ДКР по русскому языку ( в формате ОГЭ – 2024)
Вариант 1
ФИО_________________________________ класс ______
Инструкция по выполнению работы
Работа по русскому языку состоит из трёх частей, включающих 13 заданий.
На выполнение работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 1 включает 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).
Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Часть 2 состоит из 11 заданий (2–12). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, словосочетания, предложения, текста. Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр.
Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2. Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.
Задания 1 и 13 выполняются на отдельном листе бумаги яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. Пользоваться орфографическим словарём разрешено.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте заданий не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание
1.Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения. Сжатое изложение напишите от того же лица, от которого ведётся повествование в исходном тексте. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
Прочитайте текст и выполните задания 2–4.
(1)Современные учёные считают труды, созданные естествоиспытателями до так называемой научной революции, не соответствующими строгим критериям научности. (2)Научная революция – период кардинального изменения в научных подходах, произошедшего в XVI–XVII веках в Западной Европе. (3)Между тем достоверные и крайне ценные для человечества исследования окружающего мира можно найти уже в античные времена в работах, например, Аристотеля. (4)Основы методологии естественных наук были разработаны в Средние века целым рядом выдающихся учёных, в том числе Роджером Бэконом – философом и естествоиспытателем. (5)Понимая всю значимость проделанной в прежние времена работы, специалисты по истории науки в последнее время всё чаще начали включать периоды Античности и Средневековья в сферу своих исследований.
2.Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) труды считают (предложение 1)
2) период произошедший (предложение 2)
3) можно найти (предложение 3)
4) основы были разработаны (предложение 4)
5) специалисты начали включать (предложение 5)
Ответ: ___________________________.
3.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено вводным словом.
2) Предложение 2 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
3) Предложение 3 является односоставным неопределённо-личным предложением.
4) Предложение 4 осложнено обособленным приложением.
5) Сказуемое предложения 5 составное глагольное.
Ответ: ___________________________.
4.Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется. Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире. В) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется. | 1) Современные учёные считают труды, созданные естествоиспытателями до так называемой научной революции, не соответствующими строгим критериям научности. 2) Научная революция – период кардинального изменения в научных подходах, произошедшего в XVI–XVII веках в Западной Европе. 3) Между тем достоверные и крайне ценные для человечества исследования окружающего мира можно найти уже в античные времена в работах, например, Аристотеля. 4) Основы естественнонаучной методологии были разработаны в Средние века целым рядом выдающихся учёных, в том числе Роджером Бэконом – философом и естествоиспытателем. 5) Понимая всю значимость проделанной в прежние времена работы, специалисты по истории науки в последнее время всё чаще начали включать период Античности и Средневековья в сферу своих исследований. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
5.Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должна стоять запятая.
Исаак Ильич Левитан (1) это российский живописец-пейзажист (2) ученик Алексея Кондратьевича Саврасова и Василия Дмитриевича Поленова. Левитан побывал в разных уголках Европы (3) во Франции (4) в Финляндии (5) в Италии (6) и в Австрии (7) и всегда в письмах отмечал несравнимую красоту природы России.
Ответ: ___________________________.
6.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) МУЧНОЙ – в сочетании ЧН буква Ь не пишется.
2) ПРИСКАКАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -А-.
3) РАЗМЕШАННЫЙ (ложкой) – написание гласной А перед НН зависит от спряжения глагола, от которого образовано причастие.
4) НЕДОРОГОЕ (кольцо) – имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что его можно заменить синонимом без НЕ.
5) В ТЕЧЕНИЕ (месяца) – на конце производного предлога пишется буква Е. Ответ: ___________________________.
7.Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Поздн..(1)й осенью выпада..(2)т первый снег. Он пр..(3)ображает всё вокруг. Сн..(4)жинки падают на землю, бл..(5)стая на свету. В осенн..(6)м лесу медл..(7)нно начинает зам..(8)рзать озеро. Наступает т..(9)шина и покой. Ответ: ___________________________.
8.Раскройте скобки и запишите слово «помидор» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка
. На рынке хозяйственная Марья Ивановна прихватила килограмм (помидор).
Ответ: ___________________________.
9.Замените словосочетание «лесная поляна», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________.
Прочтите текст и выполните задания 10–13.
(1)Начался урок.
– (2)Жильцов! – вызвал Лёшу Иван Фёдорович.
– (3)Что называется углом склонения? (4)Ты не в курсе, Жильцов?
– (5)Нет, – ответил Лёша. (6)Лёша продолжал стоять.
– (7)Я так и думал. (8)Ты не можешь вспомнить, потому что за лето ни разу не раскрыл учебник, да? (9)Забыл? – услужливо подсказал физик.
(10)Стало очень тихо, и тогда Лёша, сам не зная почему, сказал правду:
– Иван Фёдорович, вы не подумайте… дело в том… (11)Я не понимаю, что такое электрический ток…
(12)Класс зашумел, как пчелиный рой, но отступать было поздно.
(13)Иван Фёдорович даже растерялся.
– (14)Мы же столько часов на молекулярку и на электронную теорию угрохали!.. (15)Костров! (16)Объясни Жильцову, что такое электрический ток!
– (17)Электрический ток, Лёша, это… (18)Направленное движение заряженных частиц, – сказал он солидным басом.
– (19)Чего вдруг эти вредные, непоседливые частицы ни с того ни с сего решили двигаться? (20)Помните, я образный пример приводил? (21)Насчёт мошкары и ветра... (22)Что их гонит? (23)Вишнякова!
– (24)Разность потенциалов, – ответила Галя.
– (25)Слыхал?
– (26)Как птица летит и на воздух крыльями опирается, – начал Лёша очень искренне, – я представляю… (27)Пар на поршень давит – вижу… (28)А как электроны по металлическому проводнику…
(29)Иван Фёдорович не выдержал:
– Ты не философствуй, а соображай! (30)Сообразить не можешь – вызубри, на носу себе заруби. (31)Я этого слова не боюсь, пора за ум браться! (32)Тем более что Ньютон из тебя всё равно не получится. (33)Вот давай спросим: кто ещё до сих пор не знает, что такое электрический ток? (34)А? (35)Кому в семидесятых годах двадцатого столетия это не ясно?
(36)Учитель выжидающе оглядел класс: «Видишь, Жильцов, ты в полном одиночестве».
(37)После физики была физкультура. (38)В раздевалке для мальчиков Лёша встретил старшего пионервожатого Сашу, который уже был наслышан о его провальном ответе на физике. (39)Пионервожатый сунул Лёше книгу.
– (40)С ума сошёл! – испугался Лёша насмешливого взгляда человека, который был изображён на портрете. – (41)Это же Эйнштейн. (42)Да я учебник по физике для шестого класса с трудом читал, а ты мне Эйнштейна! – (43)Прочти здесь «Эволюцию физики», – Саша протянул Лёше толстый том. – (44)И учти, по трудным книгам легче учиться. (45)Это я на себе испытал.
(46)Лёша, взяв книгу, выскользнул из раздевалки. (47)Есть немало легенд, рассказывающих о том, как великие научные открытия были сделаны случайно, в минуты счастливых озарений. (48)Легенд о том, как что-то на первый взгляд непонятное и поэтому нудное, о чём говорил на уроке учитель, стало вдруг ясным и очень увлекательным, история не сохранила. (49)Но минуты счастливых озарений знакомы и ученикам средней школы. (50)Сперва Лёша читал «Эволюцию физики», когда болел, чинно лёжа под простынёй. (51)Потом – за столом. (52)Потом – сидя на подоконнике. (53)Так читают только по-настоящему увлекательные книги. (54)Книга Эйнштейна открыла для Лёши целый мир. (55)Электроннофантастическая музыка, которую он услышал, вчитываясь в первые страницы, перешла в галоп. (56)С модели атома, возникшей в Лёшином воображении, ветер, рождённый разностью потенциалов, сорвал несколько электронов, и они, словно рой мошкары, понеслись куда-то.
(57)Электроны сталкивались друг с другом, проникали из одной металлической пластинки в другую, и Лёша с таким увлечением следил за ними, что мама, опасаясь за то, что Лёша просто испортит зрение, несколько раз пыталась отобрать у сына этот толстенный том.
(58)Лёша бросился звонить Волику.
– (59)Волик? (60)Оказывается, всё это условно!
– (61)Что?
– (62)Всё. (63)Физика, химия, а особенно математика. (64)Мы моделируем действительность в нашем сознании. – (65)Я же тебе это сто раз говорил. (66)Да и в школе небось объясняли…
– (67)Объясняли, да не так. (68)Слушай: «Все существенные идеи в науке родились в драматическом конфликте между реальностью и нашим стремлением её понять».
– (69)Здорово!
– (70)Вот то-то! (71)Будь. (72)Через минуту телефон зазвонил снова. – (73)Волик! (74)Я до Эйнштейна придумал теорию относительности! – (75)Да он её предложил, когда тебя на свете не было. – (76)Конечно, конечно… (77)Я не то хотел сказать… (78)Понимаешь, прежде чем я прочёл Эйнштейна, я уже задумывался над тем, как в свободно падающем лифте поведёт себя… ну, скажем, свободно падающее яблоко…
(79)В первый день после болезни Лёша, наконец собравшись с духом, спросил одноклассницу Галю Вишнякову: – А у тебя бывает так… (80)Вот ты чего-то не понимала, не понимала… например, по физике… а потом вдруг – раз, и тебе стало так всё ясно и интересно, что даже кажется, будто ты одна в целом мире так здорово всё понимаешь… (81)Хотя, конечно, тебе хорошо известно, что это не так…
(82)Галя хихикнула.
– (83)Не бывает, – сказала она. – (84)Я, видишь ли, каждый день уроки учу, а в учебнике всё ясно изложено.
(85)А поздним вечером Лёшин папа, дремавший в кресле, проснулся и увидел светлую полоску под дверью в комнату сына.
(86)Из кухни вышла Лёшина мама, и теперь они оба уставились на светлую полоску.
– (87)Лёша, не надо крайностей, – постучала в стену Лёшина мама. – (88)То тебя за уроки не засадишь, а то…
– (89)За одну ночь умнее не станешь, – добавил отец.
– (90)Но я ещё не чувствую утомления, папа, – донеслось из-за двери.
(91)А месяц спустя на соревнованиях Лёша первым среди всех учеников района перепаял схему повреждённого сигнального устройства.
(92)Учитель Иван Фёдорович сказал старшему пионервожатому Саше, рассматривая работающий приёмник: – Он изменил схему.
– (93)Упростил, – ответил Саша. – (94)Вот это физика. (95)Я же говорил. (96)Он мыслит.
(По М.Г. Львовскому*)
* Михаил Григорьевич Львовский (1919–1994) – русский советский поэтпесенник, драматург и сценарист.
10.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) В отличие от Лёши, Костров знал, что такое электрический ток.
2) Лёша не понимал, что такое электрический ток, потому что не мог его увидеть.
3) Учитель физики был уверен, что Ньютон из Лёши всё равно не получится. 4) Мама Лёши была очень рада, что сын начал читать книги, и совсем не переживала за его зрение.
5) Галя Вишнякова тоже совершенно не понимала физику и даже не пыталась её учить.
Ответ: ___________________________.
11.Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Класс зашумел, как пчелиный рой, но отступать было поздно.
2) Как птица летит и на воздух крыльями опирается, – начал Лёша очень искренне, – я представляю…
3) Тем более что Ньютон из тебя всё равно не получится.
4) Есть немало легенд, рассказывающих о том, как великие научные открытия были сделаны случайно, в минуты счастливых озарений.
5) С модели атома, возникшей в Лёшином воображении, ветер, рождённый разностью потенциалов, сорвал несколько электронов, и они, словно рой мошкары, понеслись куда-то.
Ответ: ___________________________.
12.В предложениях 29–36 найдите разговорное слово с лексическим значением «заучить бессмысленно, без отчётливого понимания». Выпишите это слово.
Ответ: ___________________________.
Часть 3 Используя прочитанный текст из части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3.
13.1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского советского писателя, сценариста и педагога К.Г. Паустовского: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.2.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл отрывка текста: «Есть немало легенд, рассказывающих о том, как великие научные открытия были сделаны случайно, в минуты счастливых озарений. Легенд о том, как что-то на первый взгляд непонятное и поэтому нудное, о чём говорил на уроке учитель, стало вдруг ясным и очень увлекательным, история не сохранила. Но минуты счастливых озарений знакомы и ученикам средней школы».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры-иллюстрации, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.3. Напишите сочинение-рассуждение. Как Вы понимаете значение словосочетания ХОРОШАЯ КНИГА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое хорошая книга?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Приведите в сочинении два примера- аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ДКР по русскому языку ( в формате ОГЭ – 2024)
Вариант 2
ФИО_________________________________ класс ______
Инструкция по выполнению работы
Работа по русскому языку состоит из трёх частей, включающих 13 заданий.
На выполнение работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 1 включает 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).
Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Часть 2 состоит из 11 заданий (2–12). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, словосочетания, предложения, текста. Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр.
Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2. Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.
Задания 1 и 13 выполняются на отдельном листе бумаги яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. Пользоваться орфографическим словарём разрешено.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте заданий не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание
1.Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения. Сжатое изложение напишите от того же лица, от которого ведётся повествование в исходном тексте. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
Прочитайте текст и выполните задания 2–4.
(1)Мюнхгаузен известен всему миру из рассказов Рудольфа Распе. (2)Этот герой, по мнению литературоведов, – не персонаж, который был придуман автором. (3)Историческим прототипом героя рассказов Распе был Фридрих фон Мюнхгаузен, немецкий барон и офицер русской службы, который любил после возвращения в Германию рассказывать своим соседям удивительные истории о России. (4)Рассказы барона (о коне, разрезанном пополам в Очакове, взбесившейся шубе, вишнёвом дереве, выросшем на голове у оленя), а также приписанные ему другими авторами истории стали основой произведений Распе. (5)Автор, даже не изменив фамилии барона, поместил его в свои произведения, и Мюнхгаузен стал литературным персонажем.
2.Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Мюнхгаузен известен (предложение 1)
2) который был (предложение 2)
3) прототипом был Распе (предложение 3) 4) истории стали основой (предложение 4)
5) автор поместил (предложение 5)
Ответ: ___________________________.
3.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Сказуемое в предложении 1 составное глагольное.
2) Предложение 2 осложнено вводной конструкцией.
3) Предложение 3 содержит 1 (одну) грамматическую основу.
4) Предложение 4 осложнено однородными подлежащими и вставной конструкцией.
5) Предложение 5 сложносочинённое.
Ответ: ___________________________.
4.Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется. Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире. В) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется. | 1) Мюнхгаузен известен всему миру из рассказов Рудольфа Распе. 2) Этот герой, вопреки распространённому мнению, – не персонаж, который был придуман автором. 3) Историческим прототипом героя рассказов Распе был Фридрих фон Мюнхгаузен, немецкий барон и офицер русской службы, который любил после возвращения в Германию рассказывать своим соседям удивительные истории о России. 4) Рассказы барона (о коне, разрезанном пополам в Очакове, взбесившейся шубе, вишнёвом дереве, выросшем на голове у оленя), а также приписанные ему другими авторами истории стали основой произведений Распе. 5) Автор, даже не изменив фамилии барона, поместил его в свои произведения, и Мюнхгаузен стал литературным персонажем. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
5.Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Василий Дмитриевич Поленов (1) живописец (2) график (3) сценограф (4) композитор. Поленов прожил очень насыщенную жизнь. Он проходил обучение сразу по трём направлениям (5) был студентом физико-математического (6) и юридического факультетов (7) а также вольнослушателем в Академии художеств (8) где создал свои первые историко-бытовые картины. Ответ: ___________________________.
6.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) БЕСПОЧВЕННЫЙ – в имени прилагательном, образованном от имени существительного с основой на -Н с помощью суффикса -Н-, пишется НН.
2) ЧЬЁ-ТО (письмо) – буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного.
3) НАЛЕВО – в наречии написание суффикса зависит от ударения.
4) ИЗВЕСТНЫЙ – непроизносимая согласная в корне слова проверяется словом известен.
5) АБАЖУР – в корне слова пишутся непроверяемые безударные гласные.
Ответ: ___________________________.
7.Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Весенн..(1)й порой расцвета..(2)т в саду у изгород..(3) куст с..(4)рени. Цветы наб..(5)рают силу с каждым днём, и голые ветви пр..(6)вращаются в роскошные и благоухающ..(7)е. Кусты источают пр..(8)тягательный аромат, который приносит ум..(9)ротворение.
Ответ: ___________________________.
8.Раскройте скобки и запишите слово «гектар» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. С аукциона было продано несколько (гектар) земли.
Ответ: ___________________________.
9.Замените словосочетание «сервиз из фарфора», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________.
Прочтите текст и выполните задания 10–13.
(1)Начался урок.
– (2)Жильцов! – вызвал Лёшу Иван Фёдорович.
– (3)Что называется углом склонения? (4)Ты не в курсе, Жильцов?
– (5)Нет, – ответил Лёша. (6)Лёша продолжал стоять.
– (7)Я так и думал. (8)Ты не можешь вспомнить, потому что за лето ни разу не раскрыл учебник, да? (9)Забыл? – услужливо подсказал физик.
(10)Стало очень тихо, и тогда Лёша, сам не зная почему, сказал правду:
– Иван Фёдорович, вы не подумайте… дело в том… (11)Я не понимаю, что такое электрический ток…
(12)Класс зашумел, как пчелиный рой, но отступать было поздно.
(13)Иван Фёдорович даже растерялся.
– (14)Мы же столько часов на молекулярку и на электронную теорию угрохали!.. (15)Костров! (16)Объясни Жильцову, что такое электрический ток!
– (17)Электрический ток, Лёша, это… (18)Направленное движение заряженных частиц, – сказал он солидным басом.
– (19)Чего вдруг эти вредные, непоседливые частицы ни с того ни с сего решили двигаться? (20)Помните, я образный пример приводил? (21)Насчёт мошкары и ветра... (22)Что их гонит? (23)Вишнякова!
– (24)Разность потенциалов, – ответила Галя.
– (25)Слыхал?
– (26)Как птица летит и на воздух крыльями опирается, – начал Лёша очень искренне, – я представляю… (27)Пар на поршень давит – вижу… (28)А как электроны по металлическому проводнику…
(29)Иван Фёдорович не выдержал:
– Ты не философствуй, а соображай! (30)Сообразить не можешь – вызубри, на носу себе заруби. (31)Я этого слова не боюсь, пора за ум браться! (32)Тем более что Ньютон из тебя всё равно не получится. (33)Вот давай спросим: кто ещё до сих пор не знает, что такое электрический ток? (34)А? (35)Кому в семидесятых годах двадцатого столетия это не ясно?
(36)Учитель выжидающе оглядел класс: «Видишь, Жильцов, ты в полном одиночестве».
(37)После физики была физкультура. (38)В раздевалке для мальчиков Лёша встретил старшего пионервожатого Сашу, который уже был наслышан о его провальном ответе на физике. (39)Пионервожатый сунул Лёше книгу.
– (40)С ума сошёл! – испугался Лёша насмешливого взгляда человека, который был изображён на портрете. – (41)Это же Эйнштейн. (42)Да я учебник по физике для шестого класса с трудом читал, а ты мне Эйнштейна! – (43)Прочти здесь «Эволюцию физики», – Саша протянул Лёше толстый том. – (44)И учти, по трудным книгам легче учиться. (45)Это я на себе испытал.
(46)Лёша, взяв книгу, выскользнул из раздевалки. (47)Есть немало легенд, рассказывающих о том, как великие научные открытия были сделаны случайно, в минуты счастливых озарений. (48)Легенд о том, как что-то на первый взгляд непонятное и поэтому нудное, о чём говорил на уроке учитель, стало вдруг ясным и очень увлекательным, история не сохранила. (49)Но минуты счастливых озарений знакомы и ученикам средней школы. (50)Сперва Лёша читал «Эволюцию физики», когда болел, чинно лёжа под простынёй. (51)Потом – за столом. (52)Потом – сидя на подоконнике. (53)Так читают только по-настоящему увлекательные книги. (54)Книга Эйнштейна открыла для Лёши целый мир. (55)Электроннофантастическая музыка, которую он услышал, вчитываясь в первые страницы, перешла в галоп. (56)С модели атома, возникшей в Лёшином воображении, ветер, рождённый разностью потенциалов, сорвал несколько электронов, и они, словно рой мошкары, понеслись куда-то.
(57)Электроны сталкивались друг с другом, проникали из одной металлической пластинки в другую, и Лёша с таким увлечением следил за ними, что мама, опасаясь за то, что Лёша просто испортит зрение, несколько раз пыталась отобрать у сына этот толстенный том.
(58)Лёша бросился звонить Волику.
– (59)Волик? (60)Оказывается, всё это условно!
– (61)Что?
– (62)Всё. (63)Физика, химия, а особенно математика. (64)Мы моделируем действительность в нашем сознании. – (65)Я же тебе это сто раз говорил. (66)Да и в школе небось объясняли…
– (67)Объясняли, да не так. (68)Слушай: «Все существенные идеи в науке родились в драматическом конфликте между реальностью и нашим стремлением её понять».
– (69)Здорово!
– (70)Вот то-то! (71)Будь. (72)Через минуту телефон зазвонил снова. – (73)Волик! (74)Я до Эйнштейна придумал теорию относительности! – (75)Да он её предложил, когда тебя на свете не было. – (76)Конечно, конечно… (77)Я не то хотел сказать… (78)Понимаешь, прежде чем я прочёл Эйнштейна, я уже задумывался над тем, как в свободно падающем лифте поведёт себя… ну, скажем, свободно падающее яблоко…
(79)В первый день после болезни Лёша, наконец собравшись с духом, спросил одноклассницу Галю Вишнякову: – А у тебя бывает так… (80)Вот ты чего-то не понимала, не понимала… например, по физике… а потом вдруг – раз, и тебе стало так всё ясно и интересно, что даже кажется, будто ты одна в целом мире так здорово всё понимаешь… (81)Хотя, конечно, тебе хорошо известно, что это не так…
(82)Галя хихикнула.
– (83)Не бывает, – сказала она. – (84)Я, видишь ли, каждый день уроки учу, а в учебнике всё ясно изложено.
(85)А поздним вечером Лёшин папа, дремавший в кресле, проснулся и увидел светлую полоску под дверью в комнату сына.
(86)Из кухни вышла Лёшина мама, и теперь они оба уставились на светлую полоску.
– (87)Лёша, не надо крайностей, – постучала в стену Лёшина мама. – (88)То тебя за уроки не засадишь, а то…
– (89)За одну ночь умнее не станешь, – добавил отец.
– (90)Но я ещё не чувствую утомления, папа, – донеслось из-за двери.
(91)А месяц спустя на соревнованиях Лёша первым среди всех учеников района перепаял схему повреждённого сигнального устройства.
(92)Учитель Иван Фёдорович сказал старшему пионервожатому Саше, рассматривая работающий приёмник: – Он изменил схему.
– (93)Упростил, – ответил Саша. – (94)Вот это физика. (95)Я же говорил. (96)Он мыслит.
(По М.Г. Львовскому*)
* Михаил Григорьевич Львовский (1919–1994) – русский советский поэтпесенник, драматург и сценарист.
10.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Лёша не знал, что такое угол склонения.
2) Лёша ни разу не раскрыл учебник за лето и поэтому не знал ответов на вопросы учителя.
3) Пионервожатый Саша решил помочь Лёше и дал мальчику прочесть книгу Эйнштейна.
4) Лёше книга Эйнштейна показалась слишком скучной, и он её так и не прочёл.
5) Поздним вечером родители Лёши заметили полоску света под дверью в его комнату и решили, что Лёша уже спит, но забыл выключить свет.
Ответ: ___________________________.
11.Укажите номера предложений, в которых использован фразеологизм.
1) Чего вдруг эти вредные, непоседливые частицы ни с того ни с сего решили двигаться?
2) Сообразить не можешь – вызубри, на носу себе заруби.
3) Я этого слова не боюсь, пора за ум браться!
4) Есть немало легенд, рассказывающих о том, как великие научные открытия были сделаны случайно, в минуты счастливых озарений.
5) «Но я ещё не чувствую утомления, папа», – донеслось из-за двери
. Ответ: ___________________________.
12.В предложениях 47–49 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.
Ответ: ___________________________.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3.
13.1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского филолога Ф.И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».
Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения из текста: «Книга Эйнштейна открыла для Лёши целый мир».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры-иллюстрации, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.3 Как Вы понимаете значение слова ОЗАРЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Каким образом человека посещает озарение?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ДКР по русскому языку ( в формате ОГЭ – 2024)
Вариант 3
ФИО_________________________________ класс ______
Инструкция по выполнению работы
Работа по русскому языку состоит из трёх частей, включающих 13 заданий.
На выполнение работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 1 включает 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).
Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Часть 2 состоит из 11 заданий (2–12). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, словосочетания, предложения, текста. Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр.
Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2. Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.
Задания 1 и 13 выполняются на отдельном листе бумаги яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. Пользоваться орфографическим словарём разрешено.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте заданий не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание
1.Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения. Сжатое изложение напишите от того же лица, от которого ведётся повествование в исходном тексте. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
Прочитайте текст и выполните задания 2–4.
(1) Существует два основных вида реставрации, условно назовём их «антикварной» и «музейной», которые отличаются самим принципом подхода к восстановлению произведения. (2)«Антикварной» реставрацией произведению возвращается «товарный» вид, дорабатываются недостающие детали. (3)При «музейной» реставрации произведение бережно «вылечивается», а не заново делается. (4)Но подходить к этому надо очень осторожно: «сотворчество» с автором может привести к тому, что живое произведение превратится в бездушный макет. (5)Так что правильная реставрация — это не «доделывание», а лечение.
2.Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Существует два вида (предложение 1)
2) дорабатываются детали (предложение 2)
3) произведение «вылечивается» (предложение 3)
4) «сотворчество» может привести (предложение 4)
5) реставрация — это не «доделывание» (предложение 5)
3.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 с бессоюзной и союзной сочинительной связью.
2) Предложение 2 сложное.
3) В предложении 3 простые глагольные сказуемые.
4) Первая часть предложения 4 содержит прямую речь.
5) В предложении 5 составные именные сказуемые.
4.Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется. Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире. В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая указывает на причину того, о чём говорится в первой части. | 1) Авторская рукопись — это единственное, абсолютно бесспорное доказательство принадлежности произведения данному автору. 2) Зимой звёзды на небе ярко блестят — жди лютой стужи. 3) Книги как люди: одни, едва прикоснувшись к тебе, исчезают навсегда, другие, встретившись случайно, входят в твою жизнь и остаются в ней. 4) Тишина, полумрак, тёмные лики святых среди золота окладов, жёлтые огоньки свечей — всё это было неожиданно после солнца и света майского дня. 5) Он давно уже устал от однообразного тускловатого света, обманчиво обещающего либо наступление полной темноты, либо восход солнца. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
5.Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
И. К. Айвазовский (1) один из самых известных художников-пейзажистов России. Основная тема его творчества (2) море. Захватывающие (3) поражающие воображение (4) баталии и битвы на морских просторах (5) вот за что (6) так горячо любимы всеми (7) картины И. К. Айвазовского. Высокую оценку творчеству художника давали многие его современники. «В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой настоящей буре», (8) писал об Иване Константиновиче Ф. М. Достоевский. А художник И. Н. Крамской отмечал (9) «Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, во всяком случае; и не только у нас, а в истории искусства вообще».
6.Орфографический анализ.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) РАСЦАРАПАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.
2) РАСКЛЕИВШИЙ (страницы) — написание гласной перед суффиксом -вш- действительного причастия прошедшего времени зависит от принадлежности к спряжению глагола.
3) ПОДЫТОЖИТЬ — после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.
4) НЕВЗРАЧНЫЙ — слово не употребляется без НЕ, поэтому пишется слитно.
5) УЧИЛИЩ — в форме родительного падежа множественного числа имени существительного 2-го склонения после шипящего пишется буква Ь.
7.Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.
Бабушка н(1).. раз пр(2)..возила нас в этот старый, рассохш(3)..йся дом, который назывался, как н(4).. странно, Ш(5)..стой дачей, хотя н(6).. пятой, н(7).. ч(8)..твёртой дачи вбл(9)..зи не было.
8.Раскройте скобки и запишите слово «полотенце» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Когда мы наконец выбрались на берег, то не нашли там ни наших (полотенце), ни одежды.
9.Синтаксический анализ. Замените словосочетание «радостно сообщил», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.
Прочтите текст и выполните задания 10–13.
(1)Начался урок.
– (2)Жильцов! – вызвал Лёшу Иван Фёдорович.
– (3)Что называется углом склонения? (4)Ты не в курсе, Жильцов?
– (5)Нет, – ответил Лёша. (6)Лёша продолжал стоять.
– (7)Я так и думал. (8)Ты не можешь вспомнить, потому что за лето ни разу не раскрыл учебник, да? (9)Забыл? – услужливо подсказал физик.
(10)Стало очень тихо, и тогда Лёша, сам не зная почему, сказал правду:
– Иван Фёдорович, вы не подумайте… дело в том… (11)Я не понимаю, что такое электрический ток…
(12)Класс зашумел, как пчелиный рой, но отступать было поздно.
(13)Иван Фёдорович даже растерялся.
– (14)Мы же столько часов на молекулярку и на электронную теорию угрохали!.. (15)Костров! (16)Объясни Жильцову, что такое электрический ток!
– (17)Электрический ток, Лёша, это… (18)Направленное движение заряженных частиц, – сказал он солидным басом.
– (19)Чего вдруг эти вредные, непоседливые частицы ни с того ни с сего решили двигаться? (20)Помните, я образный пример приводил? (21)Насчёт мошкары и ветра... (22)Что их гонит? (23)Вишнякова!
– (24)Разность потенциалов, – ответила Галя.
– (25)Слыхал?
– (26)Как птица летит и на воздух крыльями опирается, – начал Лёша очень искренне, – я представляю… (27)Пар на поршень давит – вижу… (28)А как электроны по металлическому проводнику…
(29)Иван Фёдорович не выдержал:
– Ты не философствуй, а соображай! (30)Сообразить не можешь – вызубри, на носу себе заруби. (31)Я этого слова не боюсь, пора за ум браться! (32)Тем более что Ньютон из тебя всё равно не получится. (33)Вот давай спросим: кто ещё до сих пор не знает, что такое электрический ток? (34)А? (35)Кому в семидесятых годах двадцатого столетия это не ясно?
(36)Учитель выжидающе оглядел класс: «Видишь, Жильцов, ты в полном одиночестве».
(37)После физики была физкультура. (38)В раздевалке для мальчиков Лёша встретил старшего пионервожатого Сашу, который уже был наслышан о его провальном ответе на физике. (39)Пионервожатый сунул Лёше книгу.
– (40)С ума сошёл! – испугался Лёша насмешливого взгляда человека, который был изображён на портрете. – (41)Это же Эйнштейн. (42)Да я учебник по физике для шестого класса с трудом читал, а ты мне Эйнштейна! – (43)Прочти здесь «Эволюцию физики», – Саша протянул Лёше толстый том. – (44)И учти, по трудным книгам легче учиться. (45)Это я на себе испытал.
(46)Лёша, взяв книгу, выскользнул из раздевалки. (47)Есть немало легенд, рассказывающих о том, как великие научные открытия были сделаны случайно, в минуты счастливых озарений. (48)Легенд о том, как что-то на первый взгляд непонятное и поэтому нудное, о чём говорил на уроке учитель, стало вдруг ясным и очень увлекательным, история не сохранила. (49)Но минуты счастливых озарений знакомы и ученикам средней школы. (50)Сперва Лёша читал «Эволюцию физики», когда болел, чинно лёжа под простынёй. (51)Потом – за столом. (52)Потом – сидя на подоконнике. (53)Так читают только по-настоящему увлекательные книги. (54)Книга Эйнштейна открыла для Лёши целый мир. (55)Электроннофантастическая музыка, которую он услышал, вчитываясь в первые страницы, перешла в галоп. (56)С модели атома, возникшей в Лёшином воображении, ветер, рождённый разностью потенциалов, сорвал несколько электронов, и они, словно рой мошкары, понеслись куда-то.
(57)Электроны сталкивались друг с другом, проникали из одной металлической пластинки в другую, и Лёша с таким увлечением следил за ними, что мама, опасаясь за то, что Лёша просто испортит зрение, несколько раз пыталась отобрать у сына этот толстенный том.
(58)Лёша бросился звонить Волику.
– (59)Волик? (60)Оказывается, всё это условно!
– (61)Что?
– (62)Всё. (63)Физика, химия, а особенно математика. (64)Мы моделируем действительность в нашем сознании. – (65)Я же тебе это сто раз говорил. (66)Да и в школе небось объясняли…
– (67)Объясняли, да не так. (68)Слушай: «Все существенные идеи в науке родились в драматическом конфликте между реальностью и нашим стремлением её понять».
– (69)Здорово!
– (70)Вот то-то! (71)Будь. (72)Через минуту телефон зазвонил снова. – (73)Волик! (74)Я до Эйнштейна придумал теорию относительности! – (75)Да он её предложил, когда тебя на свете не было. – (76)Конечно, конечно… (77)Я не то хотел сказать… (78)Понимаешь, прежде чем я прочёл Эйнштейна, я уже задумывался над тем, как в свободно падающем лифте поведёт себя… ну, скажем, свободно падающее яблоко…
(79)В первый день после болезни Лёша, наконец собравшись с духом, спросил одноклассницу Галю Вишнякову: – А у тебя бывает так… (80)Вот ты чего-то не понимала, не понимала… например, по физике… а потом вдруг – раз, и тебе стало так всё ясно и интересно, что даже кажется, будто ты одна в целом мире так здорово всё понимаешь… (81)Хотя, конечно, тебе хорошо известно, что это не так…
(82)Галя хихикнула.
– (83)Не бывает, – сказала она. – (84)Я, видишь ли, каждый день уроки учу, а в учебнике всё ясно изложено.
(85)А поздним вечером Лёшин папа, дремавший в кресле, проснулся и увидел светлую полоску под дверью в комнату сына.
(86)Из кухни вышла Лёшина мама, и теперь они оба уставились на светлую полоску.
– (87)Лёша, не надо крайностей, – постучала в стену Лёшина мама. – (88)То тебя за уроки не засадишь, а то…
– (89)За одну ночь умнее не станешь, – добавил отец.
– (90)Но я ещё не чувствую утомления, папа, – донеслось из-за двери.
(91)А месяц спустя на соревнованиях Лёша первым среди всех учеников района перепаял схему повреждённого сигнального устройства.
(92)Учитель Иван Фёдорович сказал старшему пионервожатому Саше, рассматривая работающий приёмник: – Он изменил схему.
– (93)Упростил, – ответил Саша. – (94)Вот это физика. (95)Я же говорил. (96)Он мыслит.
(По М.Г. Львовскому*)
* Михаил Григорьевич Львовский (1919–1994) – русский советский поэтпесенник, драматург и сценарист.
10.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) В отличие от Лёши, Костров знал, что такое электрический ток.
2) Лёша не понимал, что такое электрический ток, потому что не мог его увидеть.
3) Учитель физики был уверен, что Ньютон из Лёши всё равно не получится. 4) Мама Лёши была очень рада, что сын начал читать книги, и совсем не переживала за его зрение.
5) Галя Вишнякова тоже совершенно не понимала физику и даже не пыталась её учить.
Ответ: ___________________________.
11.Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Класс зашумел, как пчелиный рой, но отступать было поздно.
2) Как птица летит и на воздух крыльями опирается, – начал Лёша очень искренне, – я представляю…
3) Тем более что Ньютон из тебя всё равно не получится.
4) Есть немало легенд, рассказывающих о том, как великие научные открытия были сделаны случайно, в минуты счастливых озарений.
5) С модели атома, возникшей в Лёшином воображении, ветер, рождённый разностью потенциалов, сорвал несколько электронов, и они, словно рой мошкары, понеслись куда-то.
Ответ: ___________________________.
12.В предложениях 29–36 найдите разговорное слово с лексическим значением «заучить бессмысленно, без отчётливого понимания». Выпишите это слово.
Ответ: ___________________________.
Часть 3 Используя прочитанный текст из части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3.
13.1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского советского писателя, сценариста и педагога К.Г. Паустовского: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.2.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл отрывка текста: «Есть немало легенд, рассказывающих о том, как великие научные открытия были сделаны случайно, в минуты счастливых озарений. Легенд о том, как что-то на первый взгляд непонятное и поэтому нудное, о чём говорил на уроке учитель, стало вдруг ясным и очень увлекательным, история не сохранила. Но минуты счастливых озарений знакомы и ученикам средней школы».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры-иллюстрации, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.3. Напишите сочинение-рассуждение. Как Вы понимаете значение словосочетания ХОРОШАЯ КНИГА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое хорошая книга?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Приведите в сочинении два примера- аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
| 1 вариант | 2 вариант | 3 вариант |
2 | 345 | 15 | 124 |
3 | 245 | 245 | 235 |
4 | 125 | 425 | 513 |
5 | 245 | 23478 | 1258 |
6 | 1345 | 45 | 34 |
7 | 59 | 345789 | 158 |
8 | помидоров | гектаров | полотенец |
9 | полянавлесу | фарфоровыйсервиз | срадостью сообщил |
10 | 123 | 123 | 123 |
11 | 15 | 123 | 15 |
12 | вызубри | ясныйнепонятный | вызубри |