Тип 1 № 14755
На рисунке изображен эмбрион человека в разный период времени.
Какое свойство живых систем иллюстрируют процессы, происходящие с зародышами животных?
2. Тип 2 № 37219
Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) серая жаба
Б) трутовик окаймленный
В) дуб черешчатый
Г) холерный вибрион
ЦАРСТВА
1) Бактерии
2) Грибы
3) Животные
4) Растения
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
3. Тип 3 № 35169
Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) класс Двудольные
2) отдел Покрытосеменные
3) род Шиповник
4) царство Растения
5) семейство Розоцветные
4. Тип 4 № 14860
Изучите график зависимости интенсивности обмена веществ от длины беговой дистанции, по которой бежит легкоатлет (по оси х отложена длина дистанции (в м), а по оси у — интенсивность обмена веществ (в кВт)).
Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?
1) Чем длиннее дистанция, тем ниже интенсивность обмена веществ.
2) Интенсивность обмена веществ равномерно снижается на протяжении всей дистанции.
3) Наблюдается резкий спад интенсивности обмена веществ в диапазоне 200–400 м.
4) Максимальных значений интенсивность обмена веществ достигает на длинных дистанциях.
5) Интенсивность обмена веществ никогда не падает ниже 5 кВт.
5. Тип 5 № 14924
Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) На обе стороны листа наложите полоски черной бумаги так, чтобы они плотно облегали лист.
2) Опустите лист в раствор йода.
3) Прокипятите лист в воде в течение 2–5 мин.
4) Прокипятите лист в спирте (40–70 %).
5) Расположите лист напротив источника света и оставьте на сутки.
6. Тип 6 № 1927
Каким методом воспользовался И. П. Павлов, чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?
1) наблюдение
2) моделирование
3) эксперимент
4) описание
7. Тип 7 № 2373
Известно, что австралийская ехидна — яйцекладущее млекопитающее, добывающее термитов и муравьев своим длинным языком. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Ехидна весит до 5 кг и имеет размеры до 50 см.
2) Ехидну впервые описали в 1792 году, ошибочно причислив к муравьедам.
3) Первую ехидну обнаружили в муравейнике, где она своим длинным липким языком, вытягивающимся на 18 см из узкой вытянутой морды, ловила муравьев.
4) Передние лапы ехидны укорочены, пальцы снабжены мощными плоскими когтями, приспособленными для разламывания стенок термитников и рытья земли.
5) Ехидна перемещает яйцо из клоаки в выводковую сумку, где имеются млечные железы без сосков, поэтому детеныши слизывают молоко с шерсти матери.
6) При опасности ехидна сворачивается в шар, пряча живот и выставляя наружу колючки.
8. Тип 8 № 1079
Между позициями первого и второго столбцов приведенной ниже таблицы имеется определенная связь:
Целое | Часть |
Кровеносная система | Сердце |
... | Биоценоз |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) биосфера
2) растения
3) ареал
4) почва
9. Тип 9 № 20774
Какие признаки характерны только для представителей класса Птицы? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) сердце четырехкамерное
2) тело покрыто перьями
3) двойное дыхание
4) отсутствие зубов на челюстях
5) в шейном отделе 7 позвонков
6) яйца откладывают на суше
10. Тип 10 № 1713
Вставьте в текст «Происхождение эукариот» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в ответ.
Происхождение эукариот
Согласно самой распространенной на сегодняшний момент теории, первыми на планете появились __________ (А) организмы. Эукариоты появились намного позднее. Теория гласит, что эукариоты возникли в результате постепенного усложнения строения архебактерий и вступления их в _________ (Б) с другими бактериями. Так, митохондрии, имеющие свою собственную ДНК и рибосомы, являются органоидами, произошедшими таким образом. Митохондрии выполняют функции поставщиков __________ (В) для клетки. Другими органоидами такого происхождения являются __________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) паразитизм
2) симбиоз
3) органические вещества
4) энергия
5) прокариотический
6) эукариотический
7) хлоропласт
8) аппарат Гольджи
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
11. Тип 11 № 19389
Установите соответствие между строением цветка и способом его опыления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА
А) яркий крупный венчик
Б) цветение и опыление происходит до появления листьев
В) в цветках имеются нектарники
Г) пестик с пушистым рыльцем
Д) тычинки на длинных тычиночных нитях
Е) цветки имеют запах
СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ
1) ветром
2) насекомыми
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
12. Тип 12 № 14859
Верны ли суждения о размножении кишечнополостных животных?
А. Гидр относят к раздельнополым организмам, так как оплодотворение происходит перекрестно.
Б. Кишечнополостные животные размножаются бесполым и половым путем.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. Тип 13 № 1505
У членистоногих существует несколько основных морфологических признаков, по которым их делят на крупные таксономические группы.
A. Расчлененность тела:
1) тело состоит из большого числа одинаковых члеников,
2) тело делится на несколько четко различимых отделов (тагм).
Б. Количество крупных отделов (тагм):
1) тагм нет,
2) две тагмы (головогрудь и брюшко),
3) три тагмы (голова, грудь и брюшко).
B. По количеству ходильных конечностей (конечностей на грудном сегменте), включая видоизмененные:
1) три пары,
2) четыре пары,
3) пять пар,
4) больше пяти пар.
Г. По устройству глаз:
1) есть два сложных (фасеточных) глаза,
2) есть несколько простых глаз.
Д. По наличию крыльев:
1) крылья есть,
2) крыльев нет.
Внимательно рассмотрите картинку и определите, какие признаки (по приведенной выше классификации) у приведенного на рисунке животного.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
14. Тип 14 № 35175
Под каким номером изображена поджелудочная железа человека?
15. Тип 15 № 1606
Дыхание человека, растений и животных — это процесс
1) образования кислорода в ходе химических реакций
2) поглощения энергии при синтезе органических соединений
3) получения энергии из органических соединений при участии кислорода
4) одновременного синтеза и распада органических соединений
16. Тип 16 № 35308
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображена пищеварительная система человека.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) пищевод
2) печень
3) толстая кишка
4) прямая кишка
5) поджелудочная железа
6) тонкая кишка
17. Тип 17 № 889
Как влияют парасимпатические нервы на деятельность органов человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) усиливают волнообразные движения кишечника
2) усиливают секрецию желез желудка
3) замедляют сердечные сокращения
4) усиливают потоотделение
5) учащают сердечные сокращения
6) увеличивают содержание сахара в крови
18. Тип 18 № 35331
Установите соответствие между особенностями ткани человека и её видом.
ОСОБЕННОСТЬ
A) клетки плотно прилегают друг к другу
Б) клетки могут быть плоскими, кубическими, цилиндрическими
B) ткань бывает реснитчатой, железистой, ороговевающей
Г) ткань имеет мезодермальное происхождение
Д) ткань бывает жидкой и твёрдой
Е) межклеточное вещество хорошо развито
ВИД ТКАНИ
1) эпителиальная
2) соединительная
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
19. Тип 19 № 35258
Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.
Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания змеи.
1) наземный образ жизни
2) продуцент
3) консумент второго порядка
4) фитопланктон
5) детритофаг
6) плотоядное животное
20. Тип 20 № 35208
Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит коза. В ответе запишите последовательность букв.
21. Тип 21 № 35268
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность сов и растительности, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности мышей? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Численность сов | Численность растительности |
| |
22. Тип 22 № 12485
Рассмотрите рисунок с изображением мозга человека. Какая доля мозга окрашена голубым цветом? Назовите пример действия, за которое отвечает данная доля мозга?
23. Тип 23 № 20965
Ученые изучали процессы жизнедеятельности растений. В колбу с водой поместили побег с листьями, на поверхность воды налили слой растительного масла. Вторую пробирку с таким же количеством воды и масла, но без побега оставили в качестве контроля. На следующий день уровень воды в пробирке с побегом значительно снизился, а уровень воды в контрольной пробирке остался прежним.
Какой вывод можно сделать из этого исследования? Какие структуры растения повлияли на результат исследования?
24. Тип 24 № 20811
Особенности растительной клетки
В растительной клетке есть все органоиды, свойственные и животной клетке: ядро, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи. Вместе с тем она имеет существенные особенности строения.
В первую очередь это прочная клеточная стенка значительной толщины. Растительная клетка, как и животная, окружена плазматической мембраной, но кроме нее ограничена толстой клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы, которой нет у животных. Клеточная стенка имеет поры, через которые каналы эндоплазматической сети соседних клеток сообщаются друг с другом.
Другой особенностью растительной клетки является наличие особых органоидов – пластид, где происходит первичный синтез углеводов из неорганических веществ, а также перевод углеводных мономеров в крахмал. Это особые двумембранные органоиды, имеющие собственный наследственный аппарат и самостоятельно размножающиеся. Различают три вида пластид в зависимости от цвета. В зеленых пластидах – хлоропластах – происходит процесс фотосинтеза. В бесцветных пластидах – лейкопластах – происходит синтез крахмала из глюкозы, а также запасаются жиры и белки. В пластидах желтого, оранжевого и красного цветов – хромопластах – накапливаются продукты обмена веществ. Благодаря пластидам в обмене веществ растительной клетки синтетические процессы преобладают над процессами освобождения энергии.
Третьим отличием растительной клетки можно считать развитую сеть вакуолей, развивающихся из цистерн эндоплазматической сети. Вакуоли представляют собой полости, окруженные мембраной и заполненные клеточным соком. В нем содержатся в растворенном виде белки, углеводы, витамины, различные соли. Осмотическое давление, создаваемое в вакуолях растворенными веществами, приводит к тому, что в клетку поступает вода и создается напряжение клеточной стенки – тургор. Тургор и толстые упругие оболочки клеток обусловливают прочность растений.
Используя содержание текста «Особенности растительной клетки», ответьте на следующие вопросы.
1) Что собой представляют пластиды?
2) Какую роль выполняют вакуоли?
3) С какими органоидами растительной клетки связаны синтетические процессы обмена веществ?
25. Тип 25 № 1507
Британские ученые в течение 12 лет проводили исследование, в котором участвовали 3760 младенцев, рожденных в одной из больниц Лондона. Собирались данные о весе детей при рождении и данные о ранней смертности. Целью исследования было определить, есть ли воздействие естественного отбора на массу детей при рождении. В таблице приведены данные о весе младенцев при рождении и процент младенцев, умерших в возрасте до 4 месяцев.
Изучите таблицу 1 и ответьте на вопросы:
1. Какой вес имело большинство детей при рождении?
2. Дети какого веса имели наименьшую раннюю смертность?
3. Как Вы считаете, существует ли давление естественного отбора на вес детей при рождении? Ответ поясните.
Вес детей при рождении и детская смертность
Диапазон веса младенцев, кг | 0–0,5 | 0,5–1 | 1–1,5 | 1,5–2 | 2–2,5 | 2,5–3 | 3–3,5 | 3,5–4 | 4–4,5 | 4,5–5 | больше 5 |
Количество детей | 2 | 17 | 62 | 81 | 316 | 996 | 1411 | 645 | 177 | 48 | 5 |
Процент умерших детей | 100 | 88 | 73 | 15 | 9 | 6 | 4 | 5 | 7 | 10 | 20 |
26. Тип 26 № 38975
Старшеклассники Олег и Глеб на перемене посетили школьную столовую, где им предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем, два мясных биточка с гарниром из отварных макарон, чай с сахаром и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.
1) Какое количество углеводов содержалось в школьном обеде?
2) Какую долю суточной энергетической потребности подростков
составил обед, если их возраст 16 лет?
3) В чем сущность пластического обмена у человека?
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Возраст, лет | Белки, г/кг | Жиры, г/кг | Углеводы, г | Энергетическая потребность, ккал |
7–10 | 2,3 | 1,7 | 330 | 2550 |
11–15 | 2,0 | 1,7 | 375 | 2900 |
Старше 16 | 1,9 | 1,0 | 475 | 3100 |
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции школьной столовой
Блюда | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Энергетическая ценность, ккал |
Борщ из свежей капусты с картофелем (1 порция) | 1,8 | 4,0 | 11,6 | 92,3 |
Суп молочный с макаронными изделиями (1 порция) | 8,3 | 11.3 | 25,8 | 233,8 |
Мясные биточки (1 штука) | 8,0 | 21,0 | 9,3 | 266,6 |
Котлета мясная рубленная (1 штука) | 9,2 | 9,9 | 6.5 | 155,6 |
Гарнир из отварного риса (1 порция) | 4,8 | 1,2 | 53,0 | 245,2 |
Гарнир из отварных макарон (1 порция) | 5,4 | 4,3 | 38,7 | 218,9 |
Кисель (1 стакан) | 0 | 0 | 19,6 | 80 |
Чай с сахаром — 2 чайные ложки (1 стакан) | 0 | 0 | 14,0 | 68,0 |
Хлеб пшеничный (1 кусок) | 2,0 | 0,6 | 7,2 | 64,2 |
Хлеб ржаной (1 кусок) | 3,9 | 0,4 | 28,2 | 135,7 |