СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Официальный демонстрационный вариант ОГЭ по биологии 2024г. (под редакцией образовательного портала Анхель)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал проверен образовательным порталом "Анхель"

Просмотр содержимого документа
«Официальный демонстрационный вариант ОГЭ по биологии 2024г. (под редакцией образовательного портала Анхель)»

Д емонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 2 / 33


Основной государственный экзамен по БИОЛОГИИ


Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов основного государственного

экзамена 2024 года по БИОЛОГИИ







Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ)




Демонстрационный вариант

контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2024 года

по БИОЛОГИИ




подготовлен федеральным государственным бюджетным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2024 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2024 г. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2024 г., приведён в кодификаторе проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по биологии, размещённом на сайте: www.fipi.ru.


В демонстрационном варианте представлены конкретные примеры заданий, не исчерпывающие всего многообразия возможных формулировок заданий на каждой позиции варианта экзаменационной работы.

Все задания, используемые для составления экзаменационных вариантов, размещены в открытом банке заданий ОГЭ на сайте fipi.ru.



Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведённые критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

Эти сведения дают будущим участникам экзамена возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по биологии.















© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 3 / 33 Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 4 / 33


Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного

государственного экзамена 2024 года по БИОЛОГИИ

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя

26 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом, а часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по биологии даётся 2,5 часа (150 минут).

Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Ответы к заданиям 2–21 записываются в виде цифры, последовательности цифр или букв. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

К заданиям 22–26 следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на бланке ответов № 2.

Все бланки заполняются яркими чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

На экзамене по биологии разрешается использовать линейку и непрограммируемый калькулятор.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполнение задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

Желаем успеха!

Часть 1

Ответами к заданиям 1–21 являются слово (словосочетание), цифра, последовательность цифр или букв. Ответы укажите сначала в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1

На рисунке отображены изменения, произошедшие с растением в ходе эксперимента по его перемещению из холодного помещения в тёплое.















Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует данный опыт? Ответ:
















© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 5 / 33 Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 6 / 33


2

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ ЦАРСТВА

Изучите график зависимости скорости одной из ферментативных реакций в холоднокровном организме от температуры (по оси х отложена температура организма (°С), а по оси у – относительная скорость химической реакции (усл. ед.)).

4

y

А) серая жаба

Б) трутовик окаймлённый В) дуб черешчатый

Г) холерный вибрион

  1. Бактерии

  2. Грибы 30

  3. Животные 25

  4. Растения

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 20

А

Б

В

Г






15

Ответ: 10




3

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. отряд Воробьинообразные

  2. род Вороны

  3. вид Серая ворона

  4. класс Птицы







  5. тип Хордовые Ответ:

5


0 31 33 35 37 39 41 43 45 x

Какие два из приведённых ниже описаний характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?


Скорость ферментативной реакции в холоднокровном организме

  1. с повышением температуры резко снижается, достигая своего минимального значения, после чего возрастает

  2. с повышением температуры непрерывно медленно растёт

  3. имеет минимальное значение в интервале 31–33 ºС

  4. с повышением температуры растёт, достигая своего максимального значения, после чего снижается

  5. достигает максимума при температуре в пределах 37–39 ºС Ответ:

















© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 7 / 33 Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 8 / 33


5

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян огурцов. Запишите цифры, которыми обозначены пункты инструкции, в правильной последовательности в таблицу.

  1. На влажную фильтровальную бумагу положите 10 семян огурцов.

  2. Закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой.

  3. Смочите фильтровальную бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной.

  4. Через несколько дней обследуйте семена, результаты занесите в дневник наблюдений.

  5. Возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу.

  6. Поставьте закрытую тарелку в тёплое место.









Ответ:




6

Какой физиологический показатель измеряют с помощью прибора, изображённого на рисунке?

Известно, что пырей ползучий – многолетнее сорное растение с хорошо развитым корневищем.

7

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

  1. Это дикорастущее растение обитает на землях, используемых в качестве сельскохозяйственных угодий.

  2. Питательные вещества у пырея откладываются в хорошо развитые подземные побеги.

  3. Фрагменты корневища пырея не отмирают в почве в течение двух-трёх лет.

  4. Растение служит кормом для домашнего скота.

  5. Растение относят к семейству Злаковые (Мятликовые).

  6. Сок свежих листьев в народной медицине используют для лечения простуды, бронхита и пневмонии.






Ответ:


8

Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь.



Структура клетки

Процесс

Аппарат Гольджи

Упаковка и сортировка молекул

Синтез АТФ


  1. влажность кожи

  2. уровень глюкозы в крови

  3. насыщение крови кислородом

  4. плотность ногтевой пластины Ответ:

Какой термин следует вписать на место пропуска в этой таблице?

  1. лизосома

  2. вакуоль

  3. митохондрия

  4. клеточный центр Ответ:










© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 9 / 33 Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 10 / 33


9

Что характерно для покрытосеменных растений? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. приспособления к разным видам опыления

  2. размножение спорами

  3. двойное оплодотворение

  4. наличие ризоидов

  5. наличие цветков и плодов





  6. внешнее оплодотворение Ответ:

Установите соответствие между признаками и классами животных: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.








11

1 2

ПРИЗНАКИ КЛАССЫ


10

Вставьте в текст «Размножение организмов» пропущенные элементы из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.


РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ

В природе существует два способа размножения: (А) и (Б). Первый способ связан с (В), происходящим в результате слияния мужских и женских (Г). Биологическим значением второго способа является сохранение всей наследственной информации материнского организма у потомков.

А) У части представителей в развитии имеется стадия куколки.

Б) Подавляющее большинство представителей – хищники.

В) Тело животных состоит из головы, груди и брюшка.

Г) Животные, как правило, поглощают только жидкую пищу.

Д) Животные имеют четыре пары ходильных ног.

Е) На голове животных располагаются простые и сложные глаза.

1) 1

2) 2


Список элементов:

  1. клонирование

  2. митоз

  3. половое

  4. почкование

  5. бесполое

  6. оплодотворение

  7. спора

  8. А

    Б

    В

    Г






    гамета Ответ:

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:

12

А

Б

В

Г

Д

Е








Верны ли следующие суждения о грибах?

А. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные организмы.

Б. Грибы питаются только готовыми органическими веществами.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны Ответ:


© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 11 / 33


13

Рассмотрите фотографию кошки серо-белого окраса. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению кошки, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма головы, форма глаз.

Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 12 / 33

В. Форма головы












А. Окрас шерсти




Г. Форма глаз











Б. Форма ушей
















© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 13 / 33 Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 14 / 33


Д. Исходя из фрагмента описания породы, определите, соответствует ли данная особь по признакам, определяемым по фотографии, стандартам породы американский кёрл.

Породу отличает многообразие окрасов короткошёрстных и длинношёрстных кошек. Для породы характерны клиновидная форма головы и большие миндалевидные глаза. Главная особенность породы – широкие у основания и закрученные назад уши. У каждой особи своя степень закрученности уха.

  1. соответствует

  2. не соответствует


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.



А

Б

В

Г

Д







Ответ:

Под каким номером изображён головной мозг человека?

14

1) 3)










2) 4)












Ответ:



15

Эритроциты могут переносить кислород и углекислый газ, так как в их цитоплазме содержится

    1. инсулин

    2. гемоглобин

    3. холестерин

    4. фибрин Ответ:










© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 15 / 33 Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 16 / 33


16

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение скелета руки человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Установите соответствие между характеристиками и отделами кишечника: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

18

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТДЕЛЫ КИШЕЧНИКА

А) завершение переваривания белков, углеводов и липидов

Б) всасывание органических веществ в кровь и лимфу

В) содержание ворсинок Г) расщепление клетчатки

Д) формирование каловых масс

  1. толстый

  2. тонкий

А

Б

В

Г

Д







Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.



    1. лучевая кость

    2. локтевая кость

    3. малоберцовая кость

    4. кость предплечья

    5. ключица





    6. лопатка Ответ:



17

Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Что характерно для гуморальной регуляции?

  1. сигнал передаётся через жидкие среды организма

  2. включается медленно и действует долго

  3. сигналом является нервный импульс

  4. сигналом является химическое вещество

  5. сигнал распространяется по рефлекторным дугам





  6. регуляция включается быстро и действует короткое время Ответ:




© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Ответ:








































© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 17 / 33 Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 18 / 33


19

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на схеме, и выполните задания 19–21.

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания свиристеля.

Список характеристик:

    1. продуцент

    2. листовой вредитель

    3. пищевой конкурент синицы

    4. консумент первого и второго порядков

    5. консумент третьего порядка

    6. способствует распространению плодов и семян Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.





Ответ:


20

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит мышь. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.




Ответ:


21

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы опушки леса. Как изменится численность лягушек и лисиц, если в течение нескольких лет наблюдалось увеличение численности мышей?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

  1. увеличится

  2. уменьшится

  3. не изменится

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.



Численность лягушек

Численность лисиц




Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов 1

в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.



© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 19 / 33 Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 20 / 33


Часть 2

Для записи ответов на задания 22–26 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (22, 23 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.


22

Рассмотрите рисунок с изображением моллюска. К какому классу относят этого моллюска? С какой целью моллюсков этого класса подселяют в аквариумы с рыбами и растениями?













23

Учёные изучали влияние бактерий, поражающих клетки печени, на развитие гепатита у мышей. Одной группе мышей давали с едой живую культуру бактерий, а другой – контрольной – давали еду с бактериями, предварительно убитыми кипячением. Выяснилось, что количество изменённых клеток в печени становится очень большим при заражении живыми бактериями, но не меняется у мышей, получавших убитую культуру.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Объясните, почему в качестве контроля использовались убитые кипячением бактерии, а не просто вода.



Прочитайте текст и выполните задание 24.

ЛИСТОПАД

В условиях умеренного климата осенью многим растениям не хватает воды. Интенсивность поглощения воды из почвы корнями существенно снижается, в то время как испарение с поверхности листьев практически не изменяется. Следовательно, потеря воды растением превышает поступление воды в него. Если бы деревья и кустарники не сбрасывали листву, они бы засыхали.

Другой причиной сбрасывания листьев является защита от механических повреждений. Вероятность поломок ветвей в зимний период возрастает из-за массы налипающего на ветви снега.

Установлено, что листопад очищает растения от вредных веществ. Листья осенью содержат минеральных веществ намного больше, чем весной и летом. То есть при подготовке к листопаду ненужные растению вещества перемещаются в листья, а нужные вещества перемещаются из них в другие органы (стебли и корни). Опавшая листва, находясь на земле, приносит пользу растению: защищает корни и семена от промерзания, питает грунт органическими и минеральными веществами.

Сроки сезонного листопада в разных широтах разные. На широте средней полосы России процесс активного сбрасывания листьев растениями начинается во второй половине сентября и завершается в основном к середине октября. Интересно, что у растений, произрастающих вблизи уличных фонарей, листопад начинается несколько позже.




24

Используя содержание текста «Листопад» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

  1. Как изменяется баланс поступающей в растение и испаряющейся через листья воды с наступлением осени?

  2. Какую пользу приносят опавшие листья растению? Приведите один пример.

  3. Почему смена листьев у тропических деревьев происходит постепенно и у них нет безлистного периода?












© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 21 / 33 Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 22 / 33


25

Пользуясь таблицей 1 «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.


Таблица 1

Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека (в %)


Составные вещества

Плазма крови

Первичная моча

Вторичная моча

Белки, жиры, гликоген

7–9

Отсутствуют

Отсутствуют

Глюкоза

0,1

0,1

Отсутствует

Натрий

(в составе солей)

0,3

0,3

0,4

Хлор

(в составе солей)

0,37

0,37

0,7

Калий

(в составе солей)

0,02

0,02

0,15

Мочевина

0,03

0,03

2,0

Мочевая кислота

0,004

0,004

0,05


  1. Концентрация какого вещества практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?

  2. Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной?


















© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки



Рассмотрите таблицы 2, 3 и выполните задание 26.

Таблица 2

Энергозатраты при различных видах физической активности


Виды физической активности

Энергетические затраты

Прогулка – 5 км/ч; езда на велосипеде – 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля

народная

4,5 ккал/мин.

Прогулка – 5,5 км/ч; езда на велосипеде – 13 км/ч;

настольный теннис; большой теннис (парный)

5,5 ккал/мин.

Ритмическая гимнастика; прогулка – 6,5 км/ч; езда на велосипеде – 16 км/ч; каноэ – 6,5 км/ч; верховая езда –

быстрая рысь

6,5 ккал/мин.

Роликовые коньки – 15 км/ч; прогулка – 8 км/ч; езда на велосипеде – 17,5 км/ч; бадминтон – соревнования; большой теннис – одиночный разряд; лёгкий спуск с

горы на лыжах; водные лыжи

7,5 ккал/мин.

Бег трусцой; езда на велосипеде – 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой;

футбол; игра с мячом в воде

9,5 ккал/мин.


Таблица 3

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания


Блюда

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Энергетическая ценность (ккал)

Борщ сибирский

4

17

7

200

Лапша куриная

12

4

20

165

Сосиски (2 шт.)

с гречневой кашей

16

28

36

470

Плов с курицей

14

18

36

360

Омлет с ветчиной

21

14

35

350

Салат «Цезарь»

14

12

15

250

Салат овощной

3

0

10

60

Салат мясной

6

23

10

285

Морс клюквенный

0

0

24

100

Апельсиновый сок

2

0

35

225

Яблочный сок

0

0

19

84

Чай сладкий

0

0

14

68




© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 23 / 33


26

Ольга, мастер спорта по большому теннису в одиночном разряде, находится на тренировочных сборах, где каждый день в течение четырёх часов (утром и вечером), активно тренируется со своими подругами. В свободное время между двумя тренировками Ольга посетила кафе быстрого питания и заказала себе на обед следующие блюда: борщ сибирский, омлет с ветчиной, салат мясной и сладкий чай.

Используя данные таблиц 1 и 2, выполните задания.

  1. Рассчитайте энергозатраты утренней двухчасовой тренировки.

  2. На сколько % заказанный обед компенсирует энергозатраты утренней тренировки?

  3. Чем опасен для организма человека высокий уровень холестерина в крови?


Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.


Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 24 / 33

Система оценивания экзаменационной работы по биологии

Правильное выполнение каждого из заданий 1, 2, 6, 8, 12, 14, 15, 20 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа.

Правильное выполнение каждого из заданий 3 и 5 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. Выставляется 1 балл, если на не более чем двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе превышает количество символов в эталоне, то балл за ответ уменьшается на 1, но не может стать меньше 0.

Правильное выполнение каждого из заданий 4, 7, 9, 16, 17, 19 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, порядок записи символов в ответе значения не имеет, в ответе отсутствуют лишние символы. Выставляется 1 балл, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует эталону (в том числе есть один лишний символ наряду с остальными верными) или только один символ отсутствует; во всех других случаях выставляется 0 баллов.

Правильное выполнение каждого из заданий 10, 11, 18, 21 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. Выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

Правильное выполнение задания 13 оценивается 3 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. Выставляются 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.


© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 25 / 33


Номер задания

Правильный ответ

Номер задания

Правильный ответ

1

раздражимость,

движение

12

3

2

3241

13

24341

3

54123

14

2

4

45

15

2

5

531264

16

156

6

3

17

124

7

123

18

22211

8

3

19

346

9

135

20

РОГВ

ИЛИ РОЕЛ

10

3568

11

121221

21

31





































© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 26 / 33


Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом


22

Рассмотрите рисунок с изображением моллюска. К какому классу относят этого моллюска? С какой целью моллюсков этого класса подселяют в аквариумы с рыбами и растениями?












Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. класс: Брюхоногие;

  2. цель: очистка стенок аквариума

ИЛИ

очистка поверхности растений

ИЛИ

ликвидация остатков корма рыбок


Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит

биологических ошибок

2

Ответ включает в себя один из названных выше элементов,

который не содержит биологических ошибок

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2














© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 27 / 33 Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 28 / 33


23

Учёные изучали влияние бактерий, поражающих клетки печени, на развитие гепатита у мышей. Одной группе мышей давали с едой живую культуру бактерий, а другой – контрольной – давали еду с бактериями, предварительно убитыми кипячением. Выяснилось, что количество изменённых клеток в печени становится очень большим при заражении живыми бактериями, но не меняется у мышей, получавших убитую культуру.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Объясните, почему в качестве контроля использовались убитые кипячением бактерии, а не просто вода.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. живые бактерии вызывают изменения клеток печени у мышей;

  2. если бы в контроле использовалась вода, то было бы непонятно, что вызывает эти изменения: сами клетки или продукты их жизнедеятельности,

ИЛИ

чтобы установить истинную причину изменения клеток печени: изменения могут вызываться не самими бактериями, а продуктами их жизнедеятельности, и, чтобы это исключить, учёным следовало

использовать убитых бактерий


Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит

биологических ошибок

2

Ответ включает в себя один из названных выше элементов,

который не содержит биологических ошибок

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2
















© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

ЛИСТОПАД

В условиях умеренного климата осенью многим растениям не хватает воды. Интенсивность поглощения воды из почвы корнями существенно снижается, в то время как испарение с поверхности листьев практически не изменяется. Следовательно, потеря воды растением превышает поступление воды в него. Если бы деревья и кустарники не сбрасывали листву, они бы засыхали.

Другой причиной сбрасывания листьев является защита от механических повреждений. Вероятность поломок ветвей в зимний период возрастает из-за массы налипающего на ветви снега.

Установлено, что листопад очищает растения от вредных веществ. Листья осенью содержат минеральных веществ намного больше, чем весной и летом. То есть при подготовке к листопаду ненужные растению вещества перемещаются в листья, а нужные вещества перемещаются из них в другие органы (стебли и корни). Опавшая листва, находясь на земле, приносит пользу растению: защищает корни и семена от промерзания, питает грунт органическими и минеральными веществами.

Сроки сезонного листопада в разных широтах разные. На широте средней полосы России процесс активного сбрасывания листьев растениями начинается во второй половине сентября и завершается в основном к середине октября. Интересно, что у растений, произрастающих вблизи уличных фонарей, листопад начинается несколько позже.



24

Используя содержание текста «Листопад» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

    1. Как изменяется баланс поступающей в растение и испаряющейся через листья воды с наступлением осени?

    2. Какую пользу приносят опавшие листья растению? Приведите один пример.

    3. Почему смена листьев у тропических деревьев происходит постепенно и у них нет безлистного периода?


Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. поступление снижается, испарение практически не снижается (не изменяется);

  2. приведён один из примеров: отводят ненужные вещества; защищают корни и семена от промерзания; питают грунт органическими веществами;

  3. в тропическом климате нет зимы и у деревьев нет изменения

баланса влаги и опасности налипания снега


© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. натрия (натрия в составе солей);

  2. глюкоза;

  3. в извитых каналах нефронов глюкоза активно всасывается в кровь


Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает в себя два из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок

2

Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 29 / 33 Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 30 / 33


Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает в себя два из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок

2

Ответ включает в себя один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3



25

Пользуясь таблицей 1 «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.


Таблица 1

Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека (в %)


Составные вещества

Плазма крови

Первичная моча

Вторичная моча

Белки, жиры, гликоген

7–9

Отсутствуют

Отсутствуют

Глюкоза

0,1

0,1

Отсутствует

Натрий

(в составе солей)

0,3

0,3

0,4

Хлор

(в составе солей)

0,37

0,37

0,7

Калий

(в составе солей)

0,02

0,02

0,15

Мочевина

0,03

0,03

2,0

Мочевая кислота

0,004

0,004

0,05


  1. Концентрация какого вещества практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?

  2. Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной?




Таблица 2

Энергозатраты при различных видах физической активности


Виды физической активности

Энергетические затраты

Прогулка – 5 км/ч; езда на велосипеде – 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля

народная

4,5 ккал/мин.

Прогулка – 5,5 км/ч; езда на велосипеде – 13 км/ч;

настольный теннис; большой теннис (парный)

5,5 ккал/мин.

Ритмическая гимнастика; прогулка – 6,5 км/ч; езда на велосипеде – 16 км/ч; каноэ – 6,5 км/ч; верховая езда –

быстрая рысь

6,5 ккал/мин.

Роликовые коньки – 15 км/ч; прогулка – 8 км/ч; езда на велосипеде – 17,5 км/ч; бадминтон – соревнования; большой теннис – одиночный разряд; лёгкий спуск с

горы на лыжах; водные лыжи

7,5 ккал/мин.

Бег трусцой; езда на велосипеде – 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой;

футбол; игра с мячом в воде

9,5 ккал/мин.










© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 31 / 33 Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 32 / 33


Таблица 3

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания


Блюда

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Энергетическая ценность (ккал)

Борщ сибирский

4

17

7

200

Лапша куриная

12

4

20

165

Сосиски (2 шт.)

с гречневой кашей

16

28

36

470

Плов с курицей

14

18

36

360

Омлет с ветчиной

21

14

35

350

Салат «Цезарь»

14

12

15

250

Салат овощной

3

0

10

60

Салат мясной

6

23

10

285

Морс клюквенный

0

0

24

100

Апельсиновый сок

2

0

35

225

Яблочный сок

0

0

19

84

Чай сладкий

0

0

14

68



























© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Ольга, мастер спорта по большому теннису в одиночном разряде, находится на тренировочных сборах, где каждый день в течение четырёх часов (утром и вечером), активно тренируется со своими подругами. В свободное время между двумя тренировками Ольга посетила кафе быстрого питания и заказала себе на обед следующие блюда: борщ сибирский, омлет с ветчиной, салат мясной и сладкий чай.

26

Используя данные таблиц 1 и 2, выполните задания.

  1. Рассчитайте энергозатраты утренней двухчасовой тренировки.

  2. На сколько % заказанный обед компенсирует энергозатраты утренней тренировки?

  3. Чем опасен для организма человека высокий уровень холестерина в крови?


Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. энергозатраты во время тренировки – 900 ккал;

  2. на 100,3% (100%);

  3. высокий уровень холестерина в крови увеличивает риск атеросклероза и заболеваний сердца


Ответ включает в себя все названные выше элементы

и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает в себя два из названных выше элементов, которые

не содержат биологических ошибок

2

Ответ включает в себя один из названных выше элементов,

который не содержит биологических ошибок

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


















© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки




Демонстрационный вариант ОГЭ 2024 г. БИОЛОГИЯ, 9 класс. 33 / 33


В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 № 232/551, зарегистрирован Минюстом России 12.05.2023 № 73292)

«72. Проверка экзаменационных работ включает в себя:

    1. проверку и оценивание предметными комиссиями развёрнутых ответов (в том числе устных) на задания КИМ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором1.

По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют первичные баллы за каждый развёрнутый ответ на задания КИМ.

В случае существенного расхождения в первичных баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в первичных баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором.

Третий эксперт назначается по согласованию с председателем предметной комиссии из числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу.

Третьему эксперту предоставляется информация о первичных баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».

Существенными считаются следующие расхождения.

  1. Расхождение между баллами, выставленными двумя экспертами за выполнение любого из заданий 22–26, в 2 или более балла. В этом случае третий эксперт проверяет только те ответы на задания, которые вызвали столь существенное расхождение.

  2. Расхождение в результатах оценивания двумя экспертами ответа на одно из заданий 22–26 заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие ответа на задание в экзаменационной работе, а другой эксперт выставил за выполнение этого задания ненулевой балл. В этом случае третий эксперт проверяет только ответы на задания, которые были оценены со столь существенным расхождением. Ситуации, в которых один эксперт указал на отсутствие ответа в экзаменационной работе, а второй эксперт выставил нулевой балл за выполнение этого задания, не являются ситуациями существенного расхождения в оценивании.









1 Часть 14 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

© 2024 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки