СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Однородные члены предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Метод обучения, использованный на уроке, частично-поисковый.

Частично-поисковый, потому что на уроке знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было  добывать самостоятельно, учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи,  анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали  осознанные прочные знания. Преобладал творческий характер познавательной деятельности (анализ текста).

На уроке использовались компьютерные технологии для повышения  качества образования учащихся. Через проектор выводились на экран различные виды самостоятельных работ. Все  это позволяло ускорить темп работы учащихся на уроке, чтобы как можно больше и качественнее выполнить заданий  на уроке.

Учебная работа на уроке была разнообразна: индивидуальная, работа с дидактическим материалом, взятом из текстов к ЕГЭ, работа в паре, дифференцированные задания. Чередовались различные виды самостоятельной деятельности учащихся.

 Темп работы был несколько ускоренный, но учащиеся привыкли к нему. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный.

 

Методы (технологии): технология сотрудничества, коммуникативные, исследовательские, компьютерные  технологии, технология дифференцированного обучения, метод контроля, тестирования.

Просмотр содержимого документа
«Однородные члены предложения»

 УРОК- ПАРАД ЗНАНИЙ   Однородные члены предложения.  8 «Б» класс.  15 февраля 2013 год

УРОК- ПАРАД ЗНАНИЙ Однородные члены предложения.

8 «Б» класс.

15 февраля 2013 год

 Цели:      Повторить сведения об однородных членах предложения и знаках препинания при них.   Совершенствовать умение определять роль ОЧП в речи, способствовать формированию коммуникативных навыков.   На материалах тематических текстов повышать познавательный интерес и общую культуру учащихся.

Цели:

  • Повторить сведения об однородных членах предложения и знаках препинания при них.

  • Совершенствовать умение определять роль ОЧП в речи, способствовать формированию коммуникативных навыков.

  • На материалах тематических текстов повышать познавательный интерес и общую культуру учащихся.
Город однородных членов

Город однородных членов

Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.  А.И.Куприн

Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А.И.Куприн

Проблемный вопрос: С какой целью писатели и поэты используют в своих произведениях предложения с однородными членами?

Проблемный вопрос:

С какой целью писатели и поэты используют в своих произведениях предложения с однородными членами?

Часто в художественной речи при помощи однородных членов образуются ряды эпитетов, которые являются ярким средством словесной наглядности. Так, в стихотворении А.Пушкина «К морю» читаем: Не удалось навек оставить Мне скучный, неподвижный брег.  В произведении «Осень» находим такие строки: Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно.  Употребление ряда однородных определений – эпитетов (скучный, неподвижный брег; тихая, блистающая краса) помогает поэту полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость.

Часто в художественной речи при помощи однородных членов образуются ряды эпитетов, которые являются ярким средством словесной наглядности. Так, в стихотворении А.Пушкина «К морю» читаем:

Не удалось навек оставить

Мне скучный, неподвижный брег.

В произведении «Осень» находим такие строки:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Употребление ряда однородных определений – эпитетов (скучный, неподвижный брег; тихая, блистающая краса) помогает поэту полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость.

В романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкин, используя однородные члены, рисует эмоциональный портрет героини: Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива,  Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой.

В романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкин, используя однородные члены, рисует эмоциональный портрет героини:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Эта же синтаксическая конструкция позволяет поэту дать ёмкость, краткое описание интерьера, быта помещика: Все было просто: пол  дубовый, Два шкафа, стол, диван пуховый, Нигде ни пятнышка чернил. Итак, однородные члены предложения являются ярким средством словесной наглядности и играют важную роль в описаниях пейзажа, интерьера, черт характера, внешности или отдельных предметов.

Эта же синтаксическая конструкция позволяет поэту дать ёмкость, краткое описание интерьера, быта помещика:

Все было просто: пол дубовый,

Два шкафа, стол, диван пуховый,

Нигде ни пятнышка чернил.

Итак, однородные члены предложения являются ярким средством словесной наглядности и играют важную роль в описаниях пейзажа, интерьера, черт характера, внешности или отдельных предметов.

Сильным и эффективным средством воздействия, средством усиления выразительности речи являются фигуры речи. При употреблении однородных членов возможно многосоюзие . Ярким примером многосоюзия является следующий отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Полтава» :  Пирует Петр .  И горд, и ясен,  И славы полон взор его.  И царский лик его прекрасен  При кликах войска своего…  Повтор союза И перед однородными членами усиливает интонацию перечисления, замедляет темп речи, делает ее плавной, тем самым обращает внимание слушателей на перечисляемые понятия.

Сильным и эффективным средством воздействия, средством усиления выразительности речи являются фигуры речи. При употреблении однородных членов возможно многосоюзие .

Ярким примером многосоюзия является следующий отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Полтава» :

Пирует Петр .

И горд, и ясен,

И славы полон взор его.

И царский лик его прекрасен

При кликах войска своего…

Повтор союза И перед однородными членами усиливает интонацию перечисления, замедляет темп речи, делает ее плавной, тем самым обращает внимание слушателей на перечисляемые понятия.

На фоне многосоюзия обретает выразительность и такая стилистическая фигура, как бессоюзие .   Пример бессоюзия находим в «Полтаве» : Швед, русский – колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон …  Эта стилистическая фигура придает высказыванию стремительность, динамичность, напряженность. Кроме того, бессоюзное перечисление предметных названий создает впечатление быстрой смены картин.

На фоне многосоюзия обретает выразительность и такая стилистическая фигура, как бессоюзие .

Пример бессоюзия находим в «Полтаве» :

Швед, русский колет,

рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон

Эта стилистическая фигура придает высказыванию стремительность, динамичность, напряженность. Кроме того, бессоюзное перечисление предметных названий создает впечатление быстрой смены картин.

 Еще одно синтаксическое средство выразительности речи –  парное соединение однородных членов.  В роли однородных членов нередко употребляются антонимы . Выразительным примером этого приёма стала характеристика героев романа А.С.Пушкина – Онегина и Ленского.  Они сошлись. Волна и камень , Стихи и проза,  лед и пламень Не столь различны меж собой.

Еще одно синтаксическое средство выразительности речи – парное соединение однородных членов.

В роли однородных членов нередко употребляются антонимы . Выразительным примером этого приёма стала характеристика героев романа А.С.Пушкина – Онегина и Ленского.

Они сошлись. Волна и камень ,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

И последняя стилистическая функция однородных членов - создание комического эффекта. Часто писатели включают в ряд однородных членов разнородные понятия, как – то:  Андрей Петрович Гринев выписал из Москвы годовой запас вина, прованского масла и француза, мосье Бопре, для воспитания Петруши. Под надзором Савельича на двенадцатом году Петруша выучился русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля.

И последняя стилистическая функция однородных членов - создание комического эффекта.

Часто писатели включают в ряд однородных членов разнородные понятия, как – то:

Андрей Петрович Гринев выписал из Москвы годовой запас вина, прованского масла и француза, мосье Бопре, для воспитания Петруши. Под надзором Савельича на двенадцатом году Петруша выучился русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля.

Вывод: однородные члены предложения, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее точной, ясной, выразительной. И роль их в устной и письменной речи исключительно разнообразна .

Вывод: однородные члены предложения, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее точной, ясной, выразительной. И роль их в устной и письменной речи исключительно разнообразна .

Изобразительно – выразительная роль предложений с однородными членами : Яркое средство словесной наглядности.  Стилистические фигуры речи: а) многосоюзие, бессоюзие; б) парное соединение однородных членов.  3. Средство создания комического.

Изобразительно – выразительная роль предложений с однородными членами :

  • Яркое средство словесной наглядности.

  • Стилистические фигуры речи:

а) многосоюзие, бессоюзие;

б) парное соединение однородных членов.

3. Средство создания комического.

 Площадь Литературного творчества  В чём помогают писателю однородные члены предложения?  Определите их роль в тексте.

Площадь

Литературного творчества

  • В чём помогают писателю однородные члены предложения?

Определите их роль в тексте.

 Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами.  (И.С.Тургенев «Ася»)

  • Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами.

(И.С.Тургенев «Ася»)

Запятая при ОЧП ставится: 1.При повторяющихся соединительных и разделительных союзах : Сказки любят и дети, и взрослые . и О, и О. 2. Перед одиночным противительным союзом: Это была не ель, а пихта. О, а О. 3. При попарном соединении: В нас самих утешение и отчаяние, рай и пустыня.  О и О, О и О.

Запятая при ОЧП ставится:

1.При повторяющихся соединительных и разделительных союзах :

Сказки любят и дети, и взрослые . и О, и О.

2. Перед одиночным противительным союзом:

Это была не ель, а пихта. О, а О.

3. При попарном соединении:

В нас самих утешение и отчаяние, рай и пустыня.

О и О, О и О.

4. Перед второй частью двойного союза: как…так и; не так…как; не только…но и; не столько…сколько; настолько…насколько; хотя и…но; если не…то … Люблю кататься как на коньках, так и на лыжах. как О, так и О. 5. При бессоюзном соединении: О, О, О... Клумбу украшали розы, гладиолусы, георгины.. О, О, О.

4. Перед второй частью двойного союза: как…так и; не так…как; не только…но и; не столько…сколько; настолько…насколько; хотя и…но; если не…то …

Люблю кататься как на коньках, так и на лыжах. как О, так и О.

5. При бессоюзном соединении: О, О, О...

Клумбу украшали розы, гладиолусы, георгины..

О, О, О.

2 . Звон якорных цепей… металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой… дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крик грузчиков, матросов и таможенных солдат – все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня.  (М.Горький «Челкаш»)

2 . Звон якорных цепей… металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой… дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крик грузчиков, матросов и таможенных солдат – все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня.

(М.Горький «Челкаш»)

Запятая при ОЧП не ставится: При одиночном соединительном или разделительном союзе: О или О… Добрый человек помнит свои грехи и забывает своё добро. О и О. 2. Во фразеологическом обороте: и смех и горе; и стар и млад; и так и эдак; ни рыба ни мясо… 3. ГЛАГОЛЫ в одинаковой форме: зайду проведаю. 4. Неоднородные определения. Нет ничего прекраснее теплых материнских рук.

Запятая при ОЧП не ставится:

  • При одиночном соединительном или разделительном союзе: О или О…

Добрый человек помнит свои грехи и забывает своё добро. О и О.

2. Во фразеологическом обороте: и смех и горе; и стар и млад; и так и эдак; ни рыба ни мясо…

3. ГЛАГОЛЫ в одинаковой форме: зайду проведаю.

4. Неоднородные определения.

Нет ничего прекраснее теплых материнских рук.

3. Перед домом  в темноте разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождем, звездами, угасали и снова вспыхивали.  (А.С.Пушкин «Дубровский»)

3. Перед домом  в темноте разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождем, звездами, угасали и снова вспыхивали.

(А.С.Пушкин «Дубровский»)

 Обобщающие слова при однородных членах предложения.  [   : O,O,O]  [   : O,O,O]  [    , например : O,O,O]  [    , например : O,O,O]  а именно :  как-то :  [O, O, O -   ]  [O, O, O -   ]  [    : O,O,O - …]  [ О,О,О – словом,    ]     [    : O,O,O - …]  [ О,О,О – словом,    ]     одним словом  короче говоря и др.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

  • [ : O,O,O]
  • [ : O,O,O]
  • [ , например : O,O,O]
  • [ , например : O,O,O]

а именно :

как-то :

  • [O, O, O - ]
  • [O, O, O - ]
  • [ : O,O,O - …] [ О,О,О – словом, ]
  • [ : O,O,O - …]
  • [ О,О,О – словом, ]

одним словом

короче говоря и др.

 Знаки препинания при  обобщающих словах. а именно : . , . и Шары были разных цветов: красные,  синие и желтые .

Знаки препинания при

обобщающих словах.

а именно

:

.

,

.

и

Шары были разных цветов: красные, синие и желтые .

это - . , , и В зоопарке живут тигры, львы, слоны и обезьяны – разные звери .

это

-

.

,

,

и

В зоопарке живут тигры, львы, слоны и обезьяны – разные звери .

 Старые фруктовые деревья : яблони, груши, сливы – росли прямо перед домом. … . : , , -

Старые фруктовые деревья : яблони, груши, сливы росли прямо перед домом.

.

:

,

,

-

 Некоторые виды рыб, а именно:  карпы, лещи, – легко  разводятся в прудах. [    ,  а именно : O,O, - …]

Некоторые виды рыб, а именно:

карпы, лещи, – легко

разводятся в прудах.

[ , а именно : O,O, - …]

И небо, и поля, и воздух – словом, всё стало жёлтым от зноя.  [ И О, и О, и О – словом,   … ]

И небо, и поля, и воздух – словом, всё стало жёлтым от зноя.

[ И О, и О, и О – словом, ]

  Роль однородных членов предложения в речи. создание психологического портрета героя;  создание иллюзии движения; создание изобразительно-выразительных средств языка.   3 б.

Роль однородных членов предложения в речи.

  • создание психологического портрета героя;
  • создание иллюзии движения;
  • создание изобразительно-выразительных средств языка.

3 б.

Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами 1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный) . 2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель) . 3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение) . 4. Нарушение порядка слов при использовании составных союзов: не только – но и, как – так и. (Я не только читаю газеты , но и журналы ). 5. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение. (Поэт знакомится и внимательно изучает фольклор).

Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами

1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный) .

2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий.

(В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель) .

3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение) .

4. Нарушение порядка слов при использовании составных союзов: не только – но и, как – так и. не только читаю газеты , но и журналы ).

5. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение. (Поэт знакомится и внимательно изучает фольклор).

                       Площадь редакторов. Император был смелым, решительным, но иногда жестокий.  2. Слова судьи завораживали силой, пугают  строгостью.   3. Мы были в кино, парке и стадионе.   Меня не только интересуют повести, но и стихи.

Площадь редакторов.

  • Император был смелым, решительным, но иногда жестокий.

2. Слова судьи завораживали силой, пугают

строгостью.

3. Мы были в кино, парке и стадионе.

  • Меня не только интересуют повести, но и стихи.

   Однородные прилагательные, являющиеся именной частью составного сказуемого, должны иметь одинаковую форму. Однородные сказуемые должны стоять в одном времени, выбор зависит от контекста.  3) Нельзя опускать разные предлоги при перечислении однородных членов предложения.    Ответы:   4) Нарушение порядка слов при использовании составного союза не только – но и.

  • Однородные прилагательные, являющиеся именной частью составного сказуемого, должны иметь одинаковую форму.
  • Однородные сказуемые должны стоять в одном времени, выбор зависит от контекста.

3) Нельзя опускать разные предлоги при перечислении однородных членов предложения.

Ответы:

4) Нарушение порядка слов при использовании составного союза не только – но и.

Сочинительные союзы Разделительные ИЛИ, ЛИБО, ТО-ТО, НЕ ТО- НЕ ТО, ТО ЛИ – ТО ЛИ Противительные А,  НО, ДА (= НО), ОДНАКО, ЗАТО (=НО) же И, ДА(= И), Соединительные НИ-НИ, НЕ ТОЛЬКО- НО И, КАК – ТАК И тоже, также

Сочинительные союзы

Разделительные

ИЛИ,

ЛИБО,

ТО-ТО,

НЕ ТО- НЕ ТО,

ТО ЛИ – ТО ЛИ

Противительные

А, НО, ДА (= НО),

ОДНАКО,

ЗАТО (=НО)

же

И, ДА(= И),

Соединительные

НИ-НИ,

НЕ ТОЛЬКО- НО И,

КАК – ТАК И

тоже, также

 Вставьте подходящие по смыслу союзы,  расставьте знаки препинания. Спортом должны заниматься взрослые  дети. Туманы в Лондоне бывают каждый  день через день непременно. Ночь стояла тихая звёздная. Интересные экскурсии можно проводить  летом зимой. Весь день идёт мелкий дождь  снег. , НО И НЕ ТОЛЬКО И , ТО ТО  НЕ ТО , НЕ ТО КАК , ТАК И

Вставьте подходящие по смыслу союзы, расставьте знаки препинания.

Спортом должны заниматься взрослые

дети.

Туманы в Лондоне бывают каждый

день через день непременно.

Ночь стояла тихая звёздная.

Интересные экскурсии можно проводить

летом зимой.

Весь день идёт мелкий дождь

снег.

, НО И

НЕ ТОЛЬКО

И

, ТО

ТО

НЕ ТО

, НЕ ТО

КАК

, ТАК И

Однородные члены  предложения Независимы друг от друга Относятся к  одному и тому же слову  Являются одинаковыми членами предложения Отвечают на один  и тот же вопрос

Однородные члены

предложения

Независимы друг

от друга

Относятся к

одному и

тому же слову

Являются одинаковыми

членами предложения

Отвечают на один

и тот же вопрос

Какой может быть связь между однородными членами? Бессоюзная – перечислительная интонация. Союзная – сочинительная интонация.

Какой может быть связь между однородными членами?

Бессоюзная – перечислительная интонация.

Союзная – сочинительная интонация.

ФИЗМИНУТКА

ФИЗМИНУТКА

Отдохнем! Вправо-влево, вправо-влево, Разрешаю видеть смело. Вниз и вверх, вниз и вверх,  Буду четко видеть всех.  Обведем глазами круг,  Стану классно видеть вдруг.  Резво крутим мы глазами,  Без очков мы видим - сами!  Нарисую я восьмерку,  Вижу все теперь уж зорко!  Смотрим вдаль, на пальчик, вдаль,  Близорукость - убегай! А теперь согрей ладошки,  Отдохни совсем немножко.  А сейчас смотрю в таблицу -  Вижу зорко, как орлица!

Отдохнем!

Вправо-влево, вправо-влево,

Разрешаю видеть смело.

Вниз и вверх, вниз и вверх, Буду четко видеть всех. Обведем глазами круг, Стану классно видеть вдруг. Резво крутим мы глазами, Без очков мы видим - сами! Нарисую я восьмерку, Вижу все теперь уж зорко! Смотрим вдаль, на пальчик, вдаль, Близорукость - убегай!

А теперь согрей ладошки, Отдохни совсем немножко. А сейчас смотрю в таблицу - Вижу зорко, как орлица!

Пушкинская площадь

Пушкинская площадь

Мы читаем, любим, заучиваем наизусть А.С.Пушкина. Имя Пушкина известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. А.С.Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы, повести и драмы. Лирические чувства поэта выливаются в самую разнообразную форму: дружеские послания, оды, баллады, поэмы, романсы. И русские, и зарубежные читатели - все ценят творчество гениального поэта.  Графический диктант.
  • Мы читаем, любим, заучиваем наизусть А.С.Пушкина.
  • Имя Пушкина известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.
  • А.С.Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы, повести и драмы.
  • Лирические чувства поэта выливаются в самую разнообразную форму: дружеские послания, оды, баллады, поэмы, романсы.
  • И русские, и зарубежные читатели - все ценят творчество гениального поэта.

Графический диктант.

Взаимопроверка  ,  ,  не только   , но и    и  ,   и   :  ,  ,  ,  ,  И   , и   -  …..

Взаимопроверка

  • , ,
  • не только , но и
  • и , и
  • : , , , ,
  • И , и - …..

Творческая работа. Зимний день ярок. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны.   Слова для справок: торопит, наряден, сказка, искрится, кусты, колдовство, провода.

Творческая работа.

Зимний день ярок. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны.

Слова для справок: торопит, наряден, сказка, искрится, кусты, колдовство, провода.

З имний день и ярок , и наряден. Мороз торопит, подгоняет прохожих. Снег переливается, искрится серебром. Деревья и кусты, крыши домов и провода украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны, сказки и колдовства.

З имний день и ярок , и наряден. Мороз торопит, подгоняет прохожих. Снег переливается, искрится серебром. Деревья и кусты, крыши домов и провода украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны, сказки и колдовства.

 Центральная площадь  ( подготовка к ЕГЭ)

Центральная площадь

( подготовка к ЕГЭ)

Потренируемся!

Потренируемся!

 1.Найдите предложения с неоднородными определениями.  А ) Девочка постелила чистую белоснежную скатерть. Б ) Последние два дня дул холодный пронизывающий ветер. В ) Снег скрипел под её чёрными маленькими ботинками. Г ) Солнечный сосновый бор манил нас своей красотой.

1.Найдите предложения с неоднородными определениями.

А ) Девочка постелила чистую белоснежную скатерть.

Б ) Последние два дня дул холодный пронизывающий ветер.

В ) Снег скрипел под её чёрными маленькими ботинками.

Г ) Солнечный сосновый бор манил нас своей красотой.

2.Найдите предложения, в которых однородные члены связаны соединительными союзами  А ) Он приезжал домой пообедать да переночевать. Б ) Он походил на мастера или на управляющего. В ) Олег прислушался, но не услышал ничего. Г ) Нигде ни садика, ни длинного забора.

2.Найдите предложения, в которых однородные члены связаны соединительными союзами

А ) Он приезжал домой пообедать да переночевать.

Б ) Он походил на мастера или на управляющего.

В ) Олег прислушался, но не услышал ничего.

Г ) Нигде ни садика, ни длинного забора.

3.Укажите, в каком примере нужна запятая перед союзом ДА.  А ) Учился читать да писать, а выучился петь да плясать. Б ) Мал золотник да дорог. В ) Ученье да труд к славе ведут. Г ) Ягодами да грибами богаты наши леса.

3.Укажите, в каком примере нужна запятая перед союзом ДА.

А ) Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.

Б ) Мал золотник да дорог.

В ) Ученье да труд к славе ведут.

Г ) Ягодами да грибами богаты наши леса.

4.Укажите, в каких предложениях с однородными членами неверно расставлены знаки препинания. А ) В поэзии Некрасова есть и злоба, и сарказм, и нежность, и надежда. Б ) Несутся брызги, не то тумана, не то мелких брызг. В ) Этот край богат торфом и лесом, молоком, и ягодами. Г ) Лесная ягода: малина и земляника – раньше поспевают на полянах.

4.Укажите, в каких предложениях с однородными членами неверно расставлены знаки препинания.

А ) В поэзии Некрасова есть и злоба, и сарказм, и нежность, и надежда.

Б ) Несутся брызги, не то тумана, не то мелких брызг.

В ) Этот край богат торфом и лесом, молоком, и ягодами.

Г ) Лесная ягода: малина и земляника – раньше поспевают на полянах.

5.Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах. А ) Распоряжения его были всегда быстры точны отчётливы. Б ) Люди несли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко. В ) В мешке дорожном простые вещи консервы да хлеб. Г ) На деревьях стогах домах везде лежал снег.

5.Найдите предложения с обобщающим словом при однородных членах.

А ) Распоряжения его были всегда быстры точны отчётливы.

Б ) Люди несли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко.

В ) В мешке дорожном простые вещи консервы да хлеб.

Г ) На деревьях стогах домах везде лежал снег.

Ответы: В, Г A, Г Б Б, B В, Г

Ответы:

  • В, Г
  • A, Г
  • Б
  • Б, B
  • В, Г
 Домашнее задание   (на выбор творческое задание)  Напишите сочинение по личным наблюдениям на тему «Зима», используя однородные члены предложения.

Домашнее задание

(на выбор творческое задание)

  • Напишите сочинение по личным наблюдениям на тему «Зима», используя однородные члены предложения.
Д/З. Напишите сочинение-рассуждение . «Какова роль однородных членов предложения в  тексте?».( В стихотворении А.С.Пушкина  «Зимний вечер»)  Не забудьте, что рассуждение строится по схеме:

Д/З. Напишите сочинение-рассуждение .

«Какова роль однородных членов предложения в

тексте?».( В стихотворении А.С.Пушкина

«Зимний вечер»)

Не забудьте, что рассуждение строится по схеме:

Тезис. Доказательства:  аргументы, примеры. ВЫВОД

Тезис.

Доказательства:

аргументы, примеры.

ВЫВОД

Площадь Победы От 15 баллов – «5» 11 – 14 баллов – «4» до 11 баллов – «3»

Площадь Победы

От 15 баллов – «5»

11 – 14 баллов – «4»

до 11 баллов – «3»

Теперь давайте подведём итоги.  Посчитайте баллы. Поднимите руки те, кто получил «5». Для вас – праздничный салют! Кто получил «4» ? Молодцы, ребята. Для вас – аплодисменты! А «3» - это сигнал о том, что где-то вы не -доработали. От 15 баллов – «5» 11 – 14 баллов – «4» до 11 баллов – «3»

Теперь давайте подведём итоги.

Посчитайте баллы. Поднимите руки те, кто получил «5». Для вас – праздничный салют!

Кто получил «4» ? Молодцы, ребята. Для вас – аплодисменты!

А «3» - это сигнал о том, что где-то вы не -доработали.

От 15 баллов – «5»

11 – 14 баллов – «4»

до 11 баллов – «3»

 Аплодисменты!

Аплодисменты!

Спасибо за работу!

Спасибо за работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!