СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2024 по русскому языку 9 класс ( тренировочный вариант 11, 13.3. ЧТО ТАКОЕ ВЫБОР ?)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2024 по русскому языку 9 класс ( тренировочный вариант 11, 13.3. ЧТО ТАКОЕ ВЫБОР ?)»

ОГЭ ВАРИАНТ 11

ЧАСТЬ 1  

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения  — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

ЧАСТЬ 2  Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. (2)Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-⁠отливных движениях. (3)Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первое из этих чисел намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара. (4)Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25–30 местах. (5)Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.

2.Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.  

1)  потенциал огромен (предложение 1)

2)  он заключён (предложение 2)

3)  превышает показатели (предложение 3)

4)  возможности имеются (предложение 4)

5)  обладают ресурсами (предложение 5)

3.Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1)  Предложение 1 простое нераспространённое.

2)  В предложении 2 составное именное сказуемое.

3)  Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

4)  Предложение 4 простое, осложнено вводным словом.

5)  Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.

4.Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А)  В неполном предложении на месте пропущенного члена предложения ставится тире.

Б)  Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть поясняет, дополняет первую.

В)  В сложноподчиненном предложении между главным и придаточным предложением ставится запятая.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Зимой звёзды на небе ярко блестят  — жди лютой стужи.

2)  Создание интерактивных электронных учебников нового поколения  — одно из перспективных направлений в модернизации учебного процесса, которое позволит не только повысить интерес обучающихся к предмету, но и улучшить качество обучения.

3)  Виктор Петрович удивился: почему его никто не ищет?

4)  Всюду: на листьях деревьев, на траве, на крышах домов и сараев, покрытых камышом  — до полудня лежала обильная роса, и мы не стали торопиться с выходом в поле.

5)  По одну сторону дороги стройными рядами тянулись тонкие хрупкие берёзки, а по другую  — могучие и солидные дубы-великаны.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A

Б

В

5.Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Башня Сююмбике (1) жемчужина казанского кремля и символ города. Кроме того (2) она также известна (3) как выдающееся архитектурное сооружение. Сююмбике (4) одна из так называемых падающих башен. Примечательно (5) что высота её (6) составляет 58 метров (7) при этом она имеет сильный вертикальный наклон. Известный учёный Нияз Халитов писал (8) «Башня Сююмбике закладывалась в большой спешке (9) что впоследствии и послужило причиной её наклона в северо-восточном направлении».

6.Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  (знания) УСВОЕНЫ  — в суффиксе краткого страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.

2)  ГОРЯЧО (благодарить)  — в окончании наречий после шипящих под ударением пишется буква О.

3)  УКРОЩАТЬ (животных)  — в корне слова пишется непроверяемая гласная.

4)  НЕНАСТНЫЙ  — непроизносимый согласный в корне слова проверяется словом ненастье, в котором он слышится отчётливо.

5)  БЕЗЫМЯННЫЙ  — после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.

7.Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.

Кроме высокой тр(1)..вы и мелкой пор(2)..сли, не видно другой р(3)..стительности. В полдень мы распол(4)..жились на отдых у озера, з(5)..росшего осокой. Заг(6)..релые ребятишки разного возр(7)..ста купались в нём.

8.Раскройте скобки и запишите слово «побережья» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Мониторинг состояния морских (побережья) страны осуществляется под надзором экологических организаций.

9.Синтаксический анализ. 

Замените словосочетание «диванная подушка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ. Выполните задания 10-12

(1)В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку. (2)К чему первому притронусь, то и предопределит мою судьбу. (3)Принесли меня. (4)Я тотчас потянулся к сабле, потом поиграл рюмкой, а до прочего не хотелось дотрагиваться.

(5)Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся: «Ну, думаю, дело плохо! (6)Будет мой сын рубакой и пьяницей!»

(7)Старинное это гаданье, однако, и сбылось, и не сбылось. (8)Сабля, действительно, предрешила мою жизненную дорогу, но и от книжной премудрости я не отрёкся. (9)В четырнадцать лет увлечённо читал и писал стихи, в пятнадцать перешёл на «Анну Каренину», а в шестнадцать прочитывал и разбирал с товарищами всё подряд. (10)А пьяницей, к счастью, не стал.

(11)Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры  — всё это настраивало на определённый лад. (12)Мальчишкой я по целым часам пропадал в гимнастическом городке 1-го Стрелкового батальона, стрелял в тире пограничников. (13)Ходил версты за три на стрельбище стрелковых рот, пробирался с солдатами, считавшими пробоины, в укрытие перед мишенями. (14)Пули свистели над головами; было страшно, но очень занятно. (15)На обратном пути вместе со стрелками подтягивал солдатскую песню:

(16)Греми, слава, трубой

За Дунаем за рекой.

(17)Моё страстное увлечение придавало мне вес в глазах мальчишек и вызывало их зависть...

(18)Словом, прижился в военной среде, приобретя приятелей среди офицерства, а ещё более  — среди солдат.

(19)Будущая офицерская жизнь представлялась мне тогда в ореоле сплошного веселья и лихости, а не в бремени трудов и забот, как это бывает в действительности.

(20)По мере перехода в высшие классы свободного времени, конечно, становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились. (21)Не бросил я только гимнастики и преуспевал в «военном строе», который был введён в программу реального училища в 1889 году.

(22)Во всяком случае, когда я окончил училище, хотя высокие баллы по математическим предметам сулили лёгкую возможность поступления в любое высшее техническое заведение, об этом и речи не было. (23)Я избрал военную карьеру.

(24)Было ли это следствием гадания? (25)Не знаю...

 (По А. Деникину) *

* Деникин Антон Иванович (1872—1947 гг.) — русский военачальник, политический и общественный деятель, писатель, мемуарист, публицист и военный документалист.

10.Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Военная служба, по словам отца, была весёлой и беззаботной.

2)  В первый год жизни сына родители гадали, какая судьба его ждёт.

3)  Мальчик представлял будущую офицерскую жизнь в бремени трудов и забот.

4)  Представления о военной службе как о постоянном развлечении мальчик-подросток черпал из стихов и романа «Анна Каренина».

5)  По окончании реального училища герой-рассказчик выбрал карьеру военного.

11.Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1)  Я тотчас потянулся к сабле, потом поиграл рюмкой, а до прочего не хотелось дотрагиваться.

2)  Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся…

3)  Моё страстное увлечение придавало мне вес в глазах мальчишек и вызывало их зависть...

4)  Словом, прижился в военной среде, приобретя приятелей среди офицерства, а ещё более  — среди солдат.

5)  Во всяком случае, когда я окончил училище, хотя высокие баллы по математическим предметам сулили лёгкую возможность поступления в любое высшее техническое заведение, об этом и речи не было.

12.Лексический анализ

Замените книжное слово «отречься» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

ЧАСТЬ 3.13.Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий (1, 2 или 3). Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания (1, 2 или 3).

13.1.  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста Александра Александровича Реформатского: «Местоимение  — удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.2.  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Я избрал военную карьеру. Было ли это следствием гадания? Не знаю...»

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.3.  Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему важно сделать правильный выбор?». Дайте определение выражению ВЫБОР и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.






2- 124

3- 235

4- 532

5- 14

6- 145

7- 1357

8- побережий

9- подушка для дивана (подушка дивана)

10-25

11- 35

12- отказался/ отказаться
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!