СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2025. Май. Биология Вариант 11

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Тип 1 № 20784

В изображенном на рисунке опыте экспериментатор ударяет пациента неврологическим молоточком чуть ниже коленной чашечки.

Какое свойство живых систем он иллюстрирует?

2.  Тип 2 № 39320

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  венерина мухоловка

Б)  опенок летний

В)  клостридия ботулиновая

Г)  карась серебристый

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Животные

2)  Грибы

3)  Растения

4)  Бактерии

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

3.  Тип 3 № 35171

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  отдел Покрытосеменные

2)  семейство Бобовые

3)  порядок Бобовоцветные

4)  класс Двудольные

5)  род Клевер

4.  Тип 4 № 16409

Изучите график зависимости работоспособности человека от температуры окружающей среды (по оси х отложена температура воздуха (в °С), а по оси у  — относительная работоспособность (в %)).

 

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?

 

1)  Работоспособность достигает своего максимума при температуре около 21 °C.

2)  При температуре от 27 до 33 °C работоспособность линейно снижается.

3)  При температуре от 19 до 21 °C работоспособность растет наиболее интенсивно, далее рост замедляется.

4)  В интервале температур от 25 до 27 °C имеется скачок работоспособности.

5)  В целом работоспособность человека снижается с ростом температуры.

5.  Тип 5 № 315

Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  зерна пшеницы

2)  рыжая лисица

3)  клоп вредная черепашка

4)  степной орел

5)  обыкновенный перепел

6.  Тип 6 № 39013

В ходе какой лабораторной работы школьники будут использовать изображенный на рисунке прибор?

 

1)  «Внешнее строение органов цветкового растения»

2)  «Изучение влияния освещения на скорость фотосинтеза»

3)  «Выявление условий прорастания семян»

4)  «Сравнение клеток крови лягушки и человека»

7.  Тип 7 № 2047

Известно, что большой пестрый дятел – лесная птица, живущая на деревьях и питающаяся насекомыми, обитающими под корой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Клюв у птиц крепкий, заостренный и долотовидный.

2)  Яйца насиживают самец и самка поочередно в течение 12–13 дней.

3)  Птицы имеют короткие ноги, с цепкими острыми когтями, два пальца ноги направлены вперед, а два назад.

4)  Дятел не любит соседства своих родичей.

5)  Перья хвоста упругие, их стержни загнуты в сторону ствола дерева.

6)  Длина тела дятла составляет 23–26 см, а масса  — 70–100 г.

8.  Тип 8 № 1915

Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь.

 

 

Объект Процесс
нервная клетка передача возбуждения
мышечная клетка ...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  газообмен

2)  движение

3)  сокращение

4)  защита

9.  Тип 9 № 1145

Какие особенности развились у китообразных в связи с обитанием в водной среде? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  дыхание атмосферным кислородом

2)  преобразование конечностей в ласты

3)  наличие диафрагмы

4)  толстый слой подкожного жира

5)  обтекаемая форма тела

6)  выкармливание детенышей молоком

10.  Тип 10 № 1889

Вставьте в текст «Кровообращение человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

Кровообращение человека

 

Кровеносная система человека состоит из двух кругов кровообращения. Малый круг кровообращения начинается в правом _____(А), откуда кровь по легочным артериям попадает в _____(Б) легких, где насыщается кислородом. Затем кровь поступает по легочным венам в левое _____(В), оттуда в левый желудочек, из которого поступает в аорту. Аорта распределяет кровь по всем крупным артериям организма, в результате чего богатая _____(Г) и питательными

веществами кровь омывает все органы. Из капилляров органов кровь собирается в верхнюю и нижнюю полые _____(Д), впадающие в правое предсердие сердца.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  кислород

2)  углекислый газ

3)  питательное вещество

4)  предсердие

5)  желудочек

6)  артерия

7)  вена

8)  капилляр

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

11.  Тип 11 № 2016

Установите соответствие между характеристикой и видом растительной ткани, к которому ее относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

А)  состоит из клеток, содержащих хлоропласты

Б)  образована клетками с толстыми прочными стенками

В)  входит в состав древесины

Г)  обеспечивает синтез органических веществ из неорганических на свету

Д)  заполняет внутреннее пространство листовой пластинки

Е)  образована в основном мертвыми клетками

 

 

 

ВИД РАСТИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ

 

1)  механическая

2)  фотосинтезирующая

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

12.  Тип 12 № 1499

Укажите, какие из приведенных суждений верны.

 

A.  Транспорт минеральных веществ в растении происходит по ксилеме.

B.  Запасание питательных веществ у растений происходит только в корнях.

 

1)  верно только А

2)  верно только В

3)  верны оба утверждения

4)  оба утверждения неверны

13.  Тип 13 № 253

Рассмотрите фотографии собаки породы миттельшнауцер. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

14.  Тип 14 № 35181

Под каким номером изображена миндалина человека?

15.  Тип 15 № 459

Какие вещества придают костям эластичность?

 

1)  соли кальция

2)  углеводы

3)  жиры

4)  белки

16.  Тип 16 № 35314

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение кожи человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  подкожная жировая клетчатка

2)  волосяной фолликул

3)  нервное окончание

4)  эпидермис

5)  ростковый слой эпидермиса

6)  сальная железа

17.  Тип 17 № 281

Какие функции выполняет вегетативный отдел нервной системы человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  восприятие внешних раздражений

2)  сокращение скелетной мускулатуры

3)  сокращение гладкой мускулатуры сосудов

4)  обеспечение работы сердца

5)  сокращение стенок кишечника

6)  обеспечение чувствительности

18.  Тип 18 № 20806

Установите соответствие между признаком и типом нейрона, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

 

 

ПРИЗНАК

 

А)  тела и отростки расположены в сером веществе спинного мозга

Б)  осуществляет связь между чувствительным и исполнительным нейронами

В)  передает нервные импульсы к скелетной мышце

Г)  воспринимает нервные импульсы от чувствительного нейрона в трехнейронной рефлекторной дуге

Д)  передает нервные импульсы к железам

 

 

 

ТИП

 

1)  двигательный

2)  вставочный

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

19.  Тип 19 № 35265

 

Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания фитопланктона.

 

1)  образует первичную биологическую продукцию

2)  консумент I порядка

3)  продуцент

4)  образует вторичную биологическую продукцию

5)  растительные микроскопические организмы

6)  животные микроскопические организмы

20.  Тип 20 № 35215

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит пингвин Адели, начиная с продуцентов. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

21.  Тип 21 № 35275

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность криля и пингвинов Адели, если в течение нескольких лет шло увеличение численности кальмаров? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  уменьшится

2)  не изменится

3)  увеличится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность криля Численность пингвинов Адели

22.  Тип 22 № 12486

Рассмотрите изображение голеностопа человека. Как называют повреждение, которое на нем изображено? Зачем при оказании первой помощи необходимо положить сустав на возвышение?

23.  Тип 23 № 20992

Ученый изучал химический состав костей. Для этого он провел два эксперимента. В ходе первого он в течение долгого времени прокаливал кость, в результате чего та стала хрупкой и рассыпалась. В ходе второго эксперимента ученый поместил другую кость в раствор соляной кислоты на несколько дней. После этого кость стала гибкой до такой степени, что ее стало возможно закрутить в узел.

Почему после нахождения кости в растворе соляной кислоты кость стала гибкой? Какие вещества остались в кости после прокаливания?

24.  Тип 24 № 575

 

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ

 

Переливанием крови лечат многие болезни. В случае ранений, ожогов, травм, связанных с опасностью для жизни, переливание крови является единственным средством спасения.

 

В начале ХХ столетия были открыты группы крови. С этого времени стало возможным правильно подбирать донора реципиенту. В результате практически удалось свести к нулю смертность при данной процедуре.

 

В настоящее время в медицинской практике используют следующие методики переливания крови: непрямое, прямое, обменное, аутогемотрансфузию.

 

Наиболее распространенный метод  — непрямое переливание цельной крови и ее компонентов. Кровь и ее компоненты обычно вводят внутривенно. Прямое переливание осуществляется с помощью специальной аппаратуры непосредственно от донора больному внутривенно. К прямым переливаниям крови прибегают при внезапной массовой кровопотере в случае отсутствия свежезамороженной плазмы, эритроцитной массы. В этом случае переливают только цельную кровь без консерванта.

 

Аутогемотрансфузия  — переливание собственной крови, заготовленной заблаговременно на консервирующем растворе. При этом методе обеспечивается лучшая функциональная активность и приживаемость эритроцитов в сосудистом русле реципиента; исключаются осложнения, связанные с несовместимостью крови, переносом инфекционных и вирусных заболеваний. Показаниями к аутогемотрансфузии являются наличие редкой группы крови и невозможность подбора доноров, оперативное вмешательство у больных с нарушениями функции печени и почек.

 

Переливание цельной крови представляет определенную опасность, так как помимо необходимых ему компонентов крови  — эритроцитов  — реципиент получает ненужные для его организма разрушенные лейкоциты, тромбоциты, белки плазмы, антитела, которые могут явиться причиной осложнений.

 

Кроме того, к концу срока хранения в консервированной крови остаются жизнеспособными 70–80% эритроцитов, а тромбоциты и лейкоциты теряют свои свойства в первый день после заготовки крови. В настоящее время переливание цельной крови ограничено внедрением компонентной гемотерапии, то есть переливания отдельных клеточных или белковых фракций крови в зависимости от дефицита.

Используя содержание текста «Современные методики переливания крови» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1)  Что позволило врачам успешно переливать кровь от донора к реципиенту?

2)  В каком случае прибегают к аутогемотрансфузионному переливанию крови?

3)  Дефицит каких элементов крови будет восполняться в первую очередь у пострадавшего при анемии, вызванной большой потерей крови?

25.  Тип 25 № 1475

Группа учеников исследовала способность веществ из популярного сладкого напитка проникать через частично проницаемую мембрану. Напиток помещался в диализные трубки (трубки из частично проницаемого материала, аналогичные используемым в аппарате искусственной почки). Трубки завязывались с обоих концов и помещались в пробирку с дистиллированной водой. Через какое-то время несколько капель воды из пробирки бралось для проверки ее кислотности. Результаты ученики заносили в таблицу (эксперимент выполняло 5 групп учеников).

 

 

Время, мин кислотность воды, ед. рН
тест 1 тест 2 тест 3 тест 4 тест 5 среднее
0 7,2 7,2 7,6 7,3 7,4 7,34
4 6,4 6,2 6,7 6,4 6,6 6,46
8 5,6 5,6 5,9 5,9 5,7 5,74
16 5,2 5,0 5,4 5,3 5,2 5,22
32 4,5 4,3 4,7 4,7 4,5 4,54

 

Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы.

1.  Какая кислотность была у воды, которую взяли для эксперимента?

2.  Как изменялась pH в пробирке со временем?

3.  Для чего понадобилось делать 5 повторов эксперимента?

26.  Тип 26 № 12956

На второй завтрак 15-летний Юрий съел салат с курицей и выпил апельсиновый сок. Используя данные таблиц 1, 2, 3 ответьте на вопросы.

1)  Соответствует ли калорийность второго завтрака Юрия рекомендуемой при четырехразовом питании, если за весь день с едой он получил 2900 ккал?

2)  Сколько еще жиров надо добрать Юрию до суточной нормы, если его вес 60 кг?

3)  В форме чего происходит запасание избытка углеводов у человека?

 

Таблица 1

 

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

 

 

Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г)
Бутерброд с мясом 425 39 33 41
Бутерброд с курицей 355 13 15 42
Бутерброд с ветчиной 380 19 18 35
Жареный картофель 225 3 12 29
Омлет с ветчиной 350 21 14 35
Салат овощной 60 3 0 10
Салат с курицей 250 14 12 15
Мороженое шоколадное 325 6 11 50
Вафельный рожок 135 3 4 22
Лимонад 170 0 0 42
Апельсиновый сок 225 2 0 35
Чай без сахара 0 0 0 0
Чай с сахаром (две чайные ложки) 68 0 0 14

 

Таблица 2

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

 

Возраст, лет Белки, г/кг Жиры г/кг Углеводы, г Энергетическая потребность, ккал
7−10 2,3 1,7 330 2550
11−15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

Таблица 3

 

 

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

 

 

Первый завтрак Второй завтрак Обед Ужин
14% 18% 50% 18%

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2025. Май. Биология Вариант 11»

1.  Тип 1 № 20784

В изображенном на рисунке опыте экспериментатор ударяет пациента неврологическим молоточком чуть ниже коленной чашечки.

Какое свойство живых систем он иллюстрирует?

2.  Тип 2 № 39320

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  венерина мухоловка

Б)  опенок летний

В)  клостридия ботулиновая

Г)  карась серебристый

ЦАРСТВА

1)  Животные

2)  Грибы

3)  Растения

4)  Бактерии

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 35171

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  отдел Покрытосеменные

2)  семейство Бобовые

3)  порядок Бобовоцветные

4)  класс Двудольные

5)  род Клевер

4.  Тип 4 № 16409

Изучите график зависимости работоспособности человека от температуры окружающей среды (по оси х отложена температура воздуха (в °С), а по оси у  — относительная работоспособность (в %)).

 

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?

 

1)  Работоспособность достигает своего максимума при температуре около 21 °C.

2)  При температуре от 27 до 33 °C работоспособность линейно снижается.

3)  При температуре от 19 до 21 °C работоспособность растет наиболее интенсивно, далее рост замедляется.

4)  В интервале температур от 25 до 27 °C имеется скачок работоспособности.

5)  В целом работоспособность человека снижается с ростом температуры.

5.  Тип 5 № 315

Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  зерна пшеницы

2)  рыжая лисица

3)  клоп вредная черепашка

4)  степной орел

5)  обыкновенный перепел

6.  Тип 6 № 39013

В ходе какой лабораторной работы школьники будут использовать изображенный на рисунке прибор?

 

1)  «Внешнее строение органов цветкового растения»

2)  «Изучение влияния освещения на скорость фотосинтеза»

3)  «Выявление условий прорастания семян»

4)  «Сравнение клеток крови лягушки и человека»

7.  Тип 7 № 2047

Известно, что большой пестрый дятел – лесная птица, живущая на деревьях и питающаяся насекомыми, обитающими под корой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Клюв у птиц крепкий, заостренный и долотовидный.

2)  Яйца насиживают самец и самка поочередно в течение 12–13 дней.

3)  Птицы имеют короткие ноги, с цепкими острыми когтями, два пальца ноги направлены вперед, а два назад.

4)  Дятел не любит соседства своих родичей.

5)  Перья хвоста упругие, их стержни загнуты в сторону ствола дерева.

6)  Длина тела дятла составляет 23–26 см, а масса  — 70–100 г.

8.  Тип 8 № 1915

Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь.

 

Объект

Процесс

нервная клетка

передача возбуждения

мышечная клетка

...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  газообмен

2)  движение

3)  сокращение

4)  защита

9.  Тип 9 № 1145

Какие особенности развились у китообразных в связи с обитанием в водной среде? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  дыхание атмосферным кислородом

2)  преобразование конечностей в ласты

3)  наличие диафрагмы

4)  толстый слой подкожного жира

5)  обтекаемая форма тела

6)  выкармливание детенышей молоком

10.  Тип 10 № 1889

Вставьте в текст «Кровообращение человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Кровообращение человека

Кровеносная система человека состоит из двух кругов кровообращения. Малый круг кровообращения начинается в правом _____(А), откуда кровь по легочным артериям попадает в _____(Б) легких, где насыщается кислородом. Затем кровь поступает по легочным венам в левое _____(В), оттуда в левый желудочек, из которого поступает в аорту. Аорта распределяет кровь по всем крупным артериям организма, в результате чего богатая _____(Г) и питательными

веществами кровь омывает все органы. Из капилляров органов кровь собирается в верхнюю и нижнюю полые _____(Д), впадающие в правое предсердие сердца.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  кислород

2)  углекислый газ

3)  питательное вещество

4)  предсердие

5)  желудочек

6)  артерия

7)  вена

8)  капилляр

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

11.  Тип 11 № 2016

Установите соответствие между характеристикой и видом растительной ткани, к которому ее относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А)  состоит из клеток, содержащих хлоропласты

Б)  образована клетками с толстыми прочными стенками

В)  входит в состав древесины

Г)  обеспечивает синтез органических веществ из неорганических на свету

Д)  заполняет внутреннее пространство листовой пластинки

Е)  образована в основном мертвыми клетками

ВИД РАСТИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ

1)  механическая

2)  фотосинтезирующая

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

12.  Тип 12 № 1499

Укажите, какие из приведенных суждений верны.

 

A.  Транспорт минеральных веществ в растении происходит по ксилеме.

B.  Запасание питательных веществ у растений происходит только в корнях.

 

1)  верно только А

2)  верно только В

3)  верны оба утверждения

4)  оба утверждения неверны

13.  Тип 13 № 253

Рассмотрите фотографии собаки породы миттельшнауцер. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35181

Под каким номером изображена миндалина человека?

15.  Тип 15 № 459

Какие вещества придают костям эластичность?

 

1)  соли кальция

2)  углеводы

3)  жиры

4)  белки

16.  Тип 16 № 35314

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение кожи человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  подкожная жировая клетчатка

2)  волосяной фолликул

3)  нервное окончание

4)  эпидермис

5)  ростковый слой эпидермиса

6)  сальная железа

17.  Тип 17 № 281

Какие функции выполняет вегетативный отдел нервной системы человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  восприятие внешних раздражений

2)  сокращение скелетной мускулатуры

3)  сокращение гладкой мускулатуры сосудов

4)  обеспечение работы сердца

5)  сокращение стенок кишечника

6)  обеспечение чувствительности

18.  Тип 18 № 20806

Установите соответствие между признаком и типом нейрона, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

ПРИЗНАК

А)  тела и отростки расположены в сером веществе спинного мозга

Б)  осуществляет связь между чувствительным и исполнительным нейронами

В)  передает нервные импульсы к скелетной мышце

Г)  воспринимает нервные импульсы от чувствительного нейрона в трехнейронной рефлекторной дуге

Д)  передает нервные импульсы к железам

ТИП

1)  двигательный

2)  вставочный

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

19.  Тип 19 № 35265

Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания фитопланктона.

 

1)  образует первичную биологическую продукцию

2)  консумент I порядка

3)  продуцент

4)  образует вторичную биологическую продукцию

5)  растительные микроскопические организмы

6)  животные микроскопические организмы

20.  Тип 20 № 35215

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит пингвин Адели, начиная с продуцентов. В ответе запишите последовательность букв.

 

21.  Тип 21 № 35275

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность криля и пингвинов Адели, если в течение нескольких лет шло увеличение численности кальмаров? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  уменьшится

2)  не изменится

3)  увеличится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность криля

Численность пингвинов Адели

22.  Тип 22 № 12486

Рассмотрите изображение голеностопа человека. Как называют повреждение, которое на нем изображено? Зачем при оказании первой помощи необходимо положить сустав на возвышение?

23.  Тип 23 № 20992

Ученый изучал химический состав костей. Для этого он провел два эксперимента. В ходе первого он в течение долгого времени прокаливал кость, в результате чего та стала хрупкой и рассыпалась. В ходе второго эксперимента ученый поместил другую кость в раствор соляной кислоты на несколько дней. После этого кость стала гибкой до такой степени, что ее стало возможно закрутить в узел.

Почему после нахождения кости в растворе соляной кислоты кость стала гибкой? Какие вещества остались в кости после прокаливания?

24.  Тип 24 № 575

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ

 

Переливанием крови лечат многие болезни. В случае ранений, ожогов, травм, связанных с опасностью для жизни, переливание крови является единственным средством спасения.

 

В начале ХХ столетия были открыты группы крови. С этого времени стало возможным правильно подбирать донора реципиенту. В результате практически удалось свести к нулю смертность при данной процедуре.

 

В настоящее время в медицинской практике используют следующие методики переливания крови: непрямое, прямое, обменное, аутогемотрансфузию.

 

Наиболее распространенный метод  — непрямое переливание цельной крови и ее компонентов. Кровь и ее компоненты обычно вводят внутривенно. Прямое переливание осуществляется с помощью специальной аппаратуры непосредственно от донора больному внутривенно. К прямым переливаниям крови прибегают при внезапной массовой кровопотере в случае отсутствия свежезамороженной плазмы, эритроцитной массы. В этом случае переливают только цельную кровь без консерванта.

 

Аутогемотрансфузия  — переливание собственной крови, заготовленной заблаговременно на консервирующем растворе. При этом методе обеспечивается лучшая функциональная активность и приживаемость эритроцитов в сосудистом русле реципиента; исключаются осложнения, связанные с несовместимостью крови, переносом инфекционных и вирусных заболеваний. Показаниями к аутогемотрансфузии являются наличие редкой группы крови и невозможность подбора доноров, оперативное вмешательство у больных с нарушениями функции печени и почек.

 

Переливание цельной крови представляет определенную опасность, так как помимо необходимых ему компонентов крови  — эритроцитов  — реципиент получает ненужные для его организма разрушенные лейкоциты, тромбоциты, белки плазмы, антитела, которые могут явиться причиной осложнений.

 

Кроме того, к концу срока хранения в консервированной крови остаются жизнеспособными 70–80% эритроцитов, а тромбоциты и лейкоциты теряют свои свойства в первый день после заготовки крови. В настоящее время переливание цельной крови ограничено внедрением компонентной гемотерапии, то есть переливания отдельных клеточных или белковых фракций крови в зависимости от дефицита.

Используя содержание текста «Современные методики переливания крови» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1)  Что позволило врачам успешно переливать кровь от донора к реципиенту?

2)  В каком случае прибегают к аутогемотрансфузионному переливанию крови?

3)  Дефицит каких элементов крови будет восполняться в первую очередь у пострадавшего при анемии, вызванной большой потерей крови?

25.  Тип 25 № 1475

Группа учеников исследовала способность веществ из популярного сладкого напитка проникать через частично проницаемую мембрану. Напиток помещался в диализные трубки (трубки из частично проницаемого материала, аналогичные используемым в аппарате искусственной почки). Трубки завязывались с обоих концов и помещались в пробирку с дистиллированной водой. Через какое-то время несколько капель воды из пробирки бралось для проверки ее кислотности. Результаты ученики заносили в таблицу (эксперимент выполняло 5 групп учеников).

 

Время, мин

кислотность воды, ед. рН

тест 1

тест 2

тест 3

тест 4

тест 5

среднее

0

7,2

7,2

7,6

7,3

7,4

7,34

4

6,4

6,2

6,7

6,4

6,6

6,46

8

5,6

5,6

5,9

5,9

5,7

5,74

16

5,2

5,0

5,4

5,3

5,2

5,22

32

4,5

4,3

4,7

4,7

4,5

4,54

 

Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы.

1.  Какая кислотность была у воды, которую взяли для эксперимента?

2.  Как изменялась pH в пробирке со временем?

3.  Для чего понадобилось делать 5 повторов эксперимента?

26.  Тип 26 № 12956

На второй завтрак 15-летний Юрий съел салат с курицей и выпил апельсиновый сок. Используя данные таблиц 1, 2, 3 ответьте на вопросы.

1)  Соответствует ли калорийность второго завтрака Юрия рекомендуемой при четырехразовом питании, если за весь день с едой он получил 2900 ккал?

2)  Сколько еще жиров надо добрать Юрию до суточной нормы, если его вес 60 кг?

3)  В форме чего происходит запасание избытка углеводов у человека?

 

Таблица 1

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Бутерброд с мясом

425

39

33

41

Бутерброд с курицей

355

13

15

42

Бутерброд с ветчиной

380

19

18

35

Жареный картофель

225

3

12

29

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат с курицей

250

14

12

15

Мороженое шоколадное

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

Лимонад

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 2

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г/кг

Жиры г/кг

Углеводы, г

Энергетическая потребность, ккал

7−10

2,3

1,7

330

2550

11−15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Таблица 3

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

Первый завтрак

Второй завтрак

Обед

Ужин

14%

18%

50%

18%