
Разделительные
ИЛИ,
ЛИБО,
ТО-ТО,
НЕ ТО- НЕ ТО,
ТО ЛИ – ТО ЛИ
Противительные
А, НО, ДА (= НО),
ОДНАКО,
ЗАТО (=НО)
же
И, ДА(= И),
Соединительные
НИ-НИ,
НЕ ТОЛЬКО- НО И,
КАК – ТАК И
тоже, также
Вставьте подходящие по смыслу союзы, расставьте знаки препинания.
Спортом должны заниматься взрослые
дети.
Туманы в Лондоне бывают каждый
день через день непременно.
Ночь стояла тихая звёздная.
Интересные экскурсии можно проводить
летом зимой.
Весь день идёт мелкий дождь
снег.
, НО И
НЕ ТОЛЬКО
И
, ТО
ТО
НЕ ТО
, НЕ ТО
КАК
, ТАК И
Однородные члены
предложения
Независимы друг
от друга
Относятся к
одному и
тому же слову
Являются одинаковыми
членами предложения
Отвечают на один
и тот же вопрос
Какой может быть связь между однородными членами?
Бессоюзная – перечислительная интонация.
Союзная – сочинительная интонация.
ФИЗМИНУТКА
Отдохнем!
Вправо-влево, вправо-влево,
Разрешаю видеть смело.
Вниз и вверх, вниз и вверх, Буду четко видеть всех. Обведем глазами круг, Стану классно видеть вдруг. Резво крутим мы глазами, Без очков мы видим - сами! Нарисую я восьмерку, Вижу все теперь уж зорко! Смотрим вдаль, на пальчик, вдаль, Близорукость - убегай!
А теперь согрей ладошки, Отдохни совсем немножко. А сейчас смотрю в таблицу - Вижу зорко, как орлица!
Пушкинская площадь
- Мы читаем, любим, заучиваем наизусть А.С.Пушкина.
- Имя Пушкина известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.
- А.С.Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы, повести и драмы.
- Лирические чувства поэта выливаются в самую разнообразную форму: дружеские послания, оды, баллады, поэмы, романсы.
- И русские, и зарубежные читатели - все ценят творчество гениального поэта.
Графический диктант.
Взаимопроверка
- , ,
- не только , но и
- и , и
- : , , , ,
- И , и - …..
Творческая работа.
Зимний день ярок. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны.
Слова для справок: торопит, наряден, сказка, искрится, кусты, колдовство, провода.
З имний день и ярок , и наряден. Мороз торопит, подгоняет прохожих. Снег переливается, искрится серебром. Деревья и кусты, крыши домов и провода украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны, сказки и колдовства.
Центральная площадь
( подготовка к ЕГЭ)
Потренируемся!
1.Найдите предложения с неоднородными определениями.
А ) Девочка постелила чистую белоснежную скатерть.
Б ) Последние два дня дул холодный пронизывающий ветер.
В ) Снег скрипел под её чёрными маленькими ботинками.
Г ) Солнечный сосновый бор манил нас своей красотой.
2.Найдите предложения, в которых однородные члены связаны соединительными союзами
А ) Он приезжал домой пообедать да переночевать.
Б ) Он походил на мастера или на управляющего.
В ) Олег прислушался, но не услышал ничего.
Г ) Нигде ни садика, ни длинного забора.
3.Укажите, в каком примере нужна запятая перед союзом ДА.
А ) Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.
Б ) Мал золотник да дорог.
В ) Ученье да труд к славе ведут.
Г ) Ягодами да грибами богаты наши леса.
4.Укажите, в каких предложениях с однородными членами неверно расставлены знаки препинания.
А ) В поэзии Некрасова есть и злоба, и сарказм, и нежность, и надежда.
Б ) Несутся брызги, не то тумана, не то мелких брызг.
В ) Этот край богат торфом и лесом, молоком, и ягодами.
Г ) Лесная ягода: малина и земляника – раньше поспевают на полянах.
5.Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах.
А ) Распоряжения его были всегда быстры точны отчётливы.
Б ) Люди несли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко.
В ) В мешке дорожном простые вещи консервы да хлеб.
Г ) На деревьях стогах домах везде лежал снег.
Ответы:
Домашнее задание
(на выбор творческое задание)
- Напишите сочинение по личным наблюдениям на тему «Зима», используя однородные члены предложения.
Д/З. Напишите сочинение-рассуждение .
«Какова роль однородных членов предложения в
тексте?».( В стихотворении А.С.Пушкина
«Зимний вечер»)
Не забудьте, что рассуждение строится по схеме:
Тезис.
Доказательства:
аргументы, примеры.
ВЫВОД
Площадь Победы
От 15 баллов – «5»
11 – 14 баллов – «4»
до 11 баллов – «3»
Теперь давайте подведём итоги.
Посчитайте баллы. Поднимите руки те, кто получил «5». Для вас – праздничный салют!
Кто получил «4» ? Молодцы, ребята. Для вас – аплодисменты!
А «3» - это сигнал о том, что где-то вы не -доработали.
От 15 баллов – «5»
11 – 14 баллов – «4»
до 11 баллов – «3»
Аплодисменты!
Спасибо за работу!