Раздел | Повторяем – узнаём новое. |
Тема. | Правила общения. Речь устная и письменная. |
Цели. | Сформировать представление о речевом этикете.. Закрепить знания о правилах ведения диалога. Научить использоватьприобретённые знания и умения в практической деятельности. |
Основное содержание темы. Термины и понятия | Приобретение навыков использования слов речевого этикета. Расширение кругозора вежливых слов. Умение аргументировано отвечать и доказывать своё мнение. Диалог, дискуссия, общение, речь, собеседник, текст, язык, правила речевого этикета. |
Мотивация. |
Цели деятельности. | Проблемная ситуация. | УУД. |
-мотивировать к изучению темы; -стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме; - обобщить представления обучающихся об общении и его видах. | -Ребята, каждый из вас, отдыхая летом, купались, ходили в лес , в гости, загорали. Посмотрите сценку о отдыхе летом. (Заранее с детьми подготовить). После каникул встретились Ваня и Аня и наперебой стали рассказывать своей учительнице о том , как они отдыхали летом. -Мария Ивановна , я с родителями ездил на море, там я … -кричал Ваня. Аня его перебила: -А я тоже была на море и ходила … Ваня не унимался: -Да замолчи ты, дай сказать … -Почему ты должен говорить , а не я?! -Потому что я первый начал говорить ! А ты… -Нет , ты замолчи! Тут в разговор вступила учительница: -Перестаньте ссориться, я из вашего разговора не поняла, как же вы отдохнули летом. Провести беседу о правилах ведения диалога. Дискуссия показала, что учащиеся пока не знают некоторых правил речевого этикета. Есть ли у вас желание научиться речевому этикету? | Личностные умения: — проявлять интерес к изучению темы; -развивать стремление быть вежливыми и культурными; - желание научиться вести диалог на основе речевого этикета. Познавательные умения: — вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета. |
Актуализация. |
Цель деятельности. | Учебные задания. «знания»(з), «умения»(у), «навыки» (н). | УУД. |
-повторить знания о ведении беседы; - сформулировать проблему; -учить объяснять смысл пословиц, вырабатывать желание вести себя соответственно. | -Умеете ли вы благодарить своих родителей за выполненную просьбу. Преподнесённый подарок? - Какими словами вы выражаете свою благодарность? - Считаете ли вы себя вежливыми? Задание 1 Словарная работа. - Охарактеризовать слова : желание , желать, интерес, интересный.(Определить количество слогов, ударные и безударные слоги. Обратить внимание на «слабые» позиции гласных звуков) Объясните значение слов «благодарность», «вежливый человек». Сравнить с речью И.И.Самоварова на стр.10. Задание 2 Учебник, стр.10, упр. 11 . Подобрать пословицу к каждому из 5 правил общения . объяснить данные пословицы. | Личностные УУД: - развить желание научиться правильно вести диалог Познавательные умения: — вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета. |
Выявление места затруднения. |
Цели деятельности. | Учебные задания. | УУД |
Актуализировать знания: — о понятиях «вежливая беседа», «речевой этикет»; — о правилах оформления предложения на письме; — о правописании изученных орфограмм; • Сформировать: — представления о формах речевого общения: беседа, письмо, диалог. | Задание 1 - Почему , имея большой словарный запас, друзья не всегда могут вести приятную беседу? Это мы и должны сегодня выяснить. Задание 2 (Работа в группах по карточкам) Приложение 1. | Познавательные умения: — отбирать необходимую информацию из литературных произведений; — определять тему беседы и обосновывать своё мнение; — определять структуру диалога и обосновывать своё мнение; — определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: — планировать своё действие в соответствии с целью; — выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения: — использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога. |
Построение проекта выхода из затруднения. |
Цель деятельности. | Учебные задания. | УУД |
Научить: — определять тему разговора; — оформлять главную мысль ключевыми словами из текста; Изучить определение понятий: «этикет», «речевой этикет». | Задание 1 Расскажите, что вы знаете о этикете, о речевом этикете. Этикет -свод правил поведения, принятых в данном обществе. Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Владение речевым этикетом порождает доверие и уважение. Задание 2 учебник стр.12 упр14. Прочитай советы. Каким из них вы воспользуетесь в общении с друзьями и близкими? -Что является главным средством общения ? ( родной язык) - Что ещё помогает людям понять друг друга? ( жесты и мимика) Сообщение учителя. Особенно ценится улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: ноги – ходить. Рот – есть –всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна . Если бы не зеркала, вы её никогда бы не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за 10 дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет. В. Солоухин - В каких ситуациях важно улыбнуться собеседнику? Задание 3 Учебник стр.11 упр.13 -Подумайте, какова была цель общения соседей с Персеем. Была ли достигнута цель? Почему? - Выделенные слова разобрать по составу и охарактеризовать как часть речи ( работа у доски). | Познавательные умения: — отбирать необходимую информацию из интернета; —обосновывать своё мнение; — определять тему текста; — использовать полученную информацию при ответе на вопрос. Регулятивные умения: — планировать своё действие в соответствии с целью; — выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения: — использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога. |
Физкультминутка. |
Первичное закрепление. |
Цели деятельности. | Учебные задания. | УУД |
Закрепить навыки: -составления пословиц; —составления предложений; — восстанавливать текст из отдельных предложений; —ответов на вопросы; -отличать диалог среди других текстов. | -Придумать и записать предложения со словами приветствия, прощания, извинения. Самооценка Закончите предложение: Я … (очень, не очень)доволен(льна) результатом своей работы.(Почему?) Задание 2 - Соотнести левую и правую части пословиц и записать в тетрадь. Не делай другому того, потом скажи. Умей сказать, дай добрый совет. Кто спорит, больней огня жжёт. На добрый привет тот ничего не стоит. Сначала подумай, умей и смолчать. Недоброе слово чего не желаешь себе. - Какую пословицу можно считать «золотым правилом общения»? | Познавательные умения: — отбирать необходимую информацию; —обосновывать своё мнение; —восстанавливать текст пословиц; — определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение; -объяснять смысл пословиц. |
Самостоятельная работа. |
Цели деятельности. | Учебные задания. | УУД |
— определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение; — писать орфограммы в новых словарных словах; — адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога. | Задание 1 Можно ли человека незнающего речевого этикета, считать вежливым? Обоснуйте своё мнение. Вспомните и допишите мудрые советы, с которыми вы познакомились на уроке. | Регулятивные умения: — планировать своё действие в соответствии с целью; — выполнять учебное действие в соответствии с планом. Самопроверка. Взаимопроверка. |
Повторение пройденного материала. |
Цели деятельности. | Учебные задания. | УУД. |
Используя электронные ресурсы повторить : знания: — о понятиях «беседа», «диалог», «этикет»; — о правилах оформления предложения на письме; — о правописании изученных орфограмм. — представления о формах речевого общения: беседа, письмо, диалог. — адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога. | Диск. Электронное приложение к учебнику «Русский язык» 4 класс. Тема «Правила общения.» Задание «Диалог». Задание 1 -Какие правила речевого этикета мы должны знать? Правила нашей речи . Говорите неторопливо, спокойно, вежливо, понятно, с уважением к собеседнику, в соответствии с общепринятой нормой произношения. | Познавательные умения: — отбирать необходимую информацию; — определять речевые ошибки в тексте и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: — планировать своё действие в соответствии с целью; — выполнять учебное действие в соответствии с планом. Личностные : -умение отвечать на поставленные вопросы; - возможность адекватно оценивать свою деятельность; -выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности. |
Рефлексия. |
Цели деятельности. | Учебные задания. |
Выяснить : -чему научились на уроке; -в чём были трудности. | -Какое задание было интересно выполнять? - Что не получилось? -Где допустили ошибку? -Кому нужна помощь учителя или товарища? Самоанализ Закончите предложения: 1. Мне важно уметь правильно строить свою речь, потому что… 2. Чтобы правильно вести диалог, надо... |
Подведение итогов урока. |
Цели деятельности. | Учебные задания. |
Подвести итоги работы на уроке. Проверить знания о правилах речевого этикета. | Ответить на вопросы: - Что является главным средством общения? - Назовите помощников в общении. -Какие правила речевого этикета необходимо использовать в речи? |
9 этап. Домашнее задание. |
Учебник стр. 12 , упр.15 . Выставление оценок за работу на уроке. |