СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Официально-деловой стиль речи. Деловое письмо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по родному (русскому языку) на тему "Официально-деловой стиль речи. Деловое письмо."

Просмотр содержимого документа
«Официально-деловой стиль речи. Деловое письмо.»

Предмет: Русский родной язык

Класс: 9

УМК: Русский родной язык. 9 класс : учебное пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — М. : Просвещение.

Тема урока: Официально-деловой стиль речи. Деловое письмо.

Тип урока: Урок повторения и обобщения.

Цели:

Личностные:

Осознание учащимися практической значимости учебного материала и ценности совместной деятельности

Предметные:

Создание условий для деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы «Официально-деловой стиль речи. Деловое письмо»;

Организация деятельности школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.

Метапредметные:

Обеспечение  развития умений

- планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения

- осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию

Создание  условий для развития умений

-  строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

- эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;

Оборудование: компьютер со слайдовой презентацией «Официально-деловой стиль», раздаточный материал, портфель, планшеты с магнитами, рабочие листы.

.

                                                 Ход урока:

I. Организационный момент. Стадия вызова.

-Привет, друзья, присаживайтесь.

-Попрошу вас сформулировать тему нашего урока, перед этим посмотрим на экран.

- Представьте себе, что вам нужно пойти в кино, в офис, в спортивный зал или на дискотеку, что из одежды вы выберите?

-Трудно вам было это сделать? А почему? (При выборе одежды нужно учитывать место, время, ситуацию)

-Как будет выглядеть человек, который в спортивном костюме придет в театр? (нелепо, смешно, странно)

-Ребята, ничего странного не было в том, как я сегодня с вами начала урок? (вы использовали разговорную речь)

-Как я должна была начать урок (более официально)

-Вы хорошо себя чувствуете? Настроение хорошее? Тогда продолжим наш разговор.

-Кто попробует сформулировать тему урока? (Официально-деловой стиль речи)

/запись числа, темы в рабочие листы/

II. Этап актуализации. Формулирование целей и задач урока.

-Что такое стиль речи?

Обучающийся: Стиль речи - это разновидность языка, которая используется в какой-либо конкретной сфере человеческой деятельности: в быту, в деловых отношениях, в науке или пропагандистской работе, в художественном творчестве. Каждой сфере соответствует свой стиль речи.

Учитель: Назовите известные вам стили речи.

Обучающийся: Разговорный, публицистический, научный, художественный, официально-деловой.

Какой стиль речи, на ваш взгляд, имеет большую практическую   направленность для каждого человека? Почему?  

Учитель: Дайте, пожалуйста, определение официально-деловому стилю речи.

/ Официально-деловой стиль - один из книжных стилей речи, основная задача которого - сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать точные указания, рекомендации./

  -Назовите особенности текстов официально-делового стиля речи.

Обучающийся:

• информативная направленность и лаконичность изложения;

• стандартное изложение и расположение материала;

• повествовательный характер речи, прямой порядок слов;

• использование речевых клише;

• минимальное количество эмоционально окрашенных слов;

• употребление особой официальной и канцелярской терминологии и фразеологии;

• точность и ясность формулировок.

Учитель: Назовите сферу применения (использования) ОФДСР

Обучающийся: Переписка граждан с учреждениями, учреждений друг с другом, составление государственных документов и деловых писем.

Учитель: На какие два подстиля делится официально-деловой стиль речи?

( Официально-документальный и обиходно-деловой)

-Что такое деловое письмо, деловая переписка? С какими видами деловых писем вы встречались? (ответы учащихся).

- Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока.(формулировка целей учениками)


Учитель: На сегодняшнем уроке мы постараемся повторить сведения о языке официальном, языке деловых отношений.

III Повторение пройденного материала. Практическая деятельность обучающихся.

Учитель: Так как официально-деловой стиль – это язык различных документов, попробуем составить азбуку делового человека

Задание1. «Азбука делового человека». По толкованию лексического значения угадать слово, записать

  1. Описание своей жизни. (Автобиография).

  2. Описание чьей-то жизни. (Биография).

  3. Документ, которым доверяется кому-нибудь действовать от имени выдавшего этот документ. (Доверенность).

  4. Обязательное правило, постановление, установленное верховной государственной властью. (Закон).

  5. Официальное сообщение в устной или письменной просьбе о чем-либо. (Заявление).

  6. Запись выступления участников собрания, совещания и принятых решений по обсуждаемым вопросам. (Протокол).

  7. Документ, в котором в краткой форме, но емко изложены основные сведения о человеке. Как можно выигрышно и предельно объективно представить себя. (Резюме).

  8. Документ, в котором говорится о деловых качествах человека, а также о тех личных качествах, которые могут полнее раскрыть человека. (Характеристика).

Учитель: Современный молодой человек, конечно же, должен обладать правильной грамотной речью. Поэтому  изучение делового русского языка  — необходимость!

Задание 2

Расставьте ударения в выделенных словах (работа с пластиковыми карточками и маркерами, взаимопроверка)

Мы подписали договОр на приобретение недвижимости.

Администрация ходАтайствует о присвоении нашей школе имени К.Д. Ушакова.

Спешу вас увЕдомить о нашем местонахождении.

ЭкспЕртная комиссия приступила к работе.

ОбеспЕчение кадрами играет важную роль в проведении реформы.

Нужно организовать ещё один отдел, чтобы облегчИть работу вновь созданному комитету.

Все срЕдства направлены на погашение задолженностей


Учитель: Перечислите лексические признаки официально-делового стиля речи (ответы учеников)

Задание 3. Работа с учебником. Стр.107 упр.169. Из данных слов и словосочетаний выберите лексику, характерную для деловой речи (стиля). /Обучающиеся комментируют свои ответы «по цепочке»/

Задание 4 . Перестройте предложения таким образом, чтобы они соответствовали официально-деловому стилю. /Проверка задания по эталону/

1) Попросить выполнять пока обязанности заместителя декана Ковалеву В.С.

2) Приказываю, чтобы за безопасность учеников во время экскурсии отвечала классный руководитель 9-го «Б» класса Иванова В.М.

3) Надо рассказать всем преподавателям о новой инструкции.

4) Студент группы С-45 уже не раз отвратительно вел себя на занятиях по высшей математике.

5) Так как Городская дума приняла такое решение, надо ввести новые цены на коммунальные услуги.

1. Обращаюсь с просьбой выполнять временно обязанности заместителя декана Ковалеву В.С.
2. Приказываю нести ответственность за безопасность учащихся во время экскурсии классному руководителю 9-го «Б» класса Иванова В.М.

3. Необходимо довести до сведения преподавателей содержание новой инструкции.
4. Студент группы С-45 уже не в первый раз вел себя неподобающим образом на занятиях по высшей математике.

5. В связи с тем решение Городской думы необходимо утвердить новые цены на коммунальные услуги.

Задание 7: «Собери деловое письмо»

Учитель: Когда двое мальчишек в школе говорят между собой, никого не удивит реплика:

- Ты опять “пару” хватанул? Эх, ты! То “пара”, то “кол”. Смотри “всыпят” тебе”.

Но если вы увидите деловое письмо классного руководителя, в котором говорится:

“Привет Александр! Поскольку твой сын опять “хватанул” “пару, а в дневнике у него то “пара”, то “кол”, я буду вынужден “всыпать” ему как следует!” - вы решите, что классный руководитель совсем забыл официально-деловую лексику.

Какое же деловое письмо может отправить классный руководитель?

У вас на столах лежат обрывки этого письма. Вам необходимо соединить эти части, чтобы получилось настоящее деловое письмо.

Проверка задания.

Уважаемый Александр Николаевич!

Ваш сын систематически не готов к урокам. За последнюю неделю он получил восемь неудовлетворительных оценок. Прошу Вас прийти в школу.

Классный руководитель Смирнова Л.Н.


Учитель: Навыки по составлению и грамотному чтению деловых бумаг нам крайне необходимы в повседневной жизни, поэтому такой урок  имеет высокую практическую направленность. Пригодятся ли вам в ближайшее время навыки заполнения официально-деловых документов? Где? (ответы учеников)


IV Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: На занятии мы повторили, что такое стиль речи, вспомнили, какие бывают стили речи, вспомнили особенности официально-делового стиля и закрепили знания в ходе выполнения упражнений.

-Скажите, пожалуйста, каким должен быть язык современного делового человека?

Домашнее задание:














Карточка №1

Расставьте ударения в выделенных словах.

Мы подписали договор на приобретение недвижимости.

Администрация ходатайствует о присвоении нашей школе имени К.Д. Ушакова.

Спешу вас уведомить о нашем местонахождении.

Экспертная комиссия приступила к работе.

Обеспечение кадрами играет важную роль в проведении реформы.

Нужно организовать ещё один отдел, чтобы облегчить работу вновь созданному комитету.

Все средства направлены на погашение задолженностей.

Карточка №2

Перестройте предложения таким образом, чтобы они соответствовали официально-деловому стилю.

1) Попросить выполнять пока обязанности заместителя декана Ковалеву В.С.

2) Приказываю, чтобы за безопасность учеников во время экскурсии отвечала классный руководитель 9-го «Б» класса Иванова В.М.

3) Надо рассказать всем преподавателям о новой инструкции.

4) Студент группы С-45 уже не раз отвратительно вел себя на занятиях по высшей математике.

5) Так как Городская дума приняла такое решение, надо ввести новые цены на коммунальные услуги.

Карточка №3: «Собери деловое письмо»

Когда двое мальчишек в школе говорят между собой, никого не удивит реплика:

- Ты опять “пару” хватанул? Эх, ты! То “пара”, то “кол”. Смотри “всыпят” тебе”.

Но если вы увидите деловое письмо классного руководителя, в котором говорится:

“Привет Александр! Поскольку твой сын опять “хватанул” “пару, а в дневнике у него то “пара”, то “кол”, я буду вынужден “всыпать” ему как следует!” - вы решите, что классный руководитель совсем забыл официально-деловую лексику.

Какое же деловое письмо может отправить классный руководитель? Вам необходимо соединить обрывки текста, чтобы получилось настоящее деловое письмо.

уважаемый



систематически





семь



меры











к урокам





Александр Николаевич





не готов













он получил



оценок





ваш сын


примите







классный руководитель













Смирнова Л.Н.





неудовлетворительных





за последнюю неделю