СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2025. Апрель. Биология. Вариант 7

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

РЕШУ ОГЭ — биология

Вариант № 3917428

1.  Тип 1 № 12129

Кто считается открывателем принцип передачи генетической информации, изображенного на рисунке?

В ответе запишите только фамилию

2.  Тип 2 № 35141

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  златоглазка обыкновенная

Б)  трюфель черный

В)  медуница неясная

Г)  чумная палочка

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Грибы

2)  Бактерии

3)  Растения

4)  Животные

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

3.  Тип 3 № 35287

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  отряд Бесхвостые земноводные

2)  род Жабы

3)  вид Серая жаба

4)  класс Земноводные

5)  тип Хордовые

4.  Тип 4 № 12241

Изучите график зависимости прорастания семян пшеницы от продолжительности нахождения их в почве (по оси х отложено время (в днях), а по оси у  — доля проросших семян (в %)).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Для успешного прорастания семена пшеницы перед посадкой замачивают.

2)  На 16 день семена не перестают прорастать.

3)  Наибольшая эффективность прорастания семян пшеницы на 9 и 10 дни.

4)  Первый проросток пшеницы появляется на 5 день после посадки.

5)  25% процентов посаженных семя прорастают на 10 день.

5.  Тип 5 № 2125

Установите последовательность появления организмов при формировании биоценоза на первично свободной территории. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  лишайники

2)  травы

3)  мхи

4)  кустарники

5)  деревья

6.  Тип 6 № 35106

Изображенное на рисунке лабораторное оборудование не может быть использовано в биологии для:

 

1)  проведения химических реакций

2)  сбора биологического материала

3)  отделения веществ друг от друга

4)  определения температуры организма

7.  Тип 7 № 2377

Известно, что рыжий кенгуру относится к семейству сумчатых млекопитающих. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Рост самца большого рыжего кенгуру составляет 1,5 метра, а вес до 85 кг.

2)  Рыжий кенгуру может прыгать на 13,5 метра в длину, 3,3 в высоту и может развивать скорость до 65 км/ч.

3)  Питается рыжий кенгуру травами степей и полупустынь, злаками и другими цветковыми растениями.

4)  Подобно другим сумчатым, самка кенгуру рождает крошечного детеныша весом 1 г и 2 см длиной, который, хватаясь за шерсть матери, заползает в сумку.

5)  В сумке детеныш хватает один из сосков и прирастает к нему губами на 2,5 месяца. Сил сосать у него нет, поэтому самка впрыскивает ему молоко в рот благодаря сокращению специальных мышц живота.

6)  Повзрослев, кенгуренок начинает совершать короткие вылазки из сумки матери, тут же запрыгивая обратно при малейшем шорохе.

8.  Тип 8 № 439

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь:

 

 

Объект Функция
Пепсин Расщепление белков
... Транспорт газа

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  гемоглобин

2)  амилаза

3)  хлорофилл

4)  хитин

9.  Тип 9 № 633

Какие особенности строения отличают земноводных от рыб? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  органы дыхания представлены легкими и кожей

2)  имеется внутреннее ухо и среднее ухо

3)  головной мозг разделен на пять отделов

4)  имеется плавательный пузырь

5)  сердце трехкамерное

6)  один круг кровообращения

10.  Тип 10 № 604

Вставьте в текст «Нервная ткань человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

НЕРВНАЯ ТКАНЬ ЧЕЛОВЕКА

 

Главные клетки, образующие нервную ткань, называют ___________ (А). Они состоят из тела и цитоплазматических отростков. Один из отростков нервной клетки обычно длиннее всех остальных, это  — ___________ (Б). Также от нервной клетки отходят один или несколько коротких, сильно ветвящихся отростков; их называют ___________ (В). Скопление тел и коротких отростков в центральной нервной системе образуют ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) клетки-спутники 2) нейроны 3) нефроны 4) дендрит
5) аксон 6) серое вещество 7) белое вещество 8) нервный узел

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

11.  Тип 11 № 346

Установите соответствие между растением и способом опыления его цветков. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

РАСТЕНИЕ

 

A)  рожь

Б)  мак

В)  ландыш

Г)  орешник

Д)  дуб

 

 

 

СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ ЦВЕТКОВ

 

1)  насекомыми

2)  ветром

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

12.  Тип 12 № 1144

Верны ли следующие суждения об отделах нервной системы?

 

А.  Работа соматической нервной системы подчинена воле человека.

Б.  В автономной нервной системе различают два отдела: симпатический и парасимпатический.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 1714

У членистоногих существует несколько основных морфологических признаков, по которым их делят на крупные таксономические группы.

 

А. Расчлененность тела:

1.  тело состоит из большого числа одинаковых члеников,

2.  тело делится на несколько четко различимых отделов (тагм).

 

Б. Количество крупных отделов (тагм):

1.  тагм нет,

2.  две тагмы (головогрудь и брюшко),

3.  три тагмы (голова, грудь и брюшко).

 

В. Количество ходильных конечностей (конечностей на грудном сегменте), включая видоизмененные:

1.  три пары,

2.  четыре пары,

3.  пять пар,

4.  больше пяти пар.

 

Г. Устройство глаз:

1.  есть два сложных (фасеточных) глаза,

2.  есть несколько простых глаз.

 

Д. Наличие крыльев:

1.  крылья есть,

2.  крыльев нет.

 

Внимательно рассмотрите картинку и определите, какие признаки (по приведенной выше классификации) имеются у изображенного на рисунке животного.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

14.  Тип 14 № 35177

Под каким номером изображена трахея человека?

15.  Тип 15 № 942

Какую роль в пищеварении выполняет желчь?

 

1)  содержит ферменты, расщепляющие белки

2)  обеспечивает механическое измельчение пищи

3)  превращает жиры в мелкие капельки

4)  содержит ферменты, расщепляющие жиры

16.  Тип 16 № 35324

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение уха. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1.  Наружный слуховой проход.

2.  Внутреннее ухо.

3.  Вестибулярный аппарат.

4.  Кортиев орган.

5.  Преддверно-⁠улитковый нерв.

6.  Слуховая труба.

17.  Тип 17 № 313

Какие функции регулирует соматический отдел нервной системы человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  непроизвольные движения стенок желудка

2)  интенсивность обмена веществ

3)  сокращение скелетной мускулатуры нижних конечностей

4)  работу почек

5)  восприятие кожи к прикосновениям

6)  сокращение скелетной мускулатуры верхних конечностей

18.  Тип 18 № 2966

Установите соответствие между регуляцией функции и отделом нервной системы, который ее обеспечивает: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИИ

 

А)  произвольные движения

Б)  непроизвольные движения кишечника

В)  интенсивность обмена веществ

Г)  работа внутренних органов

Д)  сокращение скелетной мускулатуры

 

 

 

ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

 

1)  соматический

2)  вегетативный

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

19.  Тип 19 № 35223

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания червя.

Список характеристик:

 

1)  доминирующий вид

2)  консумент

3)  почвообразователь

4)  продуцент

5)  детритофаг

6)  паразит

20.  Тип 20 № 35203

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит дятел. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

21.  Тип 21 № 35243

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность ястребов тетеревятников и ели, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности дятлов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность ястребов тетеревятников Численность ели

22.  Тип 22 № 16416

Рассмотрите рисунок с изображением позвоночника человека. Как называют нарушение формы позвоночника, изображенное на рисунке?

Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.

23.  Тип 23 № 20987

Ученый изучал обмен веществ растений. В ходе эксперимента в два стакана с водой он поместил побеги водного растения элодеи, сверху накрыл их воронками, которые закрыл пробирками. Один из стаканов поместили в темный шкаф, а второй – на свет. Спустя время в пробирке, накрытой воронкой с растением, которое стояло на свету, появились пузырьки газа. Во второй пробирке видимых изменений не наблюдалось. После внесения в пробирку с газом тлеющей лучины, та вспыхивает ярким пламенем.

Какой вывод можно сделать на основании этого опыта? В следствие какого физиологического процесса возникло наблюдаемое явление?

24.  Тип 24 № 2254

 

ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЗНИ В ПАЛЕОЗОЙСКУЮ ЭРУ

Палеозойская эра началась 570 млн лет назад и продолжалась около 340 млн лет. Суша, представляющая в конце протерозоя единый суперконтинент, раскололась на отдельные материки, сгруппированные около экватора. Это привело к созданию большого числа мелких прибрежных районов, пригодных для расселения живых организмов.

Дальнейшее преобразование суши и формирование озонового экрана привело около 400 млн лет назад к происхождению от зеленых водорослей первых наземных растений  — риниофитов и мхов. Они, в отличие от водорослей, обладали покровными, проводящими и механическими тканями, позволявшими существовать в условиях суши. От первых наземных растений произошли древние споровые растения  — хвощи, плауны и папоротники, сформировавшие первые леса Земли.

В конце палеозоя климат стал более холодным и сухим. От семенных папоротников произошли первые голосеменные растения. Для оплодотворения им не нужна была вода, они размножались с помощью семян. Это позволяло им, в отличие от споровых, выживать в более суровых условиях.

В начале эры появились и первые позвоночные животные  — панцирные рыбы. Они обладали внутренним скелетом. От панцирных впоследствии произошли древние хрящевые и костные рыбы. Среди костных выделились кистеперые, от которых около 300 млн лет назад произошли первые наземные земноводные.

В конце палеозоя древние земноводные вымерли, появились первые пресмыкающиеся  — котилозавры. Впоследствии котилозавры дали начало современным пресмыкающимся, имеющим сухую, лишенную желез кожу с роговыми чешуями, более совершенные легкие и откладывающим яйца с защитными оболочками.

Итак, наиболее существенным этапом развития жизни в палеозое является завоевание суши многоклеточными растениями и животными.

Используя содержание текста «Эволюция жизни в палеозойскую эпоху», ответьте на следующие вопросы.

1)  Какие геологические процессы способствовали ускорению эволюции

в палеозойскую эру?

2)  Какие эволюционные адаптации в строении приобрели первые голосеменные растения в сравнении с древними водорослями? Назовите не менее трех.

3)  Каков порядок появления древних позвоночных животных в процессе эволюции?

25.  Тип 25 № 1635

Ученые выяснили степень активности действия амилазы на крахмал в зависимости от температуры. В 4 пробирки налили по 5 мл 5% раствора крахмала. Через 10 минут в каждую пробирку капают по 0,5 мл разбавленной слюны и добавляют по 2 капли йода.

 

 

№ пробирки Температура Окраска с йодом

 

Степень активности

 

1 100 °С

 

нет

 

нет

 

2 4 °С

 

нет

 

через 20 минут не идет
3 39 °С

 

проявившееся синее окрашивание со временем исчезает

 

6 минут

 

4 23 °С проявившееся синее окрашивание со временем исчезает

 

11–12 минут

 

 

Ответьте на вопросы:

1)  Какой вывод можно сделать об активности воздействия амилазы на крахмал в зависимости от температуры?

2)  О чем говорило исследователям исчезновение окраски раствора?

3)  От какого еще фактора может зависеть активность ферментов в пищеварительной системе человека?

26.  Тип 26 № 12943

Наталья съела на второй завтрак омлет с ветчиной и чай с сахаром.

1)  Какова энергетическая ценность завтрака?

2)  Соответствует ли энергетическая ценность завтрака Натальи нормам для 15-летнего подростка, если за весь день с 4 приемами пиши она получила 2900 ккал?

3)  Какие питательные вещества начинают расщепляться в желудке?

 

Таблица 1

 

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

 

 

Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г)
Бутерброд с мясом 425 39 33 41
Бутерброд с курицей 355 13 15 42
Бутерброд с ветчиной 380 19 18 35
Жареный картофель 225 3 12 29
Омлет с ветчиной 350 21 14 35
Салат овощной 60 3 0 10
Салат с курицей 250 14 12 15
Мороженое шоколадное 325 6 11 50
Вафельный рожок 135 3 4 22
Лимонад 170 0 0 42
Апельсиновый сок 225 2 0 35
Чай без сахара 0 0 0 0
Чай с сахаром (две чайные ложки) 68 0 0 14

 

Таблица 2

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

 

Возраст, лет Белки, г/кг Жиры г/кг Углеводы, г Энергетическая потребность, ккал
7−10 2,3 1,7 330 2550
11−15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

Таблица 3

 

 

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

 

 

Первый завтрак Второй завтрак Обед Ужин
14% 18% 50% 18%
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2025. Апрель. Биология. Вариант 7»

РЕШУ ОГЭ — биология

Вариант № 3917428

1.  Тип 1 № 12129

Кто считается открывателем принцип передачи генетической информации, изображенного на рисунке?

В ответе запишите только фамилию

2.  Тип 2 № 35141

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  златоглазка обыкновенная

Б)  трюфель черный

В)  медуница неясная

Г)  чумная палочка

ЦАРСТВА

1)  Грибы

2)  Бактерии

3)  Растения

4)  Животные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 35287

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  отряд Бесхвостые земноводные

2)  род Жабы

3)  вид Серая жаба

4)  класс Земноводные

5)  тип Хордовые

4.  Тип 4 № 12241

Изучите график зависимости прорастания семян пшеницы от продолжительности нахождения их в почве (по оси х отложено время (в днях), а по оси у  — доля проросших семян (в %)).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Для успешного прорастания семена пшеницы перед посадкой замачивают.

2)  На 16 день семена не перестают прорастать.

3)  Наибольшая эффективность прорастания семян пшеницы на 9 и 10 дни.

4)  Первый проросток пшеницы появляется на 5 день после посадки.

5)  25% процентов посаженных семя прорастают на 10 день.

5.  Тип 5 № 2125

Установите последовательность появления организмов при формировании биоценоза на первично свободной территории. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  лишайники

2)  травы

3)  мхи

4)  кустарники

5)  деревья

6.  Тип 6 № 35106

Изображенное на рисунке лабораторное оборудование не может быть использовано в биологии для:

 

1)  проведения химических реакций

2)  сбора биологического материала

3)  отделения веществ друг от друга

4)  определения температуры организма

7.  Тип 7 № 2377

Известно, что рыжий кенгуру относится к семейству сумчатых млекопитающих. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Рост самца большого рыжего кенгуру составляет 1,5 метра, а вес до 85 кг.

2)  Рыжий кенгуру может прыгать на 13,5 метра в длину, 3,3 в высоту и может развивать скорость до 65 км/ч.

3)  Питается рыжий кенгуру травами степей и полупустынь, злаками и другими цветковыми растениями.

4)  Подобно другим сумчатым, самка кенгуру рождает крошечного детеныша весом 1 г и 2 см длиной, который, хватаясь за шерсть матери, заползает в сумку.

5)  В сумке детеныш хватает один из сосков и прирастает к нему губами на 2,5 месяца. Сил сосать у него нет, поэтому самка впрыскивает ему молоко в рот благодаря сокращению специальных мышц живота.

6)  Повзрослев, кенгуренок начинает совершать короткие вылазки из сумки матери, тут же запрыгивая обратно при малейшем шорохе.

8.  Тип 8 № 439

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь:

 

Объект

Функция

Пепсин

Расщепление белков

...

Транспорт газа

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  гемоглобин

2)  амилаза

3)  хлорофилл

4)  хитин

9.  Тип 9 № 633

Какие особенности строения отличают земноводных от рыб? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  органы дыхания представлены легкими и кожей

2)  имеется внутреннее ухо и среднее ухо

3)  головной мозг разделен на пять отделов

4)  имеется плавательный пузырь

5)  сердце трехкамерное

6)  один круг кровообращения

10.  Тип 10 № 604

Вставьте в текст «Нервная ткань человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

НЕРВНАЯ ТКАНЬ ЧЕЛОВЕКА

Главные клетки, образующие нервную ткань, называют ___________ (А). Они состоят из тела и цитоплазматических отростков. Один из отростков нервной клетки обычно длиннее всех остальных, это  — ___________ (Б). Также от нервной клетки отходят один или несколько коротких, сильно ветвящихся отростков; их называют ___________ (В). Скопление тел и коротких отростков в центральной нервной системе образуют ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) клетки-спутники

2) нейроны

3) нефроны

4) дендрит

5) аксон

6) серое вещество

7) белое вещество

8) нервный узел

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 346

Установите соответствие между растением и способом опыления его цветков. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

РАСТЕНИЕ

A)  рожь

Б)  мак

В)  ландыш

Г)  орешник

Д)  дуб

СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ ЦВЕТКОВ

1)  насекомыми

2)  ветром

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

12.  Тип 12 № 1144

Верны ли следующие суждения об отделах нервной системы?

 

А.  Работа соматической нервной системы подчинена воле человека.

Б.  В автономной нервной системе различают два отдела: симпатический и парасимпатический.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 1714

У членистоногих существует несколько основных морфологических признаков, по которым их делят на крупные таксономические группы.

 

А. Расчлененность тела:

1.  тело состоит из большого числа одинаковых члеников,

2.  тело делится на несколько четко различимых отделов (тагм).

 

Б. Количество крупных отделов (тагм):

1.  тагм нет,

2.  две тагмы (головогрудь и брюшко),

3.  три тагмы (голова, грудь и брюшко).

 

В. Количество ходильных конечностей (конечностей на грудном сегменте), включая видоизмененные:

1.  три пары,

2.  четыре пары,

3.  пять пар,

4.  больше пяти пар.

 

Г. Устройство глаз:

1.  есть два сложных (фасеточных) глаза,

2.  есть несколько простых глаз.

 

Д. Наличие крыльев:

1.  крылья есть,

2.  крыльев нет.

 

Внимательно рассмотрите картинку и определите, какие признаки (по приведенной выше классификации) имеются у изображенного на рисунке животного.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35177

Под каким номером изображена трахея человека?

15.  Тип 15 № 942

Какую роль в пищеварении выполняет желчь?

 

1)  содержит ферменты, расщепляющие белки

2)  обеспечивает механическое измельчение пищи

3)  превращает жиры в мелкие капельки

4)  содержит ферменты, расщепляющие жиры

16.  Тип 16 № 35324

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение уха. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1.  Наружный слуховой проход.

2.  Внутреннее ухо.

3.  Вестибулярный аппарат.

4.  Кортиев орган.

5.  Преддверно-⁠улитковый нерв.

6.  Слуховая труба.

17.  Тип 17 № 313

Какие функции регулирует соматический отдел нервной системы человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  непроизвольные движения стенок желудка

2)  интенсивность обмена веществ

3)  сокращение скелетной мускулатуры нижних конечностей

4)  работу почек

5)  восприятие кожи к прикосновениям

6)  сокращение скелетной мускулатуры верхних конечностей

18.  Тип 18 № 2966

Установите соответствие между регуляцией функции и отделом нервной системы, который ее обеспечивает: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИИ

А)  произвольные движения

Б)  непроизвольные движения кишечника

В)  интенсивность обмена веществ

Г)  работа внутренних органов

Д)  сокращение скелетной мускулатуры

ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1)  соматический

2)  вегетативный

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

19.  Тип 19 № 35223

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания червя.

Список характеристик:

 

1)  доминирующий вид

2)  консумент

3)  почвообразователь

4)  продуцент

5)  детритофаг

6)  паразит

20.  Тип 20 № 35203

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит дятел. В ответе запишите последовательность букв.

 

21.  Тип 21 № 35243

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность ястребов тетеревятников и ели, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности дятлов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность ястребов тетеревятников

Численность ели

22.  Тип 22 № 16416

Рассмотрите рисунок с изображением позвоночника человека. Как называют нарушение формы позвоночника, изображенное на рисунке?

Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.

23.  Тип 23 № 20987

Ученый изучал обмен веществ растений. В ходе эксперимента в два стакана с водой он поместил побеги водного растения элодеи, сверху накрыл их воронками, которые закрыл пробирками. Один из стаканов поместили в темный шкаф, а второй – на свет. Спустя время в пробирке, накрытой воронкой с растением, которое стояло на свету, появились пузырьки газа. Во второй пробирке видимых изменений не наблюдалось. После внесения в пробирку с газом тлеющей лучины, та вспыхивает ярким пламенем.

Какой вывод можно сделать на основании этого опыта? В следствие какого физиологического процесса возникло наблюдаемое явление?

24.  Тип 24 № 2254

ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЗНИ В ПАЛЕОЗОЙСКУЮ ЭРУ

Палеозойская эра началась 570 млн лет назад и продолжалась около 340 млн лет. Суша, представляющая в конце протерозоя единый суперконтинент, раскололась на отдельные материки, сгруппированные около экватора. Это привело к созданию большого числа мелких прибрежных районов, пригодных для расселения живых организмов.

Дальнейшее преобразование суши и формирование озонового экрана привело около 400 млн лет назад к происхождению от зеленых водорослей первых наземных растений  — риниофитов и мхов. Они, в отличие от водорослей, обладали покровными, проводящими и механическими тканями, позволявшими существовать в условиях суши. От первых наземных растений произошли древние споровые растения  — хвощи, плауны и папоротники, сформировавшие первые леса Земли.

В конце палеозоя климат стал более холодным и сухим. От семенных папоротников произошли первые голосеменные растения. Для оплодотворения им не нужна была вода, они размножались с помощью семян. Это позволяло им, в отличие от споровых, выживать в более суровых условиях.

В начале эры появились и первые позвоночные животные  — панцирные рыбы. Они обладали внутренним скелетом. От панцирных впоследствии произошли древние хрящевые и костные рыбы. Среди костных выделились кистеперые, от которых около 300 млн лет назад произошли первые наземные земноводные.

В конце палеозоя древние земноводные вымерли, появились первые пресмыкающиеся  — котилозавры. Впоследствии котилозавры дали начало современным пресмыкающимся, имеющим сухую, лишенную желез кожу с роговыми чешуями, более совершенные легкие и откладывающим яйца с защитными оболочками.

Итак, наиболее существенным этапом развития жизни в палеозое является завоевание суши многоклеточными растениями и животными.

Используя содержание текста «Эволюция жизни в палеозойскую эпоху», ответьте на следующие вопросы.

1)  Какие геологические процессы способствовали ускорению эволюции

в палеозойскую эру?

2)  Какие эволюционные адаптации в строении приобрели первые голосеменные растения в сравнении с древними водорослями? Назовите не менее трех.

3)  Каков порядок появления древних позвоночных животных в процессе эволюции?

25.  Тип 25 № 1635

Ученые выяснили степень активности действия амилазы на крахмал в зависимости от температуры. В 4 пробирки налили по 5 мл 5% раствора крахмала. Через 10 минут в каждую пробирку капают по 0,5 мл разбавленной слюны и добавляют по 2 капли йода.

 

№ пробирки

Температура

Окраска с йодом

Степень активности

1

100 °С

нет

нет

2

4 °С

нет

через 20 минут не идет

3

39 °С

проявившееся синее окрашивание со временем исчезает

6 минут

4

23 °С

проявившееся синее окрашивание со временем исчезает

11–12 минут

 

Ответьте на вопросы:

1)  Какой вывод можно сделать об активности воздействия амилазы на крахмал в зависимости от температуры?

2)  О чем говорило исследователям исчезновение окраски раствора?

3)  От какого еще фактора может зависеть активность ферментов в пищеварительной системе человека?

26.  Тип 26 № 12943

Наталья съела на второй завтрак омлет с ветчиной и чай с сахаром.

1)  Какова энергетическая ценность завтрака?

2)  Соответствует ли энергетическая ценность завтрака Натальи нормам для 15-летнего подростка, если за весь день с 4 приемами пиши она получила 2900 ккал?

3)  Какие питательные вещества начинают расщепляться в желудке?

 

Таблица 1

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Бутерброд с мясом

425

39

33

41

Бутерброд с курицей

355

13

15

42

Бутерброд с ветчиной

380

19

18

35

Жареный картофель

225

3

12

29

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат с курицей

250

14

12

15

Мороженое шоколадное

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

Лимонад

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 2

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г/кг

Жиры г/кг

Углеводы, г

Энергетическая потребность, ккал

7−10

2,3

1,7

330

2550

11−15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Таблица 3

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

Первый завтрак

Второй завтрак

Обед

Ужин

14%

18%

50%

18%



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!