СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правила общения. Речь устная и письменная.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правила общения. Речь устная и письменная.»

12.04.24

Русский язык

4 класс

Раздел

Повторяем – узнаём новое.

Тема.

Правила общения. Речь устная и письменная.

Цели.

Сформировать представление о речевом этикете..

Закрепить знания о правилах ведения диалога.

Научить использоватьприобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы.

Термины и понятия

Приобретение навыков использования слов речевого этикета. Расширение кругозора вежливых слов. Умение аргументировано отвечать и доказывать своё мнение.

Диалог, дискуссия, общение, речь, собеседник, текст, язык, правила речевого этикета.

Мотивация.

Цели деятельности.

Проблемная ситуация.

УУД.

-мотивировать к изучению темы;

-стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме;

- обобщить представления обучающихся об общении и его видах.

-Ребята, каждый из вас, отдыхая летом, купались, ходили в лес , в гости, загорали. Посмотрите сценку о отдыхе летом.

(Заранее с детьми подготовить).

После каникул встретились Ваня и Аня и наперебой стали рассказывать своей учительнице о том , как они отдыхали летом.

-Мария Ивановна , я с родителями ездил на море, там я … -кричал Ваня.

Аня его перебила:

-А я тоже была на море и ходила …

Ваня не унимался:

-Да замолчи ты, дай сказать …

-Почему ты должен говорить , а не я?!

-Потому что я первый начал говорить ! А ты…

-Нет , ты замолчи!

Тут в разговор вступила учительница:

-Перестаньте ссориться, я из вашего разговора не поняла, как же вы отдохнули летом.


Провести беседу о правилах ведения диалога.

Дискуссия показала, что учащиеся пока не знают некоторых правил речевого этикета.

Есть ли у вас желание научиться речевому этикету?

Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению темы;

-развивать стремление быть вежливыми и культурными;

- желание научиться вести диалог на основе речевого этикета.

Познавательные умения:

— вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета.


Актуализация.

Цель деятельности.

Учебные задания.

«знания»(з), «умения»(у), «навыки» (н).

УУД.

-повторить знания о ведении беседы;

- сформулировать проблему;

-учить объяснять смысл пословиц, вырабатывать желание вести себя соответственно.

-Умеете ли вы благодарить своих родителей за выполненную просьбу. Преподнесённый подарок?

- Какими словами вы выражаете свою благодарность?

- Считаете ли вы себя вежливыми?

Задание 1

Словарная работа.

- Охарактеризовать слова : желание , желать, интерес, интересный.(Определить количество слогов, ударные и безударные слоги. Обратить внимание на «слабые» позиции гласных звуков)

Объясните значение слов «благодарность», «вежливый человек».

Сравнить с речью И.И.Самоварова на стр.10.

Задание 2 Учебник, стр.10, упр. 11 .

Подобрать пословицу к каждому из 5 правил общения . объяснить данные пословицы.

Личностные УУД:

- развить желание научиться правильно вести диалог

Познавательные умения:

— вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета.


Выявление места затруднения.

Цели деятельности.

Учебные задания.

УУД

Актуализировать знания:

— о понятиях «вежливая беседа», «речевой этикет»;

— о правилах оформления предложения на письме;

— о правописании изученных орфограмм;

• Сформировать:

— представления о формах речевого общения: беседа, письмо, диалог.


Задание 1

- Почему , имея большой словарный запас, друзья не всегда могут вести приятную беседу?

Это мы и должны сегодня выяснить.


Задание 2 (Работа в группах по карточкам)

Приложение 1.


Познавательные умения:

— отбирать необходимую информацию из литературных произведений;

— определять тему беседы и обосновывать своё мнение;

— определять структуру диалога и обосновывать своё мнение;

— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— планировать своё действие в соответствии с целью;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

— использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель деятельности.

Учебные задания.

УУД

Научить:

— определять тему разговора;

— оформлять главную мысль ключевыми словами из текста;

Изучить определение понятий: «этикет», «речевой этикет».

Задание 1

Расскажите, что вы знаете о этикете, о речевом этикете.

Этикет -свод правил поведения, принятых в данном обществе. 


Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Владение речевым этикетом порождает доверие и уважение.


Задание 2 учебник стр.12 упр14.

Прочитай советы. Каким из них вы воспользуетесь в общении с друзьями и близкими?

-Что является главным средством общения ? ( родной язык)

- Что ещё помогает людям понять друг друга? ( жесты и мимика)

Сообщение учителя.

Особенно ценится улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: ноги – ходить. Рот – есть –всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна .

Если бы не зеркала, вы её никогда бы не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за 10 дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет.

В. Солоухин

- В каких ситуациях важно улыбнуться собеседнику?

Задание 3

Учебник стр.11 упр.13

-Подумайте, какова была цель общения соседей с Персеем. Была ли достигнута цель? Почему?

- Выделенные слова разобрать по составу и охарактеризовать как часть речи ( работа у доски).

Познавательные умения:

— отбирать необходимую информацию из интернета;

—обосновывать своё мнение;

— определять тему текста;

— использовать полученную информацию при ответе на вопрос.

Регулятивные умения:

— планировать своё действие в соответствии с целью;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

— использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога.

Физкультминутка.


Первичное закрепление.

Цели деятельности.

Учебные задания.

УУД

Закрепить навыки:

-составления пословиц;

—составления предложений;

— восстанавливать текст из отдельных предложений;

—ответов на вопросы;

-отличать диалог среди других текстов.


-Придумать и записать предложения со словами приветствия, прощания, извинения.

Самооценка

Закончите предложение:

Я … (очень, не очень)доволен(льна) результатом своей работы.(Почему?)

Задание 2

- Соотнести левую и правую части пословиц и записать в тетрадь.

Не делай другому того, потом скажи.

Умей сказать, дай добрый совет.

Кто спорит, больней огня жжёт.

На добрый привет тот ничего не стоит.

Сначала подумай, умей и смолчать.

Недоброе слово чего не желаешь себе.

- Какую пословицу можно считать «золотым правилом общения»?


Познавательные умения:

— отбирать необходимую информацию;

—обосновывать своё мнение;

—восстанавливать текст пословиц;

— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение;

-объяснять смысл пословиц.


Самостоятельная работа.

Цели деятельности.

Учебные задания.

УУД

— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение;

— писать орфограммы

в новых словарных словах;

— адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога.

Задание 1

Можно ли человека незнающего речевого этикета, считать вежливым?

Обоснуйте своё мнение.

Вспомните и допишите мудрые советы, с которыми вы познакомились на уроке.

Регулятивные умения:

— планировать своё действие в соответствии с целью;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Самопроверка.

Взаимопроверка.

Повторение пройденного материала.

Цели деятельности.

Учебные задания.

УУД.

Используя электронные ресурсы повторить :

знания:

— о понятиях «беседа», «диалог», «этикет»;

— о правилах оформления предложения на письме;

— о правописании изученных орфограмм.

— представления о формах речевого общения: беседа, письмо, диалог.

— адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога.

Диск.

Электронное приложение к учебнику «Русский язык» 4 класс. Тема «Правила общения.» Задание «Диалог».

Задание 1

-Какие правила речевого этикета мы должны знать?

Правила нашей речи .

Говорите неторопливо, спокойно, вежливо, понятно, с уважением к собеседнику, в соответствии с общепринятой нормой произношения.


Познавательные умения:

— отбирать необходимую информацию;

— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— планировать своё действие в соответствии с целью;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Личностные :

-умение отвечать на поставленные вопросы;

- возможность адекватно оценивать свою деятельность;

-выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.


Рефлексия.


Цели деятельности.

Учебные задания.

Выяснить :

-чему научились на уроке;

-в чём были трудности.

-Какое задание было интересно выполнять?

- Что не получилось?

-Где допустили ошибку?

-Кому нужна помощь учителя или товарища?

Самоанализ

Закончите предложения:

1. Мне важно уметь правильно строить свою речь, потому что…

2. Чтобы правильно вести диалог, надо...

Подведение итогов урока.

Цели деятельности.

Учебные задания.

Подвести итоги работы на уроке.

Проверить знания о правилах речевого этикета.

Ответить на вопросы:

- Что является главным средством общения?

- Назовите помощников в общении.

-Какие правила речевого этикета необходимо использовать в речи?



9 этап. Домашнее задание.

Учебник стр. 12 , упр.15 . Выставление оценок за работу на уроке.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!