СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Односоставные предложения. Определённо-личные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения. Определённо-личные предложения". К уроку есть презентация.

Просмотр содержимого документа
«Односоставные предложения. Определённо-личные предложения»


Урок 31

Тема. Односоставные предложения. Определенно-личные предложения

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями значения и основ­ными способами выражения главного члена в определенно-личных предло­жениях. Обучать использованию в речи определенно-личных предложений в соответствии с их сти­листическими возможностями.

  2. Формировать умение различать двусостав­ные и односоставные предложения, развивать речь учащихся.

  3. Воспитывать культуру общения учащихся, активную жизненную позицию (девиз жизни).

Этапы урока

I. Организационный момент


II. Актуализация знаний. Игра «Мягка посадка»

  1. Письменный синтаксический разбор простого предложения состоит из 4 частей: …

  2. Определённое-личные предложения – это …

  3. Неопределённое-личные предложения – это …

  4. Безличные предложения – это …

  5. Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено: (7)

  6. Назывные предложения – это …

  7. Неполные предложения – это …

  1. Синтаксич. разбор предложения (1 и 2 предл. - на доске, 3-е предл. все в тетради.)

  1. Не все цветы годятся для букета.

  2. Почёт даётся не по отцу, а по уму.

  3. Удить без крючка и учиться без кни­ги – напрасный труд.

  1. Вводная часть

  1. Сегодня очень часто задают вопрос, обозначающий жизненную позицию человека (артиста, ученого), вопрос, связанный с девизом, которому хочется следовать. Вашему вниманию предлагаются некоторые ответы (в презентации или заранее записано на закрытой половине доски):

  2. - Живи и радуйся! Цыплят по осени считают. Правила жизни надо соблюдать.

  3. Давайте назовём грамматическую основу в этих предложениях.

  4. - Что объединяет эти разные высказывания с точки зрения их структуры? (Наличие одного гл. члена.)

  5. - Как же называются предложения с одним главным членом? (Односоставные)

  1. Сообщение темы урока и ее запись на доске.

  1. !!! Следовательно, предмет разговора сегодня – односоставные предложения. На какие же вопросы будем отвечать? (вопросы в презентации или фиксируются на доске)

  2. - Какие бывают односоставные предложения?

  3. - Как их различить?

  4. - Зачем они нужны говорящему?

  5. Учитель. Что лучше режет: нож или ножницы?

  6. «Оба инструмента режут одинаково, только разные предметы», — ответите вы. Нож действует так же хорошо, как и ножницы, хотя состо­ит из одной режущей части, а не из двух.

  7. Условно можно рассматривать нож и ножницы как символы предложений. Односоставные имеют один главный член (Зима. Без труда не вынешь рыбку из пруда.), вторые — два (Я изу­чаю физику). Но односоставные предложения — это не калеки, они так же хорошо справляются с обязанностью сообщать, как и двусоставные.

  1. Объяснение нового материала

  1. 1. Упр. 184 (устно – анализ предложений).

  • Как вы поняли, что такое двусоставные и односоставные предложения?

  • Назовите в упр. 184 двусоставные предложения; односостав­ные предложения. Чем выражается главный член в односоставных предложениях?

  1. 2. Чтение правила на с. 107.

  2. 3. Заполнение таблицы.

    1. Односоставное предложение

    1. Действующее лицо

    1. Вид односостав. предложения

    1. Граммат. признаки главного члена

    1. 1

    1. Что посеешь, то и пожнёшь.

    1. 2

    1. Человека хвалят за труды.

    1. 3

    1. Нет предела совершенству.

    1. 4

    1. Морозное утро.

    1. Односоставное предложение

    1. Действующее лицо

    1. Вид односостав. предложения

    1. Граммат. признаки главного члена

    1. 1

    1. Что посеешь, то и пожнёшь.

    1. Д.л. определено.

    1. Определённо-личное

    1. Форма 1 л. и 2 л. ед. и мн. ч. изъявит. накл. Форма повелит. наклонения

    1. 2

    1. Человека хвалят за труды.

    1. Д.л. не определено.

    1. Неопределённо- личное

    1. Форма 3 л. мн. ч. н.вр. и буд. вр. + мн. ч. пр. вр.

    1. 3

    1. Нет предела совершенству.

    1. Д.л. отсутствует.

    1. Безличное

    1. Безличный глагол, слово НЕТ, инфинитив, наречие...

    1. 4

    1. Морозное утро.

    1. Лицо, предмет есть, но они только названы, а не действуют.

    1. Назывное

    1. Сущ-е в И.п.

  3. Сообщение учителя «Виды односоставных предложений». Запись ОК в тетради.

  4. Предложения с одним главным членом

  5. ____________________________

  6. НАЗЫВНЫЕ ОЛП НЛП БП

  7. Определённо- Неопределённо- Безличные

  8. личные личные

  9. Зима. Люблю зиму. (+Я) Там дом строят. (+ОНИ) Светает.

  10. Вот и снег. Чай будешь? (+ТЫ) Мне дали подарок (+ ?…) Мне хорошо.

  11. Морозное утро. Давайте споём. (+МЫ) Ей надо идти.

  12. Чего молчите? (+ВЫ) В доме чисто.

  13. Помоги. Войдите. (+ТЫ, ВЫ)

  14. В самих названиях односоставных предложений содержится указание на их особенности. Что значит определенно-личное пред­ложение? Лицо, которое выполняет действие, можно довольно точно определить. Соответственно, в неопределенно-личном предл-и лицо, выполняющее действие, точно определить нельзя.

  15. Обратите внимание на то, как человек определяет свое место в мире по от­ношению к другим людям. Вот он — Я. Кто рядом со мной — МЫ. Напротив меня — ТЫ или ВЫ. Все остальные — ОНИ. Эта необычная классификация нашла отражение в язы­ке. Догадались, каким образом? Правильно, подсказка содержится в форме сказуемого.

  16. V. Первичное закрепление

  17. 1. Объяснительный диктант.

  18. Задание. Определить вид односоставных предложений. (В качестве примеров использованы названия фильмов и передач.)

  1. 1. Снимите это немедленно.

  2. 2. Пусть говорят.

  3. 3. Мы катались на коньках.

  4. 4. Девятая рота.

  5. 5. Ну, погоди!

  6. 6. Понять и простить.

  7. 7. Красиво жить не запретишь.

  8. 8. Угнать за 60 секунд.

  9. 9. Доживём до понедельника.

  10. 10. Операция «Ы».

  1. Ответы: 1 – ОЛП, 2 – НЛП, 3 – двусост., 4 – Наз., 5 – ОЛП, 6 – БП, 7 – ОЛП, 8 – БП, 9 – ОЛП, 10 – Наз.

  2. Учитель: Видите, не слишком просто такое задание выполнить без ошибок, поэтому мы начинаем на практике разбираться с темой «Односоставные предложения», выполняя самую простую работу – отличить двусоставные предложения и односоставные определённо-личные.

  3. Физкультминутка «Квадрат»

  4. Закройте глаза. Представьте себе большой квадрат. Переведите взгляд в его правый верхний угол, в левый нижний, в левый верх­ний, в правый нижний. Повторить 2 раза.

  5. VI. Изучение нового материала

  6. 1. Упр. 185 (устно – сопоставительный анализ предложений).

  7. 2. Чтение правила на с. 108, объяснение учителя.

  8. Определённо-личные предложения по смыслу близки к двусостав­ным с местоимениями-подлежащими я, мы, ты, вы, но отличаются тем, что в них есть только один главный член. Сравните:

    1. Двусоставные предложения

    2. Утром я встаю в 7 часов.

    3. Я делаю зарядку. Потом я умываюсь и завтракаю.

    4. В 8 часов я выхожу из дома...

    1. Определённо-личные предложения

    2. Утром встаю в 7 часов.

    3. Делаю зарядку. Потом умываюсь и завтракаю.

    4. В 8 часов выхожу из дома...

  9. Без местоимений-подлежащих речь более динамична: Люблю грозу в начале мая (Ф. Тютчев). Вьюга снежная, пурга, напряди нам пряжи, взбей пушистые снега, словно пух лебяжий (С. Маршак).

  10. Определённо-личные предложения более лаконичны, чем двусо­ставные.

  11. Отсутствие подлежащего в определённо-личных предложениях уси­ливает действие и позволяет избежать назойливого повторения ненуж­ных для смысла я, мы, вы, ты.

  12. Определённо-личные предложения могут иметь обобщённое значе­ние в пословицах и афоризмах: Слезами горю не поможешь. Любишь кататься — люби и саночки возить. Век живи — век учись. Потерянное доверие не скоро найдёшь. (Посло­вицы)

  13. VII. Закрепление

  14. 1. Упр. 186.

  15. Гл. предл. сущ. предл. прил. сущ.

  16. 1. Идём по лесу со старым охотником. (Простое, повеств., невоскл., односост., опред.-личн., распр., полное). [ ] 2. Может, и самого бобра ещё увидим. 6. Будьте чистыми в мыслях, желаниях, будьте чистыми в поступках, будьте чистыми в пище.

  17. По составу: пере (приставка) – бир (корень) – а (суффикс) – я (суффикс)

  18. 2. Упр. 187.

  1. Осудите сначала себя самого.

  2. Научитесь искусству такому.

  3. А уж после судите врага своего

  4. и соседа по шару земному…

  5. Не в другом, а в себе побеждайте врага.

  6. А когда преуспеете в этом,

  7. Не придётся уж больше валять дурака –

  8. Вот и станете вы человеком.

  1. В тексте употребляются односоставные ОЛП. Сказуемое выражено глаголами в форме повелит. накл-я.

  2. По составу: о (приставка) – суд (корень) – и (окончание) – те (постфикс).

  3. Морфолог. разбор: Самого – мест., н.ф. сам; определит., м.р., ед.ч., В.п.; дополнение.

  4. 3. Упр. 188.

  1. Держи язык за зубами – не болтай лишнего, помалкивай.

  2. Заруби на носу – запомни.

  3. Не делай из мухи слона – не преувеличивай.

  4. Не заговаривай зубы – не отвлекай.

  5. Не суй свой нос – не вмешивайся, не всовывайся не в своё дело.

  6. Не трещи языком – не пустословь.

  1. С чужим человеком держи язык за зубами. Заруби себе на носу: врать и воровать нехорошо. Не делай из мухи слона после своего падения. Не заговаривай зубы приятелю, когда он занят. Не суй свой нос в чужую жизнь. Не трещи языком о том, что знаешь понаслышке.

  2. 4. Тестовая работа.

  3. 1. Укажите односоставное предложение.

  4. А. Под лежачий камень вода не течёт.

  5. Б. Не умеешь шить золотом – бей молотом.

  6. В. Запас кармана не трёт.

  7. Г. Правда в огне не горит и в воде не тонет.

  8. 2. Какие предложения не являются односоставными?

  9. А. На морозном воздухе было трудно дышать.

  10. Б. За окном виднелось уже вспаханное поле.

  11. В. Дело словом не заменишь.

  12. Г. Свод неба был тих и чист.

  13. 3. Укажите «лишнее» предложение.

  14. А. Ночь коротка.

  15. Б. Раньше встанешь – больше сделаешь.

  16. В. Старое старится, а молодое растёт.

  17. Г. Своя ноше не тянет.

  18. 4. Укажите определённо-личное предложение.

  19. А. Клин клином вышибают.

  20. Б. По одёжке встречают, по уму провожают.

  21. В. Хорошо в зимнем лесу.

  22. Г. На каждый роток не накинешь платок.

  23. 5. Укажите неопределённо-личное предложение.

  24. А. Не учись безделью, а учись рукоделью.

  25. Б. Ну, что стоишь над душой, как столб?

  26. В. На душе так светло и тихо.

  27. Г. За одного битого двух небитых дают.

  28. 6. Укажите безличное предложение.

  29. А. На улице похолодало.

  30. Б. Нас быстро подняли по тревоге.

  31. В. Вот мой дом!

  32. Г. Цыплят по осени считают.

  33. 7. Укажите «лишнее» предложение.

  34. А. Встанешь раньше – шагнёшь дальше.

  35. Б. Старайся дать уму как можно больше пользы.

  36. В. Люблю морозный зимний воздух.

  37. Г. Что же, уходи!

  38. 8. Укажите лишнее предложение.

  39. А. Позвони мне через триста лет.

  40. Б. Всё больше люблю рассветы, всё меньше люблю закаты.

  41. В. Что ж не угощаете?

  42. Г. Из глаз её слезинки не выжмешь.

  43. 9. В каком определённо-личном предложении сказуемое выражено глаголом в форме 2-го лица ед.ч. изъявит. наклонения?

  44. А. За недобрые вести прости меня.

  45. Б. Целый день брожу по парку.

  46. В. Благословляю ежедневный труд.

  47. Г. Небось всё писем ждёшь?

  48. VIII. Домашнее задание (§ 23, упр. 189)

  49. IX. Подведение итогов урока

  50. - Какие бывают односоставные предложения?

  51. - Как их различить?

  52. - Зачем они нужны говорящему?

  53. X. Рефлексия. Выставление отметок

  • Кто может сказать, что хорошо усвоил тему?

  • Какой этап урока показался самым интересным?

  • Что было трудно?

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!