СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оформление научно-исследовательской работы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для выступления рекомендуется следующая схема.

1.      Представление работы:

а)      Почему выбрана данная тема?

б)      Чем эта тема актуальна, интересна?

в)      Каково ее значение для окружающих?

2.      Сообщение об использованных технологиях:

а)      Характеристика источников;

б)      Анализ других примененных методов:

3.      Краткое изложение основных идей, наблюдений, выводов, положений, сделанных на основе первоисточников, включенных в текст работы. Представление доказательств главных положений, использование фактического и практического материала, описание процесса, явления, и т.д.

4.      Заключение: в лаконичной форме озвучить выводы, личные открытия, прогнозы и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Оформление научно-исследовательской работы»

Тема 4. Оформление научно-исследовательской работы

В научно - исследовательской работе предполагается следующая структура: Титульный лист (см. приложение 3).

Оглавление. В нем последовательно излагаются названия глав реферата с указанием страницы, с которой начинается каждая глава (см. приложение 4).

Введение. Объем - 3-5 страниц. При написании следует придерживаться следующей последовательности:

- формулирование проблемы исследования (выявление неизвестного или неизученного в той научной сфере, где будет проводиться исследование);- цель исследования - это предполагаемый результат исследования (формулируется кратко и конкретно);- задачи исследования - это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели исследования;- гипотеза исследования - это предположение, выдвигаемое для исследования или предполагаемое решение проблемы; - методика исследования. Указываются способы сбора и обработки информации, предполагаемые виды деятельности в ходе проведения исследования. Формулируются теоретические методы (анализ, синтез, абстрагирование и т.д.) и эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, эксперимент, беседа и т.д). - основные этапы исследования - рассматривается последовательность действий в процессе исследования, кратко раскрывается содержание каждого этапа; - новизна исследования - это результаты исследования, которые предполагается получить впервые для данной науки или результаты, реально значимые для данного сообщества; - практическая ценность данной работы - это назначение данной исследовательской работы, возможные сферы её использования (какая группа людей и при каких условиях может воспользоваться данной работой). Основная часть - состоит из нескольких глав. Глава 1, как правило, носит теоретический характер, где подробно рассматривается теория, методология и методика проведения исследования. В некоторых случаях данная глава может быть посвящена историографическому обзору источников информации по теме исследования (в хронологическом и страноведческом порядке описания). Составляет 20-30% объема. Глава 2 посвящается описанию технологии проводимого исследования, описываются проводимые методики. Затем обобщаются результаты исследования (иногда можно выделить в отдельную главу), которые формулируются по отдельным элементам исследования, а также всего исследования в целом. Составляет 50-60% объема текста. Заключение - представляет собой итоговый синтез результатов проведенного исследования, делаются выводы о значимости полученных результатов, их научной новизне; также указывается уровень соответствия полученных результатов с первоначальной гипотезой исследования. Заключение не должно быть просто механическим суммированием результатов проведенного исследования. Затем указываются возможные сферы применения данной работы. Объем - 2-3 листа. Список литературы (библиографический список) содержит библиографическое описание использованных источников (правила оформления см. в приложении 5). Составляется по заглавиям работ в алфавитном порядке в соответствие с требованиями ГОСТ 7.1.884 «Библиографическое оформление документов» (изменения с 2002 года). Приложения - это материалы, характеризующие элементы исследования. Каждое приложение нумеруется и имеет своё заглавие. Оно размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т.д. по форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др.

Основные требования при оформлении приложений можно сформулировать так:

- размещаются после библиографического списка;

- в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;

- каждое приложение оформляется на отдельном лисе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу (см. приложение 6) . Требования к оформлению работы см. в приложении 7.


Работа с программой подготовки презентаций Power Point

Памятка по оформлению презентации

1. Презентация - дополнение Вашего публичного выступления перед аудиторией. Хорошая презентация не «вытянет» плохой доклад, а прекрасному докладчику презентация не нужна.

2. Презентация должна помочь слушателю, а не докладчику. Одной из наиболее распространенных и вредных привычек является чтение текста на слайдах. Это не только избыточность, но и верный способ сделать скучной любую, даже самую яркую презентацию. Показ презентации должен сопровождаться устной речью, дополняющей и описывающей (но не пересказывающей) отображаемую на экране информацию.

3. Все, что относится к публичному выступлению:

• Название доклада и авторы

• Формулировка решаемой задачи

• Мотивация почтеннейшей публики

• Основной результат

• Наиболее важные подробности

• Заключение

4. Списки на слайдах не должны включать более 5-7 элементов. Если элементов списка все-таки больше, их лучше расположить в две колонки.

• В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.

• Гистограммы не должны включать более 4 категорий, а организационные диаграммы — более 5 элементов.

• Полные развернутые предложения на слайдах таких презентаций используются только при необходимости цитирования.

5. Шрифт. Текст должен быть виден с галерки без бинокля. Установлено, что шрифт 30 размера еще виден. На экране лучше воспринимаются шрифты без засечек (к примеру - Helvetica, Tahoma, Verdana и Arial). Кроме того, курсив выглядит несколько неопрятно и выделять лучше жирным начертанием.

6. Цвет. Учитывайте условия показа презентации. Традиционно конференция проводится в достаточно светлом зале и оптимальным является светлый фон слайдов и темный цвет текста. Чем больше контраст между фоном и текстом, тем четче презентация будет выглядеть.

7. Без сомнения, создание эффектных слайдов и картинок в современных офисных пакетах чрезвычайно простое и увлекательное занятие, однако не следует забывать, что эта презентация не предназначается для автономного использования (подробнее об этом написано в тезисе ноль). Посетители конференции пришли послушать умного человека, а не посмотреть медийные эффекты.

Схема слайдов презентации по проекту

  1. Титульник

  2. Команда и организации проекта

  3. Дорожная карта проекта (этапы проекта)

  4. Обоснование темы, ее актуальность (личная, научная, общественная, учебная)

  5. Постановка и обоснование проблемы проекта, механизм решения проблемы

  6. Объект, предмет

  7. Цель и задачи (не менее 4, по 2 теория и практика)

  8. Методы и методики (не менее 4 по теории и практике), с примерами использования

  9. Новизна или практическая значимость

  10. Историография, обзор литры,

  11. Список используемых ресурсов

1. Архивные опубликованные и неопубликованные источники, Нормативно-правовые акты;

2. Материалы практики;

3. Научная литература

4. Публицистика и периодические издания;

5. Литература на иностранных языках;

6. Интернет источники.

  1. Апробация (где выступал с проектом), экспертные оценки проекты

  2. 4 слайда по основной части (2 теория и 2 практика, с таблицами и диаграмами, рисунками и фото)

  3. продукт проектной деятельности

  4. Желательно – целевая аудитория проекта, бюджет проекта.

  5. Информационная прозрачность проекта- в соцсетях

  6. Заключение, масштаб реализации проекта и перспективы его дальнейшего развития, авторская позиция, вклад автора в проект.


Требования к созданию презентации

Для создания презентации используется программа Microsoft Power Point. Создавая сценарий презентации, необходимо определить конкретное количество слайдов, назначение каждого из них и основные объекты, которые должны быть размещены на слайдах. 1. Обязательная информация: • Название работы; • Исполнитель, руководитель • Цель работы • Ход исследования (могут быть этапы, лабораторные работы, замеры, методики и т.д.) • Результаты исследования • Вывод 19 • Список литературы 2. Необходимо соблюдать единый стиль оформления; 3. Нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации; 4. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов; 5. Для фона и текста желательно использовать контрастные цвета; 6. Не стоит злоупотреблять анимационными эффектами; 7. Необходимо минимизировать количество слов на слайде; 8. Размеры шрифта: заголовки – не менее 24; для информации – не менее – 18. 9. Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: • с текстом; • с таблицами; • с диаграммами. Защита результатов исследования

План заключительного доклада

  1. Обращение к экспертам, гостям и участникам конференции. 2. Представление темы исследования, его цели, актуальности работы. 3. Изложение достигнутых результатов (что обобщено и предложено из ранее существовавших положений, что добавлено и вносится как новое). 4. Общая характеристика структуры и содержания работы. 5. Анализ использованной литературы. 6. Характеристика значимости работы (кому она может быть интересна). 7. Выводы. 8. Заключительная фраза: «Благодарю за внимание». Следует помнить, что на все выступление отводится не более 7– 10 мин. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1–2 мин, но не более. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Если вы не сумели заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продление только усилит непонимание и раздражение слушателей. Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков. 20 Первая часть по сути кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Для того чтобы ваш доклад вызвал интерес аудитории, очень важно правильно настроить слушателей с самого начала вашего выступления. Существует несколько способов привлечения внимания аудитории. Например, вы можете начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса. Во второй части, самой большой по объему, вам нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому не забудьте после краткого изложения содержания глав реферата отдельно подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой вами работы; это могут быть использованные впервые по отношению к данному материалу методики, достигнутые вами результаты исследования. При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории. В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. Постарайтесь в заключении создать кульминацию выступления, предложите слушателям поразмышлять над проблемой, покажите возможные варианты дальнейших исследований, используйте цитату известного ученого. Особое внимание обратите на речь. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окончания слов, тихо, невнятно, то качество его выступления снижается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям. Но использование научного стиля отнюдь не означает пренебрежение к использованию образных сравнений, необычных контрастов, фактов, позволяющих удерживать внимание аудитории.

Презентация научно-исследовательской работы

Обычное время для выступления на защите исследовательской работы от 4 до 7 минут.

Выступающий должен говорить достаточно громко эмоционально, грамотно, логично, уверенно. Если есть наглядный стендовый материал, надо использовать его данные для доказательств своих выводов и основных положений работы.

Тезисы выступления лучше написать заранее. Для выступления рекомендуется следующая схема.

1. Представление работы:

а) Почему выбрана данная тема?

б) Чем эта тема актуальна, интересна?

в) Каково ее значение для окружающих?

2. Сообщение об использованных технологиях:

а) Характеристика источников;

б) Анализ других примененных методов:

3. Краткое изложение основных идей, наблюдений, выводов, положений, сделанных на основе первоисточников, включенных в текст работы. Представление доказательств главных положений, использование фактического и практического материала, описание процесса, явления, и т.д.

4. Заключение: в лаконичной форме озвучить выводы, личные открытия, прогнозы и т.д.

Требования к процедуре проведения защиты индивидуального проекта. Публично должны быть представлены два элемента проектной работы:

- защита темы проекта, проектной идеи (печатный проект);

- защита реализованного проекта (продукт проекта).

Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания доклада (не более 10 минут), ответы на вопросы по теме проекта 2-3 минуты. Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося. Должны быть обсуждены актуальность проекта; план реализации проекта; социальная значимость проекта; ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта; риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта.

Обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему плану:

1) Тема и краткое описание сути проекта.

2) Актуальность проекта.

3) Положительные эффекты от реализации проекта, которые получил как

сам автор, так и социальное сообщество, в рамках которого реализовывался

проект.

4) Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены

для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.

5) Ход реализации проекта.

6) Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся

удалось преодолеть в ходе его реализации.


Структура проектной деятельности включает следующие компоненты: анализ актуальности проекта; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта; представление результатов.

Отличие проектной деятельности от учебно-исследовательской

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская

деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ.

Отрицательный результат – тоже результат

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана.

Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и учащихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование.