(1)Московский проспект начинает своё существование в истории города на Неве как дорога из новой столицы на Москву – Московский тракт. (2)От Невы путники могли про-ехать к нему по Невскому проспекту. (3)И только за тогдашней границей города находился собственно Московский тракт, который затем назовут проспектом. (4)Тут был шлагбаум, или, как тогда говорили, рогатка, и сторожевая будка-караульня с караульными, проверявшими у проезжающих документы. (5)Таких караулен было три: одна располагалась у нынешних Московских ворот и называлась ближней; другая – у Пулковской горы и называлась дальней; третья находилась между ними, её называли средней.
2. Укажите варианты, в которых верно определена грамматическая основа.
1) проспект начинает (предл.1) 2) путники могли проехать (предл. 2)
3) который назовут (предл. 3) 4) был шлагбаум (предл. 4)
5) одна располагалась (предл. 5)
3. Укажите варианты, в которых даны верные характеристики предложений.
1) Предложение 3 - СПП с придаточным определительным.
2) Вторая часть СП 3 – односоставное неопределённо - личное предложение.
3) Предложение 4 осложнено однородными членами.
4) Предложение 4 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным ДО.
5) В предложении 5 четыре грамматические основы
4. Установите соответствие между правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил.
А) Определение, выраженное ПО, стоящим после определяемого слова, обособляется.
Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами сущ. в им. падеже, при нулевой связке ставится тире.
В) Между частями БСП ставится двоеточие, если вторая часть поясняет, дополняет первую.
1) Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, прошёл в свой кабинет.
2) Впереди обыкновенно бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва.
3) И всё это: и река, и прутья, и этот мальчишка — напоминало мне далёкие дни детства.
4) Выпрыгнул я из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения.
5) «Иметь разборчивый почерк — первое правило вежливости», — любил повторять историк В. О. Ключевский.
5. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Ф.И. Достоевский писал (1) «Жизнь задыхается без цели». Цель (2) вот то (3) что необходимо каждому человеку (4) чтобы прожить достойную жизнь. Она может быть любой (5) великой (6) или же совсем «маленькой». Главное (7) её наличие.
6. Укажите варианты, в которых верно объясняется написание выделенного слова.
1) ВОЗЗВАТЬ (к совести) – на конце приставки ВОЗ- перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.
2) НАВЗНИЧЬ – в наречии буква Ь указывает на мягкость предшествующего согласного.
3) НАЦИЯ – в окончании имени существительного после Ц пишется буква И.
4) ОТТИРАТЬ – написание чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
5) АБАЖУР – в корне слова пишутся непроверяемые безударные гласные.
7. Укажите цифры, на месте которых пишется буква Е.
Штурман, в течени(1) долгого времен(2) смотревший в б(3)нокль, наконец догадался: нефть! Понятно, какой запах примеш(4)вался к свежест(5) океана. Нефтяные разводы встр(6)чались нам в плавани(7) не раз, однако такое я вид(8)л впервые: вп(9)реди было сплошное нефтяное поле.
8. Раскройте скобки и запишите слово «дно» в правильной форме.
(Дно) кастрюль на школьной кухне закоптились.
9. Замените словосочетание «спросил без обиды» синонимичным со связью примыкание.
Прочитайте текст и выполните задания 10 – 13.
(1)В субботу после урока физкультуры все разбежались в одну минуту. (2)На крючках не осталось никакого имущества. (3)Даже моего!
(4)Я обалдело стоял перед пустым забором. (5)Потом заоглядывался. (6)Ну, слава Богу! (7)Мой костюм и пакет с книгами висели на сосне. (8)Метрах в трёх от земли, на сухом сучке прямого ствола.
(9)Шуточка! (10)Ну да ладно, может, и не злая. (11)Просто слегка подзаводят новичка.
(12)Я небрежно плюнул через плечо, обхватил ствол руками-ногами, забрался по нему немного вверх и дёрнул повисшие штанины. (13)Сучок обломился, имущество свалилось мне на голову. (14)А я – на колючие шишки. (15)Ой...
(16)Покряхтев, я поднялся. (17)Разогнулся и увидел Вальдштейна. (18)Тот стоял в двух шагах.
(19)По виду никак не скажешь, что пацан из шестого. (20)Скорее, очень длин-ный третьеклассник. (21)Был он тощий и суставчатый, с тонкой шеей. (22)Но смотрел он своими рыжими глазами не как младший, а прицельно и дерзко.
(23)К его поцарапанным ногам прилипли чешуйки сосновой коры. (24)Я посмотрел на них, на сосну. (25)Пнул пакет кроссовкой и спросил:
– Твоя работа?
(26)Без обиды спросил.
– (27)Моя. (28)Скажи спасибо, что твои шмотки не унесли совсем. (29)Повесил ты их на чужой крючок. (30)А за вешалку надо платить. (31)На первый раз с тебя полбакса. (32)В рублях, по нынешнему курсу.
(33)Я быстро прикинул: полдоллара – это не так уж много.
(34)В пересчёте это сейчас чуть больше, чем два трамвайных билета... (35)Но с какой стати?
(36)Я сказал: – Мальчик, ты ушиб головку, когда лазил на сосну, да?
(37)Вальдштейн в ответ сощурился. (38)Сунул в широкие карманы кулаки. (39)Подошёл ближе.
– (40)Завтра не принесёшь полбакса, послезавтра потребуют целый. (41)По
счётчику. (42)А знаешь, кто с тобой будет говорить, если не заплатишь?
(43) не знал. (44)Но догадывался. (45)Наслышан был про школьное
рэкетирство. (46)Дело известное. (47)Компания посылает вперёд такого вот нахального шкета, а когда тот получает отпор, подваливают старшие.
(48)Видать, сомнения и страхи написались на моём лице. (49)Вальдштейн довольно хмыкнул:
– Вот так. (50)И не думай кому-нибудь вякать про это.
(51)Что же такое делается? (52)Мало мне было, что ли, «радостей» в прошлой школе?
(53)Я ощутил, что проваливаюсь в отчаяние, как в яму. (54)И... будто кто-то завладел моей рукой. (55)Стремительно отвёл её назад, бросил вперёд. (56)И ладонь моя вляпала Вальдштейну трескучую оплеуху. (57)Вальдштейн полетел с ног. (58)И лицом – о подножие сосны. (59)Из ноздри у него ползла красная гусеница. (60)Он пальцем размазал её по щеке. (61)Меня чуть не стошнило. (62)Но я сказал чужим голосом: – Хочешь ещё?
(63)А на следующий день на первом уроке Вальдштейн то и дело поглядывал на меня. (64)Поглядывал быстро и словно из-за кустов. (65)И так сумрачно, что Настя сказала:
– Почему это Вячик глядит на тебя, как кобра? – (66)Кто глядит?
– (67)Вальдштейн. (68)Вячик... (69)Вячик-калачик, так его в первом классе дразнили. (70)Да и потом... (71)А что случилось-то?
(72)Я не удержался и шёпотом рассказал.
– (73)Дурачок он, а не мафиози, – грустно отозвалась Настя. – (74)Никаких дружков у него нет. (75)Ни уголовных, ни вообще... (76)Просто хотел новичку свою силу показать, потому что в классе самый затюканный. (77)Все его шпыняют, а он вот решил тебя… (78)Мальчишки знаешь как его доводят...
(79)«Знаю», – чуть не сказал я, сам страдавший от задир- одноклассников в другой школе. (80)И сделалось гадко на душе.
– (81)Я не хотел ему нос разбивать. (82)Он сам им о сосну треснулся. (83)Я просто его по уху стукнул. (84)Если честно говорить, то с перепугу... – (85)Ну, ничего. (86)Может, дома не заметили, что нос распухший...
– (87)А если заметили?
– (88)Тогда хуже. (89)Отец у него на руку больно горячий. (90)Его в такой строгости держат. (91)Как двойка или запись в дневнике, он боится домой идти... (92)А потом возвращается, да, бывает, с синяком… (93)Не любят его, что ли? (94)Да ты не переживай: он же сам виноват.
(95)Потом в класс пришла завуч Клавдия Борисовна и потребовала объяснений.
– (96)Пусть он сам объясняет... – я оглянулся на Вальдштейна, решив держать язык за зубами.
(97)Ничего Вячик не объяснит, потому что придётся тогда признаваться в своей «шутке». (98)И про это узнают дома. (99)И, наверно, достанется ему сильно.
(100)И я ничего не объясню. (101)Да, я не храбрец, но и не полный же гад. (102)Одно
дело – рассказать шёпотом Насте, другое – нажаловаться учителям. (103)Конечно, наплевать мне на Вальдштейна, который к тому же сам нарвался на неприятности, но всё-таки...
(104)Сделав из мухи слона и напророчив мне бандитское будущее, завуч всё же выгнала меня с урока и сказала не приходить без родителей.
(105)А я шёл и думал про Вальдштейна, которому, похоже, часто приходилось несладко, и про его родителей.
(106)Господа взрослые, почему же вы бываете так жестоки с нами, детьми?
(107)За что вы так?
«(108)А дети? – будто возразил мне такой “взрослый”. – (109)Вы-то чем лучше? (110)Мало в вас жестокости в ваши юные годы?
(111)Откуда вы такие?» (112)Я не знал откуда. (113)Хотя нет, я догадывался. (114)Я огрызнулся: «От вас! (115)От вашего озверелого мира. (116)Жестокие – они те, кого с самого рождения никто не любил! (117)Такие, как Вальдштейн». (По В.П. Крапивину)
Владислав Петрович Крапивин (1938–2020) – советский российский детский писатель.
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
1) После урока физкультуры рассказчик случайно забрал сумку Вальдштейна.
2) Вальдштейн оказался настоящим школьным мафиози, который под покровительством старших ребят обижал младших.
3) Рассказчик не стал объяснять Клавдии Борисовне, почему ударил Вальдштейна.
4) Вальдштейна дразнили одноклассники.
5) Рассказчик уверен, что Вальдштейн с самого рождения был жестоким и воспитание и окружение здесь ни при чём.
11. Укажите варианты, в которых средством выразительности является фразеологизм.
1) Был он тощий и суставчатый, с тонкой шеей.
2) Из ноздри у него ползла красная гусеница.
3) Поглядывал быстро и словно из-за кустов.
4) «Пусть он сам объясняет...» – я оглянулся на Вальдштейна, решив держать язык за зубами.
5) Сделав из мухи слона и напророчив мне бандитское будущее, завуч всё же выгнала меня с урока и сказала не приходить без родителей.
12. В предл. 1–12 найдите слово с лексическим значением «то, что находится в чьей-нибудь собственности, принадлежит кому-нибудь или чему-нибудь».
13.3 Как Вы понимаете значение слова БЛАГОРОДСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение - рассуждение на тему «Как проявляется благородство?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера - аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример- из текста, а 2 – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.