1. Тип 1 № 12147
В опыте экспериментатор положил кристаллик поваренной соли в каплю воды с амебами и наблюдал за изменениями формы и размеров тела животного.
Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?
2. Тип 2 № 35130
Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) венерина мухоловка
Б) холерный вибрион
В) трутовик окаймленный
Г) актиния ковровая
ЦАРСТВА
1) Бактерии
2) Грибы
3) Животные
4) Растения
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
3. Тип 3 № 37220
Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) отряд Воробьинообразные
2) род Вороны
3) вид Серая ворона
4) класс Птицы
5) тип Хордовые
4. Тип 4 № 12238
Изучите график зависимости расхода глюкозы в мышцах человека от длительности физический нагрузки (по оси х отложена длительность физической нагрузки (в мин.), а по оси у — запас глюкозы (в %)).
Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?
1) В период с 10 по 30 минуту глюкоза расходуется интенсивнее всего.
2) Запасы глюкозы в мышцах к 10-й минуте расходуются наполовину.
3) При увеличении длительности физической нагрузки расход глюкозы происходит медленнее.
4) На 30-й минуте запасы глюкозы исчерпываются.
5) Чем длительнее физическая нагрузка, тем выше расход глюкозы.
5. Тип 5 № 20807
Установите последовательность действий при вегетативном размножении комнатных растений на примере традесканции. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) для уменьшения испарения воды накройте черенки стеклянной банкой
2) посадите черенки наклонно в увлажненный песок
3) нарежьте стеблевые черенки с 3−4 листьями
4) после образования придаточных корней пересадите растения в горшки
6. Тип 6 № 37223
Какой физиологический показатель измеряют с помощью прибора, изображенного на рисунке?
1) влажность кожи
2) уровень глюкозы в крови
3) насыщение крови кислородом
4) плотность ногтевой пластины
7. Тип 7 № 16411
Известно, что Луи Пастер — микробиолог и иммунолог, разработавший технологию пастеризации.
Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого.
1) В своих экспериментах ученый доказал, что живые организмы не могут зарождаться сами, у них обязательно есть родители.
2) Изучая физические свойства винной кислоты, ученый обнаружил, что она обладает оптической активностью.
3) Ученый разработал метод предохранительных прививок.
4) Ученый открыл мельчайшие организмы — анаэробы, которые могут жить
без кислорода.
5) Ученый был награжден орденами почти всех стран мира.
6) Для продления срока хранения и обеззараживания пищевых продуктов ученый предложил нагревать жидкие продукты или вещества до 60 °C в течение 60 мин. или при температуре 70 — 80 °C в течение 30 мин.
8. Тип 8 № 16323
В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Явление | Пример |
бесполое размножение | стеблевой черенок |
половое размножение | … |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) отпрыск
2) поросль
3) почка
4) гамета
9. Тип 9 № 14775
Какие факторы относят к абиотическим? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) свет
2) осушение болот
3) вечная мерзлота
4) состав растительности
5) ловля рыбы
6) атмосферное давление
10. Тип 10 № 14749
Вставьте в текст «Размножение организмов» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ
В природе существует два способа размножения: __________(А) и __________(Б). Первый способ связан с __________(В), происходящим в результате слияния мужских и женских _________(Г). Биологическим значением второго способа является сохранение всей наследственной информации материнского организма у потомков.
Перечень слов:
1) клонирование
2) митоз
3) половое
4) почкование
5) бесполое
6) оплодотворение
7) спора
8) гамета
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
11. Тип 11 № 890
Установите соответствие между растением и типом подземного побега, характерного для этого растения. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
РАСТЕНИЕ
A) папоротник щитовник мужской
Б) лилия тигровая
В) ландыш майский
Г) лук репчатый
Д) крапива двудомная
Е) тюльпан лесной
ТИП ПОДЗЕМНОГО ПОБЕГА
1) корневище
2) луковица
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
12. Тип 12 № 19531
Верны ли следующие суждения о размножении и развитии земноводных?
А. После зимней спячки лягушки скапливаются в пресных водоемах и выметывают оплодотворенную икру.
Б. По внешнему виду и образу жизни личинки земноводных на ранних стадиях развития больше похожи на рыб, чем на своих родителей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. Тип 13 № 637
Рассмотрите фотографию собаки породы немецкий дог. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Окрас
Б. Форма головы
В. Форма ушей
Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)
Д. Форма хвоста
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
14. Тип 14 № 35192
Под каким номером изображена щитовидная железа человека?
15. Тип 15 № 1393
Выберите верное утверждение.
1) в двенадцатиперстной кишке расщепляются только липиды и углеводы
2) в двенадцатиперстной кишке происходит расщепление только белков
3) в двенадцатиперстной кишке происходит расщепление всех пищевых веществ
4) в двенадцатиперстной кишке расщепляются только углеводы
16. Тип 16 № 35315
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение скелета верхней конечности. Запишите в таблицу цифры, которыми они обозначены.
1) лучевая кость
2) лопатка
3) плечевая кость
4) ключица
5) запястье
6) кости пясти
17. Тип 17 № 2378
Что из перечисленного характерно для скелета человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) сводчатая стопа
2) прямой позвоночник без изгибов
3) позвоночник с S-образным изгибом
4) широкий чашевидный пояс нижних конечностей
5) сжатая с боков грудная клетка
6) массивные челюсти
18. Тип 18 № 38967
Установите соответствие между характеристикой нервной ткани и типом клеток, к которому ее относят: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА НЕРВНОЙ ТКАНИ
А) выполняет питательную функцию
Б) воспринимает раздражения
В) состоит из тела и отростков
Г) превращает раздражения в нервные импульсы
Д) проводит электрическое возбуждение к другим клеткам
ТИП КЛЕТКИ
1) нейрон
2) клетка-спутник
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
19. Тип 19 № 35222
Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.
Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания белоголового орлана.
Список характеристик:
1) находится на вершине пищевой цепи
2) доминирующий вид
3) консумент третьего порядка
4) фитопланктон
5) плотоядное животное
6) паразит
20. Тип 20 № 35202
Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит лесная дикая кошка. В ответе запишите последовательность букв.
21. Тип 21 № 35242
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность лесных диких кошек и растительности, если в течение нескольких лет шло увеличение численности кроликов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Численность лесных диких кошек | Численность растительности |
| |
22. Тип 22 № 16332
Рассмотрите рисунок с изображением прибора, использованного в XVII веке. Прообразом какого современного прибора была приведенная на рисунке конструкция?
Что было открыто его создателем с помощью данного прибора?
23. Тип 23 № 20956
Ученый изучал болезнь, поражающую листья табака. Чтобы выделить возбудителя заболевания, был выделен сок больных растений и пропущен через керамический фильтр. Керамические фильтры задерживают клетки бактерий на своей поверхности, благодаря размеру пор. Однако после фильтрации сока больных растений на фильтре не было выявлено никакого инфекционного агента, а политые фильтратом здоровые растения заболевали.
Какой вывод можно сделать из этого исследования? Что являлось возбудителем этого заболевания?
24. Тип 24 № 1183
БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
Под названием борьбы за существование Ч. Дарвин ввел в биологию сборное понятие, объединяющее различные формы взаимодействия организма со средой, которые ведут к естественному отбору организмов. Основная причина борьбы за существование – это недостаточная приспособленность отдельных особей к использованию ресурсов среды, например пищи, воды и света. Ученый выделял три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с физическими условиями среды.
Внутривидовая борьба за существование – борьба между особями одного вида. Эта борьба наиболее ожесточенная и особенно упорная. Она сопровождается угнетением и вытеснением менее приспособленных особей данного вида. Например, так происходит конкуренция между соснами в сосновом лесу за свет или самцами в борьбе за самку. В процессе борьбы организмы одного вида постоянно конкурируют за жизненное пространство, пищу, убежища, место для размножения. Внутривидовая борьба за существование усиливается с увеличением численности популяции и усилением специализации вида.
Каждый вид растений, животных, грибов, бактерий в экосистеме вступает в определенные отношения с другими членами биоценоза. Межвидовая борьба за существование – борьба между особями различных видов. Ее можно наблюдать во взаимоотношениях между хищниками и их жертвами, паразитами и хозяевами. Особенно упорная борьба за существование существует между организмами, которые принадлежат к близким видам: серая крыса вытесняет черную, дрозд деряба вызывает уменьшение численности певчего дрозда, а таракан пруссак (рыжий таракан) – черного таракана.
Отношения между видами сложные, так как все виды в природных сообществах взаимосвязаны. Взаимосвязь может быть антагонистической и симбиотической. Так, растения не могут существовать без сожительства с некоторыми видами грибов, бактерий и животных.
Борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды проявляется в различных отрицательных воздействиях неживой природы на организмы. Так, на произрастающие в пустынях растения влияет недостаток влаги, питательных веществ в почве и высокая температура воздуха.
Для эволюции значение различных форм борьбы за существование неравноценно. Межвидовая борьба за существование ведет к совершенствованию одних видов по сравнению с другими. В результате такой борьбы победившие виды сохраняются, а проигравшие вымирают. Внутривидовая борьба за существование вызывает увеличение разнообразия у особей внутривидовых признаков, снижает напряженность конкуренции за одинаковые ресурсы среды.
Используя содержание текста «Борьба за существование» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) В чем особенность межвидовой борьбы за существование?
2) Что является результатом внутривидовой борьбы за существование?
3) Какой пример иллюстрирует межвидовую борьбу за существование?
25. Тип 25 № 2129
Пользуясь таблицей «Пищевая ценность некоторых рыб», ответьте на следующие вопросы.
Пищевая ценность некоторых рыб
Названия рыб | % белков | % жиров | Калорий в 100 г |
Вобла | 18 | 2,8 | 95 |
Окунь | 17 | 0,6 | 73 |
Карась | 17 | 0,5 | 74 |
Шпрот | 17 | 7,6 | 136 |
Лосось | 24 | 12 | 200 |
Стерлядь | 17 | 6 | 116 |
Карп | 20 | 1,5 | 94 |
1) В какой рыбе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами?
2) У каких двух рыб наиболее сбалансированный состав белков и жиров?
3) Каких рыб и почему Вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведет малоподвижный образ жизни?
26. Тип 26 № 12962
Пятнадцатилетний Николай вместе со своими родителями утром посетил кафе быстрого питания. Масса тела Николая составляет 60 кг.
1) Какова рекомендуемая калорийность первого завтрака Николая с учетом того, что подросток питается 4 раза в день?
2) Какова суточная потребность Николая в жирах?
3) В каком отделе пищеварительной системы происходит основное всасывание питательных веществ?
Таблица 1
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Возраст, лет | Белки, г/кг | Жиры г/кг | Углеводы, г | Энергетическая потребность, ккал |
7−10 | 2,3 | 1,7 | 330 | 2550 |
11−15 | 2,0 | 1,7 | 375 | 2900 |
Старше 16 | 1,9 | 1,0 | 475 | 3100 |
Таблица 2
Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)
Первый завтрак | Второй завтрак | Обед | Ужин |
14% | 18% | 50% | 18% |