СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2024 Ноябрь Информатика Вариант 9

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Тип 1 № 37269

В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Ученица написала текст (в нем нет лишних пробелов):

 

«Предметы мебели: пуф, стул, диван, кресло, кровать, тумбочка, оттоманка, полукресло, раскладушка».

 

Ученица удалила из списка название одного из предмета. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы  — два пробела не должны идти подряд.

При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 10 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе удаленное название предмета.

2.  Тип 2 № 628

На киностудии снимали фильм про шпионов и закодировали сообщение придуманным шифром. В сообщении присутствуют только буквы приведенного фрагмента кодовой таблицы:

 

 

 

1.  Тип 1 № 10238

В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Вова написал текст (в нем нет лишних пробелов):

 

«еж, лев, слон, олень, тюлень, носорог, крокодил, аллигатор  — дикие животные».

 

Ученик вычеркнул из списка название одного из животных. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы  — два пробела не должны идти подряд.

При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 16 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название животного.

2.  Тип 2 № 1121

От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе:

 

• • - • • • - • - - • - • • • • -

 

При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы:

 

 

Т А У Ж Х
- • - • • - • • • - • • • •

 

Определите текст радиограммы.

3.  Тип 3 № 37233

Определите количество натуральных чисел x, для которых истинно логическое высказывание

 

НЕ ((x ≥ 53) ИЛИ (x < 29)).

 

4.  Тип 4 № 18187

Между населенными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяженность которых в (километрах) приведена в таблице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  A B C D E F
A   3 5     15
B 3   1 4    
C 5 1   2   9
D   4 2   3 6
E       3   4
F 15   9 6 4  

 

Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F, проходящего через пункт С. Передвигаться можно только по дорогам, протяженность которых указана в таблице.

5.  Тип 5 № 37258

У исполнителя Вычислитель две команды, которым присвоены номера:

 

 

1.  умножь на 3

2.  прибавь 1

 

Первая из них увеличивает число на экране в 3 раза, вторая увеличивает его на 1. Составьте алгоритм получения из числа 5 числа 60, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.

(Например, 11221  — это алгоритм:

умножь на 3

умножь на 3

прибавь 1

вычти 2

умножь на 4,

который преобразует число 1 в число 48.)

 

Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.

6.  Тип 6 № 18230

Ниже приведена программа, записанная на пяти языках программирования.

 

 

 

Бейсик Python

DIM k, s AS INTEGER INPUT s INPUT k IF s \ 2 = k THEN     PRINT "ДА" ELSE      PRINT "НЕТ" END IF

s = int(input()) k = int(input()) if s // 2 == k:     print("ДА") else:     print("НЕТ")

 

Паскаль Алгоритмический язык

var s, k: integer; begin     readln(s);     readln(k);     if s div 2 = k         then writeln ('ДА')         else writeln ('НЕТ') end.

алг нач цел s, k ввод s ввод k если div(s, 2) = k     то вывод "ДА"     иначе вывод "НЕТ" все кон

С++

#include <iostream> using namespace std; int main() {     int s, k;     cin >> s;     cin >> k;     if (s / 2 == k)         cout << "ДА";     else          cout << "НЕТ";     return 0; }

 

Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных s и k вводились следующие пары чисел:

 

(1, 1); (8, 4); (14, 10); (20, 1); (7, 3); (10, 5); (10, 2); (4, 1); (1, 0).

 

Сколько было запусков, при которых программа напечатала «НЕТ»?

7.  Тип 7 № 177

Доступ к файлу color.gif, находящемуся на сервере box.net, осуществляется по протоколу ftp. Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.

 

A)  ftp

Б)   /

B)  box.

Г)  color

Д)  net

Е)  .gif

Ж)  ://

8.  Тип 8 № 10477

В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для обозначения логической операции «И»  — символ «&».

В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.

 

 

 

 

 

Запрос Найдено страниц(в тысячах)
Угол | Прямая 180
Угол 60
Прямая 140

 

Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу

 

Угол & Прямая?

 

Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.

9.  Тип 9 № 10245

На рисунке  — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З и И. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город И, проходящих через город В?

10.  Тип 10 № 10323

Среди приведенных ниже трех чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.

 

2316, 328, 111102.

 

11.  Тип 11 № 10513

В одном из произведений И. С. Тургенева, текст которого приведен в подкаталоге Тургенев каталога DEMO-12, присутствует произведение, в котором присутствует персонаж Александра Павловна. С помощью поисковых средств операционной системы и текстового редактора выясните имя брата этого персонажа.

Выполните задание, распаковав архив на своем компьютере.

 

DEMO-12.rar

 

12.  Тип 12 № 10504

Сколько файлов с расширением .txt содержится в подкаталогах каталога Проза? В ответе укажите только число.

Выполните задание, распаковав архив на своем компьютере.

 

DEMO-12.rar

 

13.  Тип 13 № 16021

Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 13.1 или 13.2.

 

13.1. Используя информацию и иллюстрированный материал, содержащийся в каталоге DEMO-13, создайте презентацию из трех слайдов на тему «Нутрия». В презентации должны содержаться краткие иллюстрированные сведения о внешнем виде, ареале обитания, образ жизни и рационе нутрий. Все слайды должны были выполнены в едином стиле, каждый слайд должен быть озаглавлен.

Презентацию сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы экзамена. Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odp, или *.ppt, или *.pptx.

 

Файлы-13.rar

 

 

 

13.2. Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нем следующий текст, точно воспроизведя все оформление текста, имеющееся в образце.

Данный текст должен быть набран шрифтом размером 14 пунктов обычного начертания. Отступ первой строки первого абзаца основного текста  — 1 см. Расстояние между строками текста не менее одинарного, но не более полуторного междустрочного интервала.

Основной текст выровнен по ширине; в ячейках таблицы, кроме первой строки таблицы, применено выравнивание по левому краю, в ячейках первой строки таблицы  — по центру.

В основном тексте есть слова, выделенные полужирным, курсивным шрифтом и подчеркиванием. Таблица выровнена на странице

по центру горизонтали.

При этом допустимо, чтобы ширина Вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размеров страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.

Интервал между текстом и таблицей не менее 12 пунктов, но не более 24 пунктов.

Текст сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы. Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odt, или *.doc, или *.docx.

 

14.  Тип 14 № 10567

В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк таблицы:

 

 

  A B C D
1 округ фамилия предмет балл
2 C Ученик 1 обществознание 246
3 В Ученик 2 немецкий язык 530
4 Ю Ученик 3 русский язык 576
5 СВ Ученик 4 обществознание 304

 

В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В  — фамилия; в столбце С  — любимый предмет; в столбце D  — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.

 

Выполните задание.

Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.

1.  Сколько учеников в Восточном округе (В) выбрали в качестве любимого предмета информатику? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.

2.  Каков средний тестовый балл у учеников Северного округа (С)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку НЗ таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.

3.  Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников, сдающих информатику, русский язык и обществознание. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.

 

task 14.xls

 

15.  Тип Д18 C3 № 240

Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 15.1 или 15.2.

 

Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды  — это команды-приказы:

 

вверх вниз влево вправо

 

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑ вниз ↓, влево ← , вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится. Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.

Еще четыре команды  — это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырех возможных направлений:

 

сверху свободно  снизу свободно  слева свободно  справа свободно

 

Эти команды можно использовать вместе с условием «если», имеющим следующий вид:

если условие то

последовательность команд

все

 

Здесь условие  — одна из команд проверки условия. Последовательность команд  — это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то

вправо

закрасить

все

 

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то

вправо

все

 

Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:

нц пока условие

последовательность команд

кц

 

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

нц пока справа свободно

вправо

кц

 

 

Выполните задание.

На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Правый конец горизонтальной стены соединен с верхним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В вертикальной стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно под горизонтальной стеной у ее левого конца. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно левее и правее вертикальной стены. Проход должен остаться незакрашенным. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведенного выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рис.).

При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера проходов внутри стен. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе. Сохраните алгоритм в текстовом файле.

 

 

15.2 Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму чисел, оканчивающихся на 3. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, оканчивающееся на 3. Количество чисел не превышает 100. Введенные числа не превышают 300. Программа должна вывести одно число  — сумму чисел, оканчивающихся на 3.

 

Пример работы программы:

 

 

Входные данные Выходные данные
3132324 36

16.  Тип 16 № 37692

Ученики 4 класса вели дневники наблюдения за погодой и ежедневно записывали дневную температуру. Найдите среднюю температуру для дней, когда температура поднималась выше нуля градусов. Определите количество таких дней. Гарантируется, что за время наблюдения хотя бы в один из дней температура поднималась выше нуля градусов. Программа получает на вход количество дней, в течение которых проводилось наблюдение N (1 ≤ N ≤ 31), затем для каждого дня вводится температура.

 

Пример работы программы:

 

 

Входные данные Выходные данные

4

–5

12

–2

8

10.0

2

И С Е Р
110 01 100 10 11

 

Определите, какое сообщение закодировано в строчке:

 

11010001100.

 

В ответе запишите последовательность букв без запятых и других знаков препинания.

3.  Тип 3 № 37271

Определите количество натуральных чисел x, для которого истинно логическое выражение:

 

НЕ ((x ≥ 33) ИЛИ (x < 19)) И (x четное).

 

4.  Тип 4 № 1117

Между населенными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяженность которых (в километрах) приведена в таблице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  A B C D E
A   2 1   5
B 2   4    
C 1 4   1 4
D     1   2
E 5   4 2  

 

Определите длину кратчайшего пути между пунктами B и E (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).

5.  Тип 5 № 37273

У исполнителя Вычислитель две команды, которым присвоены номера:

 

 

1.  умножь на 4

2.  вычти 1

 

Первая из них увеличивает число на экране в 4 раза, вторая уменьшает его на 1.

Составьте алгоритм получения из числа 2 числа 120, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.

(Например, 11221  — это алгоритм:

умножь на 4

умножь на 4

вычти 1

вычти 1

умножь на 4,

который преобразует число 1 в число 56.)

 

Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.

6.  Тип 6 № 18036

Ниже приведена программа, записанная на пяти языках программирования.

 

 

 

Бейсик Python

DIM s, t, A AS INTEGER INPUT s INPUT t INPUT A IF s > A OR t > 12 THEN     PRINT "YES" ELSE      PRINT "NO" ENDIF

s = int(input()) t = int(input()) A = int(input()) if (s > A) or (t > 12):     print("YES") else:     print("NO")

 

Паскаль Алгоритмический язык

var s,t,A: integer; begin     readln(s);     readln(t);     readln(A);     if (s > A) or (t > 12)         then writeln ('YES')         else writeln ('NO') end.

алг нач цел s, t, A ввод s ввод t ввод A если s > A или t > 12     то вывод "YES"     иначе вывод "NO" все кон

С++

#include <iostream> using namespace std; int main() {     int s, t, A;     cin >> s;     cin >> t;     cin >> A;     if(s > A) or (t > 12)         cout << "YES" << endl;     else          cout << "NO" << endl;     return 0; }

 

Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных s и t вводились следующие пары чисел:

 

(13, 2); (11, 12); (–12, 12); (2, –2); (–10, –10); (6, –5); (2, 8); (9, 10); (1, 13).

 

Укажите наименьшее целое значение параметра A, при котором для указанных входных данных программа напечатает «NO» восемь раз.

 

7.  Тип 7 № 718

Доступ к файлу rus.doc, находящемуся на сервере obr.org, осуществляется по протоколу https. Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.

 

А)  obr.

Б)   /

В)  org

Г)   ://

Д)  doc

Е)  rus.

Ж)  https

8.  Тип 8 № 10476

В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для обозначения логической операции «И»  — символ «&».

В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.

 

 

 

 

 

Запрос Найдено страниц(в тысячах)
Угол | Прямая 180
Угол 60
Угол & Прямая 20

 

Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу

 

Прямая?

 

Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.

9.  Тип 9 № 10244

На рисунке  — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К, проходящих через город В?

10.  Тип 10 № 37278

Переведите число 204 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. В ответе укажите двоичное число. Основание системы счисления указывать не нужно.

11.  Тип 11 № 10503

В одном из произведений И. С. Тургенева, текст которого приведен в подкаталоге Тургенев каталога DEMO-12, присутствует эпизод, происходящий на речке Гнилотерке. С помощью поисковых средств операционной системы и текстового редактора выясните фамилию главного героя этого произведения.

Выполните задание, распаковав архив на своем компьютере.

 

DEMO-12.rar

 

12.  Тип 12 № 37223

Сколько файлов объемом более 300 Кб каждый содержится в подкаталогах каталога DEMO⁠-⁠12? В ответе укажите только число.

 

DEMO-12.rar

 

13.  Тип 13 № 10591

Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 13.1 или 13.2.

 

13.1 Используя информацию и иллюстративный материал, содержащийся в каталоге «Заяц», создайте презентацию из трех слайдов на тему «Заяц». В презентации должны содержаться краткие иллюстрированные сведения о внешнем виде, об ареале обитания, образе жизни и рационе зайцев. Все слайды должны быть выполнены в едином стиле, каждый слайд должен быть озаглавлен.

Презентацию сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы экзамена. Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odp, или *.ppt, или *.pptx.

 

Заяц.rar

 

 

 

13.2 Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нем следующий текст, точно воспроизведя все оформление текста, имеющееся в образце.

Данный текст должен быть набран шрифтом размером 14 пунктов обычного начертания. Отступ первой строки первого абзаца основного текста  — 1 см. Расстояние между строками текста не менее одинарного, но не более полуторного междустрочного интервала.

Основной текст выровнен по ширине; в ячейках таблицы применено выравнивание по левому краю. В основном тексте и таблице есть слова, выделенные полужирным, курсивным шрифтом и подчеркиванием. Ширина таблицы меньше ширины основного текста. Таблица выровнена на странице

по центру горизонтали.

При этом допустимо, чтобы ширина Вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размеров страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.

Интервал между текстом и таблицей не менее 12 пунктов, но не более 24 пунктов.

Текст сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы. Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odt, или *.doc, или *.docx.

 

14.  Тип 14 № 10574

В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по географии и информатике. Вот первые строки получившейся таблицы:

 

 

  A B C D
1 Ученик Школа География Информатика
2 Лиштаев Евгений 1 81 79
3 Будин Сергей 2 63 90
4 Христич Анна 6 62 69
5 Иванов Данила 7 63 74
6 Глотова Анастасия 4 50 66
7 Лещенко Владислав 1 60 50

 

В столбце А указаны фамилия и имя учащегося; в столбце В  — номер школы учащегося; в столбцах С, D  — баллы, полученные, соответственно, по географии и информатике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 272 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.

 

Выполните задание.

 

Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.

1.  Чему равна наименьшая сумма баллов по двум предметам среди школьников, получивших больше 50 баллов по географии или информатике? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку F3 таблицы.

2.  Сколько процентов от общего числа участников составили ученики, получившие по географии меньше 60 баллов? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку F5 таблицы.

3.  Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение учеников из школ «2», «5» и «6». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.

 

task 14.xls

 

15.  Тип Д18 C3 № 1031

Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 15.1 или 15.2.

 

15.1 Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.

У Робота есть девять команд. Четыре команды  — это команды-приказы:

 

вверх вниз влево вправо

 

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑ вниз ↓, влево ← , вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.

Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.

Еще четыре команды  —  это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырех возможных направлений:

 

сверху свободно  снизу свободно  слева свободно  справа свободно

 

Эти команды можно использовать вместе с условием «если», имеющим следующий вид:

 

если условие то

последовательность команд

все

 

Здесь условие  — одна из команд проверки условия. Последовательность команд  — это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то

вправо

закрасить

все

 

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:

 

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то

вправо

все

 

Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:

 

нц пока условие

последовательность команд

кц

 

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

 

нц пока справа свободно

вправо

кц

 

Выполните задание.

 

На бесконечном поле имеется стена, длины отрезков стены неизвестны. Стена состоит из одного горизонтального и трех равных вертикальных отрезков (отрезки стены расположены буквой «Ш»). Все отрезки неизвестной длины. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно справа от верхнего конца левого вертикального отрезка. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р») .

 

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно справа от второго вертикального отрезка. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведенного выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рис.).

 

Конечное расположение Робота может быть произвольным. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен.

 

Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе.

 

15.2 Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму всех чисел, кратных 6 и оканчивающихся на 4. Программа получает на вход натуральные числа, количество введенных чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 100. Введенные числа не превышают 300. Программа должна вывести одно число: сумму всех чисел, кратных 6 и оканчивающихся на 4.

 

Пример работы программы:

 

 

Входные данные Выходные данные

14

24

36

84

66

0

108

16.  Тип 16 № 37692

Ученики 4 класса вели дневники наблюдения за погодой и ежедневно записывали дневную температуру. Найдите среднюю температуру для дней, когда температура поднималась выше нуля градусов. Определите количество таких дней. Гарантируется, что за время наблюдения хотя бы в один из дней температура поднималась выше нуля градусов. Программа получает на вход количество дней, в течение которых проводилось наблюдение N (1 ≤ N ≤ 31), затем для каждого дня вводится температура.

 

Пример работы программы:

 

 

Входные данные Выходные данные

4

–5

12

–2

8

10.0

2

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2024 Ноябрь Информатика Вариант 9»

1.  Тип 1 № 10238

В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Вова написал текст (в нем нет лишних пробелов):

«еж, лев, слон, олень, тюлень, носорог, крокодил, аллигатор  — дикие животные».

Ученик вычеркнул из списка название одного из животных. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы  — два пробела не должны идти подряд.

При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 16 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название животного.

2.  Тип 2 № 1121

От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе:

• • - • • • - • - - • - • • • • -

При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы:

 

Т

А

У

Ж

Х

-

• -

• • -

• • • -

• • • •

 

Определите текст радиограммы.

3.  Тип 3 № 37233

Определите количество натуральных чисел x, для которых истинно логическое высказывание

НЕ ((x ≥ 53) ИЛИ (x

4.  Тип 4 № 18187

Между населенными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяженность которых в (километрах) приведена в таблице.


A

B

C

D

E

F

A


3

5



15

B

3


1

4



C

5

1


2


9

D


4

2


3

6

E




3


4

F

15


9

6

4


Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F, проходящего через пункт С. Передвигаться можно только по дорогам, протяженность которых указана в таблице.

5.  Тип 5 № 37258

У исполнителя Вычислитель две команды, которым присвоены номера:

 

1.  умножь на 3

2.  прибавь 1

 

Первая из них увеличивает число на экране в 3 раза, вторая увеличивает его на 1. Составьте алгоритм получения из числа 5 числа 60, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.

(Например, 11221  — это алгоритм:

умножь на 3

умножь на 3

прибавь 1

вычти 2

умножь на 4,

который преобразует число 1 в число 48.)

 

Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.

6.  Тип 6 № 18230

Ниже приведена программа, записанная на пяти языках программирования.

 

Бейсик

Python

DIM k, s AS INTEGER

INPUT s

INPUT k

IF s \ 2 = k THEN

    PRINT "ДА"

ELSE

     PRINT "НЕТ"

END IF

s = int(input())

k = int(input())

if s // 2 == k:

    print("ДА")

else:

    print("НЕТ")

Паскаль

Алгоритмический язык

var s, k: integer;

begin

    readln(s);

    readln(k);

    if s div 2 = k

        then writeln ('ДА')

        else writeln ('НЕТ')

end.

алг

нач

цел s, k

ввод s

ввод k

если div(s, 2) = k

    то вывод "ДА"

    иначе вывод "НЕТ"

все

кон

С++

#include

using namespace std;

int main() {

    int s, k;

    cin s;

    cin k;

    if (s / 2 == k)

        cout

    else

         cout

    return 0;

}

 

Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных s и k вводились следующие пары чисел:

(1, 1); (8, 4); (14, 10); (20, 1); (7, 3); (10, 5); (10, 2); (4, 1); (1, 0).

Сколько было запусков, при которых программа напечатала «НЕТ»?

7.  Тип 7 № 177

Доступ к файлу color.gif, находящемуся на сервере box.net, осуществляется по протоколу ftp. Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.

 

A)  ftp

Б)   /

B)  box.

Г)  color

Д)  net

Е)  .gif

Ж)  ://

8.  Тип 8 № 10477

В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для обозначения логической операции «И»  — символ «&».

В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.

 

Запрос

Найдено страниц(в тысячах)

Угол | Прямая

180

Угол

60

Прямая

140

 

Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу

Угол & Прямая?

Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.

9.  Тип 9 № 10245

На рисунке  — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З и И. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город И, проходящих через город В?

10.  Тип 10 № 10323

Среди приведенных ниже трех чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.

2316, 328, 111102.

11.  Тип 11 № 10513

В одном из произведений И. С. Тургенева, текст которого приведен в подкаталоге Тургенев каталога DEMO-12, присутствует произведение, в котором присутствует персонаж Александра Павловна. С помощью поисковых средств операционной системы и текстового редактора выясните имя брата этого персонажа.

Выполните задание, распаковав архив на своем компьютере.

DEMO-12.rar

12.  Тип 12 № 10504

Сколько файлов с расширением .txt содержится в подкаталогах каталога Проза? В ответе укажите только число.

Выполните задание, распаковав архив на своем компьютере.

DEMO-12.rar

13.  Тип 13 № 16021

Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 13.1 или 13.2.

 

13.1. Используя информацию и иллюстрированный материал, содержащийся в каталоге DEMO-13, создайте презентацию из трех слайдов на тему «Нутрия». В презентации должны содержаться краткие иллюстрированные сведения о внешнем виде, ареале обитания, образ жизни и рационе нутрий. Все слайды должны были выполнены в едином стиле, каждый слайд должен быть озаглавлен.

Презентацию сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы экзамена. Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odp, или *.ppt, или *.pptx.

Файлы-13.rar

 

13.2. Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нем следующий текст, точно воспроизведя все оформление текста, имеющееся в образце.

Данный текст должен быть набран шрифтом размером 14 пунктов обычного начертания. Отступ первой строки первого абзаца основного текста  — 1 см. Расстояние между строками текста не менее одинарного, но не более полуторного междустрочного интервала.

Основной текст выровнен по ширине; в ячейках таблицы, кроме первой строки таблицы, применено выравнивание по левому краю, в ячейках первой строки таблицы  — по центру.

В основном тексте есть слова, выделенные полужирным, курсивным шрифтом и подчеркиванием. Таблица выровнена на странице

по центру горизонтали.

При этом допустимо, чтобы ширина Вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размеров страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.

Интервал между текстом и таблицей не менее 12 пунктов, но не более 24 пунктов.

Текст сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы. Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odt, или *.doc, или *.docx.

14.  Тип 14 № 10567

В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк таблицы:

 


A

B

C

D

1

округ

фамилия

предмет

балл

2

C

Ученик 1

обществознание

246

3

В

Ученик 2

немецкий язык

530

4

Ю

Ученик 3

русский язык

576

5

СВ

Ученик 4

обществознание

304

 

В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В  — фамилия; в столбце С  — любимый предмет; в столбце D  — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.

 

Выполните задание.

Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.

1.  Сколько учеников в Восточном округе (В) выбрали в качестве любимого предмета информатику? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.

2.  Каков средний тестовый балл у учеников Северного округа (С)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку НЗ таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.

3.  Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников, сдающих информатику, русский язык и обществознание. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.

task 14.xls

15.  Тип Д18 C3 № 240

Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 15.1 или 15.2.

 

Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды  — это команды-приказы:

вверх вниз влево вправо

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑ вниз ↓, влево ← , вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится. Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.

Еще четыре команды  — это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырех возможных направлений:

сверху свободно  снизу свободно  слева свободно  справа свободно

Эти команды можно использовать вместе с условием «если», имеющим следующий вид:

если условие то

последовательность команд

все

 

Здесь условие  — одна из команд проверки условия. Последовательность команд  — это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то

вправо

закрасить

все

 

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то

вправо

все

 

Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:

нц пока условие

последовательность команд

кц

 

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

нц пока справа свободно

вправо

кц

 

 

Выполните задание.

На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Правый конец горизонтальной стены соединен с верхним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В вертикальной стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно под горизонтальной стеной у ее левого конца. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно левее и правее вертикальной стены. Проход должен остаться незакрашенным. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведенного выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рис.).

При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера проходов внутри стен. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе. Сохраните алгоритм в текстовом файле.

 

 

15.2 Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму чисел, оканчивающихся на 3. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, оканчивающееся на 3. Количество чисел не превышает 100. Введенные числа не превышают 300. Программа должна вывести одно число  — сумму чисел, оканчивающихся на 3.

 

Пример работы программы:

 

Входные данные

Выходные данные

3132324

36

16.  Тип 16 № 37692

Ученики 4 класса вели дневники наблюдения за погодой и ежедневно записывали дневную температуру. Найдите среднюю температуру для дней, когда температура поднималась выше нуля градусов. Определите количество таких дней. Гарантируется, что за время наблюдения хотя бы в один из дней температура поднималась выше нуля градусов. Программа получает на вход количество дней, в течение которых проводилось наблюдение N (1 ≤ N ≤ 31), затем для каждого дня вводится температура.

 

Пример работы программы:

 

Входные данные

Выходные данные

4

–5

12

–2

8

10.0

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!