СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ – 2020. ТренаОГЭ – 2020. Тренажёр по обществознанию – задания 21-24. Работа с текстом.жёр по обществознанию – задания 21-24. Работа с текстом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом адаптированного научно-популярного текста и направлены на проверку следующих умений: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме в различных её источниках (материалах СМИ, учебном тексте, других адаптированных источниках, статистических материалах, носителях аудиовизуальной информации и т.п.) (задания 21–23); составлять на их основе план (задание 21); приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) социальных объектов, явлений, процессов определённого типа, их структурных элементов и проявлений основных функций разных типов социальных отношений и ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм деятельности людей в разных сферах (задание 23); анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать социальную информацию из адаптированных источников, умения соотносить её с собственными знаниями (задание 24)

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ – 2020. ТренаОГЭ – 2020. Тренажёр по обществознанию – задания 21-24. Работа с текстом.жёр по обществознанию – задания 21-24. Работа с текстом.»

ОГЭ – 2020.

Тренажёр по обществознанию – задания 21-24.

Работа с текстом.






















ТЕКСТ 1. Ключевой элемент демократии – полноправие граждан.

Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Несмотря на то что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов объединений по интересам, общественных движений, профессиональных союзов и т.д. Все эти формы являются составными частями демократической практики.

Другой общепризнанный показатель демократии – власть большинства. Всякий орган управления, принимающий решения относительным большинством голосов, демократичен – идет ли речь об избирательном округе, о парламенте, комитете, городском совете или партийном собрании. Однако здесь возникает проблема. Что если законно избранное большинство регулярно ущемляет своими решениями некое меньшинство ( например, культурную или этническую группу)? В подобных случаях успешно действующие демократии обычно сочетают принцип власти большинства с защитой прав меньшинств.

Демократические свободы должны так же способствовать развитию коллективного сознания граждан, пониманию ими общих нужд и принятию решений – без расчета на каких то властителей. Носители разнообразных социальных интересов, оставаясь независимыми от государства, а может быть, и от партий, не только ограничивают произвол власти, но и формируют то, что в современных политологических исследованиях именуются «гражданским обществом», новый, лучший тип граждан – более информированный, более социальный по складу сознания, готовый на жертвы ради общего блага.

По Т. Карлу, Ф. Шмиттеру

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

  2. Какие элементы (показатели) демократии названы в тексте. Назовите любые три элемента.

  3. Как, по мнению авторов, граждане могут влиять на власть. Укажите два способа влияния.

  4. С опорой на текст и обществоведческие знания объясните смысл понятия «гражданское общество». Приведите два примера деятельности организаций гражданского общества.



ТЕКСТ №2.

Слово «демократия» с древнегреческого буквально переводится как «народовластие». Главным, существенным признаком демократии является признание воли народа в качестве источника власти. Провозглашается и обеспечивается право граждан на участие в разрешении государственных дел. Человек, его права и свободы ставятся в демократическом обществе во главу угла.

Демократический режим предполагает многообразие во всех сферах жизни общества, начиная с сосуществования различных форм собственности в экономической сфере и плюрализма в политике ( наличия различных движений, партий, идеологий) и заканчивая множественностью художественных форм в театральном искусстве, живописи и т.д.

Одним из существенных отличий демократического режима является то, что он защищает и гарантирует законом права меньшинства: хотя решение, в конечном счете, принимается в интересах большинства, однако и меньшинство, уважая выбор, сохраняет возможность отстаивать свои позиции.

Демократия предполагает верховенство закона и распространение его действия на всех без исключения граждан, а так же осуществление принципов разделения властей и независимости каждой из ветвей власти.

Представительные органы государственной власти избираются на основе всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании. Выборы являются своеобразным политическим рынком, где конкурируют различные политические партии и их лидеры.

К.С. Гаджиев

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

  2. Назовите любые три признака, которые, по мнению автора, свойственны демократическим выборам.

  3. Какой признак демократического правления назван в тексте главным? Как он влияет на права граждан?

  4. В тексте говорится, что демократический режим предполагает многообразие во всех сферах общества. Используя текст и обществоведческие знания, проиллюстрируйте тремя примерами многообразие в обществе.




ТЕКСТ 1. Предполагаемые ответы.

21. (2б)

  1. Способы воздействия граждан на государственную политику

  2. Власть большинства как общепризнанный показатель демократии

  3. Власть большинства и защита прав меньшинств

  4. Гражданское общество и новый тип граждан

( возможны иные формулировки плана, не искажающие основной сути)

22. (2б)

  1. Периодические выборы

  2. Участие в объединениях по интересам, общественных движениях, профессиональных союзах

23. (2б)

1. Могут быть названы следующие элементы:

2. Полноправие граждан, Регулярные выборы, Участие в деятельности институтов ГО, Власть большинства, Защита прав меньшинств, Демократические выборы

24. (3б)

  1. Ответ на первый вопрос: когда человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире

  2. Крупнейшие научно технические достижения человечества ХХ века: ЭВМ, развитие ракетной техники, освоение космоса, СМИ и т.д.








ТЕКСТ №2. Предполагаемые ответы.

21. (2б)

  1. Демократия и её признаки

  2. Демократический режим и его особенности

  3. Выборы

( возможны иные формулировки плана, не искажающие основной сути)

22. (2б)

  1. Всеобщий характер

  2. Равность подачи голосов

  3. Прямые

  4. Тайна голосования

  5. Альтернативность

23. (2б)

  1. Главный признак демократии по мнению автора – признание воли народа в качестве источника власти

  2. Влияние на права граждан

А.Провозглашается и обеспечивается право граждан на участие в разрешении государственных дел

Б. человек, его права и свободы ставятся в демократическом обществе во главу угла

24. (3б)

  1. Сосуществование различных форм собственности в экономической сфере (например, наличие государственного сектора в РФ)

  2. Плюрализма в политике ( наличие различных движений, партий, идеологий)

  3. Присутствие в обществе разных соц. групп.

  4. Наличие множественностью художественных форм в театральном искусстве, живописи и т. д.

  5. Многообразие религиозных представлений в обществе