ПРОЕКТ
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ)
Кодификатор
проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования и элементов содержания
для проведения основного государственного экзамена
по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
подготовлен федеральным государственным бюджетным
научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Кодификатор ОГЭ 2025 г. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 2 / 29
Кодификатор
проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования и элементов
содержания для проведения основного государственного экзамена
по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Кодификатор составлен на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС) (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
Кодификатор отражает преемственность проверяемых предметных требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования на основе ФГОС 2010 г. и ФГОС 2021 г.
Кодификатор состоит из трёх разделов:
-
раздел 2. «Перечень элементов содержания, проверяемых на основном государственном экзамене по английскому языку»;
-
раздел 3. «Отражение в содержании контрольных измерительных материалов личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования».
В кодификатор не включены требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
Кодификатор ОГЭ 2025 г. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 3 / 29
Раздел 1. Перечень проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по английскому языку
| Таблица 1 |
Код прове- | Проверяемые требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы |
ряемого тре- | основного общего образования |
бования | |
1 | Познавательные УУД |
1.1 | Базовые логические действия |
1.1.1 | Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений) |
1.1.2 | Устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа |
1.1.3 | С учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; |
| предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; |
| выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи |
1.1.4 | Выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов |
1.1.5 | Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать |
| гипотезы о взаимосвязях |
1.1.6 | Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее |
| подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев) |
1.2 | Базовые исследовательские действия |
1.2.1 | Проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установ- |
| лению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой |
1.2.2 | Оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента) |
1.2.3 | Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, |
| владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений |
1.2.4 | Прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуа- |
| циях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах |
1.2.5 | Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; |
| формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, |
| самостоятельно устанавливать искомое и данное; |
Кодификатор ОГЭ 2025 г. | АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 4 / 29 |
| |
Код прове- | Проверяемые требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы |
ряемого тре- | основного общего образования | |
бования | | |
| формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение |
1.3 | Работа с информацией | |
1.3.1 | Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом |
| предложенной учебной задачи и заданных критериев | |
1.3.2 | Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; |
| находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информа- |
| ционных источниках | |
1.3.3 | Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи неслож- |
| ными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями | |
1.3.4 | Оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным |
| самостоятельно | |
1.3.5 | Эффективно запоминать и систематизировать информацию | |
2 | Коммуникативные УУД | |
2.1 | Общение | |
2.1.1 | Выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах | |
2.1.2 | В ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на |
| решение задачи и поддержание благожелательности общения; | |
| сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций |
2.1.3 | Публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); |
| самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии |
| с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов |
2.1.4 | Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; |
| распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки |
| конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; | |
| понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои |
| возражения | |
3 | Регулятивные УУД | |
3.1 | Самоорганизация | |
3.1.1 | Выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; | |
| самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом |
| имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений |
Кодификатор ОГЭ 2025 г. | АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 5 / 29 |
| |
Код прове- | Проверяемые требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы |
ряемого тре- | основного общего образования | |
бования | | |
3.1.2 | Ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие |
| решений группой); | |
| составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм |
| с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; | |
| делать выбор и брать ответственность за решение | |
3.2 | Самоконтроль | |
3.2.1 | Владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии | |
3.2.2 | Вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, |
| возникших трудностей | |
3.2.3 | Давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; | |
| учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение |
| к меняющимся обстоятельствам; | |
| объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь |
| находить позитивное в произошедшей ситуации; | |
| оценивать соответствие результата цели и условиям | |
3.3 | Эмоциональный интеллект | |
3.3.1 | Различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; | |
| выявлять и анализировать причины эмоций; | |
| регулировать способ выражения эмоций | |
-
таблице 2 приведён составленный на основе п. 45.3 ФГОС перечень проверяемых требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. В таблице 2 показано, что требования к предметным результатам из ФГОС 2021 г. являются преемственными и детализируют формулировки требований из ФГОС 2010 г.
Проверяемые требования к предметным результатам соотнесены с метапредметными результатами (из таблицы 1).
Кодификатор ОГЭ 2025 г. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 6 / 29
| | | | | | Таблица 2 | |
Код прове- | Проверяемые требования к предметным результатам освое- | Метапред- | Обобщённые формулировки требований | |
ряемого | ния основной образовательной программы основного общего | метный | к предметным результатам из ФГОС | |
требования | образования на основе ФГОС 2021 г. | результат | | | 2010 г. | |
| Предметные результаты по учебному предмету «Иностранный | | Изучение предметной области «Иностран- | |
| язык» предметной области «Иностранные языки» ориентированы | | ные языки» должно обеспечить: | |
| на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях | | формирование коммуникативной иноязыч- | |
| и реальных жизненных условиях, должны отражать сформирован- | | ной компетенции (говорение, аудирование, | |
| ность иноязычной коммуникативной компетенции на допороговом | | чтение и письмо), необходимой для успеш- | |
| уровне в совокупности её составляющих – речевой, языковой, | | ной социализации и самореализации; | |
| социокультурной, компенсаторной, метапредметной (учебно- | | обогащение | активного | и потенциального | |
| познавательной) – и должны обеспечивать: | | словарного запаса, развитие у обучающих- | |
| | | ся культуры владения иностранным язы- | |
| | | ком в соответствии с требованиями к нор- | |
| | | мам устной и письменной речи, правилами | |
| | | речевого этикета | | |
| | | | |
1 | Овладение основными видами речевой деятельности в рамках | | Достижение допорогового уровня ино- | |
| следующего тематического содержания речи. Моя семья. Мои | | язычной коммуникативной компетенции: | |
| друзья. Свободное время современного подростка. Здоровый | | формирование и совершенствование ино- | |
| образ жизни. Школа. Мир современных профессий. Окружающий | | язычной | коммуникативной компетенции; | |
| мир. Средства массовой информации и Интернет. Родная страна | | расширение | и систематизация знаний | |
| и страна/страны изучаемого языка. Выдающиеся люди родной | | о языке, | расширение | лингвистического | |
| страны и страны/стран изучаемого языка | | кругозора и лексического запаса, дальней- | |
| | | шее овладение общей речевой культурой | |
1.1 | Говорение | | |
| | | | | | | |
1.1.1 | Уметь вести разные виды диалога в стандартных ситуациях обще- | МП 1.1; | | | | | |
| ния (диалог этикетного характера, диалог – побуждение к дейст- | 1.2.5; 1.3.2; | | | | | |
| вию, диалог-расспрос, диалог – обмен мнениями, комбинирован- | 2.1.1– 2.1.2; | | | | | |
| ный диалог) объёмом до 8 реплик со стороны каждого собесед- | 2.1.4; 3.1; | | | | | |
| ника в рамках тематического содержания речи с вербальными | 3.2; 3.3 | | | | | |
| и (или) невербальными опорами или без них, с соблюдением норм | | | | | | |
| речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка | | | | | | |
Кодификатор ОГЭ 2025 г. | | АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. | 7 / 29 | |
| | | | |
Код прове- | Проверяемые требования к предметным результатам освое- | Метапред- | Обобщённые формулировки требований | |
ряемого | ния основной образовательной программы основного общего | метный | к предметным результатам из ФГОС | |
требования | образования на основе ФГОС 2021 г. | результат | | 2010 г. | | | |
1.1.2 | Создавать устные связные монологические высказывания | МП 1.1; | | | | | |
| (описание/характеристика, повествование/сообщение) объёмом | 1.2.3–1.2.4; | | | | | |
| 10–12 фраз с вербальными и (или) невербальными опорами или | 1.3.1–1.3.2; | | | | | |
| без них в рамках тематического содержания речи | 2.1.1; 2.1.4; | | | | | |
| | 3.1; 3.2; 3.3 | | | | | |
1.1.3 | Передавать основное содержание прочитанного/ прослушанного | МП 1.1; | | | | | |
| текста | 1.2.3; 1.3.1– | | | | | |
| | 1.3.3; 2.1.3; | | | | | |
| | 3.1; 3.2.1; | | | | | |
| | 3.2.3; 3.3 | | | | | |
1.1.4 | Представлять результаты выполненной проектной работы | МП 1.1; 1.2; | | | | | |
| объёмом 10–12 фраз | 1.3; 2.1.1; | | | | | |
| | 2.1.3–2.1.4; | | | | | |
| | 3.1; 3.2; 3.3 | | | | | |
1.2 | Аудирование | | Достижение допорогового уровня ино- | |
1.2.1 | Воспринимать на слух и понимать звучащие до 2 мин. несложные | МП | |
| аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова и не- | 1.1.1–1.1.5; | язычной коммуникативной компетенции: | |
| изученные языковые явления, не препятствующие решению ком- | 1.2.2–1.2.4; | формирование и совершенствование ино- | |
| муникативной задачи, с пониманием основного содержания текстов | 1.3; 3.1.2; | язычной | коммуникативной компетенции; | |
| | 3.2.2; 3.2.3 | расширение и систематизация | знаний | |
1.2.2 | Воспринимать на слух и понимать звучащие до 2 мин. несложные | |
| аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова | | о языке, | расширение | лингвистического | |
| и неизученные языковые явления, не препятствующие решению | | кругозора и лексического запаса, даль- | |
| коммуникативной задачи, с пониманием нужной/интересующей/ | | нейшее | овладение | общей | речевой | |
| запрашиваемой информации | | культурой | | | |
1.3 | Смысловое чтение | | | | | | |
1.3.1 | Читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты | МП | | | | | |
| разного вида, жанра и стиля объёмом 450–500 слов, содержащие | 1.1.1–1.1.5; | | | | | |
| незнакомые слова и отдельные неизученные языковые явления, | 1.2.2–1.2.4; | | | | | |
| не препятствующие решению коммуникативной задачи, с понима- | 1.3; 3.1; 3.2 | | | | | |
| нием основного содержания | | | | | | |
Кодификатор ОГЭ 2025 г. | | АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. | 8 / 29 | |
| | | | |
Код прове- | Проверяемые требования к предметным результатам освое- | Метапред- | Обобщённые формулировки требований | |
ряемого | ния основной образовательной программы основного общего | метный | к предметным результатам из ФГОС | |
требования | образования на основе ФГОС 2021 г. | результат | | 2010 г. | | |
1.3.2 | Читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты | | | | | |
| разного вида, жанра и стиля объёмом 450–500 слов, содержащие | | | | | |
| незнакомые слова и отдельные неизученные языковые явления, | | | | | |
| не препятствующие решению коммуникативной задачи, с понима- | | | | | |
| нием нужной/интересующей/запрашиваемой информации | | | | | |
1.3.3 | Читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты раз- | | | | | |
| ного вида, жанра и стиля объёмом 450–500 слов, содержащие | | | | | |
| незнакомые слова и отдельные неизученные языковые явления, | | | | | |
| не препятствующие решению коммуникативной задачи, с полным | | | | | |
| пониманием содержания | | | | | |
1.3.4 | Читать про себя несплошные тексты (таблицы, диаграммы, | | | | | |
| схемы) и понимать представленную в них информацию | | | | | |
1.4 | Письменная речь | | Достижение допорогового уровня ино- | |
1.4.1 | Заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные | МП 1.1.1; | |
| сведения, в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах | 1.1.6; 1.2.2; | язычной коммуникативной компетенции: | |
| изучаемого языка | 1.3.1; 1.3.5; | формирование и совершенствование ино- | |
| | 3.1.2; 3.2.1 | язычной | коммуникативной компетенции; | |
| | | расширение и систематизация | знаний | |
1.4.2 | Писать электронное сообщение личного характера объёмом | МП 1.1.1; | |
| 100–120 слов, соблюдая речевой этикет, принятый в | 1.3.1; 1.3.3; | о языке, | расширение лингвистического | |
| стране/странах изучаемого языка | 2.1.1; 2.1.2; | кругозора и лексического запаса, дальней- | |
| | 2.1.4; 3.1.1; | шее овладение общей речевой культурой | |
| | 3.2.1; 3.2.3; | | | | |
| | 3.3 | | | | |
1.4.3 | Создавать небольшие письменные высказывания объёмом | МП 1.1.1; | | | | |
| 100–120 слов с опорой на план, картинку, таблицу и (или) | 1.1.3; 1.1.5; | | | | |
| прочитанный/прослушанный текст | 1.1.6; | | | | |
| | 1.2.2–1.2.3; | | | | |
| | 1.3.1–1.3.3; | | | | |
| | 2.1.1; 2.1.4; | | | | |
| | 3.1; 3.2; 3.3 | | | | |
Кодификатор ОГЭ 2025 г. | | АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. | 9 / 29 | |
| | | | |
Код прове- | Проверяемые требования к предметным результатам освое- | Метапред- | Обобщённые формулировки требований | |
ряемого | ния основной образовательной программы основного общего | метный | к предметным результатам из ФГОС | |
требования | образования на основе ФГОС 2021 г. | результат | | 2010 г. | | |
1.4.4 | Преобразовывать предложенные схематичные модели (таблица, | МП | | | | |
| схема) в текстовый вариант представления информации | 1.1.1–1.1.3; | | | | |
| | 1.1.5–1.1.6; | | | | |
| | 1.3.2; 1.3.5; | | | | |
| | 3.1.1; 3.2.1; | | | | |
| | 3.2.3 | | | | |
1.4.5 | Представлять результаты выполненной проектной работы | МП | | | | |
| объёмом 100–120 слов | 1.1.1–1.1.6; | | | | |
| | 1.2.1–1.2.4; | | | | |
| | 1.3.1; 1.3.2– | | | | |
| | 1.3.4; 2.1.1; | | | | |
| | 2.1.3; 3.1.1– | | | | |
| | 3.1.2; 3.2; 3.3 | | | | |
2 | Языковая сторона речи | | Достижение допорогового уровня ино- | |
2.1 | Овладение фонетическими навыками (различать на слух и адек- | МП 1.1; | |
| ватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить | 1.2.3; | язычной коммуникативной компетенции: | |
| слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их | 1.3.1–1.3.2; | формирование и совершенствование ино- | |
| ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять | 1.3.5; 3.1.1; | язычной | коммуникативной компетенции; | |
| правила отсутствия фразового ударения на служебных словах; | 3.2.1; 3.2.3 | расширение и систематизация | знаний | |
| владеть правилами чтения и осмысленно читать вслух небольшие | | о языке, | расширение лингвистического | |
| аутентичные тексты объёмом до 120 слов, построенные | | кругозора и лексического запаса, дальней- | |
| в основном на изученном языковом материале, с соблюдением | | шее овладение общей речевой культурой | |
| правил чтения и соответствующей интонацией) | | | | | |
2.2 | Овладение орфографическими навыками (применять правила | | | | | |
| орфографии в отношении изученного лексико-грамматического | | | | | |
| материала) и пунктуационными навыками (использовать точку, | | | | | |
| вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, | | | | | |
| апостроф, запятую при перечислении; пунктуационно правильно | | | | | |
| оформлять прямую речь; пунктуационно правильно оформлять | | | | | |
| электронное сообщение личного характера) | | | | | |
Кодификатор ОГЭ 2025 г. | | АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 10 / 29 |
| | | |
Код прове- | Проверяемые требования к предметным результатам освое- | Метапред- | Обобщённые формулировки требований |
ряемого | ния основной образовательной программы основного общего | метный | к предметным результатам из ФГОС |
требования | образования на основе ФГОС 2021 г. | результат | 2010 г. |
2.3 | Знание и понимание основных значений изученных лексических | | |
| единиц (слова, словосочетания, речевые клише), основных спо- | | |
| собов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия) | | |
| и особенностей структуры простых и сложных предложений | | |
| и различных коммуникативных типов предложений изучаемого | | |
| иностранного языка; выявление признаков изученных грамма- | | |
| тических и лексических явлений по заданным существенным | | |
| основаниям; овладение логическими операциями по установле- | | |
| нию существенного признака классификации, основания для | | |
| сравнения, а также родовидовых отношений, по группировке | | |
| понятий по содержанию; овладение техникой дедуктивных и ин- | | |
| дуктивных умозаключений, в том числе умозаключений по анало- | | |
| гии в отношении грамматики изучаемого языка | | |
| | | |
2.4 | Овладение навыками употребления в устной и письменной речи | | |
| не менее 1350 изученных лексических единиц (слов, словосочета- | | |
| ний, речевых клише), включая 500 лексических единиц, освоен- | | |
| ных на уровне начального общего образования, образования | | |
| родственных слов с использованием аффиксации, словосложения, | | |
| конверсии | | |
2.5 Овладение навыками распознавания и употребления в устной
| коммуникативной задачей | | Достижение допорогового уровня ино- | |
| | | язычной коммуникативной компетенции: | |
3 | Социокультурные знания и умения | МП | |
| Овладение социокультурными знаниями и умениями: знать/пони- | 1.1.1–1.1.3; | формирование и совершенствование ино- | |
| мать речевые различия в ситуациях официального и неофициаль- | 1.1.5; | язычной | коммуникативной компетенции; | |
| ного общения в рамках тематического содержания речи и исполь- | 1.2.2–1.2.3; | расширение и систематизация знаний | |
| зовать лексико-грамматические средства с учётом этих различий; | 1.3.1–1.3.2; | о языке, | расширение лингвистического | |
Кодификатор ОГЭ 2025 г. | | АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 11 / 29 |
| | | |
Код прове- | Проверяемые требования к предметным результатам освое- | Метапред- | Обобщённые формулировки требований |
ряемого | ния основной образовательной программы основного общего | метный | к предметным результатам из ФГОС |
требования | образования на основе ФГОС 2021 г. | результат | 2010 г. |
| знать/понимать и использовать в устной и письменной речи наибо- | 1.3.5; | кругозора и лексического запаса, дальней- |
| лее употребительную тематическую фоновую лексику и реалии | 2.1.1–2.1.2; | шее овладение общей речевой культурой |
| страны/стран изучаемого языка (основные национальные празд- | 2.1.4; | |
| ники, проведение досуга, система образования, этикетные особен- | 3.1.1–3.1.2; | |
| ности посещения гостей, традиции в питании); иметь элементарные | 3.2.1; 3.2.3; | |
| представления о различных вариантах изучаемого иностранного | 3.3 | |
| языка; иметь базовые знания о социокультурном портрете | | |
| и культурном наследии родной страны и страны/стран изучаемого | | |
| языка; представлять родную страну и культуру на иностранном | | |
| языке; проявлять уважение к иной культуре и разнообразию | | |
| культур, соблюдать нормы вежливости в межкультурном общении | | |
4 | Компенсаторные умения | МП | |
| Овладение компенсаторными умениями: использовать при говоре- | 1.1.1–1.1.2; | |
| нии переспрос; при говорении и письме – перифраз/толкование, | 1.1.5; | |
| синонимические средства, описание предмета вместо его названия; | 1.2.2–1.2.3; | |
| при чтении и аудировании – языковую, в том числе контекстуаль- | 1.3.1–1.3.2; | |
| ную, догадку | 1.3.5; 2.1.4; | |
| | 3.1.1–3.1.2; | |
| | 3.2.1; 3.2.3; | |
| | 3.3 | |
5 | Приобретение опыта практической деятельности в повседнев- | МП 1.1; 1.2; | |
| ной жизни: | 1.3; 2.1.3; | |
| участвовать в учебно-исследовательской, проектной деятельности | 3.1; 3.2.1; | |
| предметного и межпредметного характера с использованием | 3.2.3; 3.3 | |
| иноязычных материалов и применением ИКТ; соблюдать правила | | |
| информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни | | |
| и при работе в сети Интернет; использовать иноязычные словари | | |
| и справочники, в том числе информационно-справочные системы | | |
| в электронной форме | | |
Кодификатор ОГЭ 2025 г. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 12 / 29
Раздел 2. Перечень элементов содержания, проверяемых
на основном государственном экзамене по английскому языку
Построение программы по английскому языку основано на концентрическом принципе. В процессе обучения введённые на определённом этапе грамматические формы и конструкции повторяются и закрепляются на новом лексическом материале и расширяющемся тематическом содержании речи. Поэтому в таблице 3 в столбце кодификатора «В программе какого класса изучается» даётся указание на класс, в котором вводится данный элемент содержания, и подчёркивается, что его развитие продолжается всё время обучения в основной школе. В случае объединения ряда элементов под одним кодом (например, видо-временные формы глагола) в столбце «В программе какого класса изучается» первым указан класс, в котором начинается освоение данных элементов содержания. Некоторые элементы содержания, подлежащие итоговому контролю на уровне основного общего образования, начинают вводиться в
начальной школе, и поэтому в столбце кодификатора «В программе какого класса изучается» даётся указание «4–9».
| | | Таблица 3 |
Код | Проверяемый элемент содержания | В программе | Наличие данного элемента |
| | какого класса | содержания в кодификаторе |
| | изучается | ОГЭ прошлых лет |
1 | Коммуникативные умения | | |
| Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой |
| деятельности в рамках тематического содержания речи, указанного во ФГОС ООО: Моя семья. Мои друзья. Свободное время |
| современного подростка. Здоровый образ жизни. Школа. Мир современных профессий. Окружающий мир. Средства массовой |
| информации и Интернет. Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Выдающиеся люди родной страны и страны/стран |
| изучаемого языка. | | |
| (Детализация тематического содержания речи на основе федеральной образовательной программы приведена в таблице 4.) |
1.1 | Говорение | | |
1.1.1 | Диалогическая речь | | |
| Развитие коммуникативных умений диалогической речи, а именно умений вести различные виды диалогов, в стандартных ситуа- |
| циях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, речевых ситуаций |
Кодификатор ОГЭ 2025 г. | АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 13 / 29 |
| | | |
Код | Проверяемый элемент содержания | В программе | Наличие данного элемента |
| | какого класса | содержания в кодификаторе |
| | изучается | ОГЭ прошлых лет |
| и (или) иллюстраций, фотографий или без опор, с соблюдением норм речевого | этикета, принятых | в стране (странах) изучаемого |
| языка (объём диалога – до 8 реплик со стороны каждого собеседника в рамках комбинированного диалога, до 6 реплик со стороны |
| каждого собеседника в рамках диалога – обмена мнениями) | | |
1.1.1.1 | Диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, | 4–9 | + |
| вежливо переспрашивать, поздравлять с праздником, выражать пожелания | | |
| и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо | | |
| соглашаться на предложение и отказываться от предложения собеседника | | |
1.1.1.2 | Диалог – побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться | 4–9 | + |
| (не соглашаться) выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной | | |
| деятельности, вежливо соглашаться (не соглашаться) на предложение собесед- | | |
| ника, объясняя причину своего решения | | |
1.1.1.3 | Диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы | 4–9 | + |
| разных видов, выражать своё отношение к обсуждаемым фактам и событиям, | | |
| запрашивать интересующую информацию, переходить с позиции спрашиваю- | | |
| щего на позицию отвечающего и наоборот | | |
1.1.1.4 | Комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов (этикетный | 7–9 | + |
| диалог, диалог – побуждение к действию, диалог-расспрос) | | |
1.1.1.5 | Диалог – обмен мнениями: выражать свою точку зрения и обосновывать её, | 9 | + |
| высказывать своё согласие (несогласие) с точкой зрения собеседника, выражать | | |
| сомнение, давать эмоциональную оценку обсуждаемым событиям: восхищение, | | |
| удивление, радость, огорчение и т.д. | | |
1.1.2 | Монологическая речь | | |
Развитие коммуникативных умений монологической речи: создание устных связных монологических высказываний с ис-пользованием основных коммуникативных типов речи в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках тематического содержания речи с опорой на вопросы, ключевые слова, план и (или) иллюстрации, фотографии, таблицы или без опоры (объём монологического высказывания – 10–12 фраз)
1.1.2.1 Описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), в том числе 5–9 + характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа)
Кодификатор ОГЭ 2025 г. | АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 14 / 29 |
| | | |
Код | Проверяемый элемент содержания | В программе | Наличие данного элемента |
| | какого класса | содержания в кодификаторе |
| | изучается | ОГЭ прошлых лет |
1.1.2.2 | Повествование (сообщение) | 5–9 | + |
1.1.2.3 | Изложение (пересказ) основного содержания прочитанного (прослушанного) | 5–9 | +1 |
| текста с выражением своего отношения к событиям и фактам, изложенным | | |
| в тексте | | |
1.1.2.4 | Рассуждение | 9 | –2 |
1.1.2.5 | Изложение результатов выполненной проектной работы | 5–9 | – |
1.1.2.6 | Составление рассказа по картинкам | 8–9 | – |
1.1.2.7 | Выражение и краткое аргументирование своего мнения по отношению к услы- | 8–9 | ±3 |
| шанному (прочитанному) | | |
1.2 | Аудирование | | |
| При непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная (невербальная) реакция на |
| услышанное, использование переспроса или просьбы повторить для уточнения отдельных деталей. | |
| При опосредованном общении: дальнейшее развитие восприятия и понимания на слух несложных аутентичных текстов, |
| содержащих отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от |
| поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей, запраши- |
| ваемой) информации (время звучания текста (текстов) для аудирования – до 2 мин.) | |
1.2.1 | Аудирование с пониманием основного содержания текста – умение определять | 5–9 | + |
| основную тему (идею) и главные факты (события) в воспринимаемом на слух | | |
| тексте, отделять главную информацию от второстепенной, прогнозировать | | |
| содержание текста по началу сообщения, игнорировать незнакомые слова, | | |
| несущественные для понимания основного содержания | | |
1.2.2 | Аудирование с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) инфор- | 5–9 | + |
| мации – умение выделять нужную (интересующую, запрашиваемую) информа- | | |
| цию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на | | |
| слух тексте | | |
1 Данный элемент содержания в предыдущие годы включался в блок «Монологическая речь» в иной формулировке «Передача содержания, основной мысли прочитанного с опорой на текст» – и проверялся в рамках требования «Выражать своё отношение к прочитанному/услышанному».
Кодификатор ОГЭ 2025 г. | АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 15 / 29 |
| | | |
Код | Проверяемый элемент содержания | В программе | Наличие данного элемента |
| | какого класса | содержания в кодификаторе |
| | изучается | ОГЭ прошлых лет |
1.3 | Смысловое чтение | | |
| Развитие умения читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные |
| неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуни- |
| кативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации, |
| с полным пониманием содержания текста (объём текста (текстов) для чтения – 450–500 слов) | |
1.3.1 | Чтение с пониманием основного содержания текста – умения: определять тему | 5–9 | + |
| (основную мысль), выделять главные факты (события) (опуская | | |
| второстепенные), прогнозировать содержание текста по заголовку (началу | | |
| текста), определять логическую последовательность главных фактов, событий; | | |
| разбивать текст на относительно самостоятельные смысловые части; | | |
| озаглавливать текст (его отдельные части); игнорировать незнакомые слова, | | |
| несущественные для понимания основного содержания; понимать | | |
| интернациональные слова | | |
1.3.2 | Чтение с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации – | 5–9 | + |
| умения находить прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, | | |
| представленную в эксплицитной (явной) и имплицитной (неявной) форме; | | |
| оценивать найденную информацию с точки зрения её значимости для решения | | |
| коммуникативной задачи | | |
1.3.3 | Чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм, схем) и понимание представ- | 8–9 | – |
| ленной в них информации | | |
1.3.4 | Чтение с полным пониманием содержания несложных аутентичных текстов, | 8–9 | + |
| содержащих отдельные неизученные языковые явления – умения полно и точно | | |
| понимать текст на основе его информационной переработки (смыслового | | |
| и структурного анализа отдельных частей текста, выборочного перевода); | | |
| устанавливать причинно-следственную взаимосвязь изложенных в тексте | | |
| фактов и событий; восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путём | | |
| добавления пропущенных фрагментов | | |
1.4 | Письменная речь | | |
| Развитие умений письменной речи | | |
Кодификатор ОГЭ 2025 г. | | | | | | АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 16 / 29 |
| | | | | | |
Код | | Проверяемый элемент содержания | | | В программе | Наличие данного элемента |
| | | | | | | | какого класса | содержания в кодификаторе |
| | | | | | | | изучается | ОГЭ прошлых лет |
1.4.1 | Заполнение | анкет и | формуляров: | сообщение | о себе | основных | сведений | 5–9 | + |
| в соответствии с нормами, принятыми в стране (странах) изучаемого языка | | |
| | | |
1.4.2 | Написание коротких поздравлений с праздниками (с Новым годом, Рождеством, | 5–9 | + |
| днём рождения) | | | | | | | |
1.4.3 | Написание электронного сообщения личного характера: сообщать краткие све- | 5–9 | + |
| дения о себе, излагать различные события, делиться впечатлениями, выражать | | |
| благодарность, извинение, просьбу, запрашивать интересующую информацию, | | |
| оформлять обращение, завершающую фразу и подпись в соответствии с нор- | | |
| мами неофициального общения, принятыми в стране (странах) изучаемого | | |
| языка (объём письма – до 120 слов) | | | | | | |
1.4.4 | Создание небольшого письменного высказывания с опорой на образец, план, | 6–9 | – |
| таблицу и (или) прочитанный/прослушанный текст (объём письменного | | |
| высказывания – до 120 слов) | | | | | | |
1.4.5 | Составление плана (тезисов) устного или письменного сообщения | | 8–9 | – |
1.4.6 | Заполнение | таблицы | с краткой | фиксацией | содержания прочитанного | 9 | +4 |
| (прослушанного) текста | | | | | | |
1.4.7 | Преобразование таблицы, схемы в текстовый вариант представления инфор- | 9 | – |
| мации | | | | | | | | |
1.4.8 | Письменное | представление результатов выполненной | проектной | работы | 9 | – |
| (объём – 100–120 слов) | | | | | | | |
2 | Языковые знания и навыки | | | | | | |
2.1 | Фонетическая сторона речи | | | | | | |
2.1.1 | Различение на слух и адекватное, без фонематических ошибок, ведущих к сбою | 4–9 | ± |
-
коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе отсутствия фразового ударения на служебных словах; чтение новых слов согласно основным правилам чтения.
4 Данный элемент содержания в предыдущие годы рассматривался в качестве способа фиксации результатов проверки умений аудирования с пониманием запрашиваемой информации.
Кодификатор ОГЭ 2025 г. | | АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 17 / 29 |
| | | |
Код | Проверяемый элемент содержания | В программе | Наличие данного элемента |
| | какого класса | содержания в кодификаторе |
| | изучается | ОГЭ прошлых лет |
Нормы произношения: долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными. Связующее “r” (there is / there are). Правила чтения гласных
| | | |
2.1.2 | Выражение модального значения, чувства и эмоции | 9 | +5 |
2.1.3 | Различение на слух британского и американского вариантов произношения | 9 | – |
| в прослушанных текстах или услышанных высказываниях | | |
| | | |
2.1.4 | Чтение вслух небольших текстов, построенных на изученном языковом мате- | 4–9 | + |
| риале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонст- | | |
| рирующее понимание текста (объём текста для чтения вслух – до 110 слов) | | |
| | | |
2.2 | Графика, орфография и пунктуация | | |
2.2.1 | Правильное написание изученных слов | 5–9 | +6 |
2.2.2 | Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и вос- | 5–9 | ±7 |
| клицательного знаков в конце предложения, запятой при перечислении и обра- | | |
| щении, при вводных словах, обозначающих порядок мыслей и их связь | | |
| (например, в английском языке: firstly / first of all, secondly, finally; on the one | | |
| hand, on the other hand), апострофа | | |
| | | |
2.2.3 | Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета, при- | 5–9 | +8 |
| нятыми в стране (странах) изучаемого языка, оформление электронного сооб- | | |
| щения личного характера | | |
-
Данный элемент содержания в предыдущие годы включался в блок «Монологическая речь» в иной формулировке: «Краткие высказывания о фактах и событиях с использованием основных коммуникативных типов речи (описание/характеристика, повествование/сообщение, эмоциональные и оценочные суждения)».
6 Данный элемент содержания в предыдущие годы проверялся в рамках следующего требования: «Использовать языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии с нормами, принятыми в странах изучаемого языка».
7 То же.
8 То же.
Кодификатор ОГЭ 2025 г. | | | АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 18 / 29 |
| | | | |
Код | | Проверяемый элемент содержания | В программе | Наличие данного элемента |
| | | | какого класса | содержания в кодификаторе |
| | | | изучается | ОГЭ прошлых лет |
2.3 | Лексическая сторона речи | | | |
2.3.1 | Распознавание | в письменном и звучащем тексте и | употребление в устной | 5–9 | + |
| и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), | | |
| обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, | | |
| с соблюдением существующей в английском языке нормы лексической соче- | | |
| таемости | | | | |
2.3.2 | Распознавание | в звучащем и письменном тексте и | употребление в устной | 6–9 | + |
| и письменной | речи различных средств связи для | обеспечения логичности | | |
| и целостности высказывания (firstly, however, finally, at last, etc.) | | |
2.3.3 | Многозначность лексических единиц. Синонимы. Антонимы | 6–9 | + |
2.3.4 | Интернациональные слова | | 6–9 | – |
2.3.5 | Наиболее частотные фразовые глаголы | | 7–9 | + |
2.3.6 | Сокращения и аббревиатуры | | 9 | – |
2.3.7 | Основные способы словообразования – аффиксация | | |
2.3.7.1 | Образование имён существительных при помощи суффиксов: | 5–9 | + |
| -er/-or (teacher/visitor), -ist (scientist, tourist), -sion/-tion (discussion/invitation); | | |
| -ance/-ence (performance/residence), -ity (activity); -ship (friendship); | | |
| -ing (reading) | | | | |
| -ment (development), -ness (darkness) | | | |
2.3.7.2 | Образование имён прилагательных при помощи суффиксов -ful (wonderful), | 5–9 | ± |
| -ian/-an (Russian/American); | | | |
| -al (typical), -ing (amazing), -less (useless), -ive (impressive); | | |
| -ed и -ing (interested/interesting); | | | |
| -ly (friendly), -ous (famous), -y (busy); | | | |
| -able/-ible (understandable/terrible) | | | |
2.3.7.3 | Образование наречий при помощи суффикса -ly (recently) | 5–9 | + |
2.3.7.4 | Образование имён прилагательных, имён существительных и наречий при | 5–9 | + |
| помощи отрицательного префикса un (unhappy, unreality, unusually) | | |
2.3.7.5 | Образование имён существительных, имен прилагательных и наречий при | 7–9 | + |
| помощи префиксов in-/im- (informal, independently, impossible) | | |
Кодификатор ОГЭ 2025 г. | АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 19 / 29 |
| | | |
Код | Проверяемый элемент содержания | В программе | Наличие данного элемента |
| | какого класса | содержания в кодификаторе |
| | изучается | ОГЭ прошлых лет |
2.3.7.6 | Образование имён прилагательных при помощи префикса inter- (international) | 8–9 | + |
2.3.7.7 | Образование глаголов с помощью префиксов under-, over-, dis-, mis- | 9 | + |
2.3.7.8 | Образование числительных с помощью суффиксов -teen, -ty, -th | 4–9 | + |
2.3.8 | Основные способы словообразования – словосложение9 | | |
2.3.8.1 | Образование сложных существительных путём соединения двух основ сущест- | 4–9 | ± |
| вительных (sportsman) | | |
2.3.8.2 | Образование сложных прилагательных путём соединения основы прилагатель- | 7–9 | ± |
| ного с основой существительного с добавлением суффикса -ed (blue-eyed) | | |
2.3.8.3 | Образование сложных прилагательных путём соединения основы числитель- | 9 | ± |
| ного с основой существительного с добавлением суффикса -ed (eight-legged); | | |
| образование сложных прилагательных путём соединения основы прилагатель- | | |
| ного с основой причастия настоящего времени (nice-looking); | | |
| образование сложных прилагательных путём соединения основы прилагатель- | | |
| ного с основой причастия прошедшего времени (well-behaved); | | |
| образование сложных существительных путём соединения основ существитель- | | |
| ных с предлогом (father-in-law) | | |
2.3.9 | Основные способы словообразования – конверсия10 | | |
2.3.9.1 | Образование имени существительного от неопределённой формы глагола | 4–9 | – |
| (to play – a play) | | |
2.3.9.2 | Образование имени существительного от прилагательного (rich – the rich) | 8–9 | ± |
2.3.9.3 | Образование глагола от имени существительного (a hand – to hand) | 9 | ± |
2.3.9.4 | Образование глагола от имени прилагательного (cool – to cool) | 9 | ± |
2.4 | Грамматическая сторона речи | | |
| Распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм |
| и синтаксических конструкций английского языка | | |
10 Конверсия ранее включалась в проверяемые требования к результатам освоения основной образовательной программы как один из основных способов словообразования, но не конкретизировалась в элементах содержания.
Кодификатор ОГЭ 2025 г. | АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 20 / 29 |
| | | |
Код | Проверяемый элемент содержания | В программе | Наличие данного элемента |
| | какого класса | содержания в кодификаторе |
| | изучается | ОГЭ прошлых лет |
2.4.1 | Коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные, | 4–9 | + |
| отрицательные), вопросительные (все типы вопросов), побудительные (в утвер- | | |
| дительной и отрицательной форме) | | |
2.4.2 | Все типы вопросительных предложений в Present/Past/Future Simple Tense; | 4–9 | + |
| Present/Past Continuous Tense; Present/Past Perfect Tense) | | |
2.4.3 | Нераспространённые и распространённые простые предложения | 4–9 | + |
2.4.4 | Предложения с начальным It (It’s a red ball.) | 4–9 | + |
2.4.5 | Предложения с начальным There + to be | 4–9 | + |
2.4.6 | Предложения с простым глагольным сказуемым, составным именным сказуе- | 4–9 | – |
| мым и составным глагольным сказуемым | | |
2.4.7 | Предложения с глаголом-связкой to be | 4–9 | + |
2.4.8 | Предложения с несколькими обстоятельствами, следующими в определённом | 5 | + |
| порядке | | |
2.4.9 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными с союз- | 6 | + |
| ными словами who, which, that | | |
2.4.10 | Условные предложения реального (Conditional 0, Conditional I) характера | 7–9 | ± |
2.4.11 | Условные предложения нереального характера (Conditional II) | 9 | + |
2.4.12 | Согласование времен в рамках сложного предложения | 8–9 | + |
2.4.13 | Повествовательные (утвердительные и отрицательные), вопросительные и побу- | 8–9 | + |
| дительные предложения в косвенной речи в настоящем и прошедшем времени | | |
2.4.14 | Согласование подлежащего, выраженного собирательным существительным | 8–9 | – |
| (family, police), со сказуемым | | |
2.4.15 | Конструкции с глаголами на -ing: to love/hate doing something | 4–9 | + |
2.4.16 | Конструкция I’d like to... (I’d like to read this book.) | 4–9 | – |
2.4.17 | Глагольная конструкция have got (I’ve got a cat.) | 4–9 | – |
2.4.18 | Предложения с конструкциями as… as, not so… as | 6 | + |
2.4.19 | Предложения с конструкцией to be going to + инфинитив и формы Future Simple | 7–9 | + |
| Tense и Present Continuous Tense для выражения будущего действия | | |
2.4.20 | Предложения со сложным дополнением (Complex Object) (I saw her cross/ | 7–9 | – |
| crossing the road. I want to have my hair cut.) | | |
Кодификатор ОГЭ 2025 г. | АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 21 / 29 |
| | | |
Код | Проверяемый элемент содержания | В программе | Наличие данного элемента |
| | какого класса | содержания в кодификаторе |
| | изучается | ОГЭ прошлых лет |
2.4.21 | Конструкция used to + инфинитив глагола | 7–9 | – |
2.4.22 | Конструкции c глаголами to stop, to remember, to forget (разница в значении | 8–9 | – |
| to stop doing smth и to stop to do smth) | | |
2.4.23 | Конструкции, содержащие глаголы-связки to be / to look / to feel / to seem | 8–9 | – |
2.4.24 | Конструкции be/get used to + инфинитив глагола, be/get used to doing something, | 8–9 | – |
| be/get used to something | | |
2.4.25 | Конструкция both… and… | 8–9 | – |
2.4.26 | Конструкции для выражения предпочтения I prefer… / I’d prefer… / I’d rather… | 9 | – |
2.4.27 | Конструкция I wish… | 9 | + |
2.4.28 | Предложения с конструкцией either… or, neither… nor | 9 | + |
2.4.29 | Порядок следования имён прилагательных (nice long blond hair) | 9 | – |
2.4.30 | Глаголы в видо-временных формах действительного залога в изъявительном | 4–9 | + |
| наклонении (Present/Past/Future Simple Tense, Present/Past Perfect Tense, Present/ | | |
| Past Continuous Tense) | | |
2.4.31 | Глаголы в наиболее употребительных формах страдательного залога (Present/ | 5–9 | + |
| Past Simple Passive, Present Perfect Passive) | | |
2.4.32 | Глаголы в видо-временных формах действительного залога в изъявительном | 8–9 | + |
| наклонении (Present Perfect Continuous Tense, Future-in-the-Past) | | |
2.4.33 | Неличные формы глагола (инфинитив, герундий, причастия настоящего и про- | 8–9 | ± |
| шедшего времени) | | |
2.4.34 | Модальные глаголы и их эквиваленты (can/be able to, must/have to, may, might, | 4–9 | + |
| should, need) | | |
2.4.35 | Модальные глаголы в косвенной речи в настоящем и прошедшем времени | 8–9 | +11 |
2.4.36 | Определённый, неопределённый и нулевой артикли c именами существитель- | 4–9 | + |
| ными | | |
2.4.37 | Имена существительные во множественном числе, в том числе имена существи- | 5–9 | ± |
| тельные, имеющие форму только множественного числа | | |
-
Данный элемент содержания в предыдущие годы проверялся в рамках следующих требований: «Распознавать и употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты» и «Распознавать и использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени».
Кодификатор ОГЭ 2025 г. | | | | | АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 22 / 29 |
| | | | | | |
Код | | Проверяемый элемент содержания | | | В программе | Наличие данного элемента |
| | | | | | какого класса | содержания в кодификаторе |
| | | | | | изучается | ОГЭ прошлых лет |
2.4.38 Имена существительные с причастиями настоящего и прошедшего времени | 5–9 | + |
2.4.39 | Степени сравнения | прилагательных (формы, образованные | по правилу, | 4–9 | + |
| и исключения: good – better – (the) best, bad – worse – (the) worst | | | |
2.4.40 Наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образован- | 5–9 | + |
| ные по правилу и исключения | | | | | |
2.4.41 Наречия, совпадающие по форме с прилагательными (fast, high; early) | 7–9 | – |
2.4.42 Слова, выражающие количество, с исчисляемыми и неисчисляемыми существи- | 4–9 | + |
| тельными (much / many / a lot of) | | | | | |
2.4.43 Слова, выражающие количество (little/a little, few/a few) | | | 6–9 | + |
2.4.44 Личные местоимения в именительном (I, you, he/she/it, we, they) и объектном | 4–9 | + |
| (me, you, him/her/it, us, them) падеже | | | | | |
2.4.45 | Притяжательные местоимения (my, your, his/her/its, our, their) | | | 4–9 | + |
2.4.46 Указательные местоимения (this – these; that – those) | | | 4–9 | + |
2.4.47 | Возвратные, неопределённые местоимения | (some, any) и | их | производные | 6–9 | ± |
| (somebody, anybody; | something, anything и | другие), every | и | производные | | |
| (everybody, everything и другие) в повествовательных (утвердительных и отри- | | |
| цательных) и вопросительных предложениях | | | | | |
2.4.48 | Местоимения other/another, both, all, one | | | | 7–9 | – |
2.4.49 Отрицательные местоимения no (и его производные nobody, nothing и другие), none | 8–9 | – |
2.4.50 Количественные и порядковые числительные | | | | 4–9 | + |
2.4.51 | Предлоги | | | | | 4–9 | + |
3.1 | Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной | 5–9 | – |
| тематической фоновой лексики и реалий в рамках отобранного тематического | | |
| содержания (основные национальные праздники, традиции, обычаи, традиции | | |
| в питании и проведении досуга, система образования) | | |
3.2 | Знание социокультурного портрета родной страны и страны (стран) изучаемого | 5–9 | ± |
| языка: знакомство с традициями проведения основных национальных праз- | | |
| дников (Рождества, Нового года, Дня матери, Дня благодарения и других праз- | | |
| дников), с особенностями образа жизни и культуры страны (стран) изучаемого | | |
Кодификатор ОГЭ 2025 г. | АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 23 / 29 |
| | | |
Код | Проверяемый элемент содержания | В программе | Наличие данного элемента |
| | какого класса | содержания в кодификаторе |
| | изучается | ОГЭ прошлых лет |
| языка (известными достопримечательностями, некоторыми выдающимися | | |
| людьми), с доступными в языковом отношении образцами поэзии и прозы для | | |
| подростков на английском языке | | |
3.3 | Осуществление межличностного и межкультурного общения с использованием | 5–9 | + |
| знаний о национально-культурных особенностях своей страны и страны (стран) | | |
| изучаемого языка | | |
3.4 | Соблюдение норм вежливости в межкультурном общении | 5–9 | ± |
3.5 | Умение писать свои имя и фамилию, а также имена и фамилии своих род- | 5–9 | +12 |
| ственников и друзей на английском языке | | |
3.6 | Умение правильно оформлять свой адрес на английском языке (в анкете) | 5–9 | +13 |
3.7 | Умение правильно оформлять электронное сообщение личного характера в со- | 5–9 | +14 |
| ответствии с нормами неофициального общения, принятыми в стране (странах) | | |
| изучаемого языка | | |
3.8 | Умение кратко представлять Россию и страну (страны) изучаемого языка | 5–9 | + |
3.9 | Умение кратко представлять некоторые культурные явления родной страны | 5–9 | + |
| и страны (стран) изучаемого языка (основные национальные праздники, тради- | | |
| ции в проведении досуга и питании, достопримечательности) | | |
3.10 | Умение кратко представлять некоторых выдающихся людей родной страны | 5–9 | + |
| и страны (стран) изучаемого языка (учёных, писателей, поэтов, художников, | | |
| композиторов, музыкантов, спортсменов и других людей) | | |
3.11 | Формирование элементарного представления о различных вариантах англий- | 9 | – |
| ского языка | | |
3.12 | Умение оказывать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного | 8–9 | – |
| общения (объяснить местонахождение объекта, сообщить возможный маршрут, | | |
| уточнить часы работы) | | |
-
Данный элемент содержания в предыдущие годы проверялся в рамках следующего требования: «Использовать языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии с нормами, принятыми в странах изучаемого языка».
-
То же.
-
То же.
Кодификатор ОГЭ 2025 г. | АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 24 / 29 |
| | | |
Код | Проверяемый элемент содержания | В программе | Наличие данного элемента |
| | какого класса | содержания в кодификаторе |
| | изучается | ОГЭ прошлых лет |
4 | Компенсаторные умения | | |
4.1 | Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контексту- | 5–9 | + |
| альной, догадки; при говорении и письме – перифраза (толкования), синоними- | | |
| ческих средств, описания предмета вместо его названия, переспроса, просьбы | | |
| повторить сказанное или уточнить значение незнакомых слов | | |
4.2 | Использование в качестве опоры при порождении собственных высказываний | 5–9 | – |
| ключевых слов, плана | | |
4.3 | Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания | 5–9 | ±15 |
| основного содержания прочитанного (прослушанного) текста или для нахож- | | |
| дения в тексте запрашиваемой информации | | |
-
Данный элемент содержания в предыдущие годы проверялся в рамках следующего требования по аудированию: «Использовать языковую догадку, контекст; игнорировать неизвестный языковой материал, несущественный для понимания».
Кодификатор ОГЭ 2025 г. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 25 / 29
| Таблица 4 |
| Детализированное тематическое содержание речи |
А | Взаимоотношения в семье и с друзьями. Конфликты и их разрешение. Семейные праздники. Обязанности по дому |
Б | Внешность и характер человека (литературного персонажа) |
В | Досуг и увлечения (хобби) современного подростка (чтение, кино, театр, музыка, музей, спорт, живопись; компьютерные игры). |
| Роль книги в жизни подростка |
Г | Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, фитнес, сбалансированное питание. Посещение врача |
Д | Покупки: одежда, обувь и продукты питания. Карманные деньги. Молодёжная мода |
Е | Школа, школьная жизнь, школьная форма, изучаемые предметы и отношение к ним. Взаимоотношения в школе: проблемы и их |
| решение. Переписка с зарубежными сверстниками |
Ж | Мир современных профессий |
З | Виды отдыха в различное время года. Каникулы. Путешествия по России и зарубежным странам. Транспорт |
И | Жизнь в городе/сельской местности |
К | Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Стихийные бедствия |
Л | Средства массовой информации (телевидение, радио, пресса, Интернет) |
М | Родная страна и страна (страны) изучаемого языка. Их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, население, |
| официальные языки, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, тра- |
| диции, обычаи), страницы истории |
Н | Выдающиеся люди родной страны и страны (стран) изучаемого языка, их вклад в науку и мировую культуру: государственные |
| деятели, учёные, писатели, поэты, художники, музыканты, спортсмены |
Кодификатор ОГЭ 2025 г. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 26 / 29
Раздел 3. Отражение в содержании контрольных измерительных
материалов личностных результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования
Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися (на основе ФГОС 2021 г.) отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности.
Содержание и результаты выполнения заданий ОГЭ связаны в том числе с достижением следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы на основе ФГОС 2021 г.
– готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
– неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
– понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
– представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
– представление о способах противодействия коррупции.
– осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
– ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
– уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
– ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
– готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
– активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
В части эстетического воспитания:
– восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
Кодификатор ОГЭ 2025 г. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 27 / 29
искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
– понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
– стремление к самовыражению в разных видах искусства.
– осознание ценности жизни;
– осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
– соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
– способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
– умение принимать себя и других, не осуждая;
– умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
– сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
– интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
– осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
– уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
– ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
– повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
– активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
– осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
– ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
Кодификатор ОГЭ 2025 г. | | АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. | 28 / 29 | Кодификатор ОГЭ 2025 г. | | АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 29 / 29 |
– овладение языковой и читательской культурой как средством познания | 6) развитие | морального | сознания и компетентности в решении |
мира; | | | | | | | | | | | моральных проблем на основе личностного выбора, формирование |
– овладение основными навыками исследовательской деятельности, | нравственных | чувств | и | нравственного | поведения, осознанного |
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление | и ответственного отношения к собственным поступкам; |
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного | 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни ; |
благополучия. | | | | | | | | | 9) формирование | основ | экологической | культуры, соответствующей |
Применительно к ФГОС 2010 г. можно говорить о связи заданий ОГЭ | современному уровню экологического мышления, развитие опыта |
с достижением личностных результатов освоения основной образовательной | экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической |
программы | основного общего | образования, отражающих | готовность | деятельности в жизненных ситуациях; | |
и способность | обучающихся | к | саморазвитию | и | личностному | 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие |
самоопределению, | сформированность | их | мотивации | к | обучению | ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам |
и целенаправленной | познавательной | деятельности, | системы | значимых | своей семьи; | | | | |
социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, | 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного |
отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, | наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического |
социальные | | компетенции, правосознание, | способность | ставить | цели | характера». | | | | |
«1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности
-
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
-
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
© 2025 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки | © 2025 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки |