СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.07.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В кодировке Windows-1251 каждый символ кодируется 8 битами. Вова хотел написать текст (в нем нет лишних пробелов):
«Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые...»
Одно из слов ученик написал два раза подряд, поставив между одинаковыми словами один пробел. При этом размер написанного предложения в данной кодировке оказался на 8 байт больше, чем размер нужного предложения. Напишите в ответе лишнее слово.
2. Тип 2 №
Мальчики играли в шпионов и закодировали сообщение придуманным шифром. В сообщении присутствуют только буквы из приведенного фрагмента кодовой таблицы:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
---|---|---|---|---|---|---|
10 | 101 | 12 | 102 | 122 | 22 | 120 |
Определите, сколько букв содержит сообщение:
101212210102.
3. Тип 3 №
Напишите наибольшее целое число x, для которого истинно высказывание:
НЕ (X <= 11) И НЕ (X >= 17) И (X нечетное).
4. Тип 4 №
Между населенными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяженность которых (в километрах) приведена в таблице.
A | B | C | D | E | |
A | 2 | 8 | |||
B | 2 | 4 | 1 | ||
C | 1 | 3 | |||
D | 8 | 4 | 1 | 5 | |
E | 1 | 3 | 5 |
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и C (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).
5. Тип 5 №У исполнителя Омега две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 3;
2. раздели на b
(b — неизвестное натуральное число; b ≥ 2).
Выполняя первую из них, Омега увеличивает число на экране на 3, а выполняя вторую, делит это число на b. Программа для исполнителя Омега — это последовательность номеров команд. Известно, что программа 11121 переводит число 30 в число 6. Определите значение b.
6. Тип 6 №Ниже приведена программа, записанная на пяти языках программирования.
Бейсик | Python |
---|---|
DIM s, t, A AS INTEGER INPUT s INPUT t INPUT A IF s > A OR t > 12 THEN PRINT "YES" ELSE PRINT "NO" ENDIF |
s = int(input()) t = int(input()) A = int(input()) if (s > A) or (t > 12): print("YES") else: print("NO")
|
Паскаль | Алгоритмический язык |
var s,t,A: integer; begin readln(s); readln(t); readln(A); if (s > A) or (t > 12) then writeln ('YES') else writeln ('NO') end. |
алг нач цел s, t, A ввод s ввод t ввод A если s > A или t > 12 то вывод "YES" иначе вывод "NO" все кон |
С++ | |
#include <iostream> using namespace std; int main() { int s, t, A; cin >> s; cin >> t; cin >> A; if(s > A) or (t > 12) cout << "YES" << endl; else cout << "NO" << endl; return 0; } |
Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных s и t вводились следующие пары чисел:
(13, 2); (11, 12); (–12, 12); (2, –2); (–10, –10); (6, –5); (2, 8); (9, 10); (1, 13).
Укажите наименьшее целое значение параметра A, при котором для указанных входных данных программа напечатает «NO» восемь раз.
7. Тип 7 №
Доступ к файлу test.xls, находящемуся на сервере school.org, осуществляется по протоколу ftp. Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.
A) test
Б) school
B) /
Г) ://
Д) .org
Е) .xls
Ж) ftp
8. Тип 8 №В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для логической операции «И» — символ «&».
В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.
Запрос | Найдено страниц(в тысячах) |
---|---|
Сириус & Вега | 260 |
Вега & (Сириус | Арктур) | 467 |
Сириус & Вега & Арктур | 131 |
Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу Вега & Арктур ?
Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.
9. Тип 9 №На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город И, проходящих через город Г?
Переведите двоичное число 1100110 в десятичную систему счисления.
11. Тип 11 №В одном из произведений Ф. М. Достоевского, текст которого приведен в подкаталоге Достоевский каталога Проза, присутствует персонаж Мармеладов. С помощью поисковых средств операционной системы и текстового редактора выясните имя этого персонажа.
Выполните задание, распаковав архив на своем компьютере.
12. Тип 12 №
Сколько файлов с расширением .txt содержится в подкаталогах каталога Поэзия? В ответе укажите только число.
Выполните задание, распаковав архив на своем компьютере.
13. Тип 13 №
Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 13.1 или 13.2.
13.1 Используя информацию и иллюстративный материал, содержащийся в каталоге «Бобр обыкновенный», создайте презентацию из трех слайдов на тему «Бобр обыкновенный». В презентации должны содержаться краткие иллюстрированные сведения о внешнем виде, об ареале обитания, образе жизни и рационе бобров обыкновенных. Все слайды должны быть выполнены в едином стиле, каждый слайд должен быть озаглавлен.
Презентацию сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы экзамена. Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odp, или *.ppt, или *.pptx.
13.2 Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нем следующий текст, точно воспроизведя все оформление текста, имеющееся в образце.
Данный текст должен быть набран шрифтом размером 14 пунктов обычного начертания. Отступ первой строки первого абзаца основного текста — 1 см. Расстояние между строками текста не менее одинарного, но не более полуторного междустрочного интервала.
Основной текст выровнен по ширине; в ячейках первого столбца таблицы, кроме первой строки таблицы, применено выравнивание по левому краю, в ячейках второго столбца и первой строки таблицы — выравнивание по центру. В основном тексте и таблице есть слова, выделенные полужирным, курсивным шрифтом и подчеркиванием. Ширина таблицы меньше ширины основного текста. Таблица выровнена на странице
по центру горизонтали.
При этом допустимо, чтобы ширина Вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размеров страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.
Интервал между текстом и таблицей не менее 12 пунктов, но не более 24 пунктов.
Текст сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы. Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odt, или *.doc, или *.docx.
В электронную таблицу занесли информацию о калорийности продуктов. Ниже представлены пять строк таблицы.
A | B | C | D | E | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Продукт | Жиры, г | Белки, г | Углеводы, г | Калорийность, Ккал |
2 | Арахис | 45,2 | 26,3 | 9,9 | 552 |
3 | Арахис жаренный | 52,0 | 26,0 | 13,4 | 626 |
4 | Горох отварной | 0,8 | 10,5 | 20,4 | 130 |
5 | Горошек зеленый | 0,2 | 5,0 | 8,3 | 55 |
В столбце А записан продукт; в столбце В — содержание в нем жиров; в столбце C — содержание белков; в столбец D — содержание углеводов; в столбце Е — калорийность этого продукта.
Всего в электронную таблицу был занесены данные по 1000 продуктов.
Выполните задание
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько продуктов в таблице содержат меньше 20 г углеводов и больше 20 г белков? Запишите количество этих продуктов в ячейку H2 таблицы.
2. Какова средняя калорийность продуктов с содержанием углеводов 0 г? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение среднего количества жиров, белков и углеводов в первых 100 продуктах. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. В поле программы должны присутствовать легенда, (обозначение, какой сектор диаграммы соответствует каким данным) и числовое значение данных, по которым построена диаграмма.
15. Тип 15 №Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды — это команды-приказы:
вверх вниз влево вправо
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑ вниз ↓, влево ← , вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится. Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
Еще четыре команды — это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырех возможных направлений:
сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно
Эти команды можно использовать вместе с условием «если», имеющим следующий вид:
если условие то
последовательность команд
все
Здесь условие — одна из команд проверки условия. Последовательность команд — это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:
если справа свободно то
вправо
закрасить
все
В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:
если (справа свободно) и (не снизу свободно) то
вправо
все
Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:
нц пока условие
последовательность команд
кц
Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:
нц пока справа свободно
вправо
кц
Выполните задание.
На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Левый конец горизонтальной стены соединен с нижним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно справа от вертикальной стены у ее верхнего конца. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно выше горизонтальной стены и правее вертикальной стены. Проходы должны остаться незакрашенными. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведенного выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рис.).
При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера проходов внутри стен. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе. Сохраните алгоритм в текстовом файле.
16. Тип 16 №Напишите программу для решения следующей задачи. На контрольной работе по алгебре ученикам 9 класса было предложено 10 примеров. Неудовлетворительная оценка выставляется, если правильно решено менее половины примеров. Сколько неудовлетворительных оценок было получено учениками? Если хотя бы один из учеников правильно решил все задачи, выведите YES, иначе выведите NO. Программа получает на вход количество учеников в классе N (1 ≤ N ≤ 30), затем для каждого ученика вводится количество правильно решенных примеров.
Пример работы программы:
Входные данные |
Выходные данные |
4 3 9 2 8 |
2 NO |
1. Тип 1 № 18031
В кодировке Windows-1251 каждый символ кодируется 8 битами. Вова хотел написать текст (в нем нет лишних пробелов):
«Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые...»
Одно из слов ученик написал два раза подряд, поставив между одинаковыми словами один пробел. При этом размер написанного предложения в данной кодировке оказался на 8 байт больше, чем размер нужного предложения. Напишите в ответе лишнее слово.
2. Тип 2 № 688
Мальчики играли в шпионов и закодировали сообщение придуманным шифром. В сообщении присутствуют только буквы из приведенного фрагмента кодовой таблицы:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
---|---|---|---|---|---|---|
10 | 101 | 12 | 102 | 122 | 22 | 120 |
Определите, сколько букв содержит сообщение:
101212210102.
3. Тип 3 № 10876
Напишите наибольшее целое число x, для которого истинно высказывание:
НЕ (X И НЕ (X = 17) И (X нечетное).
4. Тип 4 № 861
Между населенными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяженность которых (в километрах) приведена в таблице.
A | B | C | D | E | |
A | 2 | 8 | |||
B | 2 | 4 | 1 | ||
C | 1 | 3 | |||
D | 8 | 4 | 1 | 5 | |
E | 1 | 3 | 5 |
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и C (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).
5. Тип 5 № 10456
У исполнителя Омега две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 3;
2. раздели на b
(b — неизвестное натуральное число; b ≥ 2).
Выполняя первую из них, Омега увеличивает число на экране на 3, а выполняя вторую, делит это число на b. Программа для исполнителя Омега — это последовательность номеров команд. Известно, что программа 11121 переводит число 30 в число 6. Определите значение b.
6. Тип 6 № 18036
Ниже приведена программа, записанная на пяти языках программирования.
Бейсик | Python |
---|---|
DIM s, t, A AS INTEGER INPUT s INPUT t INPUT A IF s A OR t 12 THEN PRINT "YES" ELSE PRINT "NO" ENDIF | s = int(input()) t = int(input()) A = int(input()) if (s A) or (t 12): print("YES") else: print("NO") |
Паскаль | Алгоритмический язык |
var s,t,A: integer; begin readln(s); readln(t); readln(A); if (s A) or (t 12) then writeln ('YES') else writeln ('NO') end. | алг нач цел s, t, A ввод s ввод t ввод A если s A или t 12 то вывод "YES" иначе вывод "NO" все кон |
С++ | |
#include using namespace std; int main() { int s, t, A; cin s; cin t; cin A; if(s A) or (t 12) cout |
Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных s и t вводились следующие пары чисел:
(13, 2); (11, 12); (–12, 12); (2, –2); (–10, –10); (6, –5); (2, 8); (9, 10); (1, 13).
Укажите наименьшее целое значение параметра A, при котором для указанных входных данных программа напечатает «NO» восемь раз.
7. Тип 7 № 197
Доступ к файлу test.xls, находящемуся на сервере school.org, осуществляется по протоколу ftp. Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.
A) test
Б) school
B) /
Г) ://
Д) .org
Е) .xls
Ж) ftp
8. Тип 8 № 10960
В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для логической операции «И» — символ «&».
В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.
Запрос | Найдено страниц(в тысячах) |
---|---|
Сириус & Вега | 260 |
Вега & (Сириус | Арктур) | 467 |
Сириус & Вега & Арктур | 131 |
Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу Вега & Арктур ?
Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.
9. Тип 9 № 10252
На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город И, проходящих через город Г?
10. Тип 10 № 16018
Переведите двоичное число 1100110 в десятичную систему счисления.
11. Тип 11 № 10520
В одном из произведений Ф. М. Достоевского, текст которого приведен в подкаталоге Достоевский каталога Проза, присутствует персонаж Мармеладов. С помощью поисковых средств операционной системы и текстового редактора выясните имя этого персонажа.
Выполните задание, распаковав архив на своем компьютере.
DEMO-12.rar
12. Тип 12 № 10518
Сколько файлов с расширением .txt содержится в подкаталогах каталога Поэзия? В ответе укажите только число.
Выполните задание, распаковав архив на своем компьютере.
DEMO-12.rar
13. Тип 13 № 11077
Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 13.1 или 13.2.
13.1 Используя информацию и иллюстративный материал, содержащийся в каталоге «Бобр обыкновенный», создайте презентацию из трех слайдов на тему «Бобр обыкновенный». В презентации должны содержаться краткие иллюстрированные сведения о внешнем виде, об ареале обитания, образе жизни и рационе бобров обыкновенных. Все слайды должны быть выполнены в едином стиле, каждый слайд должен быть озаглавлен.
Презентацию сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы экзамена. Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odp, или *.ppt, или *.pptx.
Бобр обыкновенный.rar
13.2 Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нем следующий текст, точно воспроизведя все оформление текста, имеющееся в образце.
Данный текст должен быть набран шрифтом размером 14 пунктов обычного начертания. Отступ первой строки первого абзаца основного текста — 1 см. Расстояние между строками текста не менее одинарного, но не более полуторного междустрочного интервала.
Основной текст выровнен по ширине; в ячейках первого столбца таблицы, кроме первой строки таблицы, применено выравнивание по левому краю, в ячейках второго столбца и первой строки таблицы — выравнивание по центру. В основном тексте и таблице есть слова, выделенные полужирным, курсивным шрифтом и подчеркиванием. Ширина таблицы меньше ширины основного текста. Таблица выровнена на странице
по центру горизонтали.
При этом допустимо, чтобы ширина Вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размеров страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.
Интервал между текстом и таблицей не менее 12 пунктов, но не более 24 пунктов.
Текст сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы. Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odt, или *.doc, или *.docx.
14. Тип 14 № 16022
В электронную таблицу занесли информацию о калорийности продуктов. Ниже представлены пять строк таблицы.
A | B | C | D | E | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Продукт | Жиры, г | Белки, г | Углеводы, г | Калорийность, Ккал |
2 | Арахис | 45,2 | 26,3 | 9,9 | 552 |
3 | Арахис жаренный | 52,0 | 26,0 | 13,4 | 626 |
4 | Горох отварной | 0,8 | 10,5 | 20,4 | 130 |
5 | Горошек зеленый | 0,2 | 5,0 | 8,3 | 55 |
В столбце А записан продукт; в столбце В — содержание в нем жиров; в столбце C — содержание белков; в столбец D — содержание углеводов; в столбце Е — калорийность этого продукта.
Всего в электронную таблицу был занесены данные по 1000 продуктов.
task14.xls
Выполните задание
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько продуктов в таблице содержат меньше 20 г углеводов и больше 20 г белков? Запишите количество этих продуктов в ячейку H2 таблицы.
2. Какова средняя калорийность продуктов с содержанием углеводов 0 г? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение среднего количества жиров, белков и углеводов в первых 100 продуктах. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. В поле программы должны присутствовать легенда, (обозначение, какой сектор диаграммы соответствует каким данным) и числовое значение данных, по которым построена диаграмма.
15. Тип 15 № 37707
Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды — это команды-приказы:
вверх вниз влево вправо
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑ вниз ↓, влево ← , вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится. Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
Еще четыре команды — это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырех возможных направлений:
сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно
Эти команды можно использовать вместе с условием «если», имеющим следующий вид:
если условие то
последовательность команд
все
Здесь условие — одна из команд проверки условия. Последовательность команд — это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:
если справа свободно то
вправо
закрасить
все
В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:
если (справа свободно) и (не снизу свободно) то
вправо
все
Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:
нц пока условие
последовательность команд
кц
Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:
нц пока справа свободно
вправо
кц
Выполните задание.
На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Левый конец горизонтальной стены соединен с нижним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно справа от вертикальной стены у ее верхнего конца. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно выше горизонтальной стены и правее вертикальной стены. Проходы должны остаться незакрашенными. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведенного выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рис.).
При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера проходов внутри стен. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе. Сохраните алгоритм в текстовом файле.
16. Тип 16 № 37891
Напишите программу для решения следующей задачи. На контрольной работе по алгебре ученикам 9 класса было предложено 10 примеров. Неудовлетворительная оценка выставляется, если правильно решено менее половины примеров. Сколько неудовлетворительных оценок было получено учениками? Если хотя бы один из учеников правильно решил все задачи, выведите YES, иначе выведите NO. Программа получает на вход количество учеников в классе N (1 ≤ N ≤ 30), затем для каждого ученика вводится количество правильно решенных примеров.
Пример работы программы:
Входные данные | Выходные данные |
4 3 9 2 8 | 2 NO |
Электронная тетрадь по информатике 5...
Информатика 11 класс (Беларусь)
Информационная безопасность
Информатика 4 класс ФГОС
Электронная тетрадь по информатике 11...
Информатика 10 класс ФГОС
Информатика и ИКТ 11 класс (к учебнику...
Информатика 6 класс ФГОС
© 2025, Петриашвили Ирина Николаевна 113 1
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы