СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ -2024. Русский язык. Вариант 3

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОГЭ -2024. Русский язык. Вариант 3

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ -2024. Русский язык. Вариант 3»

https://gordeevaln.ru/training/17500


Вариант 3


Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

(1) Заблуждается тот, кто, увидев храм Покрова на Нерли один раз, считает, что знает его. (2)Эту поэму из камня надо перечитывать многократно, чтобы понять, в чём прелесть этого необыкновенного сооружения.

(3)Трудно сказать, когда лучше любоваться им. (4)Весной, когда Клязьма и Нерль разливаются, впитывая в себя ручьи, бегущие из лесов, озер, и вода затопляет луга. (5)В тёмных, напоминающих густо настоянный чай волнах отражаются березы, ивы и похожие на богатырей-великанов дубы, что старше берез и, наверное, помнят, как владимирскую землю топтали татарские кони и как стояли здесь повозки кочевников.


2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) знает его (предложение 1)
2) надо перечитывать (предложение 2)
3) трудно сказать (предложение 3)
4) затопляет луга (предложение 4)
5) что старше и помнят (предложение 5)


3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложное сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.
2) Предложение 2 простое, осложненное.
3) Предложение 3 сложное бессоюзное.
4) Предложение 4 сложное сложноподчиненное.
5) Вторая часть в предложении 5 осложнена однородными сказуемыми и вводным словом.


4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

Б) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

В) Между однородными членами предложения, соединёнными бессоюзной связью и интонацией, ставится запятая.

1) Дождь быстро промочил землю, в воздухе запахло свежестью.

2) Кое-где на фоне черного леса клубился в сыром воздухе дымок, и искры вылетали и таяли во тьме.

3) В тёмных, напоминающих густо настоянный чай волнах отражаются березы, ивы и похожие на богатырей-великанов дубы.

4) Трудно сказать, когда лучше любоваться им.

5) Миновав просеку, я заметил схоронившегося за кустом орешника охотник.


5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

Горы Шиханы (1) уникальный и неповторимый природный памятник в Башкирии, беспристрастные свидетели процессов, которые происходили на этой территории миллионы лет назад. Шиханы состоят из четырёх гор-одиночек (2) Торатау (3) Шахтау (4) Юрактау и Куштау (5) образующих узкую цепочку (6) вытянутую вдоль реки Белой на 20 км. Несомненно одно (7) горы Шиханы представляют ценность и для градообразующего предприятия (8) и для истории (9) потому что подобные горы остались только в Австралии.


6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1)  В ПРОДОЛЖЕНИЕ (часа)  — в окончании формы предложного падежа имени существительного 2-го склонения пишется буква Е.
2)  КОМАНДОВАТЬ  — правописание суффикса зависит от формы настоящего времени 1-го лица единственного числа этого глагола.
3)  (много) ЗАДАЧ  — в форме родительного падежа множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящего пишется буква Ь.
4)  ПРЕДЫДУЩИЙ  — после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.
5)  ПЯТЬДЕСЯТ  — в имени числительном пишется разделительный Ь.


7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Гул пр..(1)ближающейся грозы, подн..(2)маясь все выше и выше, пост..(3)пенно усил..(4)вается и потом переход..(5)т в оглушит..(6)льный треск, невольно заставляя тр..(7)петать и сдерж..(8)вать дыхание.


8. Раскройте скобки и запишите слово «обе» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Город расположен по (обе) сторонам живописной реки.

9. Замените словосочетание «папина авторучка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

(1)Леонтий Назарович всю жизнь был обуреваем великой мечтой превратить родной городок в сплошной сад и цветник. (2)Каждый посаженный им куст акации или сирени, по его словам, был совершенно необыкновенного сорта, особенно пышного цветения и дивного благоухания. (3)На деле всё это оказывалось не совсем так, но Леонтий Назарович не смущался, и благородный его пыл от этого не ослабевал. (4)С весны до поздней промозглой осени он возился в скверах и на прибрежном бульваре, а зимой писал историю своего городка.

(5)Мне было интересно беседовать с Леонтием Назаровичем. (6)Особенно увлекательной была его теория об исключительно благотворном влиянии растительности на человеческую психику.

— (7)Был ли у вас,  — спросил меня однажды Леонтий Назарович,  — какой-нибудь интересный случай, касающийся цветов и растительности? (8)Очень я люблю такие истории.

(9)Я рассказал ему об одном голландском рыбачьем посёлке. (10)Мы приехали туда в сумерки. (11)Северное море шумело у широкой дамбы. (12)Тусклый туман расползался над водой. (13)Из этого тумана доносился печальный звон колоколов на плавучих бакенах. (14)В тесной гавани на рыболовных ботах были развёрнуты для просушки разноцветные паруса, штабелями лежали пустые бочонки из-под рыбы, и женщины и дети, одетые во всё чёрное, стучали по булыжной набережной деревянными туфлями  — сабо́.

(15)Быстро темнело. (16)На дамбе зажёгся старый маяк и начал равномерно швырять по горизонту вертящийся луч своего огня. (17)Вслед за маяком на дамбе невдалеке от посёлка вспыхнул сотнями огней ночной ресторан со стеклянными витринами. (18)Сюда приезжали кутить из Гааги, Амстердама и даже из Брюсселя. (19)Мы подошли к ресторану. (20)Около него стояла огромная грузовая машина, окружённая толпой детей. (21)Лакеи во фраках выгружали из машины вазоны с гиацинтами.

(22)Свет маяка проносился над цветами, и они казались совершенно фантастическими по своей окраске. (23)Там были гиацинты точно из воска и старого золота, из бирюзы и снега, из красного шёлка и чёрного бархата.

(24)Дети смотрели на цветы как зачарованные. (25)Высокий шофёр стоял, прислонившись к капоту машины, и будто нечаянно толкнул одного из лакеев. (26)Лакей уронил вазон. (27)Шофёр поднял золотой гиацинт с комом земли, отряхнул землю и протянул цветок худенькой девочке с длинной светлой косой, особенно заметной на её чёрном платье.

(28)Девочка присела, схватила цветок и побежала с ним к посёлку. (29)За ней бросились, смеясь и перекликаясь, все дети.

(30)Луч маяка пронёсся над головой бегущей девочки, рассеянный свет упал на её волосы, и вся эта сцена представилась мне главой из ещё не написанной сказки о бледно-золотом цветке, осветившем своим таинственным огнём рыбачью лачугу.

(31)Лакей в упор посмотрел на шофёра. (32)Шофёр усмехнулся и пожал плечами. (33)Потом они засмеялись, дружелюбно похлопали друг друга по плечу и разошлись.

(34)А в ресторане за матовой стеклянной стеной пел джаз и пахло гиацинтами и травянистой весной.

— (35)Да,  — сказал Леонтий Назарович, выслушав этот рассказ,  — у нас в жизни человеческой многое ещё не обдумано.

— (36)Что, например?  — спросил я.

— (37)Да я всё об этих цветах,  — ответил задумчиво он.  —  (38)Жизнь человеческая должна быть украшена. (39)Обязательно. (40)Цветы и всё прочее, отрадное для души и глаза, должно сопровождать нас на нашем житейском поприще. (41)От этого человек становится великодушнее.

(По К.Г. Паустовскому) *
Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968) 
— известный русский советский писатель, классик отечественной литературы.


10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Рассказчик услышал историю, произошедшую в голландском рыбачьем посёлке, от Леонтия Назаровича.
2)  Леонтий Назарович сажал в своём родном городке деревья, кусты, цветы, потому что был уверен в благотворном влиянии растений на человека.
3)  Лакеи выгружали из машины вазоны с гиацинтами фантастических расцветок.
4)  Шофёр поднял упавший на землю из вазона золотой гиацинт и вернул цветок лакею.
5)  Леонтий Назарович задумал написать сказку о бледно-золотом цветке, осветившем своим таинственным огнём рыбачью лачугу.


11. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1)  Каждый посаженный им куст акации или сирени, по его словам, был совершенно необыкновенного сорта, особенно пышного цветения и дивного благоухания.
2)  Я рассказал ему об одном голландском рыбачьем посёлке.
3)  Вслед за маяком на дамбе невдалеке от посёлка вспыхнул сотнями огней ночной ресторан со стеклянными витринами.
4)  Луч маяка пронёсся над головой бегущей девочки, рассеянный свет упал на её волосы, и вся эта сцена представилась мне главой из ещё не написанной сказки о бледно-золотом цветке, осветившем своим таинственным огнём рыбачью лачугу.
5)  Шофёр усмехнулся и пожал плечами.


12. В предложениях 1‒4 найдите слово с лексическим значением «сырой, холодный». Выпишите это слово.


13.1   Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
известного лингвиста Людмилы Алексеевны Введенской: «Выразительность
может создаваться средствами языка всех его уровней».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),
не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл
финала
текста: «Жизнь человеческая должна быть украшена. Обязательно.
Цветы и всё прочее, отрадное для души и глаза, должно сопровождать нас
на нашем житейском поприще. От этого человек становится великодушнее».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста,
подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.3 Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль красота играет в жизни людей?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Ответы:

2 –235

3 –145

4 –543

5 –27

6 –24

7 –1 2458

8 –обеим

9 –авторучка папы

10 –23

11 –14

12 –промозглой






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

16.11.2023 16:47
Бурмистрова Людмила Леонидовна @id76827681
@id85550608 Татьяна Валерьевна, спасибо!
11.11.2023 13:07
Трешина Татьяна Валерьевна @id85550608
Спасибо!

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!