3. | Повторение и закрепление ранее изученного материала. | Проверить теоритические знания и практические умения обучающихся распознавать виды односоставных предложений. | - Можно ли изучать новый материал без опоры на изученный ранее? -Прошу приготовить кластер по теме «Односоставные предложения», чтобы ответить на вопросы. Слайд 3. Фронтальный опрос - Какие предложения называются односоставными? - На какие группы делятся односоставные предложения по форме главного члена? - Назовите основные группы односоставных предложений с главным членом сказуемым. - Какие предложения называются определенно-личными? - Какие предложения называются неопределенно-личными? - А что это за предложения обобщенно-личные? - Какие предложения называются безличными? Слайд 4. Слайд 5. Упражнение на определение вида предложения по наличию грамматических основ предложения. Задание: дайте характеристику предложениям по наличию грамматических основ. 1.Брожу по набережной снова. (о/л) (я-1л, ед.ч.) 2.Повеет полем, первой бороздой. (б) (лич.гл в безлич. ф.) 3.Его везли из крепости, из Бреста. (н/л) (Они-3л, прош.вр.) 4.В лесу держался запах прелой травы. (двусост.) 5.В Сибири не любят горячку и спешку. (н/л) (Они-3л,наст. вр.) 6.Сначала думай – потом говори . (об/л) (2л. ед.ч. Пословица) | Нельзя Отвечают на вопросы (при затруднении обращаются к кластеру об односоставных предложениях.) Определяют вид предложения, опираясь на кластер, доказывают правильность своего ответа |
4. 5. | Этап открытия новых знаний. Целеполагание. Закрепление новых знаний, умений и навыков | Научить находить назывные предложения, отличать их от других односоставных предложений,отличать назывные предложения от двусоставных, определять роль назывных предложений в художественной речи. | Слайд 6. (таблица Односоставные предложения) - Посмотрите на таблицу еще раз и определите, о каких предложениях мы ничего не сказали? - Сформулируйте тему урока. - Попробуйте самостоятельно предположить и сформулировать цели нашего урока. Проблема-вызов - Открываем тетради. Пропускаем две строки и записываем три назывных предложения. (Запись на доске) Двадцать второе января (подлежащее состоит из сочетания числительного с сущ., второстеп. чл. нет, поэтому это предлож. нераспр.) Классная работа (подлежащее выр. сущ., есть второстеп. чл. Определение, поэтому предлож. - распр.) Назывные (номинативные) предложения (подлежащее сущ., есть второстеп.чл. определение, поэтому предлож.- распр.) - Докажите, что эти предложения назывные. Определите грамматическую основу предложений. Выделите второстепенные члены предложения, если они имеются. Слайд 7. (Сравни предложения) - Что мы уже знаем о назывных предложениях? Промежуточный вывод. -Итак, мы приблизились к определению понятия «назывные предложения». Какие же предложения являются назывными? Слайд 8-9. (Кластер) Составим кластер «Назывные (номинативные) предложения» («Н») - Закончите предложения. Назывными (номинативными) называются предложения… Односоставные Главным членом этих предложений является… Подлежащее. Подлежащее выражено…именем существительным в И. п. именем числительным или сочетанием имени числительного с существительным или с/с сущ.+ сущ. По наличию или отсутствию второстепенных членов бывают… распространенными и нераспространенными Назывные предложения могут быть распространены только… определением Определение может быть выражено… именем прилагательным, стоящим перед подлежащим Слайд 10. - Что узнали нового? Прочитайте еще раз заполненный кластер о назывных предложениях. Работа с учебником. - Откройте учебники на стр.101 и прочитайте правило. - В учебнике очень мало информации, поэтому мы с вами и составили кластер. Исследовательская работа - Сейчас прозвучит стихотворение А Фета, появление которого вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, другие удивлялись, а третьи возмущались… - Восхищались чем? Удивлялись чему? - Послушайте стихотворение и попытайтесь ответить на эти вопросы. Слайд 10. (Видеоролик к стихотворению) Слайд 11. Стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря! Слайд 12. Словарная работа - Все ли слова вам понятны? (Индивидуальное задание. Дано было заранее, до урока) - Прочитайте словарную статью о лексическом значении слов Янтарь – окаменевшая живица древнейших хвойных деревьев(обычно прозрачная, цвета от бледно-воскового до темно-красного), обрабатываемая для украшений, а также используемая в медицине, приборостроении и других производствах. Пурпур – темный или ярко-красный цвет Лобзание – книж., поэт., устар., - целование, поцелуи. Слайд 13. ( «Шепот, робкое дыханье…») - Определите стиль текста? (художественный) - Определите вид этого текста? (стихотворение) - Как вы это определили? (есть рифма) - А что необычного, особенного в нем с точки зрения синтаксиса? - Какая часть речи здесь отсутствует? (Глагол) - А какие части речи здесь есть? (Сущ. и прилаг.) Одни восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира. Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. В этом стихотворении нет действия, но очень образно с помощью существительных рисуется картина ночи. А Л.Н. Толстой восторженно отмечал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина». - Как вы понимаете слова Л. Н. Толстого? - Соглашусь с вами, что СЛОВО – это одна из форм познания мира. Каждое слово – картина. Слайд 14. («Шепот, робкое дыханье…») Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря И лобзания, и слезы, И заря, заря! Все стихотворение представляет собой одно предложение, состоящее из однородных членов – подлежащих (между ними ставится запятая). Оно и читается на одном дыхании, с перечислительной интонацией. Это позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться её неповторимой красотой. Назывные предложения, характерные для большинства стихотворений А.Фета | О предложениях с главным членом – подлежащим. О назывных предложениях Формулируют тему. Определяют, проговаривают цели и задачи урока. - Находить назывные предложения, отличать их от других видов односоставных предложений. Открывают тетради, записывают число и «Классная работа», «Назывные (номинативные предложения». Находят подлежащее, выделяют его графически, находят определение. Доказывают. В этих предложениях есть только подлежащее, выраженное именем числ. с сущ. и только сущ., есть второстепенный член – определение. полученные знания закрепляют, дают определение, заполняя кластер (приложение №1) Зачитывают заполненный кластер (приложение №1) Читают определение «Назывные предложения» в учебнике Смотрят видеоролик и слушают чтение стихотворения. Называют непонятные слова. Непонятные слова: янтарь, пурпур, лобзание. Ученик зачитывает словарную статью о лексическом значении слов (инд. задание) Определяют стиль текста. Называют особенности текста, высказывая свои предположения. В нем нет ни одного глагола. Есть имена существительные, имена прилагательные. Объясняют высказывание писателя. |
5. | Применение знаний на практике. | Закрепить умение находить назывные предложения и другие виды односоставных предложений, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся. | Слайд 15. Назывные предложения в художественных текстах. Слово учителя - Назывные предложения широко используются в художественной литературе, вводя читателя в живую картину изображаемой действительности. Это своеобразные средства выразительности. Они либо рисуют неподвижную картину, либо передают движение чего-либо или кого-либо. Особенно широко используются назывные предложения в поэтической речи. Поэзия, по выражению русского лингвиста Александра Афанасьевича Потебни, «есть одна из форм познания при помощи слова». Назывные предложения очень кратки (лаконичны). Они произносятся с интонацией сообщения. Называя предметы, рисуя пейзаж, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия. Упражнение в нахождении назывных предложений. Работа в парах по карточкам. - Предлагаю вам отрывки из поэтических текстов русских поэтов. Вы их знаете, учили или слышали. Ваша задача: найти главные члены предложения и доказать, что это именно назывные предложения. - Работаем в парах. При затруднении обращаемся к кластеру. Как закончите работу, поднимите руку. Проверка работ по слайду. Слайд 16. (А. Ахматова) 1 пара. Вот как Анна Ахматова пишет в стихотворении «Двадцать первое. Ночь…» Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле. (Через конкретное время, предметы автор передаёт чувство любви). Слайд 17. (А. Блок) 2 пара. Например, у Александра Блока в одноименном стихотворении читаем: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – Все будет так. Исхода нет. Умрешь – начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. (Блистательный образец того, как синтаксическими средствами автор способен передать свой замысел. Так возникает картина мёртвой неподвижности, уныния, обыденности). Слайд 18. (А. Пушкин) 3 пара. А вот строки А.С. Пушкина: Мороз и солнце! День чудесный! _________ - Вспомните, из какого стихотворения эти замечательные строки? (Зимнее утро) Еще ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! (Как лаконично поэт создает картину прекрасного зимнего утра, которая так и манит на улицу). Каждое слово – картина. Эти слова Л. Н. Толстого можно отнести ко всем поэтам, чьи строки мы сегодня читали. Думаю, Л. Н. бы не обиделся. | Работают в парах по карточкам. Учащиеся находят гл. члены предложения, доказывают, что эти предложения назывные. При затруднении обращаются к кластеру «Назывные предложения». По окончании работы сдают учителю для проверки. Вспоминают название стихотворения А. Пушкина. |