Д
емонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 2 / 33
Основной государственный экзамен по БИОЛОГИИ
Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов основного государственного
экзамена 2024 года по БИОЛОГИИ
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ)
Демонстрационный вариант
контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2024 года
по БИОЛОГИИ
подготовлен федеральным государственным бюджетным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2024 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2024 г. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2024 г., приведён в кодификаторе проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по биологии, размещённом на сайте: www.fipi.ru.
В демонстрационном варианте представлены конкретные примеры заданий, не исчерпывающие всего многообразия возможных формулировок заданий на каждой позиции варианта экзаменационной работы.
Все задания, используемые для составления экзаменационных вариантов, размещены в открытом банке заданий ОГЭ на сайте fipi.ru.
Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведённые критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.
Эти сведения дают будущим участникам экзамена возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по биологии.
© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 3 / 33 Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 4 / 33
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного
государственного экзамена 2024 года по БИОЛОГИИ
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
26 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом, а часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по биологии даётся 2,5 часа (150 минут).
Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 2–21 записываются в виде цифры, последовательности цифр или букв. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
К заданиям 22–26 следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на бланке ответов № 2.
Все бланки заполняются яркими чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
На экзамене по биологии разрешается использовать линейку и непрограммируемый калькулятор.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполнение задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответами к заданиям 1–21 являются слово (словосочетание), цифра, последовательность цифр или букв. Ответы укажите сначала в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
1
На рисунке отображены изменения, произошедшие с растением в ходе эксперимента по его перемещению из холодного помещения в тёплое.
Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует данный опыт? Ответ:
© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 5 / 33 Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 6 / 33
2
Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ ЦАРСТВА
Изучите график зависимости скорости одной из ферментативных реакций в холоднокровном организме от температуры (по оси х отложена температура организма (°С), а по оси у – относительная скорость химической реакции (усл. ед.)).
4
y А) серая жаба
Б) трутовик окаймлённый В) дуб черешчатый
Г) холерный вибрион
Бактерии
Грибы 30
Животные 25
Растения
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 20
15
Ответ: 10
3
Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
отряд Воробьинообразные
род Вороны
вид Серая ворона
класс Птицы
тип Хордовые Ответ:
5
0 31 33 35 37 39 41 43 45 x
Какие два из приведённых ниже описаний характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?
Скорость ферментативной реакции в холоднокровном организме
с повышением температуры резко снижается, достигая своего минимального значения, после чего возрастает
с повышением температуры непрерывно медленно растёт
имеет минимальное значение в интервале 31–33 ºС
с повышением температуры растёт, достигая своего максимального значения, после чего снижается
достигает максимума при температуре в пределах 37–39 ºС Ответ:
© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 7 / 33 Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 8 / 33
5
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян огурцов. Запишите цифры, которыми обозначены пункты инструкции, в правильной последовательности в таблицу.
На влажную фильтровальную бумагу положите 10 семян огурцов.
Закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой.
Смочите фильтровальную бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной.
Через несколько дней обследуйте семена, результаты занесите в дневник наблюдений.
Возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу.
Поставьте закрытую тарелку в тёплое место.
Ответ:
6
Какой физиологический показатель измеряют с помощью прибора, изображённого на рисунке?
Известно, что пырей ползучий – многолетнее сорное растение с хорошо развитым корневищем.
7
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию
данных признаков этого растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
Это дикорастущее растение обитает на землях, используемых в качестве сельскохозяйственных угодий.
Питательные вещества у пырея откладываются в хорошо развитые подземные побеги.
Фрагменты корневища пырея не отмирают в почве в течение двух-трёх лет.
Растение служит кормом для домашнего скота.
Растение относят к семейству Злаковые (Мятликовые).
Сок свежих листьев в народной медицине используют для лечения простуды, бронхита и пневмонии.
Ответ:
8
Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь.
Структура клетки | Процесс |
Аппарат Гольджи | Упаковка и сортировка молекул |
… | Синтез АТФ |
влажность кожи
уровень глюкозы в крови
насыщение крови кислородом
плотность ногтевой пластины Ответ:
Какой термин следует вписать на место пропуска в этой таблице?
лизосома
вакуоль
митохондрия
клеточный центр Ответ:
© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 9 / 33 Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 10 / 33
9
Что характерно для покрытосеменных растений? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
приспособления к разным видам опыления
размножение спорами
двойное оплодотворение
наличие ризоидов
наличие цветков и плодов
внешнее оплодотворение Ответ:
Установите соответствие между признаками и классами животных: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
11
1
2 ПРИЗНАКИ КЛАССЫ
10
Вставьте в текст «Размножение организмов» пропущенные элементы из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ
В природе существует два способа размножения: (А) и (Б). Первый способ связан с (В), происходящим в результате слияния мужских и женских (Г). Биологическим значением второго способа является сохранение всей наследственной информации материнского организма у потомков.
А) У части представителей в развитии имеется стадия куколки.
Б) Подавляющее большинство представителей – хищники.
В) Тело животных состоит из головы, груди и брюшка.
Г) Животные, как правило, поглощают только жидкую пищу.
Д) Животные имеют четыре пары ходильных ног.
Е) На голове животных располагаются простые и сложные глаза.
1) 1
2) 2
Список элементов:
клонирование
митоз
половое
почкование
бесполое
оплодотворение
спора
гамета Ответ:
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:
12
Верны ли следующие суждения о грибах?
А. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные организмы.
Б. Грибы питаются только готовыми органическими веществами.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны Ответ:
© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 11 / 33
13
Рассмотрите фотографию кошки серо-белого окраса. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению кошки, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма головы, форма глаз.
Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 12 / 33
В. Форма головы
А. Окрас шерсти
Г. Форма глаз
Б. Форма ушей
© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 13 / 33 Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 14 / 33
Д. Исходя из фрагмента описания породы, определите, соответствует ли данная особь по признакам, определяемым по фотографии, стандартам породы американский кёрл.
Породу отличает многообразие окрасов короткошёрстных и длинношёрстных кошек. Для породы характерны клиновидная форма головы и большие миндалевидные глаза. Главная особенность породы – широкие у основания и закрученные назад уши. У каждой особи своя степень закрученности уха.
соответствует
не соответствует
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Под каким номером изображён головной мозг человека?
14
1) 3)
2) 4)
Ответ:
15
Эритроциты могут переносить кислород и углекислый газ, так как в их цитоплазме содержится
инсулин
гемоглобин
холестерин
фибрин Ответ:
© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 15 / 33 Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 16 / 33
16
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение скелета руки человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Установите соответствие между характеристиками и отделами кишечника: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
18
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТДЕЛЫ КИШЕЧНИКА
А) завершение переваривания белков, углеводов и липидов
Б) всасывание органических веществ в кровь и лимфу
В) содержание ворсинок Г) расщепление клетчатки
Д) формирование каловых масс
толстый
тонкий
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
лучевая кость
локтевая кость
малоберцовая кость
кость предплечья
ключица
лопатка Ответ:
17
Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Что характерно для гуморальной регуляции?
сигнал передаётся через жидкие среды организма
включается медленно и действует долго
сигналом является нервный импульс
сигналом является химическое вещество
сигнал распространяется по рефлекторным дугам
регуляция включается быстро и действует короткое время Ответ:
© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Ответ:
© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 17 / 33 Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 18 / 33
19
Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на схеме, и выполните задания 19–21.
Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для
экологического описания свиристеля.
Список характеристик:
продуцент
листовой вредитель
пищевой конкурент синицы
консумент первого и второго порядков
консумент третьего порядка
способствует распространению плодов и семян Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.
Ответ:
20
Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит мышь. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.
Ответ:
21
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы опушки леса. Как изменится численность лягушек и лисиц, если в течение нескольких лет наблюдалось увеличение численности мышей?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
увеличится
уменьшится
не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Численность лягушек | Численность лисиц |
| |
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1
в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 19 / 33 Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 20 / 33
Часть 2
Для записи ответов на задания 22–26 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (22, 23 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
22
Рассмотрите рисунок с изображением моллюска. К какому классу относят этого моллюска? С какой целью моллюсков этого класса подселяют в аквариумы с рыбами и растениями?
23
Учёные изучали влияние бактерий, поражающих клетки печени, на развитие гепатита у мышей. Одной группе мышей давали с едой живую культуру бактерий, а другой – контрольной – давали еду с бактериями, предварительно убитыми кипячением. Выяснилось, что количество изменённых клеток в печени становится очень большим при заражении живыми бактериями, но не меняется у мышей, получавших убитую культуру.
Какой вывод можно сделать из этого исследования? Объясните, почему в качестве контроля использовались убитые кипячением бактерии, а не просто вода.
Прочитайте текст и выполните задание 24.
ЛИСТОПАД
В условиях умеренного климата осенью многим растениям не хватает воды. Интенсивность поглощения воды из почвы корнями существенно снижается, в то время как испарение с поверхности листьев практически не изменяется. Следовательно, потеря воды растением превышает поступление воды в него. Если бы деревья и кустарники не сбрасывали листву, они бы засыхали.
Другой причиной сбрасывания листьев является защита от механических повреждений. Вероятность поломок ветвей в зимний период возрастает из-за массы налипающего на ветви снега.
Установлено, что листопад очищает растения от вредных веществ. Листья осенью содержат минеральных веществ намного больше, чем весной и летом. То есть при подготовке к листопаду ненужные растению вещества перемещаются в листья, а нужные вещества перемещаются из них в другие органы (стебли и корни). Опавшая листва, находясь на земле, приносит пользу растению: защищает корни и семена от промерзания, питает грунт органическими и минеральными веществами.
Сроки сезонного листопада в разных широтах разные. На широте средней полосы России процесс активного сбрасывания листьев растениями начинается во второй половине сентября и завершается в основном к середине октября. Интересно, что у растений, произрастающих вблизи уличных фонарей, листопад начинается несколько позже.
24
Используя содержание текста «Листопад» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
Как изменяется баланс поступающей в растение и испаряющейся через листья воды с наступлением осени?
Какую пользу приносят опавшие листья растению? Приведите один пример.
Почему смена листьев у тропических деревьев происходит постепенно и у них нет безлистного периода?
© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 21 / 33 Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 22 / 33
25
Пользуясь таблицей 1 «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
Таблица 1
Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека (в %)
Составные вещества | Плазма крови | Первичная моча | Вторичная моча |
Белки, жиры, гликоген | 7–9 | Отсутствуют | Отсутствуют |
Глюкоза | 0,1 | 0,1 | Отсутствует |
Натрий (в составе солей) | 0,3 | 0,3 | 0,4 |
Хлор (в составе солей) | 0,37 | 0,37 | 0,7 |
Калий (в составе солей) | 0,02 | 0,02 | 0,15 |
Мочевина | 0,03 | 0,03 | 2,0 |
Мочевая кислота | 0,004 | 0,004 | 0,05 |
Концентрация какого вещества практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?
Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной?
© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Рассмотрите таблицы 2, 3 и выполните задание 26.
Таблица 2
Энергозатраты при различных видах физической активности
Виды физической активности | Энергетические затраты |
Прогулка – 5 км/ч; езда на велосипеде – 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля народная | 4,5 ккал/мин. |
Прогулка – 5,5 км/ч; езда на велосипеде – 13 км/ч; настольный теннис; большой теннис (парный) | 5,5 ккал/мин. |
Ритмическая гимнастика; прогулка – 6,5 км/ч; езда на велосипеде – 16 км/ч; каноэ – 6,5 км/ч; верховая езда – быстрая рысь | 6,5 ккал/мин. |
Роликовые коньки – 15 км/ч; прогулка – 8 км/ч; езда на велосипеде – 17,5 км/ч; бадминтон – соревнования; большой теннис – одиночный разряд; лёгкий спуск с горы на лыжах; водные лыжи | 7,5 ккал/мин. |
Бег трусцой; езда на велосипеде – 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в воде | 9,5 ккал/мин. |
Таблица 3
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания
Блюда | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) | Энергетическая ценность (ккал) |
Борщ сибирский | 4 | 17 | 7 | 200 |
Лапша куриная | 12 | 4 | 20 | 165 |
Сосиски (2 шт.) с гречневой кашей | 16 | 28 | 36 | 470 |
Плов с курицей | 14 | 18 | 36 | 360 |
Омлет с ветчиной | 21 | 14 | 35 | 350 |
Салат «Цезарь» | 14 | 12 | 15 | 250 |
Салат овощной | 3 | 0 | 10 | 60 |
Салат мясной | 6 | 23 | 10 | 285 |
Морс клюквенный | 0 | 0 | 24 | 100 |
Апельсиновый сок | 2 | 0 | 35 | 225 |
Яблочный сок | 0 | 0 | 19 | 84 |
Чай сладкий | 0 | 0 | 14 | 68 |
© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 23 / 33
26
Ольга, мастер спорта по большому теннису в одиночном разряде, находится на тренировочных сборах, где каждый день в течение четырёх часов (утром и вечером), активно тренируется со своими подругами. В свободное время между двумя тренировками Ольга посетила кафе быстрого питания и заказала себе на обед следующие блюда: борщ сибирский, омлет с ветчиной, салат мясной и сладкий чай.
Используя данные таблиц 1 и 2, выполните задания.
Рассчитайте энергозатраты утренней двухчасовой тренировки.
На сколько % заказанный обед компенсирует энергозатраты утренней тренировки?
Чем опасен для организма человека высокий уровень холестерина в крови?
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.
Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 24 / 33
Система оценивания экзаменационной работы по биологии
Правильное выполнение каждого из заданий 1, 2, 6, 8, 12, 14, 15, 20 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа.
Правильное выполнение каждого из заданий 3 и 5 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. Выставляется 1 балл, если на не более чем двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе превышает количество символов в эталоне, то балл за ответ уменьшается на 1, но не может стать меньше 0.
Правильное выполнение каждого из заданий 4, 7, 9, 16, 17, 19 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, порядок записи символов в ответе значения не имеет, в ответе отсутствуют лишние символы. Выставляется 1 балл, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует эталону (в том числе есть один лишний символ наряду с остальными верными) или только один символ отсутствует; во всех других случаях выставляется 0 баллов.
Правильное выполнение каждого из заданий 10, 11, 18, 21 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. Выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
Правильное выполнение задания 13 оценивается 3 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. Выставляются 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 25 / 33
Номер задания | Правильный ответ | Номер задания | Правильный ответ |
1 | раздражимость, движение | 12 | 3 |
2 | 3241 | 13 | 24341 |
3 | 54123 | 14 | 2 |
4 | 45 | 15 | 2 |
5 | 531264 | 16 | 156 |
6 | 3 | 17 | 124 |
7 | 123 | 18 | 22211 |
8 | 3 | 19 | 346 |
9 | 135 | 20 | РОГВ ИЛИ РОЕЛ |
10 | 3568 |
11 | 121221 | 21 | 31 |
© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 26 / 33
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
22
Рассмотрите рисунок с изображением моллюска. К какому классу относят этого моллюска? С какой целью моллюсков этого класса подселяют в аквариумы с рыбами и растениями?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: класс: Брюхоногие; цель: очистка стенок аквариума ИЛИ очистка поверхности растений ИЛИ ликвидация остатков корма рыбок | |
Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 27 / 33 Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 28 / 33
23
Учёные изучали влияние бактерий, поражающих клетки печени, на развитие гепатита у мышей. Одной группе мышей давали с едой живую культуру бактерий, а другой – контрольной – давали еду с бактериями, предварительно убитыми кипячением. Выяснилось, что количество изменённых клеток в печени становится очень большим при заражении живыми бактериями, но не меняется у мышей, получавших убитую культуру.
Какой вывод можно сделать из этого исследования? Объясните, почему в качестве контроля использовались убитые кипячением бактерии, а не просто вода.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: живые бактерии вызывают изменения клеток печени у мышей; если бы в контроле использовалась вода, то было бы непонятно, что вызывает эти изменения: сами клетки или продукты их жизнедеятельности, ИЛИ чтобы установить истинную причину изменения клеток печени: изменения могут вызываться не самими бактериями, а продуктами их жизнедеятельности, и, чтобы это исключить, учёным следовало использовать убитых бактерий | |
Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
ЛИСТОПАД
В условиях умеренного климата осенью многим растениям не хватает воды. Интенсивность поглощения воды из почвы корнями существенно снижается, в то время как испарение с поверхности листьев практически не изменяется. Следовательно, потеря воды растением превышает поступление воды в него. Если бы деревья и кустарники не сбрасывали листву, они бы засыхали.
Другой причиной сбрасывания листьев является защита от механических повреждений. Вероятность поломок ветвей в зимний период возрастает из-за массы налипающего на ветви снега.
Установлено, что листопад очищает растения от вредных веществ. Листья осенью содержат минеральных веществ намного больше, чем весной и летом. То есть при подготовке к листопаду ненужные растению вещества перемещаются в листья, а нужные вещества перемещаются из них в другие органы (стебли и корни). Опавшая листва, находясь на земле, приносит пользу растению: защищает корни и семена от промерзания, питает грунт органическими и минеральными веществами.
Сроки сезонного листопада в разных широтах разные. На широте средней полосы России процесс активного сбрасывания листьев растениями начинается во второй половине сентября и завершается в основном к середине октября. Интересно, что у растений, произрастающих вблизи уличных фонарей, листопад начинается несколько позже.
24
Используя содержание текста «Листопад» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
Как изменяется баланс поступающей в растение и испаряющейся через листья воды с наступлением осени?
Какую пользу приносят опавшие листья растению? Приведите один пример.
Почему смена листьев у тропических деревьев происходит постепенно и у них нет безлистного периода?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: поступление снижается, испарение практически не снижается (не изменяется); приведён один из примеров: отводят ненужные вещества; защищают корни и семена от промерзания; питают грунт органическими веществами; в тропическом климате нет зимы и у деревьев нет изменения баланса влаги и опасности налипания снега | |
© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: натрия (натрия в составе солей); глюкоза; в извитых каналах нефронов глюкоза активно всасывается в кровь | |
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает в себя два из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок | 2 |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 29 / 33 Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 30 / 33
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает в себя два из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок | 2 |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
25
Пользуясь таблицей 1 «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
Таблица 1
Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека (в %)
Составные вещества | Плазма крови | Первичная моча | Вторичная моча |
Белки, жиры, гликоген | 7–9 | Отсутствуют | Отсутствуют |
Глюкоза | 0,1 | 0,1 | Отсутствует |
Натрий (в составе солей) | 0,3 | 0,3 | 0,4 |
Хлор (в составе солей) | 0,37 | 0,37 | 0,7 |
Калий (в составе солей) | 0,02 | 0,02 | 0,15 |
Мочевина | 0,03 | 0,03 | 2,0 |
Мочевая кислота | 0,004 | 0,004 | 0,05 |
Концентрация какого вещества практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?
Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной?
Таблица 2
Энергозатраты при различных видах физической активности
Виды физической активности | Энергетические затраты |
Прогулка – 5 км/ч; езда на велосипеде – 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля народная | 4,5 ккал/мин. |
Прогулка – 5,5 км/ч; езда на велосипеде – 13 км/ч; настольный теннис; большой теннис (парный) | 5,5 ккал/мин. |
Ритмическая гимнастика; прогулка – 6,5 км/ч; езда на велосипеде – 16 км/ч; каноэ – 6,5 км/ч; верховая езда – быстрая рысь | 6,5 ккал/мин. |
Роликовые коньки – 15 км/ч; прогулка – 8 км/ч; езда на велосипеде – 17,5 км/ч; бадминтон – соревнования; большой теннис – одиночный разряд; лёгкий спуск с горы на лыжах; водные лыжи | 7,5 ккал/мин. |
Бег трусцой; езда на велосипеде – 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в воде | 9,5 ккал/мин. |
© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 31 / 33 Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 32 / 33
Таблица 3
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания
Блюда | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) | Энергетическая ценность (ккал) |
Борщ сибирский | 4 | 17 | 7 | 200 |
Лапша куриная | 12 | 4 | 20 | 165 |
Сосиски (2 шт.) с гречневой кашей | 16 | 28 | 36 | 470 |
Плов с курицей | 14 | 18 | 36 | 360 |
Омлет с ветчиной | 21 | 14 | 35 | 350 |
Салат «Цезарь» | 14 | 12 | 15 | 250 |
Салат овощной | 3 | 0 | 10 | 60 |
Салат мясной | 6 | 23 | 10 | 285 |
Морс клюквенный | 0 | 0 | 24 | 100 |
Апельсиновый сок | 2 | 0 | 35 | 225 |
Яблочный сок | 0 | 0 | 19 | 84 |
Чай сладкий | 0 | 0 | 14 | 68 |
© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Ольга, мастер спорта по большому теннису в одиночном разряде, находится на тренировочных сборах, где каждый день в течение четырёх часов (утром и вечером), активно тренируется со своими подругами. В свободное время между двумя тренировками Ольга посетила кафе быстрого питания и заказала себе на обед следующие блюда: борщ сибирский, омлет с ветчиной, салат мясной и сладкий чай.
26
Используя данные таблиц 1 и 2, выполните задания.
Рассчитайте энергозатраты утренней двухчасовой тренировки.
На сколько % заказанный обед компенсирует энергозатраты утренней тренировки?
Чем опасен для организма человека высокий уровень холестерина в крови?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: энергозатраты во время тренировки – 900 ккал; на 100,3% (100%); высокий уровень холестерина в крови увеличивает риск атеросклероза и заболеваний сердца | |
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает в себя два из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок | 2 |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 33 / 33
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 № 232/551, зарегистрирован Минюстом России 12.05.2023 № 73292)
«72. Проверка экзаменационных работ включает в себя:
проверку и оценивание предметными комиссиями развёрнутых ответов (в том числе устных) на задания КИМ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором1.
По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют первичные баллы за каждый развёрнутый ответ на задания КИМ.
В случае существенного расхождения в первичных баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в первичных баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором.
Третий эксперт назначается по согласованию с председателем предметной комиссии из числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу.
Третьему эксперту предоставляется информация о первичных баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».
Существенными считаются следующие расхождения.
Расхождение между баллами, выставленными двумя экспертами за выполнение любого из заданий 22–26, в 2 или более балла. В этом случае третий эксперт проверяет только те ответы на задания, которые вызвали столь существенное расхождение.
Расхождение в результатах оценивания двумя экспертами ответа на одно из заданий 22–26 заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие ответа на задание в экзаменационной работе, а другой эксперт выставил за выполнение этого задания ненулевой балл. В этом случае третий эксперт проверяет только ответы на задания, которые были оценены со столь существенным расхождением. Ситуации, в которых один эксперт указал на отсутствие ответа в экзаменационной работе, а второй эксперт выставил нулевой балл за выполнение этого задания, не являются ситуациями существенного расхождения в оценивании.
1 Часть 14 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки