СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2025. Май. Биология Вариант 12

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Тип 1 № 12113

Как называется свойство живых организмов, изображенное на рисунке?

2.  Тип 2 № 35131

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  сине-зеленая водоросль

Б)  мукор

В)  мятлик обыкновенный

Г)  аскарида лошадиная

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Бактерии

2)  Грибы

3)  Животные

4)  Растения

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

3.  Тип 3 № 35287

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  отряд Бесхвостые земноводные

2)  род Жабы

3)  вид Серая жаба

4)  класс Земноводные

5)  тип Хордовые

4.  Тип 4 № 12470

Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза у растений от концентрации углекислого газа в атмосфере (по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %), а по оси у — относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.)).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Понижение относительной скорости фотосинтеза начинается после достижения концентрация углекислого газа 0,20%.

2)  Скорость фотосинтеза зависит от количества солнечного света.

3)  После достижения концентрации углекислого газа в 0,12%, относительная скорость фотосинтеза выходит на плато.

4)  При концентрации углекислого газа равной 0,04% относительная скорость фотосинтеза составляет 30 у.ед.

5)  Увеличение относительной скорости фотосинтеза происходит в диапазоне концентраций углекислого газа от 0 до 0,16%.

5.  Тип 5 № 443

Расположите в правильном порядке события, происходящие в процессе развития сумчатых, на примере кенгуру. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  захватывание детенышем набухшего соска

2)  выпрыгивание детеныша из сумки и переход к самостоятельной жизни

3)  перемещение детеныша в сумку матери

4)  рождение самкой детеныша величиной с грецкий орех

5)  впрыскивание матерью в рот детеныша молока путем сокращения особых мышц

6.  Тип 6 № 35094

Изображенный на фотографии прибор используется с целью измерения

 

1)  уровня глюкозы в крови

2)  силы упругости кожных покровов

3)  размеров мышц плеча

4)  давления крови

7.  Тип 7 № 8388

Известно, что серая жаба − позвоночное земноводное, питающееся различными беспозвоночными животными.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

    1) 

Серая жаба − самая крупная жаба Европы.

    2) 

Питается серая жаба мелкими насекомыми, пауками, дождевыми червями, слизнями, многоножками.

    3) 

Серая жаба постоянно живет на суше, а в воду входит только для размножения.

    4) 

Зимует серая жаба под опавшими листьями, бревнами, в норах, иногда закапывается в прибрежный ил.

    5) 

Серая жаба − долгожитель, обычно живет 10−18 лет.

    6) 

Шейный отдел позвоночника серой жабы состоит из одного позвонка, который обеспечивает подвижность головы в вертикальной плоскости.

8.  Тип 8 № 1239

Между позициями первого и второго столбцов приведенной ниже таблицы имеется определенная связь:

 

 

Целое Часть
Тонкий кишечник ...
Биоценоз Грибы

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  ворсинки

2)  печеночная доля

3)  слюнная железа

4)  альвеолы

9.  Тип 9 № 16326

Какие эволюционные приобретения появились впервые у птиц? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  два круга кровообращения

2)  теплокровность

3)  смешанная кровь в сердце

4)  костный череп

5)  перьевой покров

6)  насиживание яиц

10.  Тип 10 № 20778

Вставьте в текст «Семя фасоли» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

Семя фасоли

 

В сформированном зародыше фасоли хорошо различаются первые настоящие листья, корешок и верхушка побега  —___________(А). В состав зародыша входят ___________(Б) толстые семядоли, в которых отложены ___________(В) вещества, необходимые для прорастания семени. Семядоли – это первые ___________(Г) растения.

 

Перечень терминов:

 

1)  три

2)  цветок

3)  почечка

4)  минеральные

5)  плоды

6)  две

7)  органические

8)  листья

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

11.  Тип 11 № 1082

Установите соответствие между характеристикой организма и функциональной группой, к которой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

A)  образуют органические вещества из неорганических

Б)  потребляют готовые органические вещества

В)  используют солнечную энергию для синтеза органических веществ

Г)  принадлежит к растительноядным животным

Д)  являются первым звеном цепи питания

 

 

 

ГРУППА

 

1)  производители

2)  потребители

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

12.  Тип 12 № 1048

Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

 

А.  В результате дыхания растений выделяется кислород.

Б.  Дыхание происходит на свету и в темноте.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 2095

Рассмотрите фотографии собаки породы бигль. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

14.  Тип 14 № 35175

Под каким номером изображена поджелудочная железа человека?

15.  Тип 15 № 48

Что воспримут изображенные на рисунке рецепторные клетки?

 

1)  свет

2)  прикосновение

3)  растворенное вещество

4)  звук

16.  Тип 16 № 35313

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение скелета передней конечности человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  плечевая кость

2)  таранная кость

3)  лучевая кость

4)  локтевая кость

5)  кость пясти

6)  фаланги пальцев

17.  Тип 17 № 2090

Каковы признаки биосинтеза белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  Для протекания процесса используется энергия света.

2)  Процесс происходит при наличии ферментов.

3)  Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.

4)  Процесс сопровождается синтезом АТФ.

5)  Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.

6)  Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах.

18.  Тип 18 № 35331

Установите соответствие между особенностями ткани человека и её видом.

 

 

 

ОСОБЕННОСТЬ

 

A)  клетки плотно прилегают друг к другу

Б)  клетки могут быть плоскими, кубическими, цилиндрическими

B)  ткань бывает реснитчатой, железистой, ороговевающей

Г)  ткань имеет мезодермальное происхождение

Д)  ткань бывает жидкой и твёрдой

Е)  межклеточное вещество хорошо развито

 

 

 

ВИД ТКАНИ

 

1)  эпителиальная

2)  соединительная

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е

19.  Тип 19 № 35257

 

Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания козы.

 

1)  продуцент

2)  консумент первого порядка

3)  фитофаг

4)  доминирующий вид

5)  одомашненный вид

6)  паразит

20.  Тип 20 № 35207

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит шакал. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

21.  Тип 21 № 35267

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность сов и растительности, если в течение нескольких лет шло увеличение численности мышей? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность сов Численность растительности

22.  Тип 22 № 12485

Рассмотрите рисунок с изображением мозга человека. Какая доля мозга окрашена голубым цветом? Назовите пример действия, за которое отвечает данная доля мозга?

23.  Тип 23 № 20977

Ученые сравнивали состав крови альпиниста и человека, который не имеет опыта подъема на горные вершины. В ходе исследования выяснилось, что содержание гемоглобина и количество эритроцитов у этих людей разное. Эритроцитов в одинаковом объеме крови больше у альпиниста, нежели у обычного человека без опыта восхождений. Анализ эритроцитов показал, что гемоглобина в их составе также значительно выше у альпиниста.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? По какой причине возникает разница в составе крови этих людей?

24.  Тип 24 № 1055

 

ОПАСНОСТЬ ДОПИНГА

 

Спортивные рекорды достигли границ человеческих возможностей. Поэтому некоторые спортсмены для достижения своих целей, невзирая на правовые и медицинские последствия, прибегают к недозволенным фармацевтическим средствам – допингу. Данный термин имеет употребление в спорте не только по отношению к наркотическим веществам, но и к любым веществам природного или синтетического происхождения, позволяющим в результате их приема добиться улучшения спортивных результатов.

 

Международный Олимпийский комитет запретил спортсменам использовать следующие группы препаратов: стимуляторы, наркотические обезболивающие средства, анаболические препараты, мочегонные средства и др.

 

Некоторые вещества действуют на нервную систему как стимуляторы. К ним относят амфетамин, эфедрин, кофеин и стрихнин. Хотя их действие кратковременно (выводятся с мочой), они часто используются спортсменами. Часть этих веществ входит в состав лекарств, применяемых при простуде, поэтому спортсмены должны заранее уточнить, содержит ли банальное лекарство запрещенные вещества. Стимуляторы, применяемые при максимальных физических нагрузках, даже в малых дозах, могут приводить к стойкому повышению давления крови и учащению сердцебиения, к нарушению терморегуляции и тепловому удару, к лекарственной зависимости и психическим расстройствам.

 

Одну из наиболее популярных групп допинговых средств составляют стероидные гормоны – анаболики – синтетические аналоги натурального мужского полового гормона тестостерона. Они стимулируют усвоение белков, увеличивая мышечную массу, формируя мужской тип телосложения с характерным рельефом скелетных мышц, который поддерживается за счет мочегонных средств.

 

Бесконтрольное применение анаболиков может вызвать психические расстройства, печеночную недостаточность, опухоли печени и легких, нарушение функций половых органов. Кроме того, увеличение мышечной массы не способствует повышению прочности связок, в связи с чем повышается вероятность травм сухожилий. Типичные андрогенные анаболики – нандролон, станозолол, метанабол и др.

Используя содержание текста «Опасность допинга» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1)  С какой целью спортсмены применяют допинг?

2)  Какое действие оказывают стимуляторы на состояние сердечно-сосудистой системы человека?

3)  Почему после принятия запрещенных препаратов спортсмены употребляют мочегонные средства?

25.  Тип 25 № 2322

Пользуясь таблицей «Суточная потребность энергии для людей разных категорий труда», ответьте на вопросы и выполните задание.

 

Суточная потребность энергии для людей разных категорий труда

 

 

 

Группы профессий Средние затраты энергии в сутки (в кДж)
1 Работники интеллектуального труда (ученые, врачи, педагоги) До 12 600
2 Работники, выполняющие работу средней интенсивности (водители, токари, фрезеровщики) От 12 600 до 14 700
3 Работники тяжелого механизированного труда (шахтеры, кузнецы, сельскохозяйственные рабочие) От 14 700 до 16 800
4 Работники тяжелого физического труда (грузчики, землекопы, лесорубы) От 18 900 и выше

 

1)  Сколько энергии в (кДж) в среднем тратит за сутки учитель биологии?

2)  От чего зависит расход энергии у людей разных профессий?

26.  Тип 26 № 12947

Тринадцатилетний Николай вместе со своими родителями вечером посетил кафе быстрого питания. Масса тела Николая составляет 56 кг.

1)  Какова рекомендуемая калорийность ужина Николая с учетом того, что подросток питается 4 раза в день?

2)  Какова суточная потребность Николая в белках?

3)  Чем определяется энергетическая ценность продуктов?

 

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

 

Возраст, лет Белки, г/кг Жиры г/кг Углеводы, г Энергетическая потребность,

ккал

7–10 2,3 1,7 330 2550
11–15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

 

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

 

 

Первый

завтрак

Второй

завтрак

Обед Ужин
14% 18% 50% 18%

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2025. Май. Биология Вариант 12»

1.  Тип 1 № 12113

Как называется свойство живых организмов, изображенное на рисунке?



2.  Тип 2 № 35131

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  сине-зеленая водоросль

Б)  мукор

В)  мятлик обыкновенный

Г)  аскарида лошадиная

ЦАРСТВА

1)  Бактерии

2)  Грибы

3)  Животные

4)  Растения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 35287

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  отряд Бесхвостые земноводные

2)  род Жабы

3)  вид Серая жаба

4)  класс Земноводные

5)  тип Хордовые

4.  Тип 4 № 12470

Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза у растений от концентрации углекислого газа в атмосфере (по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %), а по оси у — относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.)).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Понижение относительной скорости фотосинтеза начинается после достижения концентрация углекислого газа 0,20%.

2)  Скорость фотосинтеза зависит от количества солнечного света.

3)  После достижения концентрации углекислого газа в 0,12%, относительная скорость фотосинтеза выходит на плато.

4)  При концентрации углекислого газа равной 0,04% относительная скорость фотосинтеза составляет 30 у.ед.

5)  Увеличение относительной скорости фотосинтеза происходит в диапазоне концентраций углекислого газа от 0 до 0,16%.

5.  Тип 5 № 443

Расположите в правильном порядке события, происходящие в процессе развития сумчатых, на примере кенгуру. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  захватывание детенышем набухшего соска

2)  выпрыгивание детеныша из сумки и переход к самостоятельной жизни

3)  перемещение детеныша в сумку матери

4)  рождение самкой детеныша величиной с грецкий орех

5)  впрыскивание матерью в рот детеныша молока путем сокращения особых мышц

6.  Тип 6 № 35094

Изображенный на фотографии прибор используется с целью измерения

 

1)  уровня глюкозы в крови

2)  силы упругости кожных покровов

3)  размеров мышц плеча

4)  давления крови

7.  Тип 7 № 8388

Известно, что серая жаба − позвоночное земноводное, питающееся различными беспозвоночными животными.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

  

 1) 

Серая жаба − самая крупная жаба Европы.

  

 2) 

Питается серая жаба мелкими насекомыми, пауками, дождевыми червями, слизнями, многоножками.

  

 3) 

Серая жаба постоянно живет на суше, а в воду входит только для размножения.

  

 4) 

Зимует серая жаба под опавшими листьями, бревнами, в норах, иногда закапывается в прибрежный ил.

  

 5) 

Серая жаба − долгожитель, обычно живет 10−18 лет.

  

 6) 

Шейный отдел позвоночника серой жабы состоит из одного позвонка, который обеспечивает подвижность головы в вертикальной плоскости.

8.  Тип 8 № 1239

Между позициями первого и второго столбцов приведенной ниже таблицы имеется определенная связь:

 

Целое

Часть

Тонкий кишечник

...

Биоценоз

Грибы

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  ворсинки

2)  печеночная доля

3)  слюнная железа

4)  альвеолы

9.  Тип 9 № 16326

Какие эволюционные приобретения появились впервые у птиц? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  два круга кровообращения

2)  теплокровность

3)  смешанная кровь в сердце

4)  костный череп

5)  перьевой покров

6)  насиживание яиц

10.  Тип 10 № 20778

Вставьте в текст «Семя фасоли» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Семя фасоли

В сформированном зародыше фасоли хорошо различаются первые настоящие листья, корешок и верхушка побега  —___________(А). В состав зародыша входят ___________(Б) толстые семядоли, в которых отложены ___________(В) вещества, необходимые для прорастания семени. Семядоли – это первые ___________(Г) растения.

 

Перечень терминов:

 

1)  три

2)  цветок

3)  почечка

4)  минеральные

5)  плоды

6)  две

7)  органические

8)  листья

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 1082

Установите соответствие между характеристикой организма и функциональной группой, к которой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ХАРАКТЕРИСТИКА

A)  образуют органические вещества из неорганических

Б)  потребляют готовые органические вещества

В)  используют солнечную энергию для синтеза органических веществ

Г)  принадлежит к растительноядным животным

Д)  являются первым звеном цепи питания

ГРУППА

1)  производители

2)  потребители

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

12.  Тип 12 № 1048

Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

 

А.  В результате дыхания растений выделяется кислород.

Б.  Дыхание происходит на свету и в темноте.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 2095

Рассмотрите фотографии собаки породы бигль. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35175

Под каким номером изображена поджелудочная железа человека?

15.  Тип 15 № 48

Что воспримут изображенные на рисунке рецепторные клетки?

 

1)  свет

2)  прикосновение

3)  растворенное вещество

4)  звук

16.  Тип 16 № 35313

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение скелета передней конечности человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  плечевая кость

2)  таранная кость

3)  лучевая кость

4)  локтевая кость

5)  кость пясти

6)  фаланги пальцев

17.  Тип 17 № 2090

Каковы признаки биосинтеза белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  Для протекания процесса используется энергия света.

2)  Процесс происходит при наличии ферментов.

3)  Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.

4)  Процесс сопровождается синтезом АТФ.

5)  Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.

6)  Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах.

18.  Тип 18 № 35331

Установите соответствие между особенностями ткани человека и её видом.

ОСОБЕННОСТЬ

A)  клетки плотно прилегают друг к другу

Б)  клетки могут быть плоскими, кубическими, цилиндрическими

B)  ткань бывает реснитчатой, железистой, ороговевающей

Г)  ткань имеет мезодермальное происхождение

Д)  ткань бывает жидкой и твёрдой

Е)  межклеточное вещество хорошо развито

ВИД ТКАНИ

1)  эпителиальная

2)  соединительная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

19.  Тип 19 № 35257

Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания козы.

 

1)  продуцент

2)  консумент первого порядка

3)  фитофаг

4)  доминирующий вид

5)  одомашненный вид

6)  паразит

20.  Тип 20 № 35207

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит шакал. В ответе запишите последовательность букв.

 

21.  Тип 21 № 35267

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность сов и растительности, если в течение нескольких лет шло увеличение численности мышей? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность сов

Численность растительности

22.  Тип 22 № 12485

Рассмотрите рисунок с изображением мозга человека. Какая доля мозга окрашена голубым цветом? Назовите пример действия, за которое отвечает данная доля мозга?

23.  Тип 23 № 20977

Ученые сравнивали состав крови альпиниста и человека, который не имеет опыта подъема на горные вершины. В ходе исследования выяснилось, что содержание гемоглобина и количество эритроцитов у этих людей разное. Эритроцитов в одинаковом объеме крови больше у альпиниста, нежели у обычного человека без опыта восхождений. Анализ эритроцитов показал, что гемоглобина в их составе также значительно выше у альпиниста.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? По какой причине возникает разница в составе крови этих людей?

24.  Тип 24 № 1055

ОПАСНОСТЬ ДОПИНГА

 

Спортивные рекорды достигли границ человеческих возможностей. Поэтому некоторые спортсмены для достижения своих целей, невзирая на правовые и медицинские последствия, прибегают к недозволенным фармацевтическим средствам – допингу. Данный термин имеет употребление в спорте не только по отношению к наркотическим веществам, но и к любым веществам природного или синтетического происхождения, позволяющим в результате их приема добиться улучшения спортивных результатов.

 

Международный Олимпийский комитет запретил спортсменам использовать следующие группы препаратов: стимуляторы, наркотические обезболивающие средства, анаболические препараты, мочегонные средства и др.

 

Некоторые вещества действуют на нервную систему как стимуляторы. К ним относят амфетамин, эфедрин, кофеин и стрихнин. Хотя их действие кратковременно (выводятся с мочой), они часто используются спортсменами. Часть этих веществ входит в состав лекарств, применяемых при простуде, поэтому спортсмены должны заранее уточнить, содержит ли банальное лекарство запрещенные вещества. Стимуляторы, применяемые при максимальных физических нагрузках, даже в малых дозах, могут приводить к стойкому повышению давления крови и учащению сердцебиения, к нарушению терморегуляции и тепловому удару, к лекарственной зависимости и психическим расстройствам.

 

Одну из наиболее популярных групп допинговых средств составляют стероидные гормоны – анаболики – синтетические аналоги натурального мужского полового гормона тестостерона. Они стимулируют усвоение белков, увеличивая мышечную массу, формируя мужской тип телосложения с характерным рельефом скелетных мышц, который поддерживается за счет мочегонных средств.

 

Бесконтрольное применение анаболиков может вызвать психические расстройства, печеночную недостаточность, опухоли печени и легких, нарушение функций половых органов. Кроме того, увеличение мышечной массы не способствует повышению прочности связок, в связи с чем повышается вероятность травм сухожилий. Типичные андрогенные анаболики – нандролон, станозолол, метанабол и др.

Используя содержание текста «Опасность допинга» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1)  С какой целью спортсмены применяют допинг?

2)  Какое действие оказывают стимуляторы на состояние сердечно-сосудистой системы человека?

3)  Почему после принятия запрещенных препаратов спортсмены употребляют мочегонные средства?

25.  Тип 25 № 2322

Пользуясь таблицей «Суточная потребность энергии для людей разных категорий труда», ответьте на вопросы и выполните задание.

Суточная потребность энергии для людей разных категорий труда

 

Группы профессий

Средние затраты энергии в сутки (в кДж)

1

Работники интеллектуального труда (ученые, врачи, педагоги)

До 12 600

2

Работники, выполняющие работу средней интенсивности (водители, токари, фрезеровщики)

От 12 600 до 14 700

3

Работники тяжелого механизированного труда (шахтеры, кузнецы, сельскохозяйственные рабочие)

От 14 700 до 16 800

4

Работники тяжелого физического труда (грузчики, землекопы, лесорубы)

От 18 900 и выше

 

1)  Сколько энергии в (кДж) в среднем тратит за сутки учитель биологии?

2)  От чего зависит расход энергии у людей разных профессий?

26.  Тип 26 № 12947

Тринадцатилетний Николай вместе со своими родителями вечером посетил кафе быстрого питания. Масса тела Николая составляет 56 кг.

1)  Какова рекомендуемая калорийность ужина Николая с учетом того, что подросток питается 4 раза в день?

2)  Какова суточная потребность Николая в белках?

3)  Чем определяется энергетическая ценность продуктов?

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г/кг

Жиры г/кг

Углеводы, г

Энергетическая потребность,

ккал

7–10

2,3

1,7

330

2550

11–15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

Первый

завтрак

Второй

завтрак

Обед

Ужин

14%

18%

50%

18%