СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ - 2022. Русский язык. Тренировочный вариант №1

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОГЭ - 2022. Русский язык. Тренировочный вариант №1

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ - 2022. Русский язык. Тренировочный вариант №1»

2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.


(1) Ночи становятся всё длиннее, воздух наполняется свежестью и морозом, растения покрываются первым инеем, а птицы готовятся к дальним путешествиям. (2) Пришла осень, и вместе с ней настало время отправляться к тёплым берегам. (3) Пернатые больше едят и старательно накапливают жир, который спасёт их от холодного воздуха и насытит организм энергией. (4)В один миг вожак стаи взмывает ввысь и берёт курс на юг, а за ним устремляются и все остальные птицы. (5)Некоторые пернатые путешествуют поодиночке, так как их природный инстинкт знает, куда нужно лететь.


Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.

1) Предложение (1) сложное, состоит из четырёх грамматических основ с бессоюзной и сочинительной связью.

2) Сказуемое второй части предложения (2) составное именное.

3) В первой части предложения (3) однородные сказуемые.

4) Грамматическая основа первой части предложения (4) – вожак стаи взмывает (и) берёт.

5) Грамматическая основа второй части сложного предложения (5) – инстинкт знает.


3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.


Кремль (1) самая древняя часть столицы России (2) расположенная на берегу Москвы-реки. Именно здесь (3) на Боровицком холме (4) ещё в середине XII века князь Юрий Долгорукий основал свою усадьбу-крепость (5) впервые упомянутую в 1147 году. Примечательно (6) что стены и башни Кремля были воздвигнуты из красного кирпича (7) на месте прежних белокаменных в конце XV века (8) а колокольня Ивана Великого (9) самое высокое здание на Руси тех времён.


Ответ: _________________________.


4. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «забота мамы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.


Ответ: _________________________.


5. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.


1) ЗАНИМАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.

2) ИСПОДЛОБЬЯ – в слове приставка ИС-, которая пишется всегда одинаково, независимо от произношения.

3) НЕ ЗАВЕРШЕНА (встреча) – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.

4) СУПЕРИГРА – после приставки иноязычного происхождения, оканчивающейся на согласный, пишется буква И.

5) ПТИЦЕЙ – в суффиксе имени существительного после Ц без ударения пишется буква Е.


Ответ: _________________________.


Прочитайте текст и выполните задания 6–9.


(1)Пять лет тому назад я последний раз видел родной дом. (2)Даже число запомнилось – 28 июля. (3)Ещё недавно наша улица была деревянной, а теперь от неё осталось два домика, окружённых девятиэтажными коробками. (4)Я прошёлся по комнатам, вышел во двор. (5)От крыльца до сарая тянется дорожка, по которой я сделал первые в жизни шаги. (6)Когда-то эта узкая полоска между сараем и огородом служила нам футбольным полем, тут мы проводили и нашу дворовую олимпиаду. (7)Теперь она заросла высокими ромашками, одуванчиками. (8)По одну сторону дорожки – кусты калины, которые были для нас тёмными зарослями – обителью диких ирокезов. (9)А на другом конце, у сараев, стояли шиферные вигвамы могикан. (10)Когда-то тут была большая рябина, но она подгнила и упала. (11)Мы обедали на кухне, как вдруг что-то тяжёлое ударилось о землю и стало светло. (12)Мы кинулись к окну, а рябины нет. (13)Там, где разрослись кусты калины, – тёмный уголок. (14)Тень бросает ясень, свесивший свою могучую раскидистую крону на забор и сарай. (15)Сарай мы почему-то называли амбаром, хотя тут хранились лопаты, грабли, пилы, трёхлитровые банки, заигранные пластинки и тут же лежали подшивки старых журналов и газет. (16)В этом тёмном уголке – самодельные качели. (17)К амбару пристроен курятник. (18)Кур, правда, тут давно нет. (19)При игре в прятки это было самым укромным местом, а вечером туда вообще заходить боялись. (20)Налево от дорожки – огород. (21)Вернее, это был сад-огород. (22)Тут росли семь яблонь, чёрная смородина, крыжовник, клубника, огурцы, помидоры, картошка, лилии, гладиолусы, флоксы, тюльпаны и, может быть, что-нибудь и ещё. (23)В углу сада была беседка и старая кудрявая яблоня, одарившая нас своими ароматными плодами. (24)Как счастливо жили мы в этом доме! (25)Я очень многое помню из той поры, самые мелкие детали. (26)Но с течением времени всё сильнее вкрадывается мысль: было ли это в яви или когда-то приснилось? (27)Конечно, дом – это воспоминание. (28)Это – детство. (29)Теперь дом сломали – детство кончилось… (30)Уезжая из родного города, где уже не было нашего старого дома, мы с братом дали обещание: когда вырастем, построим вместе дом, точно такой же, как тот, в котором прошло наше детство. (31)И чтоб сад был, и двор, и сараи такие же. (По Л. Бахревскому)*


*Бахрéвский Леонид Владиславович – современный детский и юношеский писатель, автор очерков, эссе и рассказов. Наиболее известные из них – «Избранник», «Пелé».


7. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.


1) Улица, где жил рассказчик пять лет назад, не изменилась.

2) Кусты калины представлялись рассказчику в детстве тёмными зарослями, где обитают дикие ирокезы.

3) Сарай называли амбаром, потому что в нём хранилось зерно.

4) Вечером боялись заходить в курятник, а когда играли в прятки, это считали самым укромным местом.

5) Рассказчик с трудом вспоминает своё детство, многие детали стёрлись из памяти.


Ответ: _________________________.


8. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.


1) Мы кинулись к окну, а рябины нет.

2) От крыльца до сарая тянется дорожка, по которой я сделал первые в жизни шаги.

3) В углу сада была беседка и старая кудрявая яблоня, одарившая нас своими ароматными плодами.

4) Но с течением времени всё сильнее вкрадывается мысль: было ли это в яви или когда-то приснилось?

5) Тень бросает ясень, свесивший свою могучую раскидистую крону на забор и сарай.


Ответ: _________________________.


9. Лексический анализ. Среди предложений 4-8 найдите книжное слово, имеющее значение «место, где кто-то живёт, пребывает». Выпишите это слово.

Ответ: _________________________.


Часть 3


9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Александра Александровича Реформатского: «Местоимения выделяются в особый класс словзаместителей, которые как "запасные игроки" …выходят на поле, когда вынужденно "освобождают игру" знаменательные слова». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.А. Реформатского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Уезжая из родного города, где уже не было нашего старого дома, мы с братом дали обещание: когда вырастем, построим вместе дом, точно такой же, как тот, в котором прошло наше детство. И чтоб сад был, и двор, и сараи такие же». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


9.3. Как Вы понимаете значение слова ДЕТСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинениерассуждение на тему «Роль детства в жизни человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Ответы:

2 - 135

3 - 19

4 - маминазабота

5 - 14

6 - 6 24

7 - 35

8 - обитель


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!