Предмет: Русский родной язык
Класс: 9
УМК: Русский родной язык. 9 класс : учебное пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М. : Просвещение.
Тема урока: Официально-деловой стиль речи. Деловое письмо.
Тип урока: Урок повторения и обобщения.
Цели:
Личностные:
Осознание учащимися практической значимости учебного материала и ценности совместной деятельности
Предметные:
Создание условий для деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы «Официально-деловой стиль речи. Деловое письмо»;
Организация деятельности школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.
Метапредметные:
Обеспечение развития умений
- планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения
- осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию
Создание условий для развития умений
- строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
- эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;
Оборудование: компьютер со слайдовой презентацией «Официально-деловой стиль», раздаточный материал, портфель, планшеты с магнитами, рабочие листы.
.
Ход урока:
I. Организационный момент. Стадия вызова.
-Привет, друзья, присаживайтесь.
-Попрошу вас сформулировать тему нашего урока, перед этим посмотрим на экран.
- Представьте себе, что вам нужно пойти в кино, в офис, в спортивный зал или на дискотеку, что из одежды вы выберите?
-Трудно вам было это сделать? А почему? (При выборе одежды нужно учитывать место, время, ситуацию)
-Как будет выглядеть человек, который в спортивном костюме придет в театр? (нелепо, смешно, странно)
-Ребята, ничего странного не было в том, как я сегодня с вами начала урок? (вы использовали разговорную речь)
-Как я должна была начать урок (более официально)
-Вы хорошо себя чувствуете? Настроение хорошее? Тогда продолжим наш разговор.
-Кто попробует сформулировать тему урока? (Официально-деловой стиль речи)
/запись числа, темы в рабочие листы/
II. Этап актуализации. Формулирование целей и задач урока.
-Что такое стиль речи?
Обучающийся: Стиль речи - это разновидность языка, которая используется в какой-либо конкретной сфере человеческой деятельности: в быту, в деловых отношениях, в науке или пропагандистской работе, в художественном творчестве. Каждой сфере соответствует свой стиль речи.
Учитель: Назовите известные вам стили речи.
Обучающийся: Разговорный, публицистический, научный, художественный, официально-деловой.
Какой стиль речи, на ваш взгляд, имеет большую практическую направленность для каждого человека? Почему?
Учитель: Дайте, пожалуйста, определение официально-деловому стилю речи.
/ Официально-деловой стиль - один из книжных стилей речи, основная задача которого - сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать точные указания, рекомендации./
-Назовите особенности текстов официально-делового стиля речи.
Обучающийся:
• информативная направленность и лаконичность изложения;
• стандартное изложение и расположение материала;
• повествовательный характер речи, прямой порядок слов;
• использование речевых клише;
• минимальное количество эмоционально окрашенных слов;
• употребление особой официальной и канцелярской терминологии и фразеологии;
• точность и ясность формулировок.
Учитель: Назовите сферу применения (использования) ОФДСР
Обучающийся: Переписка граждан с учреждениями, учреждений друг с другом, составление государственных документов и деловых писем.
Учитель: На какие два подстиля делится официально-деловой стиль речи?
( Официально-документальный и обиходно-деловой)
-Что такое деловое письмо, деловая переписка? С какими видами деловых писем вы встречались? (ответы учащихся).
- Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока.(формулировка целей учениками)
Учитель: На сегодняшнем уроке мы постараемся повторить сведения о языке официальном, языке деловых отношений.
III Повторение пройденного материала. Практическая деятельность обучающихся.
Учитель: Так как официально-деловой стиль – это язык различных документов, попробуем составить азбуку делового человека
Задание1. «Азбука делового человека». По толкованию лексического значения угадать слово, записать
Описание своей жизни. (Автобиография).
Описание чьей-то жизни. (Биография).
Документ, которым доверяется кому-нибудь действовать от имени выдавшего этот документ. (Доверенность).
Обязательное правило, постановление, установленное верховной государственной властью. (Закон).
Официальное сообщение в устной или письменной просьбе о чем-либо. (Заявление).
Запись выступления участников собрания, совещания и принятых решений по обсуждаемым вопросам. (Протокол).
Документ, в котором в краткой форме, но емко изложены основные сведения о человеке. Как можно выигрышно и предельно объективно представить себя. (Резюме).
Документ, в котором говорится о деловых качествах человека, а также о тех личных качествах, которые могут полнее раскрыть человека. (Характеристика).
Учитель: Современный молодой человек, конечно же, должен обладать правильной грамотной речью. Поэтому изучение делового русского языка — необходимость!
Задание 2
Расставьте ударения в выделенных словах (работа с пластиковыми карточками и маркерами, взаимопроверка)
Мы подписали договОр на приобретение недвижимости.
Администрация ходАтайствует о присвоении нашей школе имени К.Д. Ушакова.
Спешу вас увЕдомить о нашем местонахождении.
ЭкспЕртная комиссия приступила к работе.
ОбеспЕчение кадрами играет важную роль в проведении реформы.
Нужно организовать ещё один отдел, чтобы облегчИть работу вновь созданному комитету.
Все срЕдства направлены на погашение задолженностей
Учитель: Перечислите лексические признаки официально-делового стиля речи (ответы учеников)
Задание 3. Работа с учебником. Стр.107 упр.169. Из данных слов и словосочетаний выберите лексику, характерную для деловой речи (стиля). /Обучающиеся комментируют свои ответы «по цепочке»/
Задание 4 . Перестройте предложения таким образом, чтобы они соответствовали официально-деловому стилю. /Проверка задания по эталону/
1) Попросить выполнять пока обязанности заместителя декана Ковалеву В.С.
2) Приказываю, чтобы за безопасность учеников во время экскурсии отвечала классный руководитель 9-го «Б» класса Иванова В.М.
3) Надо рассказать всем преподавателям о новой инструкции.
4) Студент группы С-45 уже не раз отвратительно вел себя на занятиях по высшей математике.
5) Так как Городская дума приняла такое решение, надо ввести новые цены на коммунальные услуги.
1. Обращаюсь с просьбой выполнять временно обязанности заместителя декана Ковалеву В.С.
2. Приказываю нести ответственность за безопасность учащихся во время экскурсии классному руководителю 9-го «Б» класса Иванова В.М.
3. Необходимо довести до сведения преподавателей содержание новой инструкции.
4. Студент группы С-45 уже не в первый раз вел себя неподобающим образом на занятиях по высшей математике.
5. В связи с тем решение Городской думы необходимо утвердить новые цены на коммунальные услуги.
Задание 7: «Собери деловое письмо»
Учитель: Когда двое мальчишек в школе говорят между собой, никого не удивит реплика:
- Ты опять “пару” хватанул? Эх, ты! То “пара”, то “кол”. Смотри “всыпят” тебе”.
Но если вы увидите деловое письмо классного руководителя, в котором говорится:
“Привет Александр! Поскольку твой сын опять “хватанул” “пару, а в дневнике у него то “пара”, то “кол”, я буду вынужден “всыпать” ему как следует!” - вы решите, что классный руководитель совсем забыл официально-деловую лексику.
Какое же деловое письмо может отправить классный руководитель?
У вас на столах лежат обрывки этого письма. Вам необходимо соединить эти части, чтобы получилось настоящее деловое письмо.
Проверка задания.
Уважаемый Александр Николаевич!
Ваш сын систематически не готов к урокам. За последнюю неделю он получил восемь неудовлетворительных оценок. Прошу Вас прийти в школу.
Классный руководитель Смирнова Л.Н.
Учитель: Навыки по составлению и грамотному чтению деловых бумаг нам крайне необходимы в повседневной жизни, поэтому такой урок имеет высокую практическую направленность. Пригодятся ли вам в ближайшее время навыки заполнения официально-деловых документов? Где? (ответы учеников)
IV Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: На занятии мы повторили, что такое стиль речи, вспомнили, какие бывают стили речи, вспомнили особенности официально-делового стиля и закрепили знания в ходе выполнения упражнений.
-Скажите, пожалуйста, каким должен быть язык современного делового человека?
Домашнее задание:
Карточка №1
Расставьте ударения в выделенных словах.
Мы подписали договор на приобретение недвижимости.
Администрация ходатайствует о присвоении нашей школе имени К.Д. Ушакова.
Спешу вас уведомить о нашем местонахождении.
Экспертная комиссия приступила к работе.
Обеспечение кадрами играет важную роль в проведении реформы.
Нужно организовать ещё один отдел, чтобы облегчить работу вновь созданному комитету.
Все средства направлены на погашение задолженностей.
Карточка №2
Перестройте предложения таким образом, чтобы они соответствовали официально-деловому стилю.
1) Попросить выполнять пока обязанности заместителя декана Ковалеву В.С.
2) Приказываю, чтобы за безопасность учеников во время экскурсии отвечала классный руководитель 9-го «Б» класса Иванова В.М.
3) Надо рассказать всем преподавателям о новой инструкции.
4) Студент группы С-45 уже не раз отвратительно вел себя на занятиях по высшей математике.
5) Так как Городская дума приняла такое решение, надо ввести новые цены на коммунальные услуги.
Карточка №3: «Собери деловое письмо»
Когда двое мальчишек в школе говорят между собой, никого не удивит реплика:
- Ты опять “пару” хватанул? Эх, ты! То “пара”, то “кол”. Смотри “всыпят” тебе”.
Но если вы увидите деловое письмо классного руководителя, в котором говорится:
“Привет Александр! Поскольку твой сын опять “хватанул” “пару, а в дневнике у него то “пара”, то “кол”, я буду вынужден “всыпать” ему как следует!” - вы решите, что классный руководитель совсем забыл официально-деловую лексику.
Какое же деловое письмо может отправить классный руководитель? Вам необходимо соединить обрывки текста, чтобы получилось настоящее деловое письмо.